VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деффицитность территориальных бюджетов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000674
Тема: Деффицитность территориальных бюджетов
Содержание
Содержание
Введение	3
1 Теоритические основы дефицитности территориальных бюджетов	5
1.1 Теоритические концепции дефицитности государственного бюджета	5
1.2 Причины возникновения дефицита территориальных бюджетов	10
2 Анализ основных доходов и причин дефицитности бюджетов регионального и местного уровня	14
2.1 Анализ основных доходов и расходов, финансовый потенциал бюджета Кировской области	14
2.2 Причины дефицитности бюджета Кировской области	22
2.3 Анализ основных доходов и расходов, финансовый потенциал местного бюджета (на примере Нолинского района)	24
2.4 Причины дефицитности бюджета Нолинского муниципального района	27
2.5 Методы борьбы и источники покрытия дефицита регионального и местного бюджета	28
Заключение	33
Библиографический список	35
Приложения ……………………………………………………………………..38




ВВЕДЕНИЕ
     
     Переход от планового ведения народного хозяйства России к рыночным отношениям сопровождался формированием принципиально новой бюджетной системы, которая признается главным финансовым инструментом обеспечения деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления.
    Бюджетная система любого федеративного государства в некоторые периоды своего существования испытывают  несбалансированность бюджета. Бюджетный дефицит отражает некоторые изменения в процессе национального воспроизводства. Надо отметить, что в условиях динамично развивающейся экономики  государства или его территориальных частей дефицит бюджета не признается неординарным событием. Нормальное функционирование такой системы связано с необходимостью формирования источников финансирования дефицита бюджета, с использованием чёткого механизма реализации, а потому тема курсовой работы, несомненно, является актуальной.
     Знание методов борьбы и источников финансирования дефицита бюджета любого уровня необходимо экономисту-аналитику в его профессиональной деятельности. Данная тема не в полном объеме изучена российскими специалистами. В ходе работы над курсовым исследованием автором было проанализировано достаточное количество источников учебного, методологического и правового характера. Список использованных источников прилагается в конце работы.
     Объектом данного курсового исследования является непосредственно  бюджетный дефицит региональных и местных бюджетов.
     Предметом курсовой работы являются бюджет Кировской области и местный бюджет муниципального образования Нолинский муниципальный район. 
    Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают весь финансово-экономический механизм, который стимулирует приток доходов в бюджет. Сбалансированный бюджет может быть только в теории, а по факту бюджет может быть как профицитным так и дефицитным. Начиная с 2009 года  российский бюджет любого уровня,  является дефицитным.
    Многие экономически развитые государства жили и продолжают жить в долг. Дефицит бюджета признается естественным, если он приблизительно соответствует уровню инфляции в государстве.
    Целью данной работы является анализ дефицитности региональных и местных бюджетов, в том числе источников финансирования дефицита бюджета. 
     Для достижения поставленной цели в процессе написания курсовой работы необходимо решить ряд ниже перечисленных задач: 
     а) изучить сущность дефицита бюджета;
     б) рассмотреть причины возникновения дефицита территориальных бюджетов;
     в) проанализировать бюджет  Кировской области;
     г) проанализировать бюджет  Нолинского муниципального района;
     д) рассмотреть методы борьбы и источники покрытия дефицита регионального и местного бюджета.
     Информационной базой для написания курсовой работы являются:
     а) нормативно-законодательная база по вопросам бюджетно-налоговой политики;
     б) учебно-методическая литература и периодические источники;
     в) собственные наблюдения и рассуждения.
     При написании курсовой работы были использованы: метод анализа - рассмотрение предмета исследования по  составным частям – бюджетный дефицит и источники его финансирования; метод синтеза – объединение проанализированных сведений в общую систему. 
    1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФИЦИТНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

