- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Административная ответственность как вид юридической ответственности
| Код работы: | K010470 |
| Тема: | Административная ответственность как вид юридической ответственности |
Содержание
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУВО« ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
Работа допущена к защите
Зав. кафедрой
« __» _________2017 г.
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине « «
На тему: « Административная ответственность как вид юридической ответственности»
(по специальности « Юриспруденция»)
Выполнил: студент 3 курса 214 группы
Научный руководитель: к.ю.н.
ОндарЛидияШуртуевна
Работа защищена « ___» _______2017 г.
На оценку « ___» ____________
Кызыл 2017
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ВИДА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
1.2. ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 9
ГЛАВА II. ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 14
2.1. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 14
2.2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 24
2.3. ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ - ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В СТРУКТУРЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение
Актуальностьтемыисследованиявнедостаточнойнаучнойразработанностирассматриваемогопонятия административной ответственности ивконечномсчетеводносторонне-наказательномвзгляденанего:уженесколькодесятилетийадминистративнаяответственностьопределяетсялишькакприменениеадминистративноговзысканияклицу,совершившемуадминистративныйпроступок.Подобнаятрактовкаадминистративнойответственностидаетсятакжевпоследнихработахпоадминистративномуправу,аэтосвидетельствуетотом,чтоавторыванализеиизложенииданнойпроблемынепродвинулисьвперед.
Кнастоящемувремени,вправовойлитературенакопилосьряддискуссионныхвопросовобответственностиюридическихлицзаадминистративныеправонарушения.Вчастотности:отличаетсялиприродаадминистративногоправонарушенияюридическихлиотналоговогоправонарушения.Намойвзгляд,актуальноихсистематизировать,ивыявитьрациональныеточкизрения.
Ввидуростаколичестваюридическихлицвстране,безусловныйинтереспредставляетвыявлениеособенностейадминистративнойответственностиданныхсубъектов,атакжепроблемпрактическогопримененияответственностизатеилииныеправонарушения.
Теоретическаяосноваисследования.Темакурсовойработы,еетеоретическаячасть,широкоизученаведущимиюристамисовременности,такимикак:Д.А.Липинский1,П.П.Серков2,А.А. Иванов3,И.В.Тимошенко4.
Современныйпериодзнаменателентрудамипоадминистративной
ответственностиА.Б.Агапова5,Д.Н.Бахраха6,К.С.Бельского7,Л.А.Калининой8,Б.М.Лазарева9,П.П.Серкова10,М.С.Студеникиной11,А.Ю.Якимова12,идругихученых-административистов.
Насегодняшнийденьадминистративнаяответственность,будучиважнейшиминструментомреагированиянаадминистративныеправонарушения,невыполняетвполноймереприсущиеейзадачи.Этообусловленомногимипричинами.Однойизнихявляетсянесовершенствозаконодательстваобадминистративнойответственности,егобессистемность,разбросанностьпоотдельнымотраслевымзаконам,чтоприводиткискажениюидублированиюнормивконечномитогекснижениюэффективностиегоприменения.
Цельданнойкурсовойработы-этоисследованиеадминистративнойответственностикакразновидностиюридическойответственности,атакжехарактеристикапонятияиосновныхсоставляющихадминистративнойответственности.
Объектомкурсовойработыявляютсяобщественныеотношения,возникающиевсферепривлеченияюридическихлицкадминистративнойответственности.
ПредметработынормативныеправовыеактыРоссийскойФедерации,КодексРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушениях,атакжеактыуполномоченныхоргановидолжностныхлиц,теории,концепции,взглядыученыхотносительнопривлеченияюридическихлицкадминистративнойответственности.
Согласнопоставленнойцели,представляетсянеобходимымрешениеследующихзадач:
анализсущностиадминистративнойответственности;
характеристикаособенностейадминистративнойособенности;
изучениеоснованийиприменениямерадминистративнойответственности.
Методологическойосновойисследованияпослужилитакиеметодыпознания,каксравнительно-правовой,историческийидругиеприёмыобобщениянаучногоматериала.
Практическаязначимостьисследованиясостоитвтом,чтоизложенныевнёмпредложенияпосовершенствованиюнорм,регламентирующихадминистративнуюответственностьмогутбытьиспользованывзаконодательномпроцессеприизменениидействующегоадминистративногозаконодательстваивадминистративнойпрактике.
Структураработыработасостоитизвведения, двухглав, заключения и списка используемой литературы.
ГлаваIСущностьиособенностиадминистративнойответственности
1.1. Понятиеипризнакиадминистративнойответственностикаквидаюридическойответственности
Административнаяответственность-этовидюридическойответственности,которойприсущивсепризнакипоследнейикотораявыражаетсявпримененииуполномоченныморганомилидолжностнымлицомадминистративногонаказанияклицу,совершившемуадминистративноеправонарушение(административныйпроступок).
