VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и правовое регулирование защиты прав потребителей при торговом обслуживании

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001442
Тема: Понятие и правовое регулирование защиты прав потребителей при торговом обслуживании
Содержание
Оглавление

Введение	6
Глава 1. Понятие и правовое регулирование защиты прав потребителей при торговом обслуживании	8
1.1.	Понятие договора при торговом обслуживании	8
1.2.	Понятие и особенности правового регулирования защиты прав потребителей при торговом обслуживании	22
Глава 2. Содержание защиты прав потребителей при торговом обслуживании	30
2.1. Права потребителей при торговом обслуживании	30
2.2. Характеристика способов защиты прав потребителей	40
Глава 3. Проблемы защиты прав потребителей при торговом обслуживании	47
3.1. Проблемы защиты права потребителей при торговом обслуживании во внесудебном порядке	47
3.2. Проблемы защиты прав потребителей при торговом обслуживании в судебном порядке	53
Заключение	65
Список используемой литературы	68

     










Введение
     В современных условиях защита прав потребителей приобретает особую актуальность в связи с развитием рыночного товарного хозяйства, предполагающего развитие розничной торговли. Розничная торговля на современном этапе является основным способомприобретения различных продовольственных и непродовольственных товаров населением. 
     По сведениям, приводимым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), в 2015 г. оборот розничной торговли составил 21 319,9 млрд руб. или 105,9 % к уровню 2014 года.Особое значение имеет защита прав потребителей посредством обращения в различные органы, общественные организации, а также в суды. Так в 2015году в Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации поступили 127 127 обращений по различным вопросам, касающимся соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей в сфере розничной торговли, что на 9 % больше, чем в 2014 году1.Не случайно особое значение имеет совершенствование нормативной базы защиты прав потребителей в сфере торговли. Правовой основой выступает Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I«О защите прав потребителей»2 (далее по тексту работы Закон), а также ряд нормативных актов.
     Актуальность выпускной квалификационной работы, безусловно связана с интересом к проблемам защитыправ потребителей в торговом обслуживании граждан. Проблемы ответственности за продажу некачественного товара в дореволюционном гражданском праве изучали такие ученые, как Г.Ф.Шершеневич, СВ. Пахман, К.П. Победоносцев и ряд других.  В советской историографии вопросы защиты прав покупателей стали рассматриваться, начиная с 60-70 годов ХХ века.  По данной теме выпущено большое количество современных исследований, научных статей. Большой интерес по данной теме представляют работы таких современных  авторовкак Богдан В.В., Гафарова Г.Б., Гущина И., Дворецкий В.Р., Еналеева И.Д., Ласковый В.А., Корнилов Э.Г., Парций Я.Е., Райлян А.А., Смирнова В. В., и ряда других.  Надо отметить, что в целом идут дискуссии вокруг статуса потребителя в розничной торговле, особенностей судебной и внесудебной защиты при продаже товаров ненадлежащего качества.
     Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в области защиты прав потребителей при торговом обслуживании.
     Предметом исследования являются законодательство, теоретические работы, судебная практика, связанные с защитой прав потребителей при торговом обслуживании.
     Целью выпускной квалификационной работы является анализ практических и теоретических аспектов защиты прав потребителей при осуществлении торгового обслуживания.
     Исходя из цели, основными задачами выступает: 
     * характеристика понятияи правового регулирования защиты прав потребителей при торговом обслуживании; 
     * анализ содержания защиты прав потребителей при торговом обслуживании; 
     * выделение и характеристика проблем защиты прав потребителей приторговом обслуживании.
     В основу работы положено применение диалектического метода, его исторической и логической составляющей.   Применялась также общенаучная методология системного подхода, а также частнонаучные методы: историко-правовой, формально-юридический. 
     Структура представленной работы состоит из введения, трёх глав,  заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Понятие и правовое регулирование защиты прав потребителей при торговом обслуживании
1.1. Понятие договора при торговом обслуживании
     Торговое обслуживание, так называемая розничная купля-продажа, издревле является основной формой торговли, то есть передачи товара от продавца к покупателю.Розничная торговля в современном мире является не только основным способом приобретения различных продовольственных и непродовольственных товаров, но и способом удовлетворения целого ряда потребностей граждан, имеющих жизнеобеспечивающее значение. 
