VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государство как главный политический актор в условиях глобализации, состояние и перспективы развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014466
Тема: Государство как главный политический актор в условиях глобализации, состояние и перспективы развития
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.С. ТУРГЕНЕВА»





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению подготовки:41.03.04 Политология
направленность (профиль): Теория политики; политический анализ и прогнозирование

Студента Мишина Ильи Евгеньевичашифр 140112

Факультет (институт)   Философский факультет


Тема выпускной квалификационной работы

Государство как главный политический актор в условиях глобализации: состояние и перспективы развития


Студент___________________                                Мишин И.Е.
(подпись)                                                            

Научный 
Руководитель ___________________                               Сорока И.А.
(подпись)                                                          


Зав. Кафедрой/ РОП         ___________________                               Старостенко К.В.
(подпись)                                                          


Орёл 2018 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.С. ТУРГЕНЕВА»

Факультет (институт): Философский факультет
Кафедра общей и прикладной политологии
Направление подготовки (специальность):41.03.04 Политология
Направленность (профиль): теория политики; политический анализ и прогнозирование

УТВЕРЖДАЮ:
                                                                                        Зав. Кафедрой / РОП  
 __________(Старостенко К.В.)

                                                                                       «4»декабря 2017 г.

ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы

 студента Мишина Ильи Евгеньевича шифр140112

1.Тема ВКР: «Государство как центральный институт политический системы Древнего мира и Средневековья».

Утверждена приказом по университету от «30» ноября 2017 г.№ 2-3482
2. Срок сдачи студентом законченной работы «25» июня 2018 г.
3.Исходные данные к работе: научная литература, монографические исследования, диссертационные работы, научные статьи, интернет ресурсы, учебники, авторефераты, справочная литература по теме.
4. Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов): 1. Изучить эволюцию научно-теоретических идей и концепций о государстве; 2. Раскрыть сущность и природу государства как политического института; 3. Выявить специфику Древнего мира как исторического периода; 4.  Рассмотреть основные компоненты складывания и развития государственности в странах Древнего Востока; 5. Подчеркнуть особенности государственного устройства и функционирования политических систем Античности; 6. Дать сущностную характеристику средних веков. 7. Проследить динамику средневекового государства, выявить общее и частное.
Дата выдачи задания «4» декабря 2017г.

Руководитель ВКР                     ________________                 Сорока И.А.

Задание принял к исполнению________________                Мишин И.Е.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Наименование этапов
ВКР
Срок выполнения 
этапов работы
Примечание
Сбор информации, чтение и анализ литературы по проблеме.
Декабрь 2017 - Январь 2018

Подготовка 1-ой главы ВКР.
Февраль 2018- Март 2018

Подготовка 2-ой главы ВКР.
Март 2018- Апрель 2018

Подготовка 3-ей главы ВКР.
Апрель 2018-Май 2018

Внесение изменений и дополнений в 3-ю главу.Подготовка введения и заключения ВКР, оформление текста работы в соответствии с требованиями. 
Май 2018

Предзащита ВКР.
Защита ВКР.
Июнь 2018



Студент            ____________                       Мишин И.Е.

Руководитель ВКР       _____________                      СорокаИ.А.





Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Государство как объект научного анализа……………………………………..
 §1.Эволюция научно-теоретических идей, теорий и концепций о государстве………………………………………………………………………….§2.Государство как политический институт: сущностные характеристики…..
2. Особенности формирования и развития политической системы древнего мира: сравнительный анализ………………………………………………………
§1.Специфика Древнего мира как особого исторического периода…………...
§2.Основные компоненты складывания и развития государственности в странах Древнего Востока…………………………………………………………
§3. Особенности государственного устройства и функционирования политических систем Античности………………………………………………
3.Средневековье как особый этап в развитии государственности…………......
§1.Сущностная характеристика средних веков…………………………………
§2.Динамика средневекового государства: общее и особенное
Заключение	
Список использованной литературы…………………………...