Всвоюочередь,известныйученыйБахрахДемьянНиколаевичдаетследующееопределениеадминистративнойответственности.Административнаяответственность-особыйвидюридическойответственности.Втожевремяонаявляетсячастьюадминистративногопринужденияиобладаетвсемиегокачествами(осуществляетсясубъектамифункциональнойвластиврамкахвнеслужебногоподчиненияидр.)13.
К.С.Бельскийвсвоейстатье« Административнаяответственность:генезис,основныепризнаки,структура» определяетеёкак« …реагированиегосударстванаадминистративноеправонарушение,выражающеесявреализациикомпетентныморганом(должностнымлицом)правапредъявитьобвинениеопределенномулицу,подвергнутьпротивоправноедеяниеофициальнойоценкеивслучаеотрицательнойоценкиприменитьквиновномулицуадминистративноевзыскание» 14.
М.С.Студеникинапишет:« административнаяответственность-этоформареагированияоргановгосударственногоуправлениянаадминистративноеправонарушение,выражающеесявприменениикнарушителюкарательныхадминистративныхсанкций» 15.
Обобщаявышеизложенныеопределенияадминистративнойответственности,можносделатьвыводотом,чтоадминистративнаяответственность-этовидюридическойответственности,устанавливаемойгосударствомпутемизданияправовыхнорм,определяющихоснованияответственности,меры,которыемогутприменятьсякнарушителям,порядокрассмотренияделоправонарушенияхиисполненияэтихмер.
Общиедлявсехвидовюридическойответственностипризнакиприсущииадминистративнойответственности,новтожевремя,административнаяответственностьобладаеттакимипризнаками,которыеприсущитолькоей:
онаурегулировананормамиадминистративногоправа,содержащимисявфедеральныхзаконахизаконахсубъектовРФ;
основаниемеепримененияявляетсяадминистративноеправонарушение;
онасостоитвпримененииквиновнымадминистративныхнаказаний;
кнейпривлекаютсяфизическиелица(граждане,должностныелица,индивидуальныепредпринимателиидр.),атакжеюридическиелица;
онаприменяетсядолжностнымилицамиисполнительныхоргановгосударственнойвласти,коллективнымиорганами(комиссиямиподеламнесовершеннолетних,административнымикомиссиямиидр.),атакжесудьями(судами);
порядокпривлечениякадминистративнойответственностиурегулированадминистративно-процессуальныминормами.
Такимобразом,административнуюответственностьможноохарактеризоватькаквидюридическойответственности,котораявыражаетсявпримененииуполномоченныморганомилидолжностнымлицомадминистративноговзысканияклицу,совершившемуправонарушение.Административнаяответственностьобладаетпризнаками,свойственнымиюридическойответственностивообще,атакжеспецифическимипризнаками,присущимитолькоей.
1.2. Принципы,целиифункцииадминистративнойответственности
Принципыадминистративнойответственности-этоееосновныеправовыеначала,характеризующиееесущность,смыслиназначение:
наступлениеадминистративнойответственноститолькозапротивоправноеповедение,анезамысли;
наступлениеадминистративнойответственностилишьприналичиивинывдействиях(бездействии)правонарушителя;
законностьпривлечениякадминистративнойответственности;
справедливостьадминистративнойответственностииееиндивидуализация;
целесообразностьпривлечениякадминистративнойответственности;
неотвратимостьнаказаниязасовершениеадминистративныхправонарушений.
КодексРФобадминистративныхправонарушенияхтакжесодержитрядпринциповадминистративнойответственности16.
Первыйпринцип,посвоейсути,представляетсобойпродолжениеобщеправовогопринципаформальноюридическогоравенствавсехпередзакономисудом,закрепленноговст.19КонституцииРФ.КоАПРФустановлено,чтолица,совершившиеадминистративныеправонарушения,равныпередзаконом.Физическиелицаподлежатадминистративнойответственностинезависимоотпола,расы,национальности,языка,происхождения,имущественногоидолжностногоположения,местажительства,отношениякрелигии,убеждений,принадлежностикобщественнымобъединениям,атакжедругихобстоятельств.Юридическиелицаподлежатадминистративнойответственностинезависимоотместанахождения,организационно-правовыхформ,подчиненности,атакжедругихобстоятельств.
Второйпринцип-презумпцияневиновности.Лицоподлежитадминистративнойответственноститолькозатеадминистративныеправонарушения,вотношениикоторыхустановленаеговина.Принциппрезумпцииневиновностипроявляетсятакжевтом,чтолицо,привлекаемоекадминистративнойответственности,необязанодоказыватьсвоюневиновность,анеустранимыесомненияввиновностилица,привлекаемогокадминистративнойответственности,толкуютсявпользуэтоголица.
