VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе в современной России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006474
Тема: Формирование эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе в современной России
Содержание
КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Формирование эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе в современной России















































СОДЕРЖАНИЕ



Введение

1. Значение автомобильного бизнеса в современной российской экономике 

1.1 Анализ российского и мирового автомобильного рынка

1.2 Пути и возможности развития автомобильного бизнеса в России 

1.3 Аспекты организации дилерской сети в автомобильном бизнесе

2. Оценка современного состояния дилерской сети в российском автомобильном бизнесе

2.1 Анализ современного состояния дилерской сети в автомобильном бизнесе

2.2 Методика оценки дилерской сети в автомобильном бизнесе

2.3 Оценка дилерской сети автомобильного бизнеса России 

3. Механизм формирования эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе современной России 

3.1 Направления повышения эффективности дилерской сети в автомобильном бизнесе  

3.2 Формирование механизма эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе

3.3 Оценка эффективности предложенного механизма дилерской сети в автомобильном бизнесе 

Заключение 

Список использованных источников

Приложения



















Введение



Актуальность темы исследования. Автомобильный бизнес в современной России является одной из важнейших отраслей. Значимая роль этой отрасли заключается в том, что, во-первых, ее развитие стимулирует развитие ряда других, смежных отраслей; во-вторых, она способна к генерированию инноваций, что является мощным фактором экономического развития страны. 

Успехи развитых стран, в сфере производства и организации продаж автомобильного транспорта, существующий там эффективный автомобильный бизнес позволяют говорить о необходимости создания условий развития автомобильного рынка в России, и как важный его механизм - формирование эффективной дилерской сети. 

Сегодня автомобильный транспорт в России находится на стадии дальнейшего совершенствования и развития. При этом, в условиях, действующих против России санкций и непростой экономической ситуации он также испытывает и определенные проблемы. Одной из проблем, стоящей перед отечественными производителями можно назвать неэффективную работу автомобильных дилерских предприятий и звеньев автомобильных концернов. Это неудовлетворительное качество производимых транспортных средств, длительные очереди на техническое обслуживание и ремонт; рекламации клиентов на качество ремонта, а также физический и моральный износ автотранспортных средств.

В условиях конкурентной борьбы за рынки, в том числе и с зарубежными предприятиями производителями автомобильной продукции, российские автомобильные производители и участники автомобильного рынка, для сохранения своих позиций и достижения лидерства хотя бы на российском автомобильном рынке, вынуждены постоянно совершенствовать технологии производства, дилерскую сеть, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. 

Автомобильные дилеры вынуждены искать способы и вырабатывать механизмы эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе. Формирование эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе в современной России может позволить компаниям – производителям автотранспорта получить дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста продаж. В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:

- серьезными изменениями в географической структуре мирового автомобильного рынка;

- необходимостью теоретического и практического обоснования и переосмысления возможностей дальнейшего развития автомобильного рынка России;

- насущными проблемами развития автомобильной промышленности России;

- актуальностью развития инструментов продаж на автомобильном рынке России;

- необходимостью формирования эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе в современной России.

Степень разработанности проблемы диссертационного исследования. Существует немало исследований, посвященных развитию автомобильной промышленности России и конкретно автомобильного рынка. Этими вопросами занимались ученые: Афанасьев Л.Л., Астафьева И.А., Аксенова З.И., Буралев Ю.В., Бычков В.П., Богданова Т.В., Белов В.А., Волгин В.В., Великанов Д.П., Гусев С.А., Гудков В.А., Дорохин С.А., Загребельная Н.С., Кондратьев В.Б., Ковалев П.А., Караваев Е.Г., Колесник П.А., Копылов А.С., Конахина Н.А., Морозов А.Н., Миротин К.С., Майоров А.Б., Морозов С.А., Петров С.Б., Пашков В.И., Пеньшин Н.В., Петрова М.А., Ситов А.Н., Спирин И.В., Самохвалов В.В., Смирнов Е.Н., Хубиев А.П., Хрущев М.В., Хачатуров С.Е., Шувалова Н.А., Шароватов Д.И., Шейнин В.А., Шушкин М.А. и другие.

