- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Культурно-исторический потенциал Выборгского района Ленинградской области.
| Код работы: | K000874 |
| Тема: | Культурно-исторический потенциал Выборгского района Ленинградской области. |
Содержание
ВЫПУСКНАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯРАБОТА
специалиста
Культурно-историческийпотенциалвыборгскогорайоналенинградскойобластииегоиспользованиеприразработкетуровдляроссиян
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Культурно-исторический потенциал Выборгского района Ленинградской области 7
1.1.Характеристика понятия культурно-исторический потенциал 7
1.2.Туристские ресурсы и инфраструктура Выборгского района Ленинградской области 21
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской области 40
2.1.Анализ рынка туристских услуг Выборгского района 40
2.2. Проблемы и перспективы развития туризма Выборгского района 49
Глава 3. Разработка тура по Выборгскому району Ленинградской области 59
3.1.Проект тура «» 59
3.2. Расчет стоимости тура и рекомендации по его продвижению 59
Выводы по третьей главе 59
Заключение 59
Список использованных источников 60
Приложения 65
Введение
Актуальность.СовременноесоциальноэкономическоеположениеРоссиихарактеризуетсястановлениемчастногопредпринимательствавовсехсферахдеятельности.Врядестранмиратуризмсоставляетосновнуюдоходнуюстатьюбюджета.Втожевремятуристскаядеятельностьявляетсястимулирующейдляразвитияжилищногохозяйства,транспорта,предприятийобщественногопитания.Позитивноезначениеимееттуризмидлястимулированиямероприятийпоохранеокружающейсреды.
ВсеэтипризнакитуризмаотносятсятакжеикорганизациитуризмавВыборгскомрайонеЛенинградскойобласти.ГородВыборгобладаетоднимизнаиболеевысокихпотенциаловразвитиятуризманетольковЛенинградскойобластииСЗФО,ноивРоссиивцелом.СбалансированнаястратегияразвитиятуристическойсферыиуспешнаяеереализацияможетстатькатализаторомвсейэкономикиВыборгскогорайона.
Проблема.Туристскаядеятельностьвсовременныхусловияхкризисаивведениямногочисленныхсанкцийнеявляетсяосновнымвидомдеятельности.СегоднявРоссиинапервыйпланвстаютпроблемыобразования,транспорта,развитияотечественнойпромышленностиисельскогохозяйства.Однако,учитываязакрытыйдоступдляотдыхавнекоторыезарубежныестраны,такихкакЕгипетиТурция,сегоднясталвопросоразвитиивнутреннеготуризма,т.е.подготовкиимеющейсяинфраструктурыдлятуристов,которыепривыкликевропейскомусервису.Важнейшейпроблемойотечественноготуризмаявляетсяориентациянавыезднуюмодель.Перестройкадеятельностифирмсвыездноймоделинавнутреннюю,авдальнейшемнавъезднуюрассматриваетсякакдоминантанастоящегоисследования.
ПроблемаизучениясовременнойтеорииразвитиятуризмавВыборгскомрайоневажна,т.к.туризмвРоссиименяетсяскаждымгодом.Всоответствиисвведеннымисанкциямив2013годуснизилсяпотоктуристоввнашустрану.Далеевсвязиссобытиями2014-2015годатуризмзакрылсяизРоссиивЕгипетиТурцию.ПоэтомусталвопросоразвитиивнутреннеготуризмавРоссиидлязакрытияспросанатуристскиеуслуги.
Развитиетуризмаврегионеможетидтиподвумнаправлениям:внаправленииотправкижителейрегионавдругиерайоныстраныипланетыивнаправленииприемаиногороднихгражданигостейиз-зарубежа.Впервомслучаедеятельностьагентства,вцеломпривлекательнаядлясамоготуристскогобюро,оказываетсяневыгоднойдлярегиона,посколькуведеткоттокусредств.Вовтором–средства,втомчисле–валютные,наоборот,поступаютвстрану.
Социальнаяважностьтуристскойдеятельностисостоитвтом,чтоэтаформадосугаотвлекаетширокиеслоинаселения,впервуюочередь–молодежьотбесполезного,анередко–криминальноговремяпрепровождения.Увлекательностисопутствуетпознавательность:занятиятуризмомспособствуютрасширениюкругозора,развитиюкультуры,умениюактивноиинтереснопроводитьдосуг.Туризмучитсамостоятельности,активности.Международныеконтактыформируютчувствоинтернационализма,способствуютвзаимопроникновениюкультур1.
Выборгсодержитвсебенераскрытыйпотенциалвнутреннеготуризма,которыйнеобходиморазвиватьвсовременныхусловиях.БлизкоесоседствосФинляндиейделаетВыборгнемного«иностранным»городом,егоулицынапоминаютевропейскиегорода.ИменноэтоделаетВыборгоднимизсамыхперспективныхдлятуризма.Городиегоокрестности–этокультурный,исторический,научныйцентр.Здесьсосредоточеныкакхудожественныемузеи,такиисторические,этнографические,музеи,посвященныевыдающимсядеятелямотечественнойимировойкультуры.Ещеоднасторонатуристскойдеятельности–воспитаниепатриотизма,любвиксвоейРодине.Также,необходимозаметить,чторегионВыборга,какивесьСеверо-ЗападРоссии–удивительноживописныеместа,сохранившиеисключительныеприродныепамятники,этоместа,отличноприспособленныедляактивногоотдыха,длязанятийразнымивидамиспорта.
