VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Лексико-стилистическая работа на уроке русского языка средство повышения выразительности речи школьников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012575
Тема: Лексико-стилистическая работа на уроке русского языка средство повышения выразительности речи школьников
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

                           Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

    образования Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева

                    (филиал) Тюменского государственного университета  



                                                                                    



                                                                            Гуманитарный факультет 

                                                                  

                                                                  Кафедра филологического образования







                      Курсовая работа 

          Лексико-стилистическая работа на уроке русского языка как 

              средство повышения выразительности речи школьников





                                                                                                   

                                                        

                                                                                                    Выполнил: студент

                                                                            4 курса заочной формы обучения 

                                                         Специальность: «Русский язык, литература»

                                                                                                               Таирова Э.Б.

                                                                                   Зачетная книжка № 13053_05

                                                                       Руководитель работы: к.ф.н., доцент

                                                                                                         Файзуллина Г.Ч.



















                                         Тобольск, 2017                    



Содержание



Введение ---------------------------------------------------------------------------------3



Глава 1. Лексико- стилистический анализ художественного текста----5

1.1 Проблема текста в современной науке--------------------------------------5

1.2Анализ текста и его уровни-----------------------------------------------------7

1.3Лексико-стилистический анализ художественного текста------------8



Глава 2. Развитие выразительности речи посредством лексико-стилистической работы с современной русской прозой (В Пелевин «Желтая стрела»)----------------------------------------------------------------------10

2.1 Выразительность речи---------------------------------------------------------10

2.2 Методы и приемы формирования выразительности речи-----------14

2.3 Стилевое и лексическое своеобразие художественного языка Виктора Пелевина---------------------------------------------------------------------------16

2.4 Разработка урока русского языка с элементами лексико-стилистического анализа на материале повести «Желтая стрела» В. Пелевина-------------------------------------------------------------------------------17



Заключение----------------------------------------------------------------------------22



Список использованной литературы-------------------------------------------24













































Введение



Детская речь (особенности ее формирования и развития, механизмы речи, психология усвоения языка как средства общения и др.) всегда привлекала внимание исследователей. В настоящее время в научной литературе накоплен значительный опыт изучения развития речи детей разного возраста. В этом направлении большую роль сыграли труды Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, А. В. Миртова, В. А. Добромыслова, Т. А. Ладыженской, A. M. Пешковского, Г. О. Винокура, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, А. К. Марковой, М. Р. Львова, В. Н. Мещерякова и других исследователей. Основные положения работ этих ученых нашли отражение в школьной практике преподавания русского языка и зарубежной литературы.

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в Украине находится на низком уровне, обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессионализмы, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку и зарубежной литературе усилен аспект культуры речи. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык, литература, культура речи, риторика и др. Измерителем сформированности уровня коммуникативной компетенции учащихся выступают коммуникативные умения. Под коммуникативными умениями понимаются такие мыслительные действия учащихся, которые направлены на создание связных устных и письменных высказываний разных функциональносмысловых типов (описаний, повествований, рассуждений) и функциональных стилей [12 с. 22].

Реализация компетентностного подхода к обучению литературе в школе (Е А. Быстрова, А. Д. Дейкина, С. И. Львова) предполагает учет таких составляющих языковой личности, которые позволяют активно использовать лексико-стилевое разнообразие языка.



Актуальность данной работы заключается в следующем:

Эмоциональный аспект способствует формированию устойчивого интереса к многообразию лексического состава языка как средству формирования  выразительности речи.

Познавательный аспект предполагает ознакомление с творчеством Виктора Пелевина в процессе лексикостилистического анализа повести «Желтая 

стрела».

Воспитательный аспект: формируя лексикостилистическую компетентность как неотъемлемую составляющую выразительности речи в процессе работы с произведениями современной литературы можно способствовать развитию духовного совершенства учащихся.



Объектом исследования данной работы является собственно формирование выразительности речи школьников как одна из важнейших проблем в методике преподавания русского языка.