И хотя в этих работах достаточно подробно описывается развитие и функционирование автомобильного рынка и автомобильной промышленности, сегодня существует необходимость в дополнительном изучении и решении проблем развития и координации автомобильных дилерских сетей, управления автомобильными дилерскими предприятиями в автомобильном бизнесе современной России, что определяет актуальность темы представленной диссертационной работы.

Информационная база исследования. При подготовке диссертационного исследования были использованы исследования зарубежных и российских авторов, а также работы следующих российских научно-исследовательских организаций: Института экономики РАН, Государственного университета управления, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института. Важную роль в сборе статистического материала для настоящей диссертации сыграли аналитические материалы государственных органов власти РФ (Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Росстата), официальные сайты предприятий автомобильной промышленности Российской Федерации и зарубежные источники. 

Целью диссертации стало формирование эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе в современной России. Актуальность темы и цель работы определили задачи диссертационного исследования:

- исследование значения автомобильного бизнеса в современной российской экономике;

-  анализ российского и мирового автомобильного рынка;

- изучение возможностей и путей развития автомобильного бизнеса в России;

изучение теоретических аспектов организации дилерской сети в автомобильном бизнесе;

- оценка современного состояния дилерской сети в российском автомобильном бизнесе;

- анализ современного состояния дилерской сети в автомобильном бизнесе;

- выработка методики оценки дилерской сети в автомобильном бизнесе;

- оценка дилерской сети автомобильного бизнеса России;

- определение возможных направлений повышения эффективности дилерской сети в автомобильном бизнесе России;

- разработка и формирование механизма эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе;

- оценка эффективности предложенного механизма дилерской сети в автомобильном бизнесе.

Объектом исследования является дилерская сеть в автомобильном бизнесе.

Предметом исследования выступает совокупность экономических и организационно-управленческих отношений в области управления дилерской сетью в автомобильном бизнесе.

Методы диссертационного исследования. В качестве методологической базы настоящего исследования принят системный подход, сочетающий конкретный экономический анализ с приемами математического моделирования, экспериментальных расчетов и экспертных оценок.

Научная проблема. Несостоятельность текущей дилерской системы по отношению к внешним факторам.

Рабочая гипотеза. Неоднозначное колебание спроса на легковые автомобили из-за потребностей населения.

	Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Значение автомобильного бизнеса в современной российской экономике.

2. Оценка современного состояния дилерской сети в российском автомобильном бизнесе.

3. Механизм формирования эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе современной России. 

4. Разработка методики оценки эффективности механизма дилерской сети, в автомобильном бизнесе России. 

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке:

- новых направлений повышения эффективности дилерской сети в автомобильном бизнесе;  

- механизма эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе;

- методики оценки эффективности механизма дилерской сети в автомобильном бизнесе. 

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенного анализа деятельности дилерских предприятий и исследования работы дилерских сетей, а также методов их оценки и совершенствования, можно повысить экономическую эффективность их деятельности, а также удовлетворенность потребителей услугами по продажам и сервису автотранспортных средств.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что произведенная работа дает возможность использовать результаты настоящей исследовательской работы, ее положений и рекомендаций с целью формирования эффективной дилерской сети в автомобильном бизнесе и управлении комплексом дилерских автотранспортных предприятий в современной России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы рассмотрены и одобрены на научных и научно-практических конференциях. Результаты настоящего диссертационного исследования использованы при формировании эффективной дилерской сети. 

Публикации. По результатам исследований проведенных в диссертации опубликованы научные статьи и сделаны доклады на научных конференциях.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложений.

















































1. Значение автомобильного бизнеса в современной 

российской экономике



1.1 Анализ российского и мирового автомобильного рынка



Рассмотрим динамику развития автомобильного рынка в мире. Из доклада ИКСИ о динамике развития автомобильной промышленности, следует, что за полугодие 2017 года продажи автомобилей в странах-ведущих автомобильных рынках мира выросли на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показатели июня 2017 года, оказались минимальными за период с 2015 года, за исключением апреля 2017 года, когда было отмечено снижение показателя продаж в мировой экономике. В целом, большинство основных мировых автомобильных рынков демонстрируют тенденцию замедления роста или снижения продаж. При этом следует сказать, что восстановление продаж на рынках Южной Америки и России после нескольких лет снижения потребительской активности не оказывает существенного влияния на общую ситуацию. Динамика продаж легковых автомобилей в мире и ВВП стран G20, показаны на рисунке 1.