ЦельюнастоящейработыявляетсяразработкатурапоВыборгскомурайонуЛенинградскойобласти.
Объектисследования–культурно-историческийпотенциалВыборгскогорайонаЛенинградскойобласти.
Предметисследования–применениекультурно-историческогопотенциалаВыборгскогорайонавтурахдляроссиян.
Припроведениианализапредставляетсянеобходимымрассмотретьследующиезадачи:
1. охарактеризоватьпонятиеисторико-культурногопотенциала;
2. описатьтуристскиересурсыиинфраструктуруВыборгскогорайонаЛенинградскойобласти;
3. проанализироватьрыноктуристскихуслугВыборгскогорайона;
4. выделитьпроблемыиперспективыразвитиятуризмаВыборгскогорайона;
5. разработатьпроекттура;
6. произвестирасчетстоимоститураидатьрекомендациипоегопродвижению
Гипотезаисследования–внастоящеевремярегионрасполагаетбольшойбазойдляпроведенияактивнойработывсферетуризма,однакоэтабазаиспользуетсяневполноймере.ПриусловииразработкиактуальноготуристскогопродуктапоВыборгскомурайон,даннаядестинацияможетулучшитьпоказателипотурискимпосещениям.
Методыисследования.Принаписанииработыиспользовалисьтакиеметодыкаканализисточников,анализстатистическихпоказателейидр.ДанныедлястатистическогоанализавзятысофициальногосайтаФедеральногоагентствапотуризмуРФ,Федеральнойслужбыгосударственнойстатистикиидр.
БазойнастоящегоисследованияявляютсяданныетуристскихагентствВыборга,такихкак«Вокругсвета»,«Альтаир»,«АртВыборгТрэвэл»,втомчислеичастнопредпринимательскихкомпаний,специализирующихсянашкольномтуризме,такиекак«ВИИПУРИТУРС».
Практическаязначимостьтесносвязанасактуальностьюданнойработы.Важностьпроведенныхисследованийопределяетсяповышеннымвниманиемквопросамразвитиявъездноготуризма,атакжекпроблемамвзаимодействияотечественногоимеждународноготуризма.Поэтомувнедрениетуравпрактическуюработувышеперечисленныхтурфирмбудетдостаточноактуальноипрактическиобосновано.
Теоретическаязначимость.Данноеисследованиеможетбытьполезновкачестветеоретическогоматериалакакдляменеджеров,занимающихсяразработкойтуровимаршрутов,связанныхсэтнокультурой,такидляучрежденийзанимающихсятуристско-экскурсионнойдеятельностью.
Глава1.Культурно-историческийпотенциалВыборгскогорайонаЛенинградскойобласти
1.1.Характеристикапонятиякультурно-историческийпотенциал
Культурно-историческийпотенциалсчитаетсяосновойпознавательноготуризма.Онпоказанвсевозможнымивидамиисторическихпамятников,мемориальныхмест,этническимипромыслами,музеями,тоестьсочетаниямиобъектовматериальнойидуховнойкультуры.
Культурноенаследие–этонаследиеисторическогоразвитияцивилизации,котороенакопилосьнаэтойместности.[3,c84]
Любаяэпохаоставляетсобственныйотпечаток,которыйнаходитсявкультурныхслояхприархеологическихраскопках.Почтичтокаждаятерриториясможетпредставлятьинтересдляпознавательноготуризма.Хотяместа,гдедлительноевремяжилилюди,сохраняютбольшеотпечатковматериальнойкультуры.
Вобщеммеждупамятниковкультурногонаследиявозможновыделить:
?монументыархеологии,
?культовуюигражданскуюархитектуру,
?монументыландшафтнойархитектурынебольшиеибольшиеисторическиегорода,
?обычныесельскиепоселения,
?музеи,театры,выставочныезалыидробъектысоциокультурнойинфраструктуры,
?объектыэтнографии,народныепромыслыиремесла,центрыдекоративно-прикладногоискусства,
?техническиекомплексыипостройки.
Вкультурно-историческийпотенциалвходитвсясоциокультурнаясредастрадициямииобычаями,отличительнымичертамидомашнейихозяйственнойработы.Туристы,посещаякакую-нибудьстрану,воспринимаюткультурныекомплексывцелом.
Вкультурныекомплексысоставнойчастьювходитиприрода:внаселенныхпунктахэтопаркиискверы,зеленыенасажденияводворахинаулицах;вдеревенскойместности–приусадебныеучастки;вдревнихусадьбахимонастырях–ландшафтныерукотворныепейзажныепаркиисады.Несоблюдениеисторическоголандшафтаотрицательновлияетнааттрактивностькультурногообъекта.[16,c115]
Присутствуетбольшоеколичествоформвключениякультурно-историческихресурсоввсистемурекреационноготуристскогообслуживания.Болееизвестнаяформа–организациямузеевиэкскурсионно-историческихмаршрутов.Аттрактивностькультурныхансамблейопределяетсяиххудожественнойиисторическойценностью,модойидоступностьюотносительнокместамспроса.
Оценкакультурныхкомплексовдлярекреационныхцелейпроизводится2-мяключевымиспособами:
1)ранжированиемкультурныхансамблейпоихместувмировойиотечественнойкультуре.Производитсяэкспертнымметодом:инсталлируютсяобъектымирового,федерального,региональногоирайонногоценности;
2)нужныминеобходимымвременемдляосмотра.Данныйспособразрешаетсравниватьвсевозможныеместностипоперспективностиисторико-культурногопотенциаладлятуризма,
Длякультурныхансамблей,аналогичнокакидляестественных,важнымихарактеристикамисчитаютсянадежностьиемкость.