Третьимпринципом,закрепленнымзаконодательно,являетсязаконность.Институтадминистративнойответственностиопираетсятакженарядправил,связанныхсобеспечениемзаконностиприприменениимерадминистративногопринуждениявсвязисадминистративнымправонарушением:
лицо,привлекаемоекадминистративнойответственности,неможетбытьподвергнутоадминистративномунаказаниюимерамобеспеченияпроизводстваподелуобадминистративномправонарушениииначекакнаоснованияхивпорядке,установленныхзаконом;
применениеуполномоченныминатоорганомилидолжностнымлицомадминистративногонаказанияимеробеспеченияпроизводстваподелуобадминистративномправонарушениивсвязисадминистративнымправонарушениемосуществляетсявпределахкомпетенцииуказанныхорганаилидолжностноголицавсоответствиисзаконом;
приприменениимерадминистративногопринуждениянедопускаютсярешенияидействия(бездействие),унижающиечеловеческоедостоинство.
Внаукеадминистративногоправавыявленозначительноечислопринципов,досихпорненашедшихзаконодательногопризнаниявкачествеосновополагающихидейадминистративнойответственности.Кчислутакихпринциповнужноотнестиследующие:справедливостьииндивидуализацияадминистративнойответственности,еесвоевременность,целесообразностьинеотвратимость.
Справедливостьвыражаетсявтом,чтомераадминистративнойответственностидолжнабытьсоразмернастяжестьюсовершенногоадминистративногоправонарушения.
Индивидуализацияадминистративнойответственностиявляетсячастьюпринципасправедливостииозначает,чтокаждыйправонарушительдолженбытьподвергнутпринудительномувоздействиюсостороныгосударствалишьзатепротивоправныедеяния,которыеоннепосредственносовершил.
Своевременностьозначаетвозможностьпривлеченияправонарушителякответственностилишьвтечениетакназываемого« срокадавностипривлечениякответственности»,т.е.периодавремени,неслишкомотдаленногоотфактаправонарушения.
Целесообразность-этосоответствиеизбираемойвотношенииправонарушителямерыгосударственногопринужденияегосоциальнымкачествам.
Неотвратимостькакпринципадминистративнойответственностиозначает,чтоаприориниодноадминистративноеправонарушениенедолжнооставатьсябезнаказанным.
Такимобразом,принципыадминистративнойответственности-этотеосновополагающиеположения,руководствокоторымиявляетсяосновойдляприменениянормзаконодательстваобадминистративнойответственности.
Немногиеизпринциповадминистративнойответственностиполучилисвоезакреплениевзаконодательствеобадминистративныхправонарушениях,остальныепринципыосвещенылишьвнаукеадминистративногоправа17.
Цельадминистративнойответственности-этожелаемыйипланируемыйрезультат,ккоторомустремитсякомпетентныйорганилидолжностноелицо,применяямерыадминистративнойответственностиквиновномулицу.
Целямиадминистративнойответственностиявляются:защитаправопорядка,воспитаниеуграждануважениякзакону,восстановлениесоциальнойсправедливостиипредупреждениесовершенияновыхправонарушений(общаяичастнаяпревенции).Административнаяответственность,какиуголовная,дисциплинарная,-караипреследуетцеличастнойиобщейпревенцииправонарушений.Нопосколькумногиеадминистративныеправонарушенияявляютсядлящимися(неисполнениеобязанностипрописаться,статьнаучет,выполнитьпредписаниеит.п.),важнатакжецельадминистративнойответственности-стимулироватьвыполнениесубъектамиправаихобязанностей.
Осуществляяхарактеристикусущностииособенностейадминистративнойответственности,необходимообратитьсякописаниюеёфункций.
Функцииадминистративнойответственности-этоосновныенаправленияправовоговоздействиямерадминистративнойответственностинаобщественныеотношения,поведениесубъектов,мораль,правосознание,культуру,вкоторыхраскрываетсяеесущностьисоциальноеназначение.
Влитературевысказываютсяразличныеточкизрениянафункцииадминистративнойответственности.Кпримеру,А.Б.Агапов,пишет:« …однойизфункцийадминистративнойответственностиявляетсяеепревентивная(предупредительная)функция,побуждающаяюридическихифизическихлицксоблюдениюзаконодательства.Восновеэтого-моральноевоздействиенасубъектправоотношения,предотвращающеепротивоправнуюакцию» 18.
Альтернативнаяфункцияответственностипоадминистративномуправупроявляетсяпреждевсеговобщегосударственныхинтересах.Любоегосударствообъективнозаинтересовановправовойрегламентацииособыхкарательныхметодов,несопряженныхсприменениемкгражданам(подданным)июридическимлицамспециальныхмерфизическогоилипсихическогопринуждения,свойственныхуголовномупреследованию.
Неменееважна,чемвышеперечисленные,ограничительнаяфункцияадминистративно-правовойответственности.Вомногихслучаяхцельвведенияадминистративныхсанкцийзаключенавсозданиипредпосылокограниченияпоследствийвредавозможногоправонарушения.Ктаковымотносятсянекоторыеизадминистративныхвзысканий,например,всетривидалишенияспециальногоправа,административныйарест,административноевыдворение.
