- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и сущность системы образования
| Код работы: | W004214 |
| Тема: | Понятие и сущность системы образования |
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
1.1. Понятие и сущность системы образования
Образование - важнейший ресурс социально-экономического и духовного прогресса государства, и уровень образованности населения необходимо рассматривать как основной фактор его устойчивого развития.
Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.
Образование в Российской Федерации - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Система образования в России включает в себя:
- образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
- образовательные программы различных видов, уровней и направленности;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также некоторыми другими организациями и индивидуальными предпринимателями.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлено конкретных видов образовательных организаций, которые существовали до вступления в силу закона. Но он дает пояснение на счет наименования образовательной организации, которое должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации также могут использоваться наименования, указывающие:
- на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся);
- дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Поэтому с вступлением в силу нового закона об образования могут существовать организации с указанием их вида согласно ранее действовавшим нормативно-правовым актам.
Образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения, как было до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а в любой форме, установленной законодательством для некоммерческих организаций.
организации могут государственными (созданными Федерации и субъектами муниципальными и частными.
организации, созданные Федерацией, субъектом муниципальными образованиями в учреждения (государственные и учреждения), в соответствии с законом от 8 2010 года № могут быть бюджетными, автономными. Эти государственных и муниципальных определены в связи с от сметного к обеспечению государственных учреждений финансами для выполнения (муниципального) задания оказание услуг работ) в виде субсидий. Различия в государственных и муниципальных заключаются в степени самостоятельности учреждения - от приносящей деятельности полностью автономное учреждение, а учреждение передает от платных и работ в бюджет учредителя.
Организациям образования может присвоена категория университет» и «национальный университет».
Также устанавливаются на создание организаций:
- образовательные реализующие образовательные высшего образования в обороны и безопасности обеспечения законности и могут создаваться Российской Федерацией;
- организации для с девиантным (общественно поведением, нуждающихся в условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Дошкольное образование в России - воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.
В числе учреждений данного наиболее распространённым детский сад. Помимо в России существуют и виды дошкольных как:
- детский общеразвивающего вида с осуществлением одного нескольких направлений воспитанников (интеллектуального, физического и др.);
- сад компенсирующего с приоритетным осуществлением коррекции отклонений в и психическом развитии
- детский сад и оздоровления с приоритетным санитарно-гигиенических, профилактических и мероприятий и процедур;
- сад комбинированного (в состав детского сада входить общеобразовательные, и оздоровительные группы в сочетании);
- центр ребёнка - детский с осуществлением физического и развития, коррекции и всех воспитанников.
задачами дошкольного в России являются:
- жизни и укрепление детей;
- обеспечение личностного и физического ребёнка;
- осуществление коррекции отклонений в ребёнка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- с семьёй для полноценного развития ребёнка.
1.2. и муниципальная в области развития дошкольного воспитания
образованием в России федеральном уровне Министерство образования и Российской Федерации, выполняет функции выработке государственной и нормативно-правовому регулированию в образования. Министерство выполняет функции в 2010 году агентства по (Рособразование) - оказание услуг, управление имуществом подведомственных а также правоприменительные в сфере образования, опеки и попечительства в несовершеннолетних, социальной и социальной защиты и воспитанников образовательных учреждений. Нормативные в области образования принимают Президент и Российской Федерации.
по контролю и в области образования Федеральная служба надзору в сфере и науки (Рособрнадзор). Служба лицензирование, аттестацию и образовательных учреждений, научных и педагогических вузов, аттестацию образовательных учреждений, документов об образовании.
Правительство Российской и другие федеральные власти могут учредителям образовательных организаций.
К федеральных органов власти в сфере относятся:
1. и проведение единой политики в сфере образования.
2. предоставления высшего включая обеспечение гарантий реализации на получение конкурсной основе высшего образования.
3. предоставления дополнительного образования в федеральных образовательных организациях.
4. Р утверждение и реализация программ Российской федеральных целевых реализация международных в сфере образования.
5. реорганизация, ликвидация государственных образовательных осуществление функций и учредителя федеральных образовательных организаций.
6. федеральных государственных стандартов, установление государственных требований.
7. и государственная аккредитация деятельности:
- организаций, образовательную деятельность образовательным программам образования;
- федеральных профессиональных образовательных реализующих образовательные среднего профессионального в сферах обороны, продукции по заказу, внутренних безопасности, ядерной транспорта и связи, производства по перечень которых Правительством Российской
- российских образовательных расположенных за территории Российской образовательных организаций, в соответствии с международными Российской Федерации, а осуществляющих образовательную дипломатических представительств и учреждений Российской представительств Российской при международных межправительственных) организациях;
- образовательных организаций, образовательную деятельность месту нахождения на территории Федерации.
8. контроль (надзор) в образования за организаций, указанных в пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
9. Формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.
11. Разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда.
12. Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне.
13. Осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
14. Обеспечение в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного и среднего профессионального образования.
уровень.
На уровне управление осуществляют органы власти (министерства, образования) субъектов на муниципальном - департаменты, управления, образования муниципальных образований.
О государственной власти Российской Федерации следующие полномочия:
1. контроль (надзор) в образования за организаций, осуществляющих деятельность на субъекта Российской (за исключением высшего образования), а органов местного осуществляющих управление в образования на территории.
2. образовательной деятельности осуществляющих образовательную на территории Российской Федерации исключением организаций образования).
3. аккредитация образовательной организаций, осуществляющих деятельность на субъекта Российской Федерации.
4. документов об и (или) о квалификации.
за выполнением органами управления переданных функций Рособрнадзор.
К полномочиям государственной власти Российской Федерации в образования относятся:
1. и реализация региональных развития образования с региональных социально-экономических, демографических, этнокультурных и особенностей субъектов Федерации.
2. реорганизация, ликвидация организаций субъектов Федерации, осуществление и полномочий учредителей организаций субъектов Федерации.
3. государственных гарантий прав на общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях, и бесплатного дошкольного, общего, основного среднего общего в муниципальных общеобразовательных обеспечение дополнительного детей в муниципальных организациях посредством субвенций местным включая расходы оплату труда, учебников и учебных средств обучения, игрушек (за расходов на зданий и оплату услуг), в соответствии с определяемыми органами власти субъектов Федерации.
4. предоставления общего в государственных образовательных субъектов Российской Федерации.
5. условий для присмотра и ухода детьми, содержания в государственных образовательных субъектов Российской Федерации.
6. обеспечение получения образования в частных образовательных организациях, начального общего, общего, среднего образования в частных организациях, осуществляющих деятельность по государственную аккредитацию общеобразовательным программам, предоставления указанным организациям субсидий возмещение затрат, расходы на труда, приобретение и учебных пособий, обучения, игр, (за исключением на содержание и оплату коммунальных в соответствии с нормативами.
7. предоставления среднего образования, включая государственных гарантий права на общедоступного и бесплатного профессионального образования.
8. предоставления дополнительного детей в государственных организациях субъектов Федерации.
9. предоставления дополнительного образования в государственных организациях субъектов Федерации.
10. обеспечения муниципальных организаций и образовательных субъектов Российской учебниками в соответствии с перечнем учебников, к использованию при имеющих государственную образовательных программ общего, основного среднего общего организациями, осуществляющими деятельность, и учебными допущенными к использованию реализации указанных программ.
11. осуществления мониторинга в образования на субъектов Российской Федерации.
12. предоставления психолого-педагогической, и социальной помощи испытывающим трудности в основных общеобразовательных своем развитии и адаптации.
13. иных полномочий в с законодательством Статья 8 закона от декабря 2012 № 273 «Об в Российской Федерации».
уровень.
К полномочиям местного самоуправления районов и городских по решению местного значения в сфере образования относятся:
1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
2. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
3. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
4. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
5. содержания зданий и муниципальных образовательных обустройство прилегающих к территорий.
6. детей, подлежащих по образовательным дошкольного, начального основного общего и общего образования, муниципальных образовательных за конкретными муниципального района, округа.
7. иных полномочий в образования в соответствии с законодательством.
1.3. основа развития дошкольного воспитания
на образование статьей 43 Российской Федерации.
образования согласно России находятся в ведении Российской и ее субъектов.
правовым документом, отношения при этого права и всей системе России, является закон от декабря 2012 № 273-ФЗ «Об в Российской Федерации». Также приниматься другие законы, регулирующие вопросы в сфере (непосредственно или косвенно). В с Федеральным законом образовании в Российской на федеральном принимаются указы Российской Федерации, и распоряжения Правительства Федерации, нормативно-правовые и письма Министерства и науки, а также федеральных ведомств, в своем ведении организации, по работы последних.
уровне субъектов может приниматься закон об дополняющий на субъекта федерации федерального законодательства с особенностей системы конкретного субъекта Федерации.
Органы власти Российской и субъектов федерации и местного самоуправления принимать правовые регулирующие отношения в образования, по федеральным законом образовании предметам ведения. Нормы, отношения в сфере содержащиеся в федеральных и иных нормативных актах Российской законах и нормативных актах субъектов Федерации, правовых органов местного должны соответствовать закону об и не могут права или уровень предоставления по сравнению с установленными указанным законом.
Также базой являются документы в области из них:
Всеобщая декларация прав (1948).
2. Конвенция о с дискриминацией в области (14.12.1960) ратифицирована - начальное образование бесплатным и обязательным.
Конвенция о правах ребенка (1989).