Надежностькультурногокомплексаобусловливается2-мяфакторами:стабильностьюкрекреационнымперегрузкамиустойчивостьюегосоотношенияценностнымкритериям,сформировавшимсяународонаселения.
Первыйфакторописывает,какойпотокпутешественниковсможетвыдержатьэтоткультурныйкомплекс.Этоособенноважнодлямузеев,гденужноподдерживатьособыйтемпературно-влажностныйрежимдлясохраненияэкспонатов.Остростоитвопросоиспользованиисовременныхтехническихсредствдляувеличениястабильностикультурныхкомплексовкрекреационнымнагрузкамиорегулированиипотоковэкскурсантов.
Второйфакторсвязансдолговременностьюинтересапутешественниковкэтомукультурномуобъекту.Сохраняетсяустойчивостьинтересакобъектаммировогокультурногонаследия(египетскимпирамидам,античнойархитектуреАфин,строительнымиисторико-культурнымпамятникамПарижа,С-Петербургаитакдалее).
Емкостькультурногокомплексаопределяетсядлительностьюпериода,втечениекотороготуристыимеютвсешансыприниматьсодержащуюсявнеминформацию,инаходитсявзависимостиот2-ухпричин:аттрактивностьобъектаосмотраипсихофизиологическихвозможностейчеловека,которыеотличаютсязначительнойиндивидуальностьюиимеютособыйпредел.[7,c.95]
Ккультурно-историческимресурсамотносятсяобъектыиявленияантропогенногопроисхождения,завлеченныевсферурекреацииитуризма.Статускультурно-историческихтуристско-рекреакционныхресурсов(дальшеТРР)иихжизнедеятельностьзначительнонаходятсявзависимостиотобщественно-политическойситуацииитуристско-рекреационнойполитикистраны.
Всоставкультурноисторическихресурсоввходятархитектурно-исторические,биосоциальные,событийныеТРР.
Дадимкороткоеобъяснениекаждойдефиниции.
Первойдефинициейбудемрассматриватьархитектурно-историческиетуристско-рекреационныересурсы.
Памятки(монументы)архитектуры–этохотькакоетворениеархитектурно-строительнойдеятельностичеловека,котороедаетдлясообществаисторическую,научную,художественнуюилижеинуюкультурнуюценность.Великоезначениеимеетисторическоезначениемонументавполученииисторическойинформации.Монументыархитектурысобственнымивидами,формамиотображаютматериальнуюидуховнуюжизньсообществаконкретногоисторическогопериода.Кпримеру,КолизейвИспании,АкропольвГрецииитакдалее.Этимонументыархитектурыдемонстрируютпомимопрочегоуровеньразвитияэкономики,мировоззрениежителейнашейпланеты,ихкультуру,бытитрадициинародонаселения.Главнымпризнаком,которыйописываеткультурно-историческуюзначимостькакого-нибудьмонументаархитектуры,считаетсяхронологическийпризнак:чемдревнеемонумент,темвышеегонаучная,культурная,историческаяитуристско-познавательнаяценность.
Кпамятникамархитектурывозможноотнестипостройкигражданской,промышленной,военной,культовойархитектуры,садово-парковогоискусства,строительныепамятникиискульптурныемонументы.
Кпамятникамархитектурыотносятсяпомимопрочегосакральныепостройки(храмы,молитвенныедома,звонницы,захороненияидр.).
Вторымидефинициямибудемрассматриватьбиосоциальныересурсы.
Это–культурно-историческиеидругиеобъекты,связанныесособымжизненнымциклом(моментом)какой-нибудьвыдающейсяличности(рождение,работа,приездитакдалее).[23,c.186]
ПоБейдикуА.А.структурабиосоциальныхТРРсостоитиз5составляющих:рождение,работа,пребывание,погибель,смерть.
Биосоциальныересурсыпредполагаютособыйинтересдляпутешественников.Нередкобиосоциальныересурсывыступаютглавнымобъектомэкскурсионныхмаршрутов.
Третьейдефинициейявляютсясобытийныересурсы.
Историческиесобытия–сфераисследованийисторическихнаук.[8,c.38]Темнеменее,историческиедействия–актуальныйтуристско-рекреационныйресурс,указывающийназнаковыедействиявисторииконкретнойместности(страна,район,город).
Событийныересурсысодержат:политические,военные,финансовыесобытия,иещекультурные,экологические.Целесообразновключитьсюдаиприродныедействия,втомчислеземлетрясения,вулканизм,цунамиидр.
Специальноевниманиезаслуживаютэкологическиесобытия.Так,кпримеру,впервыхчислахХХвекасумелвг.ДенвервСоединенныхШтатахунеснапротяжении1-годня5тыс.человеческихжизней.Другоесобытие:Чернобыльскаятрагедияунесшая10-китыс.человеческихжизнейвтечении2десятковлет.Чернобыльскаязонасегоднясчитаетсяобъектомпознавательноготуризма.
Всевышеперечисленныересурсывключаютвсвойсоставобъектыкультурногонаследия.ОсобенноценныеобъектывключаютсявсоставВсемирногокультурногонаследияиоберегаетсямировымсообществом.
ПереченьВсемирногоНаследиявключает962качествакультурногоиестественногонаследия,которыевКомитетВсемирногоНаследиямнению,имеютвыдающуюсямногоцелевуюценность.