Рисунок 1 – Динамика продаж автомобилей в мире и ВВП стран G20

Обобщение прогнозов национальных отраслевых ассоциаций указывает на замедление темпов роста мировых продаж автомобилей. Так по итогам 2017 года отмечается замедление темпов продаж до 2,4%, в сравнении с 5,6% в 2016 году. Планируется, что две трети мирового роста продаж (1,6 п.п.) в текущем году обеспечит увеличение спроса на автомобили в КНР, несмотря на прогнозируемое замедление темпов роста продаж в стране с 15% в 2016 году до 5% в 2017 году. Вклад стран и регионов в темпы роста мировых продаж автомобилей в 2017 году, показан на рисунке 2.



Рисунок 2 - Вклад стран и регионов в темпы роста мировых продаж автомобилей в 2017 году (п.п.)



Коротко обозначим ситуацию на автомобильном рынке по отдельным странам. Продажи автомобилей в США снижаются на протяжении 6 последних месяцев 2017 года. 

На фоне продолжения снижения продаж производители автомобилей и отраслевые аналитики скорректировали свои прогнозы относительно перспектив американского рынка. Согласно большинству таких прогнозов, темпы снижения продаж по итогам года в США составят от 2% до 3%.  

На фоне сокращения продаж, на автомобильном рынке отмечается рост складских запасов новых автомобилей. 



Рисунок 3 – Динамика показателей автомобильного рынка в США в 2008 – 2017 гг.



Так, согласно отчетности GM, объем запасов автомобилей, выраженный в количестве дней, необходимых для их продажи, вырос в июне 2017 года до 105 дней, что является максимальным значением показателя за последние 10 лет.



Рисунок 4 – Складские запасы и коэффициент загрузки мощностей в автомобильной промышленности США

Основная причина роста запасов готовых автомобилей заключается в снижении спроса на седаны, из-за чего производители автомобилей вынуждены сокращать объем выпуска этой категории автомобилей и количество рабочих, занятых на соответствующих производствах. Еще одну угрозу для продаж новых автомобилей представляет начавшееся в 2016 году снижение цен на вторичном рынке. В то же время рост продаж в сегменте более дорогих легких грузовых автомобилей (пикапов, кроссоверов и автомобилей категории SUV) обеспечивает сохранение прибыльности автомобильных компаний.

Темпы роста продаж автомобилей в странах ЕС замедлились в июне 2017 года до 2,1% в годовом выражении. Наибольший вклад в увеличение общеевропейского показателя вносит активный рост продаж на итальянском рынке. В июне 2017 года темпы роста продаж автомобилей в Италии составили 12,9%. 

В то же время ситуация на других крупных европейских рынках носит прямо противоположный характер. Так в Германии снижение продаж в июне 2017 года было отмечено в третий раз за последние 5 месяцев (-3,5%), в Великобритании – в четвертый (-4,8%). Согласно прогнозу отраслевой ассоциации производителей автомобилей, по итогам года темпы роста продаж в странах ЕС не превысят 2%.

Рост продаж автомобилей в Китае в июне возобновился после двух месяцев снижения. Динамика показателей автомобильного рынка в Китае в 2014 – 2017 годы показана на рисунке 5.

В целом, по итогам первого полугодия 2017 года темпы роста продаж составили всего 1,6%, что существенно уступает годовому прогнозу национальной отраслевой ассоциации (5%). 

На фоне замедления темпов роста продаж на китайском рынке отмечается рост складских запасов готовых новых автомобилей, и ужесточение ценовой конкуренции между производителями.





Рисунок  5 - Динамика показателей автомобильного рынка в Китае в 2014 – 2017 гг.



Далее проведем анализ российского автомобильного рынка. Основным фактором восстановления продаж автомобилей в России в 2016 – 2017 годах, после их снижения в 2012 – 2014 годах, остается расширение автомобильного кредитования. Так объем выдачи новых кредитов на автомобили, в январе-мае 2017 года увеличился на 44,7% в годовом выражении. В то же время отсутствие роста доходов населения ограничивает потенциал восстановления рынка в среднесрочной перспективе. Динамика показателей автомобильного рынка России показана на рисунке 6.

