- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ состояния вопроса и перспективы применения лазерной сварки в машиностроении
| Код работы: | K016117 |
| Тема: | Анализ состояния вопроса и перспективы применения лазерной сварки в машиностроении |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ состояния вопроса и перспективы применения лазерной сварки в машиностроении 6
1.1 Особенности распределения сварочных напряжений и деформаций при лазерной обработке металлов 8
1.2 Анализ методов расчета микроструктуры при многократном нагреве и охлаждении 11
1.3 Модели расчета свойств металла в температурном интервале фазовых превращений 23
1.4 Анализ существующих методов учета фазовых превращений при расчете напряжений и деформаций 25
2 Алгоритм термомеханической задачи 28
2.1 Описание принятых физических и математических моделей 28
2.1.1 Температурная задача 28
2.1.2 Металлографическая задача 32
2.1.3 Механическая задача 36
2.2 Разработка метода расчета свойств металла в температурном диапазоне фазовых превращений 40
2.3 Алгоритм решения термомеханической задачи 41
3 Влияние фазовых превращений на кинетику напряжений и деформаций 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список использованных источников 54
ВВЕДЕНИЕ
Без создания качественно новых материалов и технологий невозможно развитие и техническое перевооружение промышленности. Они способны обеспечить снижение металлоемкости выпускаемой продукции, увеличение эксплуатационных характеристик и экологическую безопасность. К одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся технологических процессов можно отнести лазерные технологии [23,37].
Интерес к лазерному лучу обусловлен возможностью достижения высоких значений мощности и плотности потока энергии, а также легкостью транспортировки лазерного излучения. Эксперименты показывают, что лазерные технологии не только позволяют экономить, но и получать материалы с новыми свойствами, недостижимыми с помощью традиционных технологий.
Отличительной особенностью сварки мощными концентрированными источниками энергии (лазерным и электронным лучом) является так называемое «кинжальное» проплавление, характеризующееся значительной глубиной при малой ширине шва [13].
Вопросы прочности и работоспособности сварных конструкций являются важными и актуальными в транспортном машиностроении (автомобили, вагоны и др.). Для их решения можно использовать какрасчетные, так иэкспериментальные методы. В связи с тем, что экспериментальные методы в большинстве своемдорогостоящие итрудоемкие, для оценки напряженно – деформированного состояния сварных соединений все шире используются численные методы, такие как метод конечных разностей и метод конечных элементов. В настоящее время мощным средством решения дифференциальных уравнений, описывающих различные физические процессы, являетсяметод конечных элементов.
Применение и развитие расчетных методов для прогнозирования работоспособности и прочности сварных конструкций позволяет свести к минимуму количество необходимых экспериментов, а, следовательно, и используемых материалов.
Очень важно при прогнозировании прочности сварной конструкцииисследовать напряженно-деформированное состояние в объеме металла, что в отличие от экспериментальных методов позволяют сделать расчетные методы.
Существует более двадцати коммерческих программ широкого назначения для решения задач методом конечных элементов [14,26,48,49].
Большое влияние на напряженно-деформированное состояние, а, следовательно, и на прочность и работоспособность конструкции, также оказывают низкотемпературные фазовые превращения [50].Не только к количественным, но и к качественным ошибкам приводят расчеты напряженно-деформированного состояния без учета фазовых превращений. Поэтому в настоящее время остается актуальной проблема создания программного комплекса, позволяющего решать сварочные задачи с учетом характерных особенностей.
Разработке математической модели напряженно-деформированного состояния с учетом низкотемпературных фазовых превращений при лазерной обработке металлов и посвящена данная работа.
Целью данной работы является разработка математической модели напряженно-деформированного состояния с учетом фазовых превращений при лазерной обработке металлов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проведение аналитического обзора, с целью обоснования подбора методики для разработки математической модели напряженно-деформированного состояния металла.
2. Разработка метода расчета свойств металла в температурном диапазоне фазовых превращений;
3. Разработка методики расчета сварочных напряжений и деформаций с учетом фазовых превращений.
Проблемы прочности, точности изготовления и работоспособности сварных конструкций непосредственно связаны с изменением в процессе сварки температурных полей, структуры металла и напряженно-деформированного состояния. Актуальной является проблема оценки напряженно-деформированного состояния сварных соединений с учетом фазовых превращений.
1 Анализ состояния вопроса и перспективы применения лазерной сварки в машиностроении
Одним из наиболее перспективных направлений в машиностроении является лазерная сварка. Сварка в настоящее время является самым распространенным способом создания неразъемных соединений металлических конструкций.
Лазерная сварка металлов - это процесс высокотехнологичный и порой единственно возможный при определенных видах работ. Источником нагрева при лазерной сварке металловслужитлазерный луч. Из всех типов лазеров для сварки металлов наиболее подходят газовые и твердотельные модификации лазеров. Высокая скорость лазерной сварки по сравнению с дуговыми способами, большая концентрация тепловой энергии и тепловое воздействие на околошовную зону вследствие высоких скоростей нагрева и охлаждения металла повышают сопротивляемость большинства конструкционных материалов образованию горячих и холодных трещин. Это обеспечивает высокое качество сварным соединениям из материалов, плохо свариваемых другими способам сварки.
Главные преимущества по сравнению с другими существующими методами сварки:
* узкая зона термического влияния, за счет большой скорости сварки;
* низкая деформация сварных соединений;
* сварные швыс глубоким проплавлением;
* возможность подачи защитного газа и легирующих элементовв зону сварки;
* отсутствие пористости в сварных соединениях
* экологичность (современная установка лазерной сварки позволяет обойтись без вспомогательных сварочных материалов и флюсов);
* высокая производительность по сравнению с прочими способами сварки.