Предмет исследования: педагогические условия формирования выразительности речи у старшеклассников в процессе работы с повестью Виктора Пелевина «Желтая стрела»



Гипотеза работы: формирование умений и навыков выразительности речи школьников будет эффективным, если лексико-стилистическая работа на уроках русского языка будет проводиться на материале ярких образцов современной художественной прозы и сопровождаться фундаментальными лексико-стилистическими наблюдениями.



Цель работы: теоретически обосновать и разработать педагогические условия формирования выразительности речи как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции.

В соответствии с поставленной гипотезой и целью определяются 

следующие задачи работы:

Изучить методическую литературу по созданию условий для формирования выразительности речи старших школьников.

Определить педагогические условия формирования лексикостилистических умений и навыков.

Разработать урок с использованием методов и приемов формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения современной прозы.

Новизна работы заключается в том, что в ней будут раскрыты сущность и содержание формирования лексикостилистической компетенции; выявлены эффективные формы и методы формирования коммуникативных умений и навыков у старшеклассников в процессе обучения русскому языку, основанные на принципах когнитивности коммуникативности, текстоцентричности, системности и взаимосвязи, индивидуализации и дифференциации.

Материал данного исследования может быть использован при планировании работы с текстом на уроках русского языка в 11 классе.

Работа состоит из введения, 2х глав, выводов к каждой главе, общих выводов и списка использованной литературы.

Глава 1 содержит характеристику особенностей лексико стилистического анализа как эффективного средства работы с художественным текстом. В главе 2 предлагается разработка урока с использованием методов и приемов формирования стилистической компетентности, направленного на повышение выразительности речи учащихся. В выводах обобщаются результаты исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.







ГЛАВА 1. ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.



1.1 Проблема текста в современной науке

Двадцатый век открыл текст не только как лингвистическую и литературоведческую проблему, но как проблему философскую. Поль Рикер и Георг Гадамер рассматривали анализ текста как проблему философскую, с точки зрения понимания текста.

Самопонятие «текст» в современной науке многоаспектно, и в самом узком значении его следует понимать как письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [14, с. 27]. Текст представляет собой сложную структуру многообразно соотносящихся и различающихся по своим качествам элементов. Текст является единицей высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Он мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая экстра- и интралингвистическими параметрами.

Тексты делят на художественные и нехудожественные [31] Художественный текст - особым образом организованная система, обладающая целым рядом признаков. В работах ряда исследователей (Ю. М. Лотмана, И. Р. Гальперина, Л. Новикова, И. Я. Чернухиной, Н. С. Болотновой и др.) в качестве основных признаков текста названы цельность, связность, коммуникативная установка, системность и содержательность (информативность).

Все многообразие подходов к тексту сводят к трем основным: лингвистике текста, грамматике текста и стилистике текста. Лингвистика текста рассматривает текст как структуру, характеризующуюся признаками целостности и завершенности; грамматика текста - как систему, состоящую из сверхпредложенческих единств; стилистика текста изучает функциональносмысловые типы речи [25]. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора

Художественный текст  продукт творческой деятельности автора по воплощению замысла. В художественном тексте может найти отражение как реальная, так и вымышленная действительность.

Художественный текст информативен, но преобладающей оказывается информация содержательно-концептуальная, частично вербализованная в тексте, и содержательно-подтекстовая, которая в тексте может быть не вербализована. Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, нехудожественный  по законам логического мышления.

Существует несколько уровней прочтения текста, позволяющих сформировать читательское (и исследовательское) мнение с учетом ценностных ориентиров, личных знаний и опыта;

Первый уровень прочтения вербально-семантический - предполагает понимание основного смысла слов, входящих в текст, и ориентирован на содержательно-фактуальную информацию (по И. Р. Гальперину) в тексте. Второй уровень прочтения предполагает обращение к глубинным связям слов в тексте и выявление индивидуально-авторских связей между явлениями и предметами. На этом же уровне читатель может установить связь данного текста с другими текстами, выявить непрокомментированные цитаты и установить их роль в тексте. Данный уровень прочтения ориентирован на содержательно-подтекстовую информацию в художественном тексте, поэтому важно обращение к разного рода тропам и стилистическим фигурам, индивидуализирующим авторский текст.