     Механизм торгового оборота составляет основу гражданского оборота. Как отмечается в литературе, «со времен римского права основная хозяйственная цель договора купли-продажи заключается в том, чтобы в хозяйство покупателя поступили тс или иные нужные для него вещи»3. Наиболееэффективное правовое средство для достижения этой цели состоит в том, чтобы сделать покупателя собственником необходимых вещей. Большинство случаев наделения субъекта правом собственности происходит именно в рамках купли-продажи.
     В настоящее время в правовом регулировании торговой деятельности, в том числе и розничной, важное значение имеет Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ4, который в основном содержит нормы публичного права и регламентирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В ст. 2 указанного Закона содержится понятие розничной торговли как вида торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных целях, для удовлетворения семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     При этом правила заключения договора купли-продажи регулируются нормами Гражданского кодексаРФ. Поскольку купля-продажа относится к сделкам, то на нее распространяются требования главы9 части 1 Гражданского кодекса РФ5 и главы 30 части 2 того же Кодекса6, где содержатся нормы,относящиеся к этому виду договоров.
     Понятие договора купли-продажи содержится в статье 454 ГК РФ. Согласно статье 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).Договор купли-продажи, как отмечается в литературе, считается двусторонним, возмездным, каузальным и консенсуальным. 
     Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты (ст. 437 ГК). Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Более того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
     Основными элементами договора как сделки и правоотношения являются стороны, предмет и содержание7.
     По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).В том случае, если предназначение товара связано с предпринимательской деятельностью, к договору применяются общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30), а при наличии признаков договора поставки - нормы § 3 главы 30 ГК РФ. Если в качестве покупателя выступает гражданин, приобретающий товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то к таким договорам применяются также нормы законодательства о защите прав потребителей, в частности, Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и изданных в соответствии с ним иных правовых актов.
     Под целями, не связанными с личным использованием, понимаетсяв том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.)8
     Таким образом, сторонами данного договора является продавец - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, и покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования.Потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей является только такой гражданин, который приобретает и использует товары исключительно для целей личного потребления, а не для перепродажи или использования с целью извлечения прибыли9. 
     То есть потребителем не является гражданин, приобретающий те или иные вещи для предпринимательских целей. Под «потребителем» ив литературе, и на практике понимается как гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин, пользующийся ими10. 
     А.А. Райлян отмечает, что российский законодатель не воспользовался распространенными в зарубежной литературе и законодательстве терминами: «конечный потребитель», «личный (конечный) потребитель». По закону потребитель - конечное лицо, которому во владение переходит собственность, приобретенная в розничной купле-продаже»11.   
     Под «потребителем» в российском праве понимается как гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор, так и гражданин, который пользуется этим телевизором.Суды не всегда учитывают данное обстоятельство.  Можно привести следующий пример из практики пермских судов: Удовлетворяя исковые требования Г-на, мировой судья исходил из того, что факт приобретения у индивидуального предпринимателя Р-ва товара ненадлежащего качества нашел свое подтверждение. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи и отказывая в иске, пришел к выводу о том, что к спорным правоотношениям Закон РФ «О защите прав потребителей» применению не подлежит, поскольку истцом товар не приобретался, потребителем он не является.   В данном случае суд апелляционной инстанции неправильно истолковал нормы материального права.  Как следует из материалов дела, Г-н является собственником автомобиля, на который была установлена некачественная деталь. Пользование автомобилем осуществлял Н-н, который и приобрел у ответчика некачественную деталь.  Из содержания п.2 ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что потребителем может быть и тот гражданин, который пользуется приобретенным товаром, несмотря на то, что сам этот товар не покупал.  Таким образом, то обстоятельство, приобретал ли сам Г-н некачественную деталь, либо это сделал кто-либо другой, не имеет значения, поскольку конечным пользователем этого товара является именно истец, как собственник автомобиля12.
     Если какие-либо предметы могут быть использованы гражданином как для предпринимательской или иной профессиональной деятельности, так и для удовлетворения личных нужд (автомобиль, компьютер, принтер, солярий), имеет значение то обстоятельство, какова преимущественная цель приобретения указанных товаров. Можно привести следующий пример: Н. обратилась в суд с иском к ООО "Д." о снижении стоимости солярия, взыскании неустойки, убытков и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что заключила с ответчиком договор на поставку, сборку и установку солярия, выплатила по договору 250000 руб. Ответчик нарушил срок поставки, доставил солярий другого цвета и некомплектный, инструкция по технической эксплуатации составлена на немецком языке. Отказывая в принятии искового заявления, районный суд указал, что заявленные требования не связаны с удовлетворением личных, бытовых нужд истицы, поскольку солярий приобретен истицей в целях осуществления предпринимательской деятельности по оказанию косметологических услуг. Истица зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, потому спорные отношения между сторонами, как вытекающие из экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду. Определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 декабря 2007 г. определение районного суда оставлено без изменения13.