Рассматривая динамику развития российского автомобильного рынка, за 2015 – 2017 годы, следует отметить, что в России в 2016 году, с учетом последних 10 лет, объем продаж новых легковых автомобилей снизился до минимального значения. При этом следует отметить, что в сегменте грузовых авто ситуация иная. Рассмотрим по очереди эти два сегмента российского автомобильного рынка. 

Далее рассмотрим показатели развития автомобильного рынка России, по его сегментам.



Рисунок 6 - Динамика показателей автомобильного рынка России



Сегмент автомобильного рынка «Легковые автомобили». Продажи новых легковых автомобилей и LCV и годовые темпы роста продаж (2009-2017 гг.) показаны на рисунке 7.



Рисунок 7 – Продажи новых легковых автомобилей и LCV (тыс. шт.) и годовые темпы роста продаж (2009-2017 гг.)

В сегменте легковых автомобилей в 2016 году наблюдалось снижение объема продаж новых легковых автомобилей.  По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2016 году продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта снизились на 11% по сравнению с 2015 годом и составили 1,426 млн. машин. В январе 2017 году сокращение продаж продолжилось – темпы падения составили 5% в годовом выражении (рис. 7). При этом следует отметить, что большинство участников рынка ожидают небольшого улучшения ситуации к концу 2017 года. В частности, динамика продаж «АвтоВАЗа» оказалась лучше общей ситуации по рынку. Продажи концерна под брендом LADA выросли по итогам года на 0,5% (рисунок 8).



Рисунок 8 – Темпы роста продаж легковых автомобилей и реальных доходов населения в 2010 -2016 годах, в % к соответствующему периоду предыдущего года



Как было сказано выше, в 2016 году российский рынок четвертый год подряд демонстрирует снижение продаж, однако по сравнению с предыдущим годом темпы падения замедлились (снижение в количественном выражении на 12% в 2016 году по сравнению с 36% в 2015 году). Несмотря на то что у большинства автотранспортных производителей продажи снизились по сравнению с 2015 годом, некоторые из них продемонстрировали прирост продаж в отдельные месяцы. Среди лидеров по объему продаж наибольшая положительная динамика наблюдалась не только у LADA, но и Hyundai и Renault, продажи которых в декабре 2016 года увеличились на 18, 12 и 17% соответственно по сравнению с декабрем 2015 года. 

Как было уже отмечено выше, существенную поддержку автомобильному рынку оказали меры государственного стимулирования спроса. Так, одной из наиболее востребованных мероприятий поддержки является программа льготного автомобильного кредитования. По данным Минпромторга, в 2016 году, в рамках программы при плане в 270 тыс. единиц техники по факту было реализовано 324 тыс. легковых автомобилей, что на 20% превысило план. В рублевом выражении рынок легковых автомобилей в 2016 году остался практически на том же уровне, что и в 2015 году, несмотря на снижение продаж в количественном выражении. 

На фоне невысоких продаж новых автомобилей продолжается рост спроса на подержанные автомобили. В настоящее время дилеры активно занимаются развитием этого направления. По данным Автостат, по итогам 2016 года объем вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 5,19 млн. единиц, что на 6% выше аналогичного показателя прошлого года. В марте 2017 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 458,4 тыс. единиц, что на 4,9% больше, чем годом ранее. По итогам же первого квартала 2017 года объем вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 1,13 млн. единиц, показав рост на 1,4%. Лидер вторичного автомобильного рынка — Lada 2114 — в популярности пока не теряет. За 2016 год было перепродано 156,8 тыс. единиц, то есть такое же количество, как и в 2015 году. При этом большинство подержанных моделей из Тольятти интересуют потребителей все меньше, что и объясняет общее падение объемов продаж бренда. Например, «семерок» было продано на 11,7% меньше — 145,7 тыс. единиц, а спрос на «десятки» сократился на 7,6 — до 124,5 тыс. единиц.

Второй по популярности маркой на рынке в очередной раз стала Toyota. По итогам 2016 года было перепродано 590 тыс. машин — на 10,4% больше, чем годом ранее. Самые ходовые модели марки — седаны Corolla (103,7 тыс. единиц) и Camry (71,1 тыс. единиц).