Правозащитнаяфункциязаключенавсозданииспециальногоправовогомеханизма,способногооградитьчастноправовыеинтересыгражданотвластногопроизволагосударственныхорганов».
Такимобразом,кфункциямадминистративнойответственностиотносятсяследующие:предупредительная(превентивная);карательная;ограничительная(поА.Б.Агапову).
Превентивнаяфункцияпризванаосуществлятьобщеепредупреждениеправонарушений,тоестьпобуждатьсубъектовправаксоблюдениюиуважительномуотношениюкзакону.
Карательнаяфункцияпроявляетсявтехнеблагоприятныхпоследствиях,которыевыраженывсанкцияхправовыхнормикоторыедолженпретерпеватьправонарушительвсилусовершенногоимпротивоправногодеяния.
Такимобразом,можноделатьвыводотом,чтоадминистративнаяответственность,являясьвидомюридическойответственности,обладаетвсемипризнакамипоследней,приэтомейприсущииспецифическиечерты,окоторыхговорилосьвпараграфепервомнастоящейглавы.Такжеадминистративнаяответственностьимеетсвоюсистемупринциповивыполняетопределенныефункциидлядостижениясобственныхцелей.
ГлаваII.Основанияимерыадминистративнойответственности
2.1.Мерыадминистративногонаказания
Административноенаказаниеявляетсяустановленнойгосударствоммеройответственностизасовершениеадминистративногоправонарушенияиприменяетсявцеляхпредупреждениясовершенияновыхправонарушений,каксамимправонарушителем,такидругимилицами.
Административноенаказаниенеможетиметьсвоейцельюунижениечеловеческогодостоинствафизическоголица,совершившегоадминистративноеправонарушение,илипричинениеемуфизическихстраданий,атакженанесениевредаделовойрепутацииюридическоголица19.
Административноенаказание–этомераответственности,применяемаязасовершениеадминистративногоправонарушения.ПосравнениюсКоАПРСФСРКоАПРФсодержитрядновыхпредписаний.Новымявляетсявведениетермина« административныенаказания» взаменранеесуществовавшего–« административныевзыскания».Теперьнаименованием« административныенаказания» охватываютсявсеустановленныеКоАПРФмерыадминистративнойответственности.Сменатерминовбылаобусловленатем,чтолюбаямераответственностиобязательносодержитвсебекакие-тоограниченияилилишенияправисвободсубъекта,привлекаемогокответственности.Этиограниченияправсоставляютсодержаниенаказаниякакадекватнойреакциигосударстванасовершенноеправонарушение.
Вст.3.1КоАПРФподчеркиваетсягосударственныйхарактерпринудительныхмер,являющихсямерамиадминистративнойответственности.Во-первых,этимерымогутбытьустановленытолькозаконом–актомвысшейюридическойсилы,принимаемымзаконодательным(представительным)органомгосударственнойвласти,во-вторых,именночерезприменениеадминистративныхнаказанийдаетсяпублично-правоваяотрицательнаяоценкагосударствомсовершенногоадминистративногоправонарушения.
Посвоейправовойприродеадминистративныминаказаниямиявляютсялишьтемерыадминистративногопринуждения,которыепредусматриваютсявст.3.2-3.11гл.2раздела1КоАПРФ.ЗафиксированныевдругихразделахКодексаиныемерыпринуждения,применяемыевсвязисадминистративнымиправонарушениями,административныминаказанияминеявляются(например,административноезадержание,личныйдосмотридосмотрвещей,изъятиевещейидокументов,задержаниеизапрещениеэксплуатациитранспортногосредства,идругиемерыобеспеченияпроизводстваподелуобадминистративномправонарушении.
Засовершениеадминистративныхправонарушениймогутустанавливатьсяиприменятьсяследующиеадминистративныенаказания(ст.2.3.КоАПРФ):предупреждение,административныйштраф,возмездноеизъятиеорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения,конфискацияорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения,лишениеспециальногоправа,предоставленноголицу,административныйарест,административноевыдворениезапределыРоссийскойФедерациииностранногогражданинаилилицабезгражданства,дисквалификация20.
Вотношенииюридическоголицамогутприменятьсятолькопервыечетыреадминистративныенаказания.
Административныенаказанияделятсянаосновныеидополнительные.
Основнымиявляютсятакиеадминистративныенаказания,которыенемогутназначатьсявдополнениекдругимвидамадминистративныхнаказаний.Предупреждение,административныйштраф,лишениеспециальногоправаидисквалификациямогутприменятьсятольковкачествеосновных.Остальныеадминистративныенаказаниямогутприменятьсяикакосновные,икакдополнительныенаказания,усиливаяпотенциалвоздействияосновногонаказания.