     Лишь в отдельных случаях законодательством предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы или услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, только гражданин, имеющий разрешение на оружие может купить оружие соответствующего образца.
     Э. Корнилов ещё в 90-е годы ХХ века, отмечал, что есть некоторая непоследовательность законодателя в трактовке термина «потребитель». Преамбула Закона определяет его как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Давая такое определение, законодатель фактически выводит из поля действия Закона юридических лиц, которые также могут оказаться (и часто оказываются) в ситуации, когда ущемляются их потребительские права14.
     Судебная практика некоторых зарубежных стран свидетельствует о более широком понимании фигуры потребителя. Так М.В. Кратенко отмечает, что во Франции к числу потребителей относят и тех, кто хотя и заключает договор купли-продажи в рамках своей профессиональной деятельности, но мало что понимает в приобретаемых товарах как покупатель (например, агент по недвижимости приобретает охранную сигнализацию для оборудования своего офиса и т.п.)15. Но в России действие Закона не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.   
     Некоторые исследователи данной области отмечают, что указание в качестве потребителя только гражданина следовало бы отразить в названии самого Закона16. 
     Пунктом 2 ст. 492 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи является публичным договором. Понятие публичного договора раскрыто в ст. 426 ГК РФ. Анализ положений указанной статьи позволяет сделать вывод, что розничный продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи на одинаковых условиях с любым желающим. Отказ продавца в заключении договора возможен только по причине отсутствия в продаже товара, необходимого покупателю.
     Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей – «комплектом» согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Присоединение иного дополнительного товара к необходимому потребителю фактически приводит к увеличению цены одних товаров (работ, услуг) за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. 
     Согласно ст. 454 и 492 ГК РФ основной обязанностью продавца является передача покупателю в собственность вещи (товара). Закон предъявляет единые требования к передаваемой вещи с точки зрения ее качества и комплектности, а если передаче подлежат вещи, определяемые родовыми признаками, - также количества и ассортимента. 
     Качество товара должно соответствовать договору, а если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. При этом, как отмечается в литературе возможна ситуация, когда,«по соглашению сторон продавец может передать товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями»17.
     При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец должен руководствоваться обычно предъявляемыми требованиями.В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст. 503 ГК и ст. 18 Закона о защите прав потребителей. 
     Статья 493 ГК РФ закрепляя форму договора розничной купли-продажи определяет, что, если иное не предусмотрено законом или договоромрозничнойкупли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договоррозничнойкупли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.Договор розничной купли-продажи за наличный расчет, как правило, заключается в устной форме, а выдаваемый чек или иной документ не является письменной его формой. Это положение позволяет потребителю при отсутствии у него чека или иного аналогичного документа доказывать факт заключения договора с помощью свидетельских показаний (ст. 162 ГК РФ; ч. 1 п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Форма договора розничной купли-продажи определяется следующими обстоятельствами:
     - субъектным составом договора. В качестве продавца выступает субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
     - моментом исполнения договора. Договор розничной купли-продажи, как правило, исполняется в момент его совершения. Согласно п. 2 ст. 159 ГК РФ, если иное не установлено соглашением сторон, то могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.Иные положения о моменте заключения договора розничной купли-продажи могут быть предусмотрены как законодательством, так и договором. Деление договора розничной купли-продажи на виды в законодательстве осуществляется по различным основаниям. 
     В ГК РФ по мнению специалистов, выделены следующие его виды:
     * продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара (ст. 497 ГК РФ);
     * продажа товаров с использованием автоматов (ст. 498 ГК РФ):
     * продажа с условием принятия товара (покупателем) в определенный срок (ст. 496 Г К РФ);
     * продажа с условием доставки товара покупателю (ст. 499 ГК РФ);
     * договор найма-продажи (ст. 501 ГК РФ).
     Перечисленные виды не исчерпывают всех особенностей договора розничной купли-продажи, совершаемых на практике.