На третьем месте рейтинга по брендам — Nissan. В 2016 году было продано 276 тыс. автомобилей — на 11,2% больше, чем в 2015 году. Самые популярные модели марки на вторичном рынке — Qashqai, Almera и X-Trail, однако ни одна из них, согласно отчету «Автостата», не попала в топ-25 моделей, пользующихся наибольшим спросом.

Четвертое место рейтинга заняла марка Chevrolet — 221 тыс. автомобилей (+12,6%). В первую очередь популярность бренда обусловлена растущим интересом потребителей к внедорожнику Niva, продажи которого в 2016 году составили 60,2 тыс. единиц — на 12,8% больше, чем годом ранее.

Марка Hyundai заняла пятое место по объему продаваемых в России автомобилей с пробегом. За год перепродано 219,3 тыс. машин южнокорейского бренда, что на 19,6% больше, чем в было в 2015 году. Ставшая в 2016 году самой продаваемой новой иномаркой модель Solaris набирает обороты и на вторичном рынке. За 2016 год было перепродано 62,4 тыс. машин — на 53,8% больше по сравнению с 2015-м.

Бренд Ford занял шестое место в рейтинге с 202,7 тыс. перепроданных машин (+9% к АППГ). Модель Focus при этом оказалась самой востребованной иномаркой по итогам года — 129,3 тыс. единиц и +10,1% к предыдущему году. Следом идут марки Volkswagen (189,3 тыс. единиц и +14,3%), Kia (175,5 тыс. единиц и + 24,1%), Renault (160,5 тыс. единиц и +11,6%) и Mitsubishi (162,8 единиц и +6,9%). Топ-10 рынка легковых автомобилей с пробегом в мае 2017 года (по маркам и по моделям) показано на рисунке 9.





Рисунок 9 - Топ-10 рынка легковых автомобилей с пробегом в 

мае 2017 года (по маркам и по моделям), шт.



Согласно исследованию, за январь – сентябрь 2017 года объем вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 3 млн. 895,7 тыс. единиц, показав тем самым рост на 1,6% к результату аналогичного периода прошлого года (3 млн. 835,4 тыс. единиц). 

В лидерах здесь традиционно находятся Москва с областью, суммарная доля которых составила около 12%. В отличие от прошлого года рейтинг возглавляет Подмосковье, рынок которого в январе – сентябре показал рост на 4,9% (до 233,3 тыс. шт.). Столица страны заняла вторую строчку – московский вторичный рынок продемонстрировал падение на 11,5% (до 218,9 тыс. шт.). Третья позиция с долей почти 5% принадлежит Краснодарскому краю, продажи в котором за 9 месяцев выросли на 9,1% (это самая высокая динамика среди регионов) и составили 191,6 тыс. легковых автомобилей с пробегом. В Санкт-Петербурге объем вторичного рынка за отчетный период уменьшился на 0,3% (до 140,3 тыс. шт.), что обеспечило ему четвертое место. Замыкает пятерку лидеров Ростовская область (118,3 тыс. шт.; +2%). В ТОП-10 попадают: Свердловская область (116 тыс. шт.; +1,3%), Башкортостан (109,9 тыс. шт.; +7,8%), Челябинская область (100,9 тыс. шт.; +3,8%), Новосибирская область (97,9 тыс. шт.; +3,1%) и Татарстан (97,9 тыс. шт.; +6,3%). ТОП-30 регионов России по объему рынка легковых автомобилей с пробегом показано в Приложении 2. Стоит отметить, что по итогам 9 месяцев 2017 года на перечисленные регионы приходится примерно 37% российского рынка подержанных легковых автомобилей. Среди субъектов РФ, входящих в Топ-30, отрицательная динамика вторичного рынка, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, отмечена еще в шести регионах. Это Самарская область (-1,7%), Приморский край (-1,1%), Воронежская область (-2,3%), Пермский край (-3,7%), Белгородская область (-1,9%) и Хабаровский край (-4,4%).