Дополнительноенаказаниеможетбытьназначеносудьей,органом,должностнымлицом,рассматривающимдело,тольковтомслучае,еслиэтонаказаниепредусмотреновсанкцииприменяемойстатьиОсобеннойчастиКодекса.Необходимостьвприменениидополнительногонаказаниядолжнабытьпродиктованахарактеромправонарушения,степеньювинынарушителяидругимиобстоятельствамидела.
Законкретноеадминистративноеправонарушениеможетбытьназначенотолькоодноосновноенаказание,либоодноосновноеиоднодополнительное.Одновременноеприменениедвухдополнительныхнаказанийтакженедопустимо.
Предупреждение–мераадминистративногонаказания,выраженнаявофициальномпорицаниифизическогоилиюридическоголица.Предупреждениевыноситсявписьменнойформе21.
Применяетсявосновномклицам,виновнымвсовершениинезначительныхадминистративныхправонарушений.Ономожетналагатьсялишьвслучаях,когдаэтопредусмотреновсанкциисоответствующейстатьиОсобеннойчастиКодексаилизаконасубъектаРФобадминистративныхправонарушениях.Чащевсегопредупреждениепредусматриваетсявсанкцияхальтернативносадминистративнымштрафом.Такаяконструкциясанкцийхарактернадлямногихнезначительныхадминистративныхправонарушенийвобластидорожногодвижения.Вместестемнедопускаетсяегоприменениевместодругихадминистративныхнаказаний,посколькуКодекснепредусматриваетвозможностизаменыодногоадминистративногонаказаниядругим,еслиэтонеустановленовсанкциисоответствующейнормы.
Применениепредупреждения,равнокакидругогоадминистративногонаказания,влечетдлянарушителясоответствующиеправовыепоследствия.Лицо,которомуназначеноэтоадминистративноенаказание,считаетсяподвергнутымданномунаказаниювтечениеодногогодасодняисполненияпостановленияоназначенииисполнения.Есливтечениегодатакоелицосовершитновоеадминистративноеправонарушение,токнемуможетбытьпримененоболеестрогоеадминистративноенаказание.
Предупреждениекаквидадминистративногонаказанияследуетотличатьотпредупреждений(предписаний)уполномоченныхоргановсуказаниемдопущенныхнарушенийилиихпоследствий.
Административныйштраф–административноенаказаниеимущественногохарактера.Нормыадминистративногоправапредусматриваютштрафвдвухформах:суказаниемпределовштрафа(относительноопределеннаясанкция)источнымуказаниеразмераштрафа(абсолютноопределеннаясанкция).Вподавляющембольшинствеслучаевнормативныеактыустанавливаютотносительноопределенныештрафы,чтопозволяетприегоналоженииучитыватьхарактерсовершенногоправонарушения,личностьнарушителя,степеньеговины,имущественноеположение,обстоятельства,смягчающиеиотягчающиеответственность22.
Административныйштрафявляетсяденежнымвзысканиемиможетвыражатьсяввеличине,кратной:
минимальномуразмеруоплатытруда(безучетарайонныхкоэффициентов),установленномуфедеральнымзакономнамоментокончанияилипресеченияадминистративногоправонарушения.
стоимостипредметаадминистративногоправонарушениянамоментокончанияилипресеченияадминистративногоправонарушения.
сумменеуплаченныхналогов,сборов,подлежащихуплатеправонарушениянамоментокончанияилипресеченияадминистративногоправонарушения,либосумменезаконнойвалютнойоперации.1
РазмерадминистративногоштрафанеможетбытьменееоднойдесятойМРОТ.НалагаемыйнагражданиисчисляемыйисходяизМРОТ,штрафнеможетпревышатьдвадцатьпятьМРОТ,надолжностныхлиц–пятьдесятМРОТ,наюридическиелица–однутысячуМРОТ23.ВКодексепредусмотренавозможностьустановленияадминистративногоштрафаспревышениемуказанныхразмеровназначительныйкругадминистративныхправонарушений(например,финансированиетерроризма,нарушениетаможенного,антимонопольного,валютногозаконодательстваРФ,нарушениезаконодательстваРФовнутреннихморскихводах,территориальномморе,континентальномшельфеидр.).Размерадминистративногоштрафа,исчисляемогоисходяизстоимостипредметаадминистративногоправонарушения,атакжеисходяизсуммынеуплаченныхналогов,сборов,неможетпревышатьтрехкратногоразмера.
АдминистративныйштрафпредусмотренКодексомвкачествеадминистративногонаказанияпрактическизавсевидыадминистративныхправонарушений.ОнможеттакжеустанавливатьсязаконамисубъектовРФобадминистративныхправонарушениях.
СуммаадминистративногоштрафаподлежитзачислениювбюджетвполномобъемевсоответствиисзаконодательствомРФ.
Возмездноеизъятиеорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения–принудительноеихизъятиеипоследующаяреализацияспередачейбывшемусобственникувырученнойсуммызавычетомрасходовнареализациюизъятогопредмета.Онокасаетсяохотничьегоружья,боевыхприпасовидругихдозволенныхорудийохотыирыболовства.Приэтомнеможетприменятьсяклицам,длякоторыхохотаилирыболовствоявляетсяосновнымзаконнымисточникомсредствксуществованию.Возмездноеизъятиеназначаетсясудьей.
Конфискацияорудиясовершенияилипредметаадминистративногоправонарушения–принудительноебезвозмездноеобращениевфедеральнуюсобственностьилисобственностьсубъектаРоссийскойФедерациинеизъятыхизоборотавещей.
Конфискацииподлежитнеимуществонарушителявообще,алишьтепредметыиорудия,спомощьюкоторыхсовершилосьадминистративноеправонарушение.Конфискациякакмераадминистративногонаказанияназначаетсяисключительносудьей.1
Лишениеспециальногоправа–этолишениефизическоголица,совершившегоадминистративноеправонарушение,ранеепредоставленногоемуспециальногоправавтечениеопределенногосрока.Устанавливаетсязагрубоеилисистематическоенарушениепорядкапользованияэтимправомвслучаях,предусмотренныхстатьямиОсобеннойчастиКоАПРФ.Сроклишенияспециальногоправанеможетбытьменееодногомесяцаиболеедвухлет,причеммаксимальныйразмертакогосрока,назначаемогозаповторноенарушение,устанавливаетсясанкциейсоответствующейстатьиОсобеннойчастиКодекса.
Внастоящеевремяназначаютсялишениеправаохоты(ч.1ст.8.37);лишениеправауправлениятранспортом,самоходноймашинойилидругимивидамитехники(ст.9.3.);лишениеправауправлениясудномнаморском;внутреннемводномтранспорте,маломернымсудном(ст.11.7идр.);управленияавтомототранспортнымисредствами(ст.12.8.идр.)24.
ВдиспозицияхстатейОсобеннойчастиКодекса,предусматривающихлишениеспециальногоправа,прямоуказываетсянагрубыенарушениясоответствующихправил.Следуетотметить,чтоповторноесовершениеоднородногоправонарушениялицом,ранееподвергнутымадминистративномунаказанию,являетсяобстоятельством,отягчающимадминистративнуюответственность.Поэтомусистематическоенарушениепорядкапользованияспециальнымправомобусловливаетназначениенаказанияввиделишенияэтогоправа.
Лишениеспециальногоправаввидеправаохотынеможетприменятьсяклицам,длякоторыхохотаявляетсяосновнымзаконнымисточникомсредствксуществованию.Такженеможетприменятьсялишениеспециальногоправаввидеправауправлениятранспортнымсредствомклицу,котороепользуетсятранспортнымсредствомвсвязисинвалидностью,заисключениемслучаевуправлениятранспортнымсредствомвсостояниеопьянения,уклоненияотпрохождениямедицинскогоосвидетельствованиянасостояниеопьянения,оставлениевнарушениеустановленныхправилместадорожно-транспортногопроисшествия.
Лишениеспециальногоправаназначаетсясудьей.
Административныйарест–одноизсамыхстрогихнаказаний,назначаемыхзасовершениеадминистративногоправонарушения.Заключаетсявсодержаниинарушителявусловияхизоляцииотобществаиустанавливаетсянасрокдопятнадцатисуток,азанарушениетребованийчрезвычайногоположенияилирежимавзонепроведенияконтртеррористическойоперациидотридцатисуток25.
Применениеадминистративногоарестадопускается,еслипообстоятельствамделасучетомхарактерасовершенногоправонарушения,личностинарушителяприменениедругихмернаказания,вчастностиштрафа,будетпризнанонедостаточным.Вэтомслучае,еслиделонаходитсяуоргана,должностноголица,онипередаютегонарассмотрениесудье.Правоназначенияадминистративногонаказанияпринадлежиттолькосудье.
Административныйарестустанавливаетсяиназначаетсязаотдельныевидыадминистративныхправонарушенийинеможетприменятьсякбеременнымженщинам,женщинам,имеющимдетейввозрастедочетырнадцатилет,лицам,недостигшимвозраставосемнадцатилет,инвалидамІиІІгрупп.Всеуказанныеобстоятельствадолжныбытьподтвержденысоответствующимидокументами.
Срокадминистративногозадержаниявключаетсявсрокадминистративногоареста.1
АдминистративноевыдворениезапределыРоссийскойФедерациииностранногогражданинаилилицабезгражданства–принудительноеиконтролируемоеперемещениеуказанныхлицчерезГосударственнуюграницуРоссийскойФедерациизапределыРоссийскойФедерации,авслучаях,предусмотренныхзаконодательствомРФ,-контролируемыйсамостоятельныйвыездиностранныхгражданилицбезгражданстваизРоссийскойФедерации.