Третий уровень прочтения называют глубинным уровнем, так как результатом глубинного прочтения и понимания текста становится выход на авторский замысел, т.е. апелляция к содержательно-концептуальной информации текста.

В процессе работы над художественными текстами используются различные методы и приемы. Основными из них являются следующие:

метод лингвистического комментирования;

сравнительно-сопоставительный метод;

семантико-стилистический метод;

метод лингвистического эксперимента;

количественно-статистический метод;

метод разложения текста на уровни;

метод концептуального моделирования.





























1.2 Анализ текста и его уровни

Интерес к лингвистическому анализу художественного текста как к филологической дисциплине базируется на важнейшей проблеме интерпретации художественного текста с позиции получателя, т.е. читателя. В настоящее время отмечено некое несовершенство существующих инструментов анализа, приводящее к тому, что школьные учителя вынуждены пользоваться существующими пособиями, содержащими литературоведческий анализ текста, школьными учебниками, опирающимися преимущественно на историколитературоведческий подход, собственным опытом анализа текста, основанном на эмоционально-экспрессивной реакции и категориях «нравится - не нравится». Вместе с тем благополучно забывают о том, что уже существует механизм, позволяющий анализировать тексты с опорой на языковой материал, т.е. специальная дисциплина и сам процесс анализа - лингвистический анализ художественного текста.

Современная наука предполагает синтетический подход к анализу текста, он включает лингвистический аспект анализа, а также и элементы литературоведческий и герменевтический. Лингвистический анализ текста является начальным этапом филологического анализа. Его основные задачи определены еще Л. В. Щербой в работе «Опыты лингвистического толкования стихотворений» (1922 г.): это определение «тончайших … смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка», «разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и тому подобных языковых элементов», «создание… инвентаря выразительных средств русского литературного языка» [23, с. 53]. Лингвистический анализ предполагает комментирование различных языковых единиц, образующих текст, и рассмотрение особенностей их функционирования с учетом их системных связей. Согласно теории когнитивных схем, при лингвистическом анализе текста Т. А. Ван Дейк предлагает различать четыре психолингвистических уровня. На первом уровне человек распознает смысл морфем и слов. Он интерпретирует их, затем смысл частей сложноподчиненных предложений и сами предложения. На этом уровне понимания важную роль играют семантические и синтаксические параметры дискурса (значение и порядок слов).

На втором уровне происходит осознание взаимосвязей отдельных предложений и суждений. Оно зависит от их последовательности, смысловой согласованности, а также от объединяющих их союзов, союзных слов. Третий уровень определяется макроструктурой текста. Отчасти макроструктура выявляется человеком через последовательности предложений. Но в ней также соединяются восприятие текущей информации с уже имеющимися знаниями по вопросу. Следовательно, существует обратная зависимость: тема дискурса обуславливает интерпретацию предложений отдельных слов.

На четвертом уровне понимание определяется супер структурой текста. Этот термин означает общепринятую форму подачи информации. В соответствии с западной традицией тексты выстраиваются на основе определенных единиц: краткое содержание; главное событие, предпосылки события; вербальные реакции и комментарии. Читатель интерпретирует информацию на основе аналогичных схем построения текста.













1.3 Лексико-стилистический анализ художественного текста

Лексикостилистический анализ  это анализ, при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения [22, с.16]. Такой анализ  своеобразный «мостик» между лингвистическим и литературоведческим анализами: его объектом служит текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности». [22, с.16].«Лексикостилистический анализ художественного текста, изучение особенностей употребления в нем языковых единиц помогают овладеть выразительными возможностями языка» [15, с.408].

В. В. Одинцов в своей монографии «Стилистика текста» отмечает ряд характерных черт стилистического анализа.