Между тем, существенным фактором, сдерживающим потенциальный рост автомобильного рынка, остается низкая покупательная способность населения. При этом цены на автомобили и затраты на их содержание продолжают расти. Так в декабре 2016 года цены на легковые автомобили в среднем выросли на 6,7% в годовом выражении, что выше общего уровня инфляции. В январе 2017 года эта тенденция продолжилась (рисунок 10) – большинство производителей автомобилей повысили цены на свою продукцию. По оценкам EY, в 2017 году темпы роста цен на автомобили составят в среднем 10%. На фоне сокращения спроса на легковые автомобили показатели внутреннего производства и импорта также снизились. По данным Росстата, в 2016 году в России было произведено 1,12 млн. легковых автомобилей, что на 7,6% меньше, чем в 2015 году. Импорт автомобилей в Россию сократился на 23,7% в физическом выражении (до 267 тыс. единиц), в стоимостном выражении – на 7,1% (до 60 млрд. долл.).



Рисунок 10 – Изменение цен на автомобили и некоторые виды топлива в январе 2017 года, в %, к январю 2016 года



Поставки легковых автомобилей на экспорт остаются на достаточно низком уровне – около 6% от объема внутреннего производства (рисунок 11). По итогам 2016 года экспорт легковых автомобилей сократился на 30,2% в физическом выражении и составил 68 тыс. автомобилей, хотя в стоимостном объеме было зафиксировано снижение лишь на 1% – до 1,1 млрд. долл. (данные ФТС). Во многом это объясняется увеличением почти в 2 раза более дорогостоящих поставок в страны дальнего зарубежья, при этом поставки более дешевой продукции в страны СНГ зеркально сократились в 2 раза.

По итогам 2017 года продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 7% (до 1,4 млн. а/м) при базовом сценарии и на 11% (до 1,46 млн. а/м) – при оптимистическом. Такой прогноз содержится в исследовании PricewaterhouseCoopers (PwC). В частности, спрос на автомобили отечественных марок прогнозируется на уровне 305-320 тысяч машин, что соответствует росту от 7% до 13%. Увеличение продаж иномарок российской сборки может оказаться еще выше: на 14% при базовом сценарии и на 19% – при оптимистическом. 



Рисунок 11 – Объем продаж, производства, экспорта и импорта легковых автомобилей в 2010 – 2016 гг.



В количественном выражении это означает 860 тысяч и 900 тысяч автомобилей соответственно. Вместе с тем импортные модели будут терять покупателей при любом исходе: спад продаж составит от 12% до 14% (235-240 тысяч шт.). 

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля на российском рынке в январе – сентябре 2017 года составила 1,33 млн. рублей. При этом средняя цена иномарки за указанный период времени достигла 1,54 млн. рублей, автомобиля российской марки – 0,58 млн. рублей. В рейтинг, составленный экспертами аналитического агентства Автостат с учетом продаж за 9 месяцев 2017 года, вошли 40 марок, показавшие объем реализации свыше 500 штук. 

Самая высокая средневзвешенная цена по результатам исследования оказалась у автомобилей Land Rover – 5,68 млн. рублей. Эксперты отмечают, что цены на автомобили премиум-сегмента находятся в довольно широком диапазоне: от 2,7 до 5,7 млн. рублей. Кроме того, средние цены на ряд марок из числа тех, которые традиционно относятся к массовому сегменту, превышают средневзвешенную цену иномарки в целом по РФ. Это Honda (2,27 млн. руб.), Toyota (2,26 млн. руб.), Subaru (2,18 млн. руб.), Mitsubishi (1,95 млн. руб.) и др. Низкоценовой сегмент замыкают японский Datsun (0,53 млн. руб.), узбекский Ravon (0,54 млн. руб.) отечественная LADA (0,56 млн руб.). Эти автомобили являются самыми доступными на российском рынке по средневзвешенной цене. Рейтинг автомобильных марок по средневзвешенной цене приводится в Приложении 3.