    1.1. Теоретические концепции дефицитности государственного бюджета
     
     Бюджетная система государства представляет собой объединение бюджетов административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном понимании государственных фондов и учреждений, а так же всех властных структур страны. Бюджетная система государства основывается на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
     Для выполнения поставленных перед государством целей и задач  необходимо правильно осуществлять бюджетный процесс. От эффективности бюджетного процесса будет во многом зависеть развитие экономики и государства в целом [8, с.221-228].
     Бюджетная система государства образуется через совокупность всех видов бюджетов в государстве. Основы бюджетного устройства России определяются Конституцией Российской Федерации. 
     Точная структура бюджетной системы России представлена в статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ):
      а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
     б) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
     в) местные бюджеты, в том числе:
     1) бюджеты муниципальных образований и бюджеты внутригородских муниципальных образований городов  федерального значения;
     2) бюджеты городских и сельских населенных пунктов и бюджеты внутригородских районов.
     Контрольная функция позволяет увидеть, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективность их использования. Благодаря контрольной функции, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики государства [14].
     В основном доходы государственного бюджета представляют собой экономические отношения между публичной властью, с одной стороны, и экономическими субъектами и населением страны – с другой. 
     Надо отметить, что любой бюджет подвержен одному из трех состояний:
     - сбалансированный бюджет – бюджет, в котором величина расходов соответствует величине доходов;
     - профицит бюджета – бюджет, в котором величина доходов превышает величину расходов;
     - дефицит бюджета – бюджет, в котором величина расходов превышает величину доходов;
     В идеале бюджет должен составляться и утверждаться сбалансированным. 
     Вертикально сбалансированной бюджетная система является тогда, когда объем поступлений в совокупном бюджете каждого уровня, признается достаточным для выполнения государственной властью и/или органами местного самоуправления своих функций. Данная ситуация называется равенством доходных и расходных полномочий. 
     Важным вопросом вертикального выравнивания бюджетной системы признается четкое разграничение обязанностей и функций на каждом уровне власти, с учетом наделения этих функций достаточным количеством финансовых ресурсов.
     Горизонтально сбалансированной бюджетная система признается тогда, когда наблюдается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.
     С экономической точки зрения профицит бюджета предполагает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет. Позитивное положение финансовых ресурсов может негативно влиять на экономику, так как  если финансовые ресурсы излишне сосредоточены в руках публичной власти (в казне), то данная ситуация приводит  к уменьшению инвестиционного потенциала экономических субъектов. На этом фоне снижается возможность экономических субъектов на обновление производства, внедрение новых технологий.
     Из Бюджетного кодекса  Российской Федерации ранее действующая глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» исключена Федеральным законом № 116-ФЗ  от 5 августа 2000 г.
     Под дефицитом государственного бюджета понимается финансовое явление, не всегда относящееся к разряду чрезвычайных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. 
     Бюджетным процессом признается законодательно обоснованная деятельность участников бюджетного процесса в части:
     - составления и рассмотрения проектов бюджетов;
     - утверждения и исполнения бюджетов;
     - контроля за исполнением бюджетов;
     - осуществления бюджетного учета;
     - составление и внешняя проверка бюджетной отчетности;
     - рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
     Главным предназначением любого бюджета признается финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов [4, c.87]. 
     Формирование расходной части бюджета осуществляется в соответствии с бюджетно-налоговой политикой предусмотренной на очередной финансовый год.
     Бюджет Российской Федерации является, прежде всего, инструментом для финансового обеспечения задач и функций, которые решаются как государственной властью, так и местным самоуправлением [6, c.122]. 
     В соответствии со статьей 6 БК РФ расходами бюджета признаются денежные средства, которые выплачиваются из бюджета, за исключением средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета. БК РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджета всей бюджетной системы должно осуществляться в соответствии с законодательно установленными расходными обязательствами.
     В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на два вида: текущие расходы и капитальные расходы.
     Текущими расходами бюджета признаются расходы, которые обеспечивают:
     - текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений;
     - оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий.
     Капитальными расходами бюджета признаются расходы, которые связаны с осуществлением инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации, учреждения. Следовательно, капитальные расходы бюджета являются источником увеличения имущества или создания нового имущества.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 БК РФ в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год и/или плановый период. 
     В законе или решении о бюджете обязательно содержатся основные характеристики бюджета (Приложение 1):
     - общий объем доходов бюджета;
     - общий объем расходов бюджета;
     - дефицит/профицит бюджета;
     - иные показатели, установленные БК РФ, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований [1, ст.184.1]. В соответствии с главой 10 БК РФ различают расходы бюджетов, отображенные в приложении 2.
     Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [5, с. 269]
     Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.
     Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
     Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.
     В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
     Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
     - чрезмерных государственных расходов;
     - ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);
     - циклических спадов в экономике.
     Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг.
     Государственный долг - это сумма задолженности страны/субъекта РФ своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран [5, с. 265]. 
     