1.1 Особенности распределения сварочных напряжений и деформаций при лазерной обработке металлов
Неравномерный высокотемпературный нагрев, кристаллизационная усадка швов, структурные изменения металла шва и околошовной зоны при сварке является причиной внутренних тепловых напряжений и деформаций. Чем ниже теплопроводность металла и выше температура нагрева, тем будут выше напряжения и температурные деформации в сварном соединении.
В период остывания наблюдается обратная картина: укороченные волокна металла стремятся принять свои новые размеры, но этому сопротивляются те же не нагревавшиеся участки конструкции. Такое сопротивление при остывании конструкции приводит к появлению в нагревавшемся участке соединения напряжений растяжения, которые также достигают предела текучести и вызывают пластические деформации обратного знака (растяжения). Появившиеся пластические деформации растяжения не могут полностью компенсировать укорочение. Поэтому на участке сварного соединения остаются деформации укорочения и соответствующие им активные напряжения растяжения, вызывая появление уравновешивающих их напряжений сжатия в смежных (не нагревавшихся) участках. При уравновешивании напряжений происходит видимое формоизменение незакреплённой (свободной) конструкции, то есть её деформирование.
Напряжения, возникающие при сварке, относятся к собственным напряжениям, существующим в сварной конструкции при отсутствии внешних нагрузок. Собственные напряжения разделяют на макро- и микронапряжения. Макронапряжения в пределах размера зерна металла изменяются незначительно, имеют определённую ориентацию и уравновешены в пределах конструкции. Микронапряжения претерпевают значительные изменения в пределах зерна металла.
Изучение процесса образования деформаций и сварочных напряжений очень важно для решения следующих задач:
* оценка вероятности появления трещин в процессе изготовления конструкций;
* определение поля остаточных напряжений с целью учета их при оценке работоспособности конструкции;
* решение вопросов, связанных с проблемой точности изготовления конструкций.
Сварочные напряжения бывают одноосными (в элементах стержневого типа), двухосными (в пластинах и оболочках) и трёхосными (в массивных изделиях). Их классифицируют по следующим признакам:
? по времени существования – временные (существуют при нагреве и остывании конструкции) и остаточные (остающиеся после полного остывания конструкции);
? по направлению действия – продольные (параллельные оси сварного шва) и поперечные (перпендикулярные оси шва);
? по причине появления – температурные (от неравномерного распределения температур), структурные (от структурных превращений в металле) и деформационные (обусловлены упруго-пластическими деформациями металла);
? по характеру действия – активные, уравновешивающие (собственно сварочные напряжения), реактивные (от действия внешних связей).
Сварные конструкции в результате появления упругопластических деформаций в сварных соединениях могут изменить свои размеры и претерпеть общие деформации. Последние могут быть продольными и поперечными, деформациями изгиба, скручивания и потери устойчивости.
В результате продольных и поперечных деформаций происходит сокращение элементов по длине и ширине. Эти деформации образуются при симметричной укладке сварных швов.
Деформации изгиба образуются при несимметричном расположении сварных швов в конструкциях и сопровождаются продольным сокращением элементов - продольной усадкой швов и поперечным сокращением - поперечной усадкой швов. Этот вид деформации в практике встречается довольно часто.
Деформации скручивания образуются вследствие несимметричного расположения швов в поперечных сечениях элементов.
Деформации потери устойчивости вызываются сжимающими напряжениями, которые образуются в процессе нагревания и остывания изделий.
Таким образом, имеют большое практическое значение вопросы расчетного определения сварочных деформаций и напряжений, оценка их влияния на работоспособность конструкции, а также оптимизация технологического процесса изготовления сварных конструкций.
На временные и остаточные напряжения и деформации при сварке оказывают значительное влияние фазовые превращении. Это влияние обусловлено изменением объема и свойств металла при фазовых превращениях. Оценка напряженно-деформированного состояния без их учета приводит к существенным качественным и количественным ошибкам [13].
1.2 Анализ методов расчета микроструктуры при многократном нагреве и охлаждении
Вопросам, посвященным металловедению сварки, в литературе уделяется большое внимание [8,9,18,19].
Под действием температурного поля источника теплоты в металле сварного соединения происходят физико-химические и термодеформационные процессы.
Физико-химические процессы при сварке характеризуются фазовыми и структурными превращениями. Полнота и степень этих превращений зависит от параметров сварочного термического цикла и химического состава материала
К фазовым превращениям относятся:
а – полиморфные превращения (образование в зависимости от скорости охлаждения перлита, сорбита, троостита, бейнита и мартенсита) (рисунок 1.6);
б– растворение (при нагреве) и выделение (при охлаждении) новых фаз при изменении растворимости примесей.
К структурным превращениям относятся:
а – рост зерна в условиях сварочного термического цикла;
б– рекристаллизация (рост новых зерен в области низких температур).
Металл сварного соединения неоднороден [16,19]. При сварке плавлением в сварном соединении можно выделить три ярко выраженных зоны: закристаллизовавшийся металл шва, металл зоны термического влияния и основной металл. Зоной термического влияния называют примыкающую к сварному шву зону основного металла с измененной в процессе сварки структурой. Общий размер зоны термического влияния при лазерной сварке в 3-5 раз меньше, чем при аргонодуговой.
Рассмотрим строение этой зоны для однопроходной сварки плавлением сплавов с полиморфным превращением на примере низкоуглеродистой стали. Для этого сопоставим кривую максимальных температур с диаграммой состояния железо-углерод (рисунок 1.1). По положению критических точек на кривой максимальных температур в зоне термического влияния можно выделить несколько участков с различной структурой:
I – зона сплавления (TC |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