Онивключают745культуры,188природныхи29смешанныенедвижимостьв157Государства-Участники.Посостояниюнасентябрь2012года,190Государства-УчастникиратифицировалиКонвенцииГлобальногоНаследия.[2,c.76]
Особеннаяценностьобъектоввсемирногонаследиядлянаселенияземлисчитаетсянепросточем-тоэфемерным-онадокументальнозакрепленавСпискевсемирногонаследияЮНЕСКО(UNESCO),организацииобъединенныхнацийповопросамобразования,наукиикультуры.(на2012год),этооформляет2,6%отсовместногочисла(962на2012год).15объектовинтегрированывпереченьпокультурнымаспектам,причём6изнихпризнанышедевромчеловеческогогения(критерийi),и10объектовинтегрированыпоестественнымаспектам,причём4изихпризнаныестественнымифеноменамиисключительнойкрасотыиэстетическойзначимости(аспектvii).Помимоэтого,посостояниюна2012год,26объектовнаместностиРФпребываютвколичествекандидатовнавключениевпереченьВсемирногонаследия
В1975г.ВВенесостояласьЕвропейскаяконференцияпомолодежномуистуденческомутуризму(ЕКМСТО),вкоторойучаствовали68организациймолодежного,студенческогоидетскоготуризмаот29странЕвропыи24региональныхимеждународныхмолодежныхистуденческихорганизаций.НаконференциибылипринятыВенскиерекомендациипоразвитиюмолодежногоистуденческоготуризмаиразработкеформпоощренияобменовдлятрудящейсяиучащейсямолодежи.
Посостояниюнасентябрь2012года,190Государств-УчастниковратифицировалиКонвенцииВсемирногоНаследия.
В1972г.КонвенцияобОхранеВсемирногоКультурногоиПриродногоНаследияразработаны,врезультатеобъединениядвухотдельныхдвижений:первыйвниманиенасохранениепамятниковкультуры,ииныхоперацийксохранениюприроды.
Оценкасоциокультурных,психологических,информационных,научно-технических,политических,экономическихизмененийвжизнилюдейтребуетразработкиспециальногоконцептуальногоаппарата,и,преждевсего,выбораключевыхпонятий:критериевипоказателейэтойоценки.Всвязисэтим,попыткаобосноватьииспользоватьвкачествебазовогопонятия«культурныйпотенциал»представляетсявесьмаперспективнойизаслуживающейширокогообсуждения.
Однакоделоосложняетсятем,чтонивзарубежной,нивотечественнойаналитикенасегодняшнийденьнетниоднойболее-менеесерьезнойпубликацииокультурномпотенциале.
Авторустатьинеизвестнониободномавторитетномнаучномфоруме,прошедшемвРоссии,посвященномэтойпроблеме,заисключениемМеждународнойнаучно-практическойконференции«КультурныйпотенциалБайкальскогорегиона»,организованнойМинистерствомкультурыБурятииещев2009году.Ноиэтотнаучныйфорумневнесясностивобсуждаемуюпроблему.Егоорганизаторовпрактическинеинтересовалапроблемаопределениякатегории«культурногопотенциала»,егоотличияоттермина«потенциалакультуры»иприменилиониеговназванииконференции,опираясьлишьнарасхожийсмыслэтогословосочетания.
Понятия«культурныйпотенциал»мыненайдемниводномкультурологическомсловареилиэнциклопедии.Сплошное«белоепятно»или«чернаядыра».Иэтодалеконеслучайно.Вгносеологическомплане–попыткиобоснованиякультурногопотенциалапокаещеявляютсявесьмарискованной,визвестнойстепениавантюрной,но,вместестем,перспективнойакцией,ибоявлениекультурногопотенциаланетолькозагадочное,сложное,ноивомногомпротиворечивое.Можетбыть,именноэтимоноивызываетинтересксебелишькрайнеограниченныйкруготечественныханалитиков.
Итак,самтермин«потенциал»сегодняшироковошелвлексикуобщественных,гуманитарныхнаукипублицистики.Например,сегодняможнослышатьополитическомпотенциалепартийидвижений,экономическомпотенциалерегиона,города,завода,образовательномпотенциалевысшейилисреднейшколы,психологическомпотенциалеколлектива,человеческомпотенциалесистемыбезопасностистраныит.п.Приэтомкаждыйизнасинтуитивночувствует,чтоимеетсяввиду,понимаетсмысл,спрятанныйвтермине«потенциал».
Дляобыденногосознанияинтуитивногопредставлениячастооказываетсядостаточно,чтобыпочувствоватьвозможныеблагоприятныеилинегативныепоследствиякакого-тоявления,темболеечтовпублицистикедляописаниякритическихситуацийиихпоследствий,какправило,используютсяметафоры.Однакоэтогокрайнемало,чтобыуспешнопрогнозироватьнаступлениеэтихпоследствийиуправлятьразвитиемситуации.
Длярешениянаучно-практическихзадачсовременногопериодаразвитиясоциумаикультурысодержаниеиспользуемогоипредлагаемогопонятия–«культурныйпотенциал»–должнобытьчеткозафиксировано,чтопозволитуточнитьулавливаемыйнаинтуитивномуровнеегосмыслипринеобходимостиизбавитьсяотситуативнойиконцептуальнойзависимости.
Впорядкепредварительнойконстатации,необходимосказать,чтотакое«культура»никтоточнонезнает.Приходитсядовольствоватьсятуманно-интригующимбиблейскимопределениемчеловека:«Тайнасияесть…».