Прежде всего, стилистический анализ текста должен вести к полному и глубокому пониманию основной мысли текста, главной идеи речевого произведения. Он должен выявить характер «оформленности содержания», то есть выявить структуру текста. Последнее, в свою очередь, предопределяет и методику стилистического анализа: он должен направляться не только и не столько на языковые факты, сколько на способы их организации, их связи и соотнесенности. Исследователю необходимо также учитывать разнофункциональность применения стилистического анализа: в аспекте стилистики языка он должен ответить на вопрос - из чего сделан текст, в аспекте стилистики речи - как сделан текст. Таким образом, в предлагаемых аспектах неизбежно встает вопрос о функциях и функционировании языковых средств текста с учетом выражаемого содержания и целевой установки. Наконец, полное понимание текста предполагает понимание того, почему в данном случае употреблено именно такое слово, именно такой оборот или синтаксическая конструкция, а не другая; почему для выражения данной мысли в данных условиях необходимы именно эти языковые средства, именно такая их организаця.

Цель лексико-стилистического анализа текста

продемонстрировать богатство словарного состава русского языка;

выявить системные отношения в тексте (семантические парадигмы, их функции в тексте);

проследить за использованием социолингвистически маркированных единиц в тексте (эмоционально-оценочных, экспрессивно-стилистических, функционально-стилистических).

Определить функциональный стиль данного текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный) и функционально-смысловой тип речи.

Выделить стилеобразующие средства (стилистически окрашенная лексика и фразеология, эмоционально-экспрессивная и оценочная лексика). Указать их значение. Подтвердить стилистическую маркированность словарными данными.

Указать слова, употребляющиеся в переносном значении, установить их визуальность/окказиональность, тип переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

Выделить в тексте различные лексикосемантические парадигмы (полисемия, синонимия, антонимия, паронимия, омонимия, родо-видовые отношения (гиперогипонимические), тематические группы слов). Указать синтаксические способы выражения данных отношений в тексте.

Найти в тексте изобразительновыразительные средства, указать их функцию в тексте.

В стиле художественной литературы также наблюдается, хотя это и необязательно, выход за пределы норм литературного языка. Это бывает тогда, когда даются языковые характеристики персонажей, изображаемой среды пли эпохи; в этих целях вводятся просторечные элементы, диалектизмы, архаизмы, иноязычная лексика.





Выводы к главе 1

На основании вышеизложенного представляется возможным констатировать, что современная гуманитарная наука воспринимает действительность как некий метатекст, доступный к интерпретации. Свою законную нишу в иерархии текстов занимает и собственно языковой текст (как письменный, так и устный). Важнейшим путем к пониманию и толкованию текста является его интерпретация, основанная на многоуровневом системном лингвистическом анализе.

Системный лингвистический анализ текста включает следующие уровни: фонетический, словообразовательный, морфологический, грамматический, синтаксический, стилистический. Лексико-стилистический анализ это анализ, в процессе которого рассматриваются лексико-семантические средства и их взаимосвязанность в тексте, выявляется система тропов и их природа.

В свою очередь, образность рассматривается как стилеобразующее средство. Определяется функциональный стиль данного теста и синтаксические средства его выражения.

Таким образом, лексикостилистический анализ позволяет выполнить ключевую составляющую любой интерпретации, выяснить основную смысловую нагрузку текста и возможные варианты его понимания.



ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕКСИКОСТИЛИСТИЧЕСКОЙ РАБОТ С СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗОЙ ( В. ПЕЛЕВИН «ЖЕЛТАЯ СТРЕЛА»)



2.1 Выразительность речи

Высокая культура разговорной и письменной речи становится в наши дни самой надежной рекомендацией для любого человека, каким бы видом деятельности он ни занимался. Стало очевидным, что упорная работа над речью необходима не только филологам и литературоведам, но и каждому образованному человеку, поэтому именно сегодня актуализируется задача повышения культуры общения, популяризации лингвистических знаний.