    1.2.  Причины возникновения дефицита территориальных бюджетов
     
     В существовании любого государства возникают обстоятельства, при которых наблюдается дефицит бюджета. Под дефицитом бюджета понимается разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов бюджета, это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных событий. Надо отметить, что качество бюджетного дефицита может быть разным:
     - дефицит, который напрямую связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
     - дефицит, который возникает в силу чрезвычайных обстоятельств, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
     - дефицит, который отражает кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.
     В соответствии со статьей 92 Бюджетного кодекса  Российской Федерации дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
     Выделяют такие причины возникновения бюджетного дефицита, как:
      - структурная перестройка экономики;
     - сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса; 
     - чрезвычайные обстоятельства;
     - неэффективность финансовой системы государства; 
     - политический популизм, который выражается в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами; 
     - коррупция в государственном секторе [12] 
     В соответствии со статьей 92.1 БК РФ дефицит бюджета субъекта РФ или дефицит местного бюджета  на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом (решением).
     По отношению к дефициту бюджета субъекта РФ установлен лимит в размере 15% от годового объема утвержденных объемов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением доходов в виде безвозмездных поступлений [1, п.2 ст.92.1].
     В отношении субъектов РФ, в которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух последних лет была более 40% от объема собственных доходных средств консолидированного бюджета субъекта РФ, установлен лимит дефицита бюджета в размере 10% от годового объема утвержденных объемов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением доходов в виде безвозмездных поступлений [1, п.4 ст.130].
     По отношению к местным бюджетам  установлен лимит в размере 10% от годового объема утвержденных объемов местного бюджета, за исключением доходов в виде безвозмездных поступлений  и/или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [1, п.3 ст.92.1].
     В отношении муниципальных образований доля дотаций, в которых   из других бюджетов бюджетной системы РФ в течение двух последних лет была более 50% от объема собственных доходных средств бюджета, установлен лимит дефицита бюджета в размере 5% от годового объема утвержденных объемов местного бюджета, за исключением доходов в виде безвозмездных поступлений [1, п.4 ст.136].
     Бюджетный дефицит как категория денежного хозяйства, выражает экономические отношения, которые возникают между участниками процесса воспроизводства в результате использования денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.  Следовательно, основной причиной дефицита бюджета является отставание темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.
     В качестве причин такого отставания необходимо выделить следующие:
     - кризисные явления в экономике;
     - неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
     - чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
     - милитаризация экономики в мирное время;
     - осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
     - чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
     Долгосрочная несбалансированность бюджета так называемый хронический дефицит, связан с наличием бюджетного дефицита в течение ряда лет. 
     Краткосрочная несбалансированность бюджета характеризуется несоответствием расходов и доходов бюджета в течение оного финансового года.
     Вопрос влияния бюджетного дефицита на развитие экономики государства признается спорным.
     Приверженцы концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:
     - бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;
     - бюджетный дефицит не представляет опасности для национальной экономики, так как  все расходы, совершаемые на территории определенной страны, способствуют росту благосостоянию этой страны;
     - бюджетный дефицит предполагает увеличение доходов экономических субъектов и той части населения, которая является получателем бюджетных средств, и, как следствие, способствует повышению производительности труда и расширению национального производства. Что в свою очередь приводит к росту налоговых поступлений.
      Приверженцы неоклассического направления, которые придерживаются противоположного мнения, считают, что: 
     -  хронический бюджетный дефицит потребует увеличения налоговых ставок, следовательно, текущее экономическое бремя перейдет на будущее поколение;
     - для покрытия дефицита бюджета потребуются экстраординарные меры, в виде эмиссии денег, займов, что приведет к расшатыванию кредитно-денежной системы, девальвации национальной валюты, к росту государственного долга;
     - рост дефицита бюджета неизбежно приведет к повышению процентных ставок по государственным ценным бумагам [18]. 
     Еще одна концепция связана с так называемой идеей функциональных финансов, в соответствии с которой цель финансовой политики государства должна быть обозначена не сбалансированностью бюджета, а сбалансированностью экономики государства. 
     В этом случае при достижении макроэкономической стабильности может возникнуть как устойчивое положительное сальдо, так и бюджетный дефицит. Сбалансированность бюджета, согласно данной концепции, становится второстепенной проблемой.