Мы проанализировали существующие мнения экспертов, по поводу развития автомобильного рынка России и свели существующие прогнозные мнения в развития рынка новых легковых автомобилей в России 2017 - 2021 годы в Приложении 4. При этом следует отметить, что реализация сценария будет зависеть от экономической конъюнктуры рынка. Одним из основных факторов при прогнозировании объема продаж легковых автомобилей стал прогноз цены на нефть. На развитие рынка также будет оказывать влияние уровень потребительской и предпринимательской уверенности. По результатам первого полугодия 2017 года, индексы все еще остаются на достаточно низком уровне, но, тем не менее, наблюдается положительная динамика. По итогам 2017 года прогнозируется сохранение лидирующих позиций иномарок российской сборки.

Далее рассмотрим сегмент автомобильного рынка «Грузовые автомобили». В отличие от рынка легковых автомобилей, ситуация на рынке грузовых автомобилей в 2016 году улучшилась. В то же время поставки продукции на экспорт продолжили сокращаться. Согласно данным «Автостат», продажи грузовых автомобилей в России (массой свыше 3,5 т) в 2016 году увеличились на 4,2% – до 53,3 тыс. машин. 

Данные квартальной отчетности ПАО «КАМАЗ» содержат оценки компании относительно рынка тяжелых (массой свыше 14 т) и среднетоннажных (массой 8-14 т) грузовиков. Согласно оценкам компании, продажи тяжелых грузовиков в 2016 году в России выросли на 10,7% и составили 40,2 тыс. единиц. При этом доля КАМАЗа на рынке выросла с 50,9% в 2015 году, до 55,7% – концерн реализовал 34,3 тыс. грузовых автомобилей. Продажи среднетоннажных грузовиков увеличились на 11,1% и составили 9,6 тыс. машин.

Улучшение показателей продаж оказывает положительное влияние на производственные показатели. Согласно данным Росстата, в 2016 году в России было произведено 137 тыс. грузовых автомобилей, что на 4,8% выше уровня предыдущего года (рисунок 12). 



Рисунок 12 – Объем производства, экспорта и импорта российских грузовых автомобилей в 2010 – 2016 гг.



Данные официальной статистики указывают на низкий уровень загруженности производственных мощностей. Согласно оценкам Росстата, в 2015 году среднегодовые мощности были рассчитаны на производство 376,5 тыс. грузовых автомобилей, что в 2 раза превышает объем производства по итогам 2016 года.

В отличие от внутреннего рынка, ситуация с экспортными поставками в 2016 году ухудшилась. По данным ФТС, в 2016 году экспорт грузовиков в стоимостном объеме сократился на 21,8% по сравнению с 2015 годом, составив 352,9 млн. долл. (рисунок 13). В физическом объеме экспортные поставки сократились на 28,5% (до 14,3 тыс. шт.). 



Рисунок 13 – Российский экспорт грузовых автомобилей в 

2014 – 2016 гг.



Таким образом, доля экспорта в производстве составляет 10,4% – это почти на 5 п.п. меньше, чем год назад. При этом наблюдаются существенные изменения в географии зарубежных поставок – продажи в странах СНГ сократились на 43,5% (8,3 тыс. шт.), а в странах дальнего зарубежья выросли на 13,2% (6,0 тыс. шт.). Следует отметить, что еще в 2015 году на страны дальнего зарубежья приходилось лишь 26,5% экспорта, а по итогам 2016 года их доля в экспорте российских грузовиков выросла до 41,9%. Для «КАМАЗ», реализовавшего в 2016 году 6,2 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, доля стран дальнего зарубежья превысила долю стран СНГ. Так, если в 2015 году на страны СНГ приходилось 72% экспорта продукции КАМАЗ, то в 2016 году – лишь 40,5%.

В 2016 году российские автомобилестроительные компании продолжали проводить политику оптимизации. Так по данным Росстата, средняя численность работников в сфере производства грузовых автомобилей сократилась с 51,9 тыс. человек в 2015 году до 48,8 тыс. в 2016 году. В частности, за последние 2 года, согласно последнему квартальному отчету 2017 года, в ПАО «КАМАЗ» средняя численность сотрудников сократилась на 8,5% (или на 3,3 тыс. человек): если в 2014 году насчитывалось 36,5 тыс. человек, то в 2016 году произошло сокращение до 33,4 тыс. человек. 