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в Украине находится на низком уровне, обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессионализмы, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку и литературе усилен аспект культуры речи. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности, русский язык, литература, культура речи, риторика и др. Измерителем сформированности уровня коммуникативной компетенции учащихся выступают коммуникативные умения, и в том числе выразительность речи. Под коммуникативными умениями понимаются такие мыслительные действия учащихся, которые «направлены на создание связных устных и письменных высказываний разных функционально-смысловых типов (описаний, повествований, рассуждений) и функциональных стилей» [12 с. 22]. Проблеме формирования стилистических умений и навыков учащихся посвящены труды В. А. Добромыслова, Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, М. Р. Львова, М. Т. Баранова, А. П. Еремеевой, В. Н. Мещерякова, Н. Д. Десяевой, С. А. Арефьевой, Т. М. Пахновой и др. Большие возможности для развития выразительной речи предоставляет работа с текстами художественной литературы. Важность работы с текстами для овладения приемами выразительности русского литературного языка отмечали И. А. Фигуровский, В. А. Добромыслов, Т. А. Ладыженская, Н. А. Пленкин, А. В. Дудников, В. И. Капинос, Л. М. Лосева, А. А. Акишина, А. П. Еремеева, Н. А. Ипполитова, Г. Я. Солганик и др.

В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

Языковые умения - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности [13, с.156]. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.

Следующий тип умений  стилистические. Они предполагают более глубокое осмысление устной и письменной речи - её законов, правил, структуры. Стилистические умения обеспечивают познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Выразительность (красота) речи  это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство языка, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов речи. Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.[28, с.28]

Выразительность речи зависит от многих причин и условий собственно лингвистических и экстралингвистических. Выразительная речь - это эмоциональная речь, и говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. 

Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы стилистические и риторические фигуры. Стилистические 

фигуры  синтаксическое построение, обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Цель этих языковых средств  сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся. Известно, что броская фраза действует на слушателя сильнее, чем глубокая мысль.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления говорящего, что предполагает знание и осмысление предмета сообщения. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной [28, с.32].

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным отбором языковых средств с учетом условий и задач общения. Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки.

Выразительными средствами в литературно-художественном являются тропы, стилистические и риторические фигуры, что в максимальной степени способствует реализации одной из основных функций этих стилей. В художественной литературе средства выразительности выполняют эстетическую функцию; речевая выразительность здесь - один из главных приемов воздействия на читателя. В художественном произведении любая языковая единица может стать стилистически значимой, превратиться в средство художественной изобразительности и выразительности.

К самым обычным выразительным средствам языка обычно относят тропы и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Тропами называют разновидности переносного употребления слов. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. Наиболее распространенные виды тропов - сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, перифраза. Благодаря переносному метафорическому употреблению слова создается образность речи. Поэтому тропы обычно относят к средствам словесной образности, или изобразительным [28, с. 33]. Действенность и выразительность тропов в их оригинальности, новизне, необычности: чем необычнее, оригинальнее тот или иной троп, тем он выразительнее. Наиболее употребляемыми являются следующие тропы.

Сравнение как термин поэтики - сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, третьему элементу сравнения. Сравнение часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры, «тишина была похожа на пшёнку» (В. Пелевин «Желтая стрела»).

Метафоризация  один из наиболее распространенных способов создания образности  охватывает огромное количество общеупотребительных, нейтральных и стилистически маркированных слов, в первую очередь многозначных. Способность слова иметь не одно, а несколько значений узуального характера, а также возможность обновления его семантики, его необычного, неожиданного переосмысления и лежит в основе лексических образных средств.

Кроме метафоризации и эмоциональноэкспрессивной окраски слова в качестве средств выразительности используются многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, лексика ограниченного употребления, архаизмы, неологизмы. Многозначные слова и омонимы часто используются в иронических и пародийных целях, для создания каламбуров. Для этого в одном контексте намеренно сталкиваются слова-омонимы или разные значения одного и того же слова.

Составляют основу многих шуток, каламбуров индивидуально-авторские омонимы. Подчеркнуть ту или иную деталь, выразить определенное отношение к названному предмету или явлению, дать его оценку и, следовательно, усилить выразительность речи позволяет использование синонимов.