    2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ДОХОДОВ И ПРИЧИН ДЕФИЦИТНОСТИ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УРОВНЯ
     
    2.1. Анализ основных доходов и расходов, финансовый потенциал бюджета Кировской области

     Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты формируются путем поступления налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Основным источником доходной части бюджета любого уровня признаются налоговые доходы.
      В соответствии с БК РФ федеральные налоги не полностью зачисляются в федеральный бюджет, а по законодательно установленному нормативу. Распределение налоговых платежей между уровнями бюджетной системы в части федеральных налогов представлено в приложении 3.
     Кировская область, входит в состав Волго-Вятского экономического района Российской Федерации. Основными отраслями промышленности Кировской области признаются черная металлургия, деревообрабатывающая, химическая, микробиологическая, легкая. Пищевая и торфяная промышленность. 
     Предприятия этого направления являются основными источниками налоговых поступлений в бюджет Кировской области [19]. Финансовая политика Кировской области,  как инструмент системы регионального управления, нацелена на достижение стратегических ориентиров развития области, с целью формирования конкурентоспособной экономики.
     Бюджет Кировской области представляет собой форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для обеспечения задач и функций, возложенных на государственную власть Кировской области.
     Формирование расходной части бюджета осуществляется на основании ежегодного Бюджетного послания Губернатора Кировской области Законодательному Собранию области. В Бюджетном (налоговом) послании содержатся приоритетные вопросы заявленные Губернатором, а так же основные направления финансово-бюджетной политики Кировской области.
     Формирование объемов расхода бюджета производится в соответствии с прогнозируемым объемом мобилизации доходов на основании прогноза социально-экономического субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ в Законе о бюджете на следующий финансовый год устанавливается ведомственная структура расходов бюджета. Исключение составляют государственные внебюджетные фонды.
     Основные характеристики областного бюджета Кировской области на 2016 год, соответствуют:
     - доходы бюджета – 41 691,7 млн. руб.;
     - расходы бюджета – 44 718,9 млн. руб.;
     - дефицит бюджета – 3 027,2 млн. руб.
     Основные характеристики бюджета Кировской области в динамике за три года: 2014-2015 гг. и плановый период 2016 года представлены в таблице 1 [10].
Таблица 1
Основные характеристики бюджета Кировской области 2014-2015 гг. и плановый период 2016 года1
Наименование показателя
Период

2014 г.
2015 г.
2016 г.
Доходы (млн. руб.)
42 170,8
42 489,5
41 691,7
Расходы (млн. руб.)
46 028,1
46 128,9
44 718,9
Дефицит (млн. руб.)
3 857,3
3 639,4
3 027,2
     