законодательство в области воспитания также
1. Национальная доктрина в РФ до года:
- приоритет в политике государства;
бесплатное дошкольное образование - всех желающих;
обеспечение педагогическими кадрами с образованием - зарплата - на среднем в образовании;
- право получение досрочной (25 лет деятельности).
2. Указ РФ от № 599 «О по реализации политики в области и науки»:
- обеспечить к 2017 году доступности дошкольного в возрасте от до 7 лет.
Указ Президента РФ 1.06.2012 №761 стратегия действий в детей на годы».
В числе отмечены дефицит дошкольного образования, уровень качества образования. Для доступности дошкольного необходимо развитие форм дошкольного семейный детский служба ранней центр игровой развитие негосударственного наряду со дошкольных учреждений.
задача - обеспечение дошкольного образования, его вариативности. Меры: государственной поддержки новых ДОУ, а развитие всех вариативных форм, условий для различных региональных дошкольного и общего образования.
4. Федеральная программа развития образования. Цель обеспечение доступного образования, соответствующего социально-ориентированного развития РФ. Задачи:
обеспечение инновационного характера образования;
- модернизация системы образования инструментов социального
- создание современной непрерывного образования, и переподготовки профессиональных
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Для осуществления данных задач необходимо:
- модернизация общего и дошкольного образования как инструментов социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 №124 - Защита прав детей- при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Принятие решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, является государственной или муниципальной собственностью, осуществляется экспертиза последствий, т.е. экспертная оценка последствий. Имущество (земля, здания) образовательных учреждений, переданное им в оперативное управление, использоваться только в целях.
6. ФЗ общих принципах местного самоуправления в от 6.10.2003 № 131. Предоставление общедоступного дошкольного является расходным муниципалитетов. Санитарно-эпидемиологические к устройству, содержанию и режима работы в организациях. СанПин - 13/постановление Главного врача РФ 15.05.2013 №26.
В с п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 закона «Об принципах организации самоуправления в Российской к вопросам местного муниципальных районов и округов относятся:
организация предоставления общедоступного дошкольного образования.
7 Приказ Министерства образования и РФ от 8 2014 г. № «Об утверждении приема на по образовательным дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и РФ от июня 2013 г. № «Об утверждении проведения самообследования организацией».
9. Приказ образования и науки от 30 2013 г. № «Об утверждении организации и осуществления деятельности по общеобразовательным программам - программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и Российской Федерации России) от декабря 2010 г. № г. Москва утверждении федеральных к образовательным учреждениям в охраны здоровья воспитанников».
11. Приказ образования и науки Федерации (Минобрнауки от 17 2013 г. № г. Москва утверждении федерального образовательного стандарта образования».
Федеральный образовательный стандарт является главным документом, устанавливающим норм и правил, для исполнения в образовательном учреждении. Предметом Стандарта являются в сфере образования, при реализации программы дошкольного образования. Стандарт на основе РФ и законодательства и с учетом Конвенции о правах ребенка. Принципы
- поддержка разнообразия
- сохранение уникальности и детства как этапа в общем человека, самоценность
- личностно-развивающий и гуманистический взаимодействия взрослых и педагогов) и детей;
уважение личности ребенка;
реализация программы в формах для детей возрастной группы познавательно-исследовательской деятельности, в творческой активности).
построен с учетом дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком этапов детства, детского развития;
построение образовательной деятельности основе индивидуальных каждого ребенка, котором сам становится активным в содержания своего становится субъектом
- содействие и сотрудничество и взрослых, познание полноценным участником отношений;
- поддержка детей в различных деятельности;
- сотрудничество с
- приобщение детей к нормам, традициям общества и государства;
формирование познавательных интересов и действий ребенка в видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного
- учет этнокультурной развития детей.
ФГОС:
- повышение статуса дошкольного
- обеспечение государством возможностей для ребенка в получении дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий, и качества дошкольного на основе обязательных требований к реализации образовательных их структуре и их освоения;
сохранение единства образовательного РФ относительно дошкольного образования.
ФГОС:
- охрана и психического здоровья в т.ч. их благополучия;
- обеспечение возможностей для развития каждого независимо от жительства, пола, языка, социального психофизиологических и других
- обеспечение преемственности
- создание благоприятных развития детей в с их возрастными и особенностями.
Новый об образовании ФГОС как государственных гарантий и качества образования основе требований к реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, т.е. он конкретизирует обязанности государства по отношению к каждому ребенку дошкольного возраста.
Рассмотренные теоретические основы развития системы образования в России позволяют сделать следующий вывод: система образования в Российской Федерации, в том числе и система дошкольного воспитания - это комплекс законодательной базы, обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют между собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам. В свою очередь, государственные и муниципальные органы управления располагают достаточно обширным объемом полномочий в сфере организации деятельности дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования.
....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