АдминистративноевыдворениезапределыРоссийскойФедерациикакмераадминистративногонаказанияустанавливаетсявотношениииностранныхгражданилицбезгражданстваиназначаетсясудьей,авслучаесовершенияуказаннымилицамиадминистративногоправонарушенияпривъездевРоссийскуюФедерацию–соответствующимидолжностнымилицами26.
Административноевыдворениекакмеруадминистративногонаказаниязасовершенноеправонарушениенеобходимоотличатьотвыдворенияиностранныхгражданилицбезгражданствакакмерыадминистративногопресечения,котораяприменяетсявотношениилиц,пересекшихГосударственнуюграницуРФстерриториииностранногогосударствабезустановленныхдлявъездавРоссийскуюФедерациюдокументовиотдепортации,т.е.принудительнойвысылкииностранногогражданинаилилицабезгражданстваизРФвслучаеутратыилипрекращениязаконныхоснованийдляихдальнейшегопребываниявРоссийскойФедерации.
Административноевыдворениеиностранныхгражданилицбезгражданстванаоснованиипринятыхвустановленномпорядкепостановленийпроизводитсяорганамиивойскамипограничнойслужбыиорганамивнутреннихдел.
Дисквалификацияявляетсяновымдляотечественногозаконодательстваобадминистративныхправонарушенияхвидомадминистративногонаказания.Дисквалификациязаключаетсявлишениифизическоголицаправазаниматьруководящиедолжностивисполнительноморганеуправленияюридическоголица,входитьвсоветдиректоров(наблюдательныйсовет),осуществлятьпредпринимательскуюдеятельностьпоуправлениююридическимлицом,атакжеосуществлятьуправлениеюридическимлицомвиныхслучаях,предусмотренныхзаконодательствомРоссийскойФедерации.Дисквалификацияможетбытьпримененаклицам,осуществляющиморганизационно-распорядительныеилиадминистративно-хозяйственныефункцииворганеюридическоголица,кчленамсоветадиректоров,атакжеклицам,осуществляющимпредпринимательскуюдеятельностьбезобразованияюридическоголица,втомчислекарбитражнымуправляющим.
Административноенаказаниеввидедисквалификацииназначаетсясудьей,насрокотшестимесяцевдотрехлет.КоАПРФустановленгодичныйсрокдавностипривлечениякадминистративнойответственностизаадминистративноеправонарушение,влекущееприменениеадминистративногонаказанияввидедисквалификации,соднясовершенияилиобнаруженияправонарушения,чтообусловленоповышеннойобщественнойвредностьюитрудностьювыявлениятакихадминистративныхправонарушений.1
9мая2005г.принятЗаконовнесенииизменениявКоАП(№45ФЗ).Вводитсяновыйвидадминистративногонаказания–административноеприостановлениедеятельности.Даннаямераадминистративногонаказанияприменяетсясудамивслучаеугрозыжизниилиздоровьюлюдей,причинениясущественноговредасостояниюокружающейсреды,совершенияадминистративногонаказаниявобластиоборотанаркотическихсредствипсихотропныхвеществ,противодействиялегализациидоходов,полученныхпреступнымпутем,ифинансированиятерроризма.Судымогутнасрок90днейпрекращатьдеятельностьиндивидуальныхпредпринимателей,организаций,ихподразделений,производственныхучастков,атакжеэксплуатациюобъектовизданийиосуществлениеотдельныхвидовдеятельности.
Ещеодноновшество–временный(до5суток)запретнаведениедеятельностидорассмотренияделасудом.Такойзапретможетбытьприменентольковслучаяхпредотвращениянепосредственнойугрозыжизнииздоровьюлюдейипричинениявредаокружающейсреде.
2.2.Административноеправонарушениекакоснованиеадминистративнойответственности
Административнаяответственностьнаступаеттольковтомслучае,когдасовершеноадминистративноеправонарушение,или,инымисловами,вдействияхлицасодержатсявсепризнакисоставаправонарушения,предусмотренногоконкретнойстатьейКоАПРФ.
Административнаяответственностьможетнаступить,еслисовершеноадминистративноеправонарушение.Юридически,болееточно,следуетсказатьтак:лицоможетбытьпривлеченокадминистративнойответственности,есливегодействияхсодержатсявсепризнакиконкретногосоставаправонарушенияиотсутствуютоснования,предусмотренныест.24.5КоАПРФ,исключающиеответственность.
Законодательноеопределениеадминистративногоправонарушениязакрепленовп.1ст.2.1КоАПРФ:« …противоправное,виновноедействие(бездействие)физическогоилиюридическоголица,закотороенастоящимКодексомилизаконамисубъектовРФобадминистративныхправонарушенияхустановленаадминистративнаяответственность» 27.