     Как видно из таблицы доходы в 2016 году снизились по отношению к 2015 году на  797,8 млн. руб., а по отношению к 2014 году на - 479,1 млн. руб.
     Доходы областного бюджета на 2016 год представлены следующими источниками:
     - налоговые доходы – 27 040,5 млн. руб.;
     - неналоговые доходы – 988,6 млн. руб.;
     - безвозмездные поступления – 13 662,6 млн. руб.
     Структура налоговых доходов областного бюджета на 2016 год следующая:
     - налог на имущество организаций
     - налоги на совокупный доход – 6,4%;
     - налоги на имущество – 11,2%;
     - налог на доходы физических лиц – 39,7%;
     - налог на прибыль организаций – 27,0%;
     - акцизы по подакцизным товарам – 14,9%
     - государственная пошлина и прочие налоговые доходы – 0,9%.
     Снижение налоговых доходов в 2016 году (таблица 1) связано со снижением величины прочих налоговых доходов, с 279,0 млн. руб. в 2015 году до 247,8 млн. руб. в 2016 году, что составляет 11,2%.
     В соответствии с п. 2 статьи 92.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, как было рассмотрено в первом разделе работы, по отношению к дефициту бюджета субъекта РФ установлен лимит в размере 15% от годового объема утвержденных объемов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением доходов в виде безвозмездных поступлений.
     В соответствии с этим положением произведен расчет доли дефицита бюджета Кировской области – 10,8%:
     (3 027,2*100%)/((41 691,7-13 662,6))=10,8%
     Следовательно, дефицит бюджета Кировской области за 2016 год не является критическим.
     Финансовый потенциал бюджетов субъекта Российской Федерации в целом может быть определен по следующим показателям: 
     - текущим финансовым положением;
     - перспективами изменения финансового положения;
     - качеством управления бюджетом. 
     Надо отметить, что оценка качества управления бюджетом может быть дана в результате специального исследования [13]. При этом может оценивается нормативная правовая база, программа заимствований, система управления долгом, предоставление налоговых льгот, детальность утверждения бюджета и иные критерии.
         Единственное исключение – оценка показателей, которые характеризуют исполнение бюджета: чем равномернее исполнение бюджета, при прочих равных условиях, тем выше качество финансового управления, а, следовательно, и финансового потенциала бюджета.
     Методики оценки кредитоспособности российских регионов находятся в стадии разработки, а возможности применения зарубежного опыта неприемлемы, так как российская бюджетно-налоговая система имеет специфические характеристики.
     На первом этапе оценки финансового потенциала бюджета Кировской области,     возможно, определить обеспеченность накопленных обязательств доходами [13].
     Базовая формула расчета обеспеченности накопленных обязательств доходами следующая:
     m=  (K+Sцб+Sк)/Т ,   					  (1)	
где,   К – кредиторская задолженность бюджета на определенную дату;
     Sцб – сумма превышений привлечения средств от размещения ценных бумаг над погашением за последние 3 года;
      Sцб – сумма превышений привлечения прочих кредитов над их погашением  за последние 3 года;
     Т – среднемесячные доходы бюджета за отчетный период.
     При этом обеспеченность накопленных обязательств бывает:
     - высокая – менее 6 месяцев;
     - средняя – от 6 месяцев до 12 месяцев;
     - низкая – более 12 месяцев.
     Расчет обеспеченность накопленных обязательств (формула 1):
     - накопленная задолженность бюджета Кировской области составляет – 40 941,2 млн. руб.;
     - среднемесячные доходы бюджета за 2016 год – 3 474,3 млн. руб.
     11,8=  (40 941,2 )/(3 474,3 )
     Обеспеченность накопленных обязательств бюджета Кировской области составляет 11,8 месяцев, что соответствует средней обеспеченности накопленных обязательств, но ближе к низкой обеспеченности накопленных обязательств.
     Расходы областного бюджета на 2016 год представлены следующим перечнем:
     - общегосударственные расходы  – 2,8%;
     - национальная оборона – 0,5%;
     - национальная экономика – 20,2%;
     - ЖКХ – 4,6%;
     - здравоохранение – 16,0%;
     - образование – 22,7%;
     - социальная политика – 22,1%;
     - обслуживание государственного долга – 1,8%;
     - межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ - 6,4%;
     - иные – 2,9%.
     Наибольшая доля расходов приходится на социальную сферу:  социальная политика,  образование, здравоохранение. Безусловно, к этому числу относятся и расходы на  национальную экономику. 
     В целях повышения результативности и эффективности расходной части бюджета с 2013года областной бюджет формируется и исполняется в рамках государственных программ Кировской области [19].
     В 2016 году будут реализовываться 23 государственные программы. Расходы на осуществление программ составляют:
     - госпрограммы социальной направленности – 28 509,8 млн. руб.;
     - госпрограммы поддержки отраслей экономики – 10 806,5 млн. руб.;
     - госпрограммы общего характера – 4 658,2 млн. руб.;
     - госпрограммы, направленные на обеспечение безопасности условий жизнедеятельности – 565,0 млн. руб.
     Понятие финансовый потенциал является в России достаточно спорным. Своеобразное определение данной характеристике дает А.Л. Коломниец [7, с. 5]: «Под финансовым потенциалом понимается совокупность финансовых ресурсов, мобилизация которых в полном объеме является недостижимой для целей развития территорий и удовлетворения социально-экономических потребностей граждан». 
     В целом в отечественной науке отсутствует единое четкое определение понятия «финансовый потенциал субъекта Российской Федерации», это понятие часто отождествляется с понятием «инвестиционный потенциал».
     При этом  анализ бюджета Кировской области показал динамику к росту дефицита бюджета и предполагается в дальнейшем увеличение дефицита бюджета [16].
     На втором этапе оценки финансового потенциала бюджета Кировской области     возможно определить сбалансированность бюджета. Базовым показателем, характеризующим текущую сбалансированность бюджета региона за тот или иной период, является уровень не отчетного, а расширенного дефицита, который рассчитывается по формуле:
     d= 100*((P+A+S1+C1+Gk))/((R+S2+C2+Gk)) ,   	            	(2)				
где,   P – доходы бюджета от продажи государственной/муниципальной собственности;
	А – изменение остатка средств на бюджетных счетах;
     S1 – объем средств, привлечения средств за счет выпуска ценных бумаг;
     С1 – объем средств привлеченных за счет иных средств (банковские кредиты);
     Gk – прирост кредиторской задолженности всех видов;
     R – фактические бюджетные расходы;
     S2 – объем средств, привлеченных за счет выпуска ценных бумаг;
     С2 – объем средств направленных на погашение  прочих кредитов.
     Расчет уровня расширенного дефицита (формула 2):
     100*((3 823 039,9))/48934910,72 = 12,8%
     В совокупности показатели обеспеченности финансовых обязательств и сбалансированности бюджетов характеризуют относительный уровень фискальной кредитоспособности региона и тенденций его изменений, характеристики   которого представлены в таблице 2.
Таблица 2 
Характеристики   относительного уровня фискальной кредитоспособности [13]
Отношение финансовых обязательств к среднемесячным доходам
Уровень дефицита