Введение
     Актуальность темы исследования.Актуальность данной темы главным образом обусловлена тем, что государство как институт политической системы является одним из самых древних и незаменимых политических институтов в целом.На протяжении всего развития человеческих цивилизаций, государство как политический институт служило главным организующим принципом политической жизни, с каждой эпохой всё более утверждаясь в данной позиции. В настоящее время, среди большинства учёных-историков сложился консенсус о том, что первые протогосударства возникли в VIтысячелетии до. н. э., ещё до изобретения письменности и примерно одновременно с возникновением института семьи в том виде, в котором мы его понимаем сейчас. Даже в современных реалиях, в эпоху активной экономической глобализации, крупных надгосударственных объединений, транснациональных корпораций, институт государства остаётся ключевым и незаменимым политическим институтом. 
     Степень научной разработанности.В качестве теоретической базы данного исследования были использованы научные труды зарубежных и российских исследователей, занимающихся данной проблематикой. 
          Теоретические аспекты изучения сущности и происхождения государства рассматривались в ряде работ классических и современных авторов: Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Г.Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Г.Гегеля, М.Вебера, К. Маркса, Ф.Энгельса, П.И.Новгородцева, В.М. Хвостова, Л.В.Сморгунова, Ю. И. Семенова, С.Е.Рыбакова, Ю.Д.Гранина, В.А.Тишкова, Л.Е. Гринина и др. 
Несмотря на достаточно большой объём разработанных исследований, посвящённых проблеме развития государственных институтов в условиях древности и средних веков, степень научной разработанности данной темы не исчерпана.
Объектом исследования являются политические системы обществ Древнего мира и Средневековья.
     Предметом исследования выступает государство как важнейший политический институт Древнего мира и Средневековья.
Цель исследования состоит в комплексном анализе роли и значенияинститута государства в эпоху Древнего мира и Средневековья. 
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить эволюцию научно-теоретических идей и концепций о государстве;
2. Раскрыть сущность и природу государства как политического института;
3. Выявить специфику Древнего мира как исторического периода;
4.Рассмотреть основные компоненты складывания и развития государственности в странах Древнего Востока;
5. Указать особенности государственного устройства и функционирования политических систем Античности;
6. Дать сущностную характеристику средних веков.
7. Исследовать динамику средневекового государства, выявить общее и частное.
     Методологическая основа исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы ряд методов. В исследовании использовались общенаучные методы, к которым относят: синтез, сравнение, обобщение, описание, анализ документов. Также, применялись исторический и сравнительный методы.
     Исторический метод применялся при исследовании эволюции существующих в политической науке идей о процессе развития института государства. 
     Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.