Определениекультуры,данноеК.Марксом:«Совокупностьматериальныхидуховныхблаг,созданныхчеловекомвпроцессеисторическогоразвития»существенноотражаетсмыслопределения.Ностолопонятно,чтовлюбомматериальномнетольковсегдаестьизряднаядолядуховности,новкультуре,исключительновсекакразиначинаетсясдуховности,посколькуужкультура–есть,ничтоиное,какплодфункциимозгачеловекаподназванием«воображение».
Приэтомвсеаналитикисогласны,чтоКультура,нарядусПриродойестьважнейшаяформабытиячеловека.
Естьиещеоднасложностьприопределениипонятия«культурныйпотенциал».Необходиморазграничить,хотяиоченьблизкие,но,всеженеидентичныепонятия«культурногопотенциала»и«потенциалакультуры».
Еслисравниватьэтидвекатегории,товторая–потенциалкультуры–гораздошире,чемпервая.Егоможноопределитьтак:потенциалкультуры–этопотенциалужесказанногоисделанного,атакжеещенесказанногоинесделанного.Инымисловами–этокатегория,характеризующаянетолькопрошлое,нонастоящееибудущеевглобальнойперспективе.Поэтомуэтотфеноменвомногомфутурологический,ибониодинученыйдажесмировымименем,несможетточнопредугадатьбудущеечеловечестваиегокультуры,а,сталобыть,иеепотенциала.
Культурныйжепотенциал,какмнепредставляется,вбольшеймеренацеленнаденьсегодняшний.Онболеерационален.Потенциальныевозможностинеобходимы,преждевсего,«здесьисейчас»,онинужныдляосвоениядействительности.
Следующаясложность,которуюнельзянезаметитьсвязанасблизостьюпонятий«культурногопотенциала»и«человеческогопотенциала».Есликультурапонимаетсякакоднаизформбытиячеловека,топозаконамформальнойлогикисодержаниекультурногопотенциаладолжновыступатьоднойизкачественныххарактеристикэтойформы,еесодержанием.Инымисловами,культурныйпотенциалявляется,однойизважныхморфологическихединицсистемычеловеческогопотенциала,иерархическивходящеговнееидиалектическивзаимодействующимснейнаправахформыисодержания.
Вконцепциичеловеческогопотенциала,О.И.Генисаретского,Н.А.НосоваиБ.Г.Юдинасодержаниеэтогопонятияраскрываетсянаосновепредставленияобуровне(качестве)индивидуальнойисоциальнойжизни.Этаконцепцияпривлекаетвнимание,преждевсего,злободневностьюпоставленныхпроблем.
Вместестем,несмотрянаметодологическуюпривлекательностьданнойстратегиидляанализапонятияисодержаниякультурногопотенциала,решенияширокогокруганаучно-практическихзадачможетбытьиспользованаиинаяметодология,ибопопыткапредатьпотенциалуразличныхобщностейлюдей(народ,население,нация,этнос,человечество)некоторыесвойства,относящиесякотдельномучеловеку,какэтосделановупомянутойвышеконцепциипредставляетсяневовсемоправданной.
Основнаяпроблемазаключаетсявпоискеответовнарядпринципиальныхвопросов,касающихсятеоретическогостатусаиграницпонятия«культурныйпотенциал».Междутем,внаучнойаналитикесамогоглавногоопределениякультурногопотенциала.Однакопреждечемосуществитьпопыткуввестивнаучныйоборотавторскоепониманиефеномена«культурныйпотенциал»,сформулироватьегодефиницию,необходимоотметить,чтопервыйпроблемныйвопроссвязансвыявлениемобъекта,характеристикиилисодержанияэтогофеномена,котороепризванофиксироватьегопонятие.
Здесьвариантовответадва:либобудетиметьсяввидукультурныйресурсотдельновзятогочеловека,индивида,либокультурныйресурскакой-либовполнеопределеннойобщностилюдей(социальныйслой,группа,этнос,нация,народ,населениегорода,региона,страны,обществавцеломнаданномэтапеегоисторическогоразвития).
Нарядусэтим,теоретическиможнобылобыпредположитьвозможностьиспользованияпонятияличностногопотенциала.Однако,этотожевесьмасложнаясистемахарактеристик,связаннаясдвижущимисиламидуховногоразвитиясмотивациейисамооценкой.Сложностьимногомерностьэтиххарактеристикзатрудняютпрактическоеиспользованиепонятияличностногопотенциала.
Действительно,трудно,оченьтрудноинструментальнодоказать,чтовчеловекерожденоотсугуболичностных,генетическихпотенций,«отприроды»,(которая,какизвестно,неотноситсякобластикультуры,аявляетсяееантитезой),ачтовнесеносоциокультурнымокружением,действительностью,или,послужилотолчкомдлязарождениякультурныхпотенций.Выходизсоздавшегосяположения,особенновэкстремальныхусловияхдеятельностичеловека,(например,вспортеиликосмическихполетах)ученыеиногдавидятвиспользованиипонятияпсихофизиологическийпотенциал.
Атрибут«личностный»(т.к.внемзаложеныи«некультурные»,«природные»концепты)применительнокпонятиюпотенциалавообщеупотреблятьнецелесообразно,когдаречьзаходитобиндивидууме.Вэтомслучаекорректнееиспользоватьпонятие«культурныйпотенциал»,строгопонимаяегоспецифическуюограниченность,фиксирующуютолькоспособностьквоображению,творчествуистремлениексамосовершенствованию,саморазвитию.