В качестве выразительного средства создания контраста, резкого противопоставления используются в речи антонимы. Они лежат в основе создания 

антитезы стилистической фигуры, построенной на резком противопоставлении слов с противоположным значением. Этот стилистический прием придает речи эмоциональность, необычайную выразительность. Антитеза позволяет добиться афористической точности в выражении мысли. Поэтому антонимия лежит в основе многих пословиц, поговорок, образных выражений, крылатых фраз. Антонимы в таких случаях, создавая контраст, ярче подчеркивают мысль, позволяют обратить внимание на самое главное, способствуют краткости и выразительности высказывания. Определенными выразительными возможностями обладают слова-паронимы. Они служат средством создания юмора, иронии, сатиры. Важным средством выразительности в художественной речи являются индивидуальноавторские неологизмы (окказионализмы), привлекающие внимание читателя (или слушателя) своей неожиданностью, непривычностью, исключительностью. Усиливают выразительность речи лексические повторы. Они помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания, придают речи эмоционально-экспрессивную окраску. Источником выразительности речи являются фразеологические сочетания, характеризующиеся образностью, экспрессивностью и эмоциональностью, что позволяет не только назвать предмет или явление, но и выразить определенное отношение к нему. Увеличивает выразительные возможности фразеологизмов их способность вступать друг с другом в синонимические отношения. Сведение фразеологизмов в синонимический ряд или одновременное употребление лексических и фразеологических синонимов усиливает экспрессивную окраску речи.

Особую выразительность речи придает использование особого семантического типа словосочетаний, называемого - оксюморон: «стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое»[8]. Оксюморон позволяет раскрыть сущность предметов или явлений, подчеркнуть их сложность и противоречивость.

В качестве средств речевой выразительности в определенной ситуации преднамеренно используются отступления от норм литературного языка: употребление в одном контексте единиц разной стилистической окраски, столкновение семантически несоединимых единиц, ненормативные образования грамматических форм, ненормативное построение предложении.

Усиливают выразительность речи, придают ей эмоциональную окрашенность риторические фигуры - стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. К ним относят такие стилистические явления, как антитеза, гипербола, обращение, восклицание, астеизм, градация, прозопопея, ирония, уподобление, умолчание и пр.

В настоящее время название риторической фигуры сохранилось лишь за тремя явлениями стиля, относящимися к интонации.

Это, вопервых, риторический вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение.

Вовторых, риторическое восклицание, играющее роль усиления эмоционального восприятия.

Третьей фигурой является риторическое обращение, рассчитанное на эффект, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной. Таким образом, существует достаточно широкий набор средств, позволяющий выработать навыки выразительной речи.





2.2 Методы и приемы формирования выразительности речи

В ряду косвенных высказываний о дидактических условиях формирования лексико-стилистических умений как составляющей части речевой выразительности важно выделить суждения о целесообразности соотнесения обучения с возрастными психологическими особенностями школьников; о необходимости разработки специальной системы обучения, направленной на общее развитие учащихся (в том числе и на развитие стилистических умений); о кардинальной роли проблемного обучения (в его воздействии и на формирование стилистических умений); о направленности обучения в целом на оптимальную организацию учебной деятельности школьников, и, в частности, косвенно - на формирование речевых умений.

Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетание слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи и в первую очередь порядок слов.

Необходимость работы по стилистике в связи с развитием речи неоднократно признавалась современными методистами. Ее целесообразность определена следующим образом: «Любое высказывание обусловливается ситуацией, сферой общения. Одна и та же мысль в разных сферах общения формулируется по-разному, часто очень отличным друг от друга образом. Формируя речевые навыки, мы должны ясно представлять себе, над каким стилем - разговорным или книжным - мы работаем. Развивать речевые навыки вообще невозможно. Можно и нужно развивать навыки разговорной, научной, публицистической, деловой, художественной речи. Другими словами, работа по развитию речи должна быть стилистически ориентированной» [24, с.38-39]

Приемы и методы развития выразительной речи:

1. Прослушивание мастеров художественного чтения.

2. Анализ собственной речи.

3. Творческие задания с тропами и риторическими фигурами.

4. Чтение художественных текстов.

5. Многоуровневый анализ (в том числе и лексико-стилистический) художественных текстов.

Особое место в развитии выразительности речи занимает комплексная работа с текстом. Работа с текстом на уроках русского языка является важным средством развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Лексико-стилистическая работа обладает большими возможностями для формирования у учащихся названных умений и развития их язы.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.