     Недостатком, по мнению О.Н. Садикова, является то, что единый критерий выделения данных видов договора розничной купли-продажи отсутствует18.В частности, в соответствии со статьей 496 ГК РФдоговоррозничнойкупли-продажи может быть заключен с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Если иное не предусмотрено договором, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора. Дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в определенный договором срок включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
     Договоррозничнойкупли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).Договоррозничнойкупли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
     Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договоррозничнойкупли-продажи товара по образцам или договоррозничнойкупли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
     В случаях, когда продажа товаров производится с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара (статья 498 ГК РФ).
     Договоррозничнойкупли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. Если покупателю не предоставляется оплаченный товар, продавец обязан по требованию покупателя незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им сумму. В случаях, когда автомат используется для размена денег, приобретения знаков оплаты или обмена валюты, применяются правила о розничной купле-продаже, если иное не вытекает из существа обязательства.
     Статья 499 ГК РФ закрепляет, что в случае, когда договоррозничнойкупли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.
     Договоррозничнойкупли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства. В случае, когда договором не определено время доставки товара для вручения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя.
     Договором может быть предусмотрено, что до перехода права собственности на товар к покупателю (статья 491) покупатель является нанимателем (арендатором) переданного ему товара (договор найма-продажи). Если иное не предусмотрено договором, покупатель становится собственником товара с момента оплаты товара.При исполнении купли-продажи следует учесть, что розничная купля-продажа имеет ряд специфических черт. Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. 
     В целом предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договорарозничнойкупли-продажи.Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договорарозничнойкупли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
     Следовательно, в месте продажи товара покупатель вправе требовать от розничного продавца исполнение обязанностей по договору, даже если на выставленный (демонстрируемый) товар отсутствует цена или не указаны другие существенные условия договора. Исключением являются лишь товары, явно непредназначенные для продажи (оформление торгового зала, торговое оборудование и тому подобное). По мнению В.В. Семенихина реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются именно как приглашение делать оферты19. 
     Договор может быть заключен не иначе как путем принятия предложения продавца, акцепта публичной оферты. Таким образом, договор розничной купли-продажи, как отмечается в комментариях, является договором присоединения (ст. 428 ГК)20. Особое значение имеет выделение прав и обязанностей сторон договора купли-продажи. Покупатель в соответствии с п. 1 ст. 500 ГК РФ обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. 
     Основными обязанностями покупателя по договору розничной купли-продажи является принятие товара и уплата покупной цены. Если же покупатель не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. 
     Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 500 ГК РФ).
     В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
     Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.
     Проведенный анализ показывает, что в настоящее время розничная купля продажа — это вид торговой деятельности, отличный от оптовой торговли. Также розничная купля-продажа вид гражданского договора, связанная с приобретением и продажей товаров для использованиягражданами их в личных целях, для удовлетворения семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
1.2. 
Понятие и особенности правового регулирования защиты прав потребителей при торговом обслуживании
     Говоря о правовом регулировании защиты прав потребителей при розничной купле-продаже, следует подчеркнуть, что нормы о защите прав потребителей в сфере розничной купли-продажи сформировались в основном в ХХ веке. Безусловно, это было связано изначально с массовым движением потребителей, которое наиболее ярко проявило себя в США.
     Так в   начале ХХ века началась борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых продуктов и медикаментов, активисты этой компании получили название «разгребатели грязи». В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по «разгребанию грязи». В 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше 5 миллионов человек21. Именно деятели этого Союза первыми призвали к бойкоту товаров из фашистской Германии в 30-е годы.15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США "Специальное послание о защите интересов потребителей", в котором провозглашались такиеосновные права потребителякак: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. 
     Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.Современное законодательство США, действующее в сфере розничной торговли и оказания услуг, также исходит из необходимости защиты прав и законных интересов рядовых потребителей. Так в соответствии с параграфом 2301 (3) Закона о гарантиях при продаже товаров широкого потребления1975 г. (Закона Магнуссона-Мосса) потребитель - это покупатель, товаров широкого потребления22. Во Франции основным нормативным актом, направленным на охрану интересов потребителей в договорных отношениях, является Закон № 78 - 23 от 10 января 1978 г. «О защите и информации потребителей продуктов и услуг». Этот Закон ввел систему контроля за содержанием договоров с участием потребителей - не предпринимателей.  В целом начиная с 60 годов в ряде стран возникла правовая система защиты прав потребителей при розничной продаже товаров.