Низкий
средний
Низкое 
Кредитоспособность высокая с тенденцией к повышению
Кредитоспособность высокая с тенденцией к понижению
Высокое 
Кредитоспособность низкая с тенденцией к повышению
Кредитоспособность низкая с тенденцией к понижению
     
     Сбалансированность бюджета оценивается по следующим параметрам:
     - высокая сбалансированность – при расширенном дефиците менее 10%;
     - средняя сбалансированность – при расширенном дефиците 10% - 20%.
     Определено, что уровень дефицита Кировской области средний, сбалансированность бюджета средняя, следовательно, кредитоспособность Кировской области высокая с тенденцией к понижению (таблица 2). 
     На оценку финансового потенциала оказывает влияние параметр зависимости субъекта РФ от финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
     Доходы бюджета Кировской области 2015 г. составляли 42,5 млрд. руб. Собственные доходы Кировской области соответствую 25,7 млрд. руб. или 60,6% [2].
     Доходы бюджета Кировской области 2016 г. составляют 41,5 млрд. руб. Собственные доходы Кировской области - 28 млрд. руб. или 61,5% [2].
     Отмечено незначительное снижение – 0,9%, зависимости Кировской области от финансовой помощи из вышестоящего бюджета, что повышает кредитоспособность области.
     Наиболее важным показателем для оценки финансового потенциала субъекта РФ признается величина государственного долга, в бюджете 2016 года на обслуживание государственного долга заложено 800 млн. руб. или 1,8% объема дохода. Показатели государственного долга Кировской области представлены в таблице 3.
Таблица 3 
Показатели государственного долга Кировской области [21]
Долговые обязательства по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом
На 01.01.2016
Прогноз на 01.01.2017
Кредиты кредитных организаций
7 233,5
10 871,8
Бюджетные кредиты
16 213,0
15 125,2
Государственные гарантии
331,8
231,1
Итого государственный долг Кировской области 
23 788,3
26 228,1
Долговая нагрузка бюджета в % к доходной части без учета безвозмездных перечислений
89,1
93,6
Долговая нагрузка бюджета  по кредитам кредитных организаций,  в % к доходной части без учета безвозмездных перечислений
27,1
38,8
     