Крометого,понятие«культурныйпотенциал»целесообразноотноситькразличнымчеловеческимобщностям(этническим,социальным,профессиональнымит.п.).Вэтомслучае,еслиговорить,например,окультурномилиочеловеческомпотенциалевцеломтоонидолжныохватыватьособыехарактеристикинаселениястраны.Естественно,чтоприэтомкультурныйпотенциалприобретает,какбы,другоеизмерение,другоесодержание,пригодное,нетолькодляописанияразвитиякризисадуховнойкультурывРоссии,или,нахудойконец,тревожныхситуацийвродемассовойпреступности,повальногопьянстваилиутечкемозговзарубеж,ноидляхарактеристикиперспективвыходаизэтогокризиса,возрождениянацииит.п.
Приэтом,естественновозникаетивторойвопрос:вчемактуальностьипривлекательностьобоснованияивведениявнаучныйоборотпонятия«культурныйпотенциал»ичемоноотличаетсяотблизкихкнемупонятий«культурныйресурс»,«культурныйкапитал»ит.п.?
Здесь,впорядкепредварительнойконстатациинеобходимозаметить,чтодляотечественнойкультурологиивнастоящиймоменттермин«культурныйпотенциал»обозначает,скореевсего,программнозаданныйобъектанализаипрактическихусилий,чемобъектнаучногоизученияинаучнообоснованныхоценок.Этаисходнаяметодологическаяситуацияобъясняетсятем,чтосегоднянаучноесообществоещенерасполагаеттакимпонятиемкультурногопотенциала,котороеможнобылобысчитатьопределеннымиобщезначимым.
Говоряобэтом,стоитвспомнить,чтовведенноенескольколетназадвширокийнаучныйиобщественныйоборотсловосочетание«человеческийфактор»,котороетаклюбилМ.С.Горбачев,несмотрянапоявлениенесколькихнаучныхработ,посвященныхэтомуфеномену,такинепревратилосьвсколько-нибудьопределенноенаучноепонятие,оставшисьвсеголишьлозунгом.Видимо,невпоследнююочередьэтосвязанностем,чтоегооказалосьневозможносдостаточнойстепеньюкорректностианалитическипроработатьиоперационализировать.
Полагая,чтотемасохранения,защиты,развитияиреализациикультурногопотенциаланасамомделеявляетсякрайневажнойвпрактическомиидейно-теоретическомотношениях,необходимособлюдатьпредельнуюосторожностьотносительнометодологическогостатусаегопонятиястем,чтобыневпадатьвзаведомыеиллюзиииутопическиеожидания,ноиметьприэтомвозможностьнаметитьреалистическиеисследовательскиеипрактическиеперспективы.
Преждевсего,имелобысмыслподчеркнуть,чтопонятие«потенциал»вообщеи«культурныйпотенциал»вчастностинеможеттолковатьсякакнекотораяабсолютнаяиоднозначнаямера,характеризующаяегоносителя–наманертого,какпонимается,скажем,коэффициентинтеллекта.Вфизике,гдеэтопонятиеиспользуетсячрезвычайношироко,гдеоперироватьобычноприходитсянеспотенциаломкактаковым,асразностьюпотенциалов,котораяиопределяетспособностьсистемысовершатьнекоторуюработу.Сегоднядостаточновспомнитьто,что,чтокультураестьничтоиное,каксложнаяимногоуровневаясистема.Этоважнопонимать,преждевсего,втомсмысле,чтокультурныйпотенциалнеданчеловекуприродой(авследзанимисоциуму)отрождения–онформируетсявпроцессахсоциализации,инкультурацииличностииколлектива.
Этоважноивтомсмысле,чтодажеактуальноимеющийся,сформированныйкультурныйпотенциалвзависимостиотсуществующихусловийможетраскрываться,реализовыватьсяпо-разномуисразнойстепеньюинтенсивности.Например,какэтонепарадоксально,нонаиболеезначимыепроизведениялитературы,музыки,изобразительногоискусствавРоссии,которыепродолжаютпокорятьмир,родилисьвусловиях«голодаихолода»,войн,всевозможныхрепрессийиразгулацензуры:вссылках,тюрьмах,лагерях,вобщем,ввесьманекомфортныхдлятворцаусловиях.Ноименноони,этипроизведения,обладаютпоистинегигантскимкультурнымпотенциалом,которыйнеиссякаетввеках.
ВтрагическиедниВеликойОтечественнойвойныбылигоре,голод,слезымиллионовнашихсоотечественников.1710разрушенныхгородов,112тыс.сгоревшихдотладеревеньи,наконец,самоестрашное–около30млн.погибшихлюдей–самыйценныйиневосполнимыйничемкапиталнашейстраныИнаэтомфоне–какиевеличайшиедостижениялитературы,музыки,киноискусства,поэзии,потенциалкоторыхтрудносебевообразить.Однипесни,чегостоят,которыемыпели,поем,ибудемпеть.
Впроцессеразработкиконцепциикультурногопотенциаланельзяобойтивниманиемоднуизсамыхнасущныхисложныхметодологическихпроблем:каксоотнестипонятия«культурного»и«материального»(физического)потенциалов.
Культурныйпотенциал(вчастностипотенциалегодуховности)практическинельзявыразитьквалиметрическимихарактеристиками.Ивэтоместьтоженемалаясложностьдляоперированияэтимпонятием.