По итогам 2016 года рынок автобусов вырос на 15,4% по сравнению с 2015 годом и составил 10,4 тыс. шт. Ожидается, что в 2017 и в 2018 годах прирост составит 8% и 10% соответственно, продажи достигнут показателя соответственно - 11,2 и 12,8 тыс. штук. Обновление парка, подготовка к крупным спортивным мероприятиям, а также государственные закупки автобусов позволяют поддерживать стабильный спрос в данном сегменте автотранспортного рынка России.

Автомобильный   рынок   Российской   Федерации   не   ограничивается продажами  автомобилей.  Неотъемлемой  его  частью  являются  услуги  по техническому  обслуживанию  автомобилей. Структура  рынка  сервиса  в  России  выглядит  следующим  образом:  всего насчитывается  более  46  тысяч  сервисных  предприятий  различного  масштаба. Примерно 9% из этого количества официальные дилеры (чуть более 4 тысяч), еще около трети (15,5 тыс. шт., 33%) - независимые СТО. А остальные 58% - это  узкоспециализированные сервисные предприятия.

Проведенный анализ показывает, что у автомобильного бизнеса в России есть потенциал расширения своего присутствия как на внутреннем автомобильном рынке, так и на экспортных рынках. Однако для сохранения и усиления конкурентоспособности российского автомобильного бизнеса необходимо внедрение технологий и инноваций, поддержание стандартов качества. Также представляется необходимым развивать автотранспортный сектор и реализовывать установленные целевые показатели «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 год» (Стратегия), о значении которой для развития автомобильного бизнеса в России, будет сказано далее в настоящем диссертационном исследовании.

Далее рассмотрим пути и возможности развития автомобильного бизнеса в России.



1.2 Пути и возможности развития автомобильного бизнеса в России



Несмотря на ограничение экспорта, и импорта в России, автомобильный рынок в 2017 году впервые показывает положительные тенденции по сравнению с последними двумя годами. Так, после введения ограничений от западных стран, одна из самых первых отраслей, которая пострадала, стал автомобильный рынок, в частности сегмент легковых автомобилей среднего класса. 

Для поддержания спроса на легковые автомобили государство, а также многие импортеры, которые имеют весомую часть доли продаж в России, вводили льготные программы: государственное субсидирование автомобильных кредитов, программа утилизации, компенсация импортеров при сдаче старого автомобиля в зачет нового (трейд–ин) и выпуск новых бюджетных моделей. Программы касаются не только владельцев авто (физических, юридических лиц и ИП), но и предприятий, выпускающих автомобили. Она призвана помочь сконцентрировать производство и сборку авто в России без привлечения заводов, расположенных на территории других государств. В дальнейшем планируется максимально развернуть действие программы – с повышением уровня локализации производства поднимется и уровень государственной поддержки.

Рассматривая возможности развития автомобильного бизнеса в России, следует, обозначит инструменты такого воздействия. Так рычагом воздействия государством на автомобильный рынок является льготное автомобильное кредитование. Это огромная финансовая помощь правительства РФ и Минпромторга автомобильным производителям, дилерам, потребителям, а также банкам в целях поддержки и развития автомобильной промышленности в России.  

Автолюбители с помощью такой программы оформляют автомобильный кредит на выгодных условиях, по сниженным ставкам. Программа льготного автомобильного кредитования началась в 2015 году, продолжилась в 2016 и 2017 годах. Планируется реализовать 58,35 тысяч автомобилей в кредит на особых условиях. Отличие программы 2017 года от программ прошлых лет в следующем: банковская процентная ставка по льготному кредиту уменьшилась на 6,7%; добавилась единовременная скидка 10% от стоимости машины. 

Некоторые автосалоны и банки не снижают кредитный процент на новые автомобили, предложенные по программе, но пропорционально понижают стоимость самого автомобиля. Под условия программы по льготному автомобильному кредитованию попадают машины стоимостью до 1450000 рублей. Ранее эта стоимость составляла 1000000 рублей. Были отменены требования первого взноса, в отличие от более ранних условий в 20% от стоимости автомобиля (на усмотрение банка и дилера). Условием является то, что автомобиль должен быть произведен на территории РФ в 2017 году. Заем на приобретение машины с государственной поддержкой оформляют в рублях. Кредит берут на срок не более трех лет. У автомобиля не должно быть ранее регистрационного учета и владельца в виде физического лица. Также можно приобрести м.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%