     Как видно из таблицы 3 верхний предел государственного долга Кировской области по состоянию на 1 января 2017 года составит 26,2 млрд. руб. или долговая нагрузка областного бюджета Кировской области составит 93,6% к налоговым и неналоговым доходам бюджета 2016 года (в 2015 году – 89,1%), что резко снижает финансовую привлекательность Кировской области.
     Надо отметить, что государственные гарантии Кировской области в 2016 году не запланированы. При этом в программах государственных гарантий на 2016 год предусмотрены ассигнования на исполнение ранее предоставленных государственных гарантий [2]. 
     Заместитель Председателя Правительства области, министр финансов Кировской  области Е.В. Ковалева заметила, что в целом, бюджет региона на 2016 год критичным назвать нельзя, необходимо настроиться на повышение доходной базы бюджета и эффективности расходов.

    2.2. Причины дефицитности бюджета Кировской области
     
     Основной причиной дефицита бюджета является отставание темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов, вызванного экономическим кризисом в целом в Российской Федерации [21] .
     Одной из причин дефицитности областного бюджета Кировской области является рост социальных обязательств. Далее причиной дефицитности бюджета Кировской области отмечается снижение объема неналоговых поступлений в бюджет, вызванного:
      - преобразованием части областных государственных унитарных предприятий в бюджетные учреждения и акционерные общества;
     - отсутствием в собственности области высоколиквидных объектов имущества, подлежащих приватизации.
     Объем неналоговых доходов в целом прогнозируется в сумме 
988,6 млн. рублей, что ниже оценки поступлений текущего года на 474,9 млн. рублей, или на 32,5%. Объемы поступлений основных неналоговых доходов на 2016 год представлены в нижеследующей таблице 4.
     Таблица 4 
     Объемы неналоговых доходов областного бюджета (млн. руб.)2
Наименование показателей
Оценка поступлений в
2015 году
Струк-тура, %
Прогноз на
2016 год
Струк-тура, %
Отклонение прогноза 2016 года к оценке 2015 года





в сумме
в %
Неналоговые доходы. всего
1 463,5
100,0
988,6
100,0
-474,9
67,5
Доходы в виде дивидендов по акциям
19,8
1,4
7
0,7
-12,8
35,3
Доходы от сдачи в аренду государственного имущества
26,5
1,8
26,6
2,7
0,1
100,4
Платежи от ГУПов
29,1
2,0
21,3
2,2
-7,8
73,2
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
46,4
3,2
9,7
1,0
-36,7
21,0
Плата за использование лесного фонда
321,3
22,0
272,1
27,5
-49,2
84,7
Прочие доходы от платных услуг
462
31,6
267,7
27,1
-194,3
57,9
Доходы от штрафов
446,3
30,5
326,4
33,0
-119,9
73,1
     
     Как видно из таблицы доходы от всех, за исключением доходов от сдачи в аренду государственного имущества, имеют отрицательную динамику.
     В бюджете 2016 года не предусмотрены федеральные инвестиции и ряд субсидий, которые распределяются Правительством Российской Федерации в течение финансового года, что обусловливает снижение безвозмездных посту.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%