Всеэтосвидетельствуетотом,чтопредставлениеокультурномпотенциалеостаетсявизвестноймерерасплывчатымиосновнойконтекстпримененияэтогопонятияявляетсяпокаещепреимущественнопублицистическим.Однако,нанашвзгляд,вэтомнетничегопредосудительного.Сегодняглавноесостоитвтом,чтобынаправитьусилияспециалистовнавыявлениефакторов,которыеобуславливаютростилиуменьшениекультурногопотенциала,факторы(условия),способствующиеилипрепятствующиеегореализации.Еслиречьидетонегативныхпоследствияхвоздействияэтихфакторов,тоихможноинтерпретироватьчерезкультурологическийанализфакторовриска,которыеможноразделитьнадвекатегории.
Кпервойотносятсяфакторы,связанныесфундаментальнымизаконамиприроды(эпидемии,природныекатаклизмыипр.).Аковторойкатегории–вторичныхфактороврискаможноотнестивсефакторы,связанныесуровнемкультурыконкретногообщества.Этифакторыобуславливаютреакциюобществанапервичныефакторы.И,хотяониназываютсяихвторичными,онивсежеявляютсяосновнымисточникомтревогибеспокойств.
Ведьименночеловеческаябезответственностьявиласьпричиноймногихкатастрофнасушеинаморевпоследниегоды,ачувствоответственности,воспитывается,созидаетсяприпомощикультурыиееважнейшихканаловобразованияивоспитания.
ВедущимифакторамирискаолицетворяющимиугрозудлясохраненияиреализациикультурногопотенциалаРоссииявляются:отсутствиеобщенациональногоидеалаиегоинтеграционнойзначимости;некоторыеантигуманныетенденцииразвитиясовременнойРоссии;прессингтенденцийглобализациикультур,которыйразмываетнравственныеустоиобщества,особенномолодежи;телевизионныйобраззападногорубахи-парнясбутылкойвискиилисигаретойсмарихуанойвруках,которыйсталтипичнымдлямногихгородовидеревеньРоссии;ухудшениеположениясемьи,детейимолодежикакглавнейшихсубъектовкультурногопотенциалабудущихпоколений:нынешнеесостояниекультурнообразовательногопространства,скудностьбюджетныхассигнованийнануждыкультурыидр.
Особоследуетотметитьтугруппуфакторовриска,которыетакилииначесвязанысправамичеловека.Ихсистематическиенарушения,особенноте,которыеобусловленыбюрократическимпроизволомилихоимствомвсовременнойРоссииявляютсясерьезнейшимпрепятствиемнапутиреализациикультурногопотенциала.
Вместестемвомногихслучаяхприходитсяговоритьионевостребованностиэтихправ,осоцио-культурнойнеготовностиинеумениибольшинствароссиянотстаиватьиосуществлятьих.
Каквидим,концепциякультурногопотенциалавыводитнаснарешениекрупныхпрактическихзадач,ибоэтотфеноменявляетсяинструментомоценкиважнейшихсоциальных,культурныхиполитическихиэкономическихакций.Этапрактическаязначимостьзамыкаетконцепциюкультурногопотенциалаопределеннымисовершенноконкретнымобразом,ибоонявляетсяконтекстомгосударственнойидеологии,направленнымнавозвышениенации,многонациональногонародаиобщественногоукладажизни.
Вэтомслучаекультурныйпотенциалработаетнафункциюнациональнойсамоидентификации,функциюутверждениястойкостиижертвенностинародавбедственныхсоциальнорискованныхситуациях,неиссякаемыхисточниковнародноймудрости,вчастности,ввоспитанииподрастающихпоколенийинеразбуженныхсил,утверждениетойособойчертыэтносаиливсегонаселениястраны,которуюЛ.Н.Гумилеввсвоейработе«ДревняРусьивеликаястепь»называл«пассионарностью».Еслипонятиекультурногопотенциаланеслужитэтимзадачам,тоонотеряетвсякихсмысл.
1.2.ТуристскиересурсыиинфраструктураВыборгскогорайонаЛенинградскойобласти
ВыборгявляетсягородомРоссии,считаетсяадминистративнымцентромВыборгскогорайонаЛенинградскойобластиирасположенв130кмсеверо-западнееСанкт-Петербурга.
Население78,0тыс.чел.(2006),второйпонаселениюгородЛенинградскойобласти(послеГатчины)[43]
СредневековаячастьВыборгалежитнанебольшомполуострове,протянувшемсясюго-востоканасеверо-западмеждузаливамиБольшогоКовшаиЮжным.ОбазаливасвязанымеждусобойКрепостнымпроливом.ПосрединегонаходитсянебольшойВоловийостров,гдерасположенВыборгскийзамок.Высотаглавнойбашнизамка(донжона),башнисв.Олафа,—48,6метра.КонкурентоспособностьприграничногоВыборгакактуристскойдестинациидолжнаобеспечиватьсявтомчислеиблагоприятнойэкологическойситуацией,таккак,согласномировыхстандартов,дестинацииирегионы,необеспечивающиебезопасностьтуристовиохрануокружающейсреды,неимеютшансовустойчивогоразвитиянамировомрынкетуриндустрии.СогласнопланастратегическогоразвитиявВыборгереализуетсярегиональнаяпрограммаустойчивогоразвития,гдеосновополагающимиявляютсявопросыохраныокружающейсредыиэкологичностипринимаемыххозяйственныхрешений.Туризмопределенкакприоритетноенаправлениеразвитияприграничнойтерритории,однаколиния"состояниеокружающейсредыкакфакторустойчивогоразвитиятуризма"непрописананиводномстратегическомдокументе.