     В России нормы о защите прав покупателей товаров появились в глубокой древности. Нормы о защите прав покупателей при продаже товаров можно найти  в Русской Правде и Псковской Судной грамоте, а также в основном памятнике периода империи - Своде Законов Российской Империи.  При этом начиная с XVIIIвека, защита права покупателей возлагалась на полицейские органы.  Как отмечает М.В. Аллахвердов «в неотъемлемые обязанности полиции (Указ от 25 мая 1718 года и Регламент 1721 года) вмещалось наблюдение за безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущением обмера, обвеса и других обманов при торговле23.
     Появление Свода законов Российской империи в первой половине XIX века привело к закреплению защиты прав покупателей при заключении договора купли-продажи. Согласно Российскому дореволюционному законодательству, как отмечает В.В. Смирнов, покупатель «при продаже ему некачественного товара имел право требовать только расторжения договора, тогда как в зарубежном законодательстве, начиная с римского права, предусмотрена еще одна возможность - требовать уменьшения покупной цены. Но российское законодательство допускало возможность заключения договора между продавцом и покупателем, в силу которого с продавца снималась ответственность за недостатки товара, что в значительной мере ущемляло права покупателя»24.В 1922 году был принят первый Гражданский кодекс РСФСР, где был значительно расширен объем прав покупателей и усилена ответственность продавцов (статьи 195 - 199, 201, 203 - 205). Продавец отвечал перед покупателем за отсутствие в проданном товаре установленных качеств, за недостатки, уменьшающие цену или пригодность к употреблению. ГК РСФСР 1922 года впервые ввел сроки обращения потребителя к продавцу с соответствующими требованиями, а также установил три основных права покупателя в случае продажи ему некачественного товара: предоставление вещи надлежащего качества; соответствующее уменьшение покупной цены; расторжение договора и уменьшение убытков.
     Активно вырабатывалась уголовная ответственность за нарушение прав потребителей. Обман потребителя был признан деянием высокой степени общественной опасности. 20 декабря 1921 года был издан циркуляр НКЮ и НКМ «О мерах борьбы со злоупотреблениями и недостачами в торговле», согласно которому «невывешивание на видном и доступом месте прейскурантов с ценами на товары, пользование неправильными весами и гирями» признавалось общественно опасным деянием»25. 
     25 июля 1934 года впервые была установлена уголовная ответственность за обман потребителей. Постановление ЦИК и СНК СССР «Об ответственности за обворовывание потребителя и обман советского государства» определяла ответственность за обвешиваниеи обмеривание покупателей, пользование в торговле неправильными весами, гирями, метрами и другими измерительными приборами, продажу товаров низшего сорта по цене высшего, а также нарушениу установленных розничных цен.
     С середины 50-х годов ХХ века права потребителей, зафиксированные в гражданском законодательстве, принятом еще в 20-е годы, стали дополняться различными ведомственными актами. Правовое регулирование розничной купли-продажи осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые в ряде случаев в одностороннем порядке навязывали невыгодные потребителям условия, ставя их в неравноправное положение по отношению к специализированным организациям, обслуживающим население.
     Многие из этих правил ухудшали положение потребителя по сравнению с Основами гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик 1961 и Гражданским кодексом 1964 года. При этом Министерства и ведомствапри издании разнообразных правил пренебрегали не только интересами потребителей, но и самим гражданским законодательством. Так, например, Правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети (принятые в 1965 году), ухудшали положение потребителя по сравнению со ст. 41 Основ.Основы предусматривали право выбора между обменом и расторжением договора в случае продажи некачественной вещи. Правила предусматривали обмен, а расторжение договора возможно было только в том случае, если соответствующего товара нет в продаже и без возмещения понесенных убытков.  
     Первой попыткой создания специального потребительского законодательства, по мнению специалистов, стала разработка осенью 1988 года проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей»26.  
     Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 год Закона СССР «О защите прав потребителей»который,в связи с распадом СССР, так и не вступил в силу.  
     7 апреля 1992 года в действие вступил Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".  Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению сустановленными в Законе. 
     Как справедливо отмечаетГафарова Г.Б., правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только «регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства»27. 
     Анализ действующего законодательства показывает, что только Законом о защите прав потребителей, не исчерпывается защита прав потребителей при продаже товаров.  Так в статье 1 Закона «О защите прав потребителей» определено, что отношения в области з.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44