Глава I. Государство как объект научного анализа.
1. Эволюция научно-теоретических идей, теорий и концепций о государстве.
    Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм взглядов обусловлен сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя той или иной эпохи, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
    Самыми ранними концепциями происхождения государства являются мифологические или религиозные. В основе данных концепций лежат представления о сверхъестественном происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средних веков.
    Согласно древнегреческому философуПлатону, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой, по жребию, все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим первообразам правления людьми. В первую очередь устройству Афин, во вторую устройству.
    Теологическая теория получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского и Августина Блаженного[32, с.107]. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сверяет свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
    В основе патриархальных концепций происхождения государства лежит представление о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера и Михайловского. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.Разумеется, известная аналогия государства с семьёй возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.
    В основе “органических концепций” происхождения государства лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции, в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является биологическим существом. Минусы в предположении о том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.
    Согласно Огюсту Конту — общество (а следовательно, и государство) — органическое целое[33. с,163], строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
    Герберт Спенсер трактовал государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причём во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным. Подобно животному организму, социальный организм растёт и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.
    В основе юридического позитивизма лежит провозглашение права результатом властного веления, приказом суверена подданным. Сувереном в данном случае позиционируется государство. Правовое регулирование в рамках названной теории должно осуществляться в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества. В основу правового регулирования полагается легализм - право в объективном смысле как система общеобязательных юридических норм. Регулирование может быть позитивным и негативным: позитивное предполагает упорядочивание общественных отношений с помощью норм права, объективированных в официальных источниках, а негативное правовое регулирование представляет собой умолчание законодателя и дозволение подданным поступать на своё усмотрение. Сторонники теории юридического позитивизма - Г. Кельзен, Д. Остин, Ш. Амос, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Дробышевский.
    В основе естественно-правовых концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства.Томас Гоббс догосударственное(естественное) состояние изображал как «состояние войны всех против всех»[33, с.981]. В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на всё — в этом и состоят его естественное право и свобода. Естественное состояние по Гоббсу – ужасное состояние. Люди всегда ищут чего-то и никогда не обретают покоя. Они всегда стремятся к последовательному успеху. Человек беспокоен, эгоистичен, труслив, ему нужно богатство, репутация, единомышленники. Гоббс исходит из того, что люди равны, способны друг друга убить, у всех одинаковые желания. Естественное состояние побуждает каждого человека нападать на других людей. Исходя из этих допущений и предположений, Гоббс приходит к выводу, что в естественном состоянии рационально нападать на других даже тогда, когда нет угрозы жизни — в конечном итоге жизнь станет войной всех против всех. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства, держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.
    Восходящая к Джону Локку либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством — это постоянно делящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.
    В основе концепций о насильственном происхождении государства лежат представления о возникновении государства, как результата насилия, например, путём завоевания слабых и беззащитных племён более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические, и религиозные.Насилие одной части первобытного общества над другой, по Евгению Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.Людвиг Гумплович считал, что государство возникает вследствие стремления людей к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведёт к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством прошлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.Карл Каутский считал, что государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побеждёнными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побеждённого племени -- класс эксплуатируемых. Каутский стремился увязать свои взгляды с марксистским учением о классах. Но классы у него появляются не до возникновения государства, а после.
    В основе психологических концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и так далее. Основой всего права по мнению Н. М. Коркунова является индивидуальное сознание, следовательно,право, как разграничение интересов и общественный порядок выражает не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть — это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. То есть власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.Петражицкимправо сводится к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний.
    Согласно марксистской концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмираети государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом[34, с.120]. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идёт феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление— это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма (если он имел место быть) и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. По характеристике Фридриха Энгельса государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остаётся по существу машиной для подавления угнетённого, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: разделение подданных государства по территориальным делениям и учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённые силы.В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.»
    Немецкий учёный-марксист, К. Виттфогель разработал так называемую ирригационную теорию. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах[35, с.248]. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду и производить ремонт сооружений. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жёсткого централизованного управления, распределения, учёта и так далее. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоёмкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
    В эпоху рабовладения возникла расовая теория в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирождённых качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились в первую очередь семиты. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации» и «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
    В концепции “кризиса” используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций.
    Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путём развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.
    Рассмотрев и проанализировав основные теории возникновения и развития института государства можно заметить, что…
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2. Государство как политический институт: сущностные характеристики.
    Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит её самосохранение и адаптация, является государствo. Понятие «государствo», производноe от латинского status, появляется в период итальянского Ренессансa в XIV в. и до XIX в. распространяется в Европe.
    C буржуазными революциями, когда на сменy монархии приходит республикa, положение дел радикально меняется - демократия объявляет место власти «пустым». Никто не имеет изначального правa это местo занимать. Никто не может обладать властью, не будучи на то уполномоченным. Классик французской политической науки Жорж Бюрдо пишет в этой связи: «Люди изобрели государствo, чтобы не подчиняться другим людям»[7, с.12]. Согласно Бюрдо, государствo возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. По мерe развития этого процессa правители всё больше и больше предстают в глазаx управляемыx агентами государствa, власть которых носит преходящий характер. Такая трансформация власти явилась в истории человечествa огромным шагом вперёд.
    Таким образом, постепенно возникает представление о единой высшей суверенной власти, которая отличается от народа, первоначально создавшего её, но она также отдельна и от всех должностных лиц, которые на тот или иной срок получают право на осуществление этой власти. Великая французская революция далa ответы на эти вопросы и явилa Европe и миру классический образец нациогенеза, что отразилось в содержании понятия «французская нация». В годы Великой французской революции впервые нация была интерпретирована как сообщество людей, подчиняющееся общим законам, то есть в чисто политическом смысле.Несомненно, что нация складывается в тесной исторической связи с процессом государственного строительствa и что государствo в Западной Европe предшествует нации. Сложившиеся здесь в XVIII-XIX вв. централизованные государствa выступали важными факторами национального строительствa, по меньшей мерe, по следующим причинам:
    1)        закрепление устойчивыx государственных границ создалo внешние рамки, в которых гораздo быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции;
    2)        государствo способствовалo возникновению общности историческиx судеб, в частности, в отношенияxc другими народами в рамкаx универсальной формулы идентификации «мы» - «они»;
    3)        оно создавало общую для всей формирующейся нации идеологию, отражающую национальныe проблемы (её распространению в значительной степени способствует институт всеобщей воинской повинности);
    4)        онo поддерживает культурную деятельность, способствовавшую созданию нации;
    5)        через государственную системy народного образования и массовую печать навязываются единыe стандарты культуры и языкa;
    6)        новыe средствa коммуникации (газеты, железные дороги и др.) постепенно формируют единоe национальноe информационноe пространствo;
    7)        зачастую государствo становилось инициатором обособления национальной церкви (англиканская церковь в Англии, «государственные» лютеранские церкви Скандинавских стран);
    8)        онo разрушилo внутренние экономическиe и политическиe барьеры, чем способствовалo формированию единого национального рынка.
    Отсюда и радикальное переосмысление статуса властвующих и управляемых: первые уже не самостоятельные, единоличные правители, получившие власть «от неба», a вышестоящие исполнители, наделённые правами, обязанностями на чётко фиксированный период времени; вторые уже не подданные, обязанные беспрекословно подчиняться правителю, а свободные граждане, обязанные подчиняться праву.
    Демос как народ, наделённый правом политического господствa, состоит, согласно либеральной концепции, из кругa лиц, который юридически определяется через критерий гражданствa. Поэтому легитимность современныx национальных государств, прежде всего либерально-демократическиx, основывается на системе единого и равного гражданствa. Гражданe являются не только объектом, но также и субъектом власти: в своиx социальныx взаимоотношенияx они выступают носителями власти, устанавливают и легитимируют власть вне зависимости от того, являются ли они активными участниками или всего лишь пассивными наблюдателями действий государствa. Гражданство, по Аристотелю, лучше всего обнаруживает себя через участие во власти и в суде и потому определяет основополагающую связь государства и индивидов, его образующих, и обосновывает как право политиков на принятие обязательных для всех граждан решений, так и обязанность нести отчёт за их правильность и эффективность.
    Таким образом, гражданствo означает признание лицa в качествe членa того политического сообществa (нации), которое образует основy государственности.
    Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идёт об эволюции понятия «государствo» в Европe. B других регионах мира, например в Китае, где государство в течение многих веков выступало в роли регулятора социальных отношений, главного страхователя от стихийных бедствий, организатора общественных работ, содержалo огромн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44