Выборг—центрвъездноготуризмаизФинляндии,итуризмвжизниВыборгаиграетогромнуюроль,накладываяотпечатокнавсе.[47]Финновздесьмноговлюбоевремягода,таккакдолгоевремявъездвВыборгизФинляндиибылбезвизовым.Развитиетуризмаприноситвгородследующиеособенности:
1.ВсенадписивВыборгепродублированынафинскомязыке.
2.Вгородемножествогостиниц,новсеонидовольнодороги.
3.Вгородеоченьмногокаферазногокачества,многиеизкоторыхрасполагаютсявстаринныхпостройках(например,вКруглойбашнеилиПороховомпогребебастионаПанцерлакс).
4.Нагородскомрынке90%торговцевпредлагаютсоления.
ИсторическийцентрВыборганевелик—весьонрасположеннаузкоммысумеждуВыборгскимзаливомибухтойЗащитной.Заливибухтасоединеныузкимпроливом,черезкоторыйперекинутмост,авсамомпроливенаостровестоитВыборгскийзамок.КсеверуотпроливанаходятсяАнненкрониМонрепо,кюгу—всеостальное.ПланировкаСтарогогородавВыборгерегулярная:улицыпрямыеиобразуютпрямоугольнуюсеть.ПараллельноберегутянутсяЛенинскийпроспект,улицыПрогонная,Крепостная,СторожевойБашнииВыборгская,перпендикулярно—Подгорная,Воднойзаставы,КраснофлотскаяиКрасноармейская.ВцеломСтарыйгородможнопройтиизконцавконецза10—15минут.Восточно-Выборгскиеукреплениянаходятсявстороне,вюжнойчастигорода.
ВВыборгедостаточноширокспектрпредложенийпоосмотрудостопримечательностей.Несмотрянанебольшуютерриторию,Выборгимеетширокуютуристскуюинфраструктуру.[48]
ГородВыборгобладаетоднимизнаиболеевысокихпотенциаловразвитиятуризманетольковЛенинградскойобластииСЗФО,ноивРоссиивцелом.СбалансированнаястратегияразвитиятуристическойсферыиуспешнаяеереализацияможетстатькатализаторомвсейэкономикиВыборгскогорайона.СредипредпосылокуверенногоразвитияВыборгакактуристическогоцентранеобходимоотметить:
•географическоеположение(границаСевернойЕвропыиРоссии,близостьдвухосновных«рынков»—ФинляндиииС.-Петербурга),
•культурно-историческоенаследие(многокультурныйгородсбогатойисториейиединственнымивсвоемродеисторическимиобъектами,редкимархитектурнымансамблем,Выборг,досихпорассоциируясьс«восточнойстолицей»Финляндии,привлекаетбольшоеколичествофинскихтуристов),
•транспортнаядоступность(удобныеподъездыскоростногожелезнодорожногоиавтомобильноготранспорта,возможностьиспользоватьводныйтранспортдляприемапаромов,строительствоновойскоростнойавтомобильноймагистрали«С.-Петербург–Выборг»),
•потенциалразвитияразныхвидовтуризма(водныйтуризм,семейныйтуризм,историко-патриотическийтуризм,экологическийтуризм,бизнес-туризмит.д.).
Многочисленныедостопримечательностиокрестностей:старинныефинскиекирхи,развалиныкрепостей,забранныеукреплениялинииМаннергейма,атакжеВысоцк—самыймаленькийгородРоссии.[52]
ДалееперечислимосновныевидыдостопримечательностейгородаВыборг.
1) Музеи. Созданиеновыхмузеев,какблизкихкВыборгупотематике(исторические,краеведческие),такинепривязанныхкнему(частныекомпании).Музей,приэтом,долженобладатьсовременнойконцепциейибытьинтерактивнымразвлекательно-познавательнымобъектом(хорошийпример–центрЭврикавг.Хельсинки,Финляндия).
2) Выставки. Краткосрочные(макс.–1,5-2мес.,дляобеспечениячувствановизны)поразнообразнымтемам:выставкикартинвмузее-филиалеЭрмитажа,российско-финские/шведскиеотношенияит.п.Филиалывыставок,проходящихвХельсинкиилиС.-Петербурге.
3) Культурныесобытия. Культурныесобытия(фестивали,концерты)сталиключевымидлямногихгородовирегионов.СамымиблизкимииодновременнояркимипримеромможетслужитьфинскийгородСавонлинна,организующийоперныеконцертыуже100лет,которыепривлекаюттысячитуристовежегодно[54].ВВыборгемогутбытьорганизованырок-концерты,джазовыеконцерты,концертысовременнойэлектронноймузыкиит.д.
4) Парки. Парк«Монрепо»,парквцентрегородаидругиепаркидолжныстатьинтересныикомфортныдляпосещения.Впарке«Монрепо»можносделатьудобнуюпарковку,навигациюдоивнутрипарка,кафе,прокатлодокивелосипедов,бесплатныйwi-fi,освещение.Устраиватьфестивали(мороженного,например),соревнования,конкурсы.Можнотакжеустраиватьвечернеешоу(примеры:г.Иматра,Финляндия,г.Реймс,Франция,г.Орландо,США),котороепривлечеттуристовизаставитихостатьсяминимумна1ночевкувместнойгостинице.
5) Замок. Орга....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