Административнымправонарушением(проступком)признаетсяпосягающеенагосударственныйпорядок,частную,государственную,муниципальнуюииныевидысобственности,праваисвободыграждан,наустановленныйпорядокуправленияпротивоправное,виновное(умышленноеилинеосторожное)действиеилибездействие,закотороефедеральнымзакономпредусмотренаадминистративнаяответственность.
Характернымипризнакамиадминистративногоправонарушенияявляютсяследующие:
егообщественнаявредность;
административнаяпротивоправность.ТакоедеяниепрямозапрещеностатьямиОсобеннойчастиКоАПРФилизаконовсубъектовРФобадминистративныхправонарушениях;
этодеяние,т.е.сознательное,волевоедействиеилибездействиеодногоилинесколькихчеловек;
этодеяние,совершенноефизическимилиюридическимлицом.Егонеможетсовершитьнеорганизованнаягруппаграждан,сложнаяорганизация,неявляющаясяюридическимлицом(партия,финансово-промышленнаягруппаидр.),филиалииныеструктурныеподразделенияюридическоголица;
виновность,т.е.этодеяниесознательное,волевое,совершенноеумышленноилинеосторожно;
наказуемость,т.е.деяниепредусмотреноконкретнойнормойКоАПРФизаконамисубъектовРФобадминистративныхправонарушениях.
Говоряобадминистративномправонарушениикакоснованииадминистративнойответственности,нельзянеупомянутьобегоюридическомсоставе,которыйвключаетобъект,объективнуюсторону,субъективнуюсторонуисубъект.
Объектадминистративногоправонарушенияпредставляетсобойподлежащиеюридическойзащитеобщественно-правовыеотношения.
Структурнотакиеобщественныеотношенияусловноподразделяютсянадевятьгрупп,соответствующихгл.5-14ОсобеннойчастиКоАП.Книмотносятсяобщественныеотношениявсферечастногоправа(например,правонарушения,посягающиеначастную,кооперативнуюсобственность,собственностьобщественныхобъединенийииныенегосударственныеинемуниципальныевидысобственности;защитаправгражданвсферахпредпринимательства,торговлиифинансов-см.гл.6,12КоАП)ивсферепублично-правовых(общегосударственных)интересов.СудяпоконструкциидействующегоКоАП,подавляющеебольшинствосоставовадминистративныхправонарушенийпреследуетцельобеспечитьзащитуобщегосударственныхинтересов,аопосредованно-частныхправиинтересовграждан28.
Объективнаястороналюбогоправонарушениявыражаетсявдеяниивиновноголица(действииилибездействии),котороепричиняетвредюридическимправоотношениямвсфереадминистративногорегулирования.
Объективнаясторонаадминистративногоправонарушения-этосистемапредусмотренныхнормамиправапризнаков,характеризующихвнешнеепроявлениеданногоправонарушения.Объективнаясторонасоставахарактеризуетпроступоккакактвнешнегоповеденияправонарушителяивключает,вчастности,такиепризнакисоставаадминистративногоправонарушения,какпротивоправноедействиеилибездействиеинаступившиевредныепоследствия.
« Противоправность,негативныепоследствияипричинно-следственнаясвязьвсвоейсовокупностиявляютсяэлементамиобъективнойсторонылюбогосоставаправонарушения,и,вчастности,административного,независимооттого,простоеоноилидлящееся.Поэтомуданныеэлементыможноназватьпостояннымиилиосновными».
Субъектадминистративногопроступка-физическоеилиюридическоелицо,виновнымдействием(бездействием)которогопричиненвредпотерпевшемуилиобщегосударственныминтересам.
Спонятием« субъектадминистративногопроступка» КоАПсвязываетналичиеопределенныхюридическихпризнаков:
а)установленногозакономвозраста(ст.13,14);
б)признаков,исключающихприменениеадминистративныхсанкцийкправонарушителю(ст.18-20,22,атакжест.227и281);
в)специальныхпризнаковсубъектаадминистративногопроступка,квалифицирующихадминистративнуюответственностьлибоисключающихприменениеадминистративныхсанкций(ст.15-17).
Всехсубъектовможноклассифицироватьследующимобразом,предложеннымД.Н.Бахрахом29,полагающим,чтовадминистративномправеследуетразличатьдвегруппысубъектов:первая-индивидуальныесубъекты,ккоторымотносятсягражданеРоссийскойФедерации,иностранныегражданеилицабезгражданства,вторая-коллективныесубъектыорганизации,структурныеподразделенияорганизаций,трудовыеииныеколлективыорганизаций;сложныеорганизации.
Субъективнаясторонаадминистративногоправонарушения-этопсихическоеотношениесубъекта(физическоголица)кпротивоправномудействиюилибездействиюиегопоследствиям.Обязательныйпризнаксубъективнойстороны-винасубъектаадминистративногоправонарушения.Винабы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

