- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Портфолио как инструмент оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области
| Код работы: | W000768 |
| Тема: | Портфолио как инструмент оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРИТЕТ»
Гуманитарно-педагогический институт
___________________________________________________________________________
(полное название института)
Дошкольное и начальное образование
___________________________________________________________________________
(полное название кафедры)
Пояснительная записка
к выпускной квалификационной работе
(вид выпускной квалификационной работы _________________________
____________________________________________________________________________)
(указать вид при наличии)
на тему «Портфолио как инструмент оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области»
Выполнил: студент II курса, группы ПОд/м-21-о МД2
направления подготовки (специальности) 44.04.01 Педагогическое образование ______________________________
__________________________________________________________________
(код и наименование направления подготовки (специальности))
профиль (специализация)____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Руководитель ______________________________________________________
(фамилия, инициалы, степень, звание, должность)
__________________________________________________________________
Дата допуска к защите «____»_______________ 20___ г.
Зав. кафедрой ___________________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
2016 г.
Приложение 4
Пример оформления задания на ВКР
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРИТЕТ»
Институт _________________________________________________________________________________________________
Кафедра __________________________________________________________________________________________________
Направление подготовки/специальность______________________________________________
(код и наименование)
_________________________________________________________________________________
Профиль/специализация____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ____________
_________________________________
“____” _________________20___года
З А Д А Н И Е
на выпускную квалификационную работу
(вид выпускной квалификационной работы ________________________________________
(указать вид при наличии)
_______________________________________________________________________________)
студенту _______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы (проекта)__________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
руководитель работы (проекта) ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, степень, звание, должность)
________________________________________________________________________________
Утверждены приказом ректора от «____»____________20__ года №_____
2. Срок подачи студентом работы (проекта)__________________________________________
3. Входные данные к работе (проекту)_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать)____
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечень иллюстративного (графического) материала
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Консультанты разделов работы (проекта)
Раздел
Фамилия, инициалы и должность
консультанта
Подпись, дата
задание
выдал
задание принял
7. Дата выдачи задания ___________________________________________________________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название этапов
работы (проекта)
Срок выполнения этапов работы
(проекта)
Примечание
Студент_____________ _____________
(подпись) (фамилия и инициалы)
Руководитель работы (проекта) _____________ _____________
(подпись) (фамилия и инициалы)
Примерное содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
1.2. Педагогическая оценка использования метода портфолио как инструмента оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области
1.3. Критериальная характеристика оценивания достижений старшего дошкольника в социально-коммуникативной образовательной области посредством портфолио
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Диагностический инструментарий, уровневая характеристика и результаты констатирующего этапа эксперимента исследования уровня социально-коммуникативного развития старших дошкольников
2.2. Апробация модели портфолио в образовательно-воспитательной работе со старшими дошкольниками.
2.3. Возможности портфолио как инструмента оценивания социально-коммуникативного развития дошкольников экспериментальной группы Выводы к главе II
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем дошкольной педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [91] (ФГОС ДО) перечислены задачи социально-коммуникативного развития детей, важнейшими из которых выступают: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ФГОС ориентирует педагогов на проведение оценки индивидуального развития детей, в том числе и социально-коммуникативного. Традиционные процедуры оценки достижений, основанные, как правило, на диагностике знаний и опирающиеся на пассивное воспроизведение, вызывают всё большую неудовлетворённость профессионалов.
Актуальной задачей организационно-методического сопровождения дошкольного образования становится поиск таких средств, которые позволят педагогу оценить развитие ребенка как субъекта образовательного процесса.
Таким средством может выступить портфолио.
В современной дидактике метод портфолио является одним из инновационных, перспективных и продуктивно направленных на качество учебной деятельности. Научно-исследовательский интерес к данному методу проявлен со стороны В.К. Загвоздкина [26], Т.Г. Новиковой [62-78], М.А. Пинской, А.С. Прутченко [93] и др., в публикациях которых рассматривается ретроспективный анализ портфолио, опыт использования портфолио в зарубежном образовании, общедидактическая роль портфолио в обучении. Портфолио как средство фиксации направленности личностных интересов и учебных достижений обучающихся рассматривается в работах Н.Д. Гальсковой [11], Е.С. Полат [85], Е.Е. Федотовой [108] и др.
В монографии Г.П. Зерновой [30], диссертационных исследованиях Э.Х. Тазутдиновой [103], И.Н. Титовой [104] рассмотрены дидактические и методические основы создания и использования портфолио школьника.
Диапазон использования портфолио постоянно расширяется, появляются новые формы: портфолио, основанное на применении современных информационных технологий - «электронный портфолио»; портфолио, ориентированное на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций».
Однако, несмотря на существующий опыт в области применения технологии портфолио в учреждениях образовании, есть определенные проблемы. Технологии использования портфолио в образовательно-воспитательном процессе дошкольной организации посвящены отдельные статьи педагогов практиков: Дворцовой Н.Б., Чаниловой Н.Г [17]., С.А. Мухиной и А.А. Соловьевой [61], Щурковой Н.Е. [116], и др. Данная тема недостаточно разработана в научной литературе, не в полной мере освещены этапы составления и критерии оценки порфолио в различных образовательных областях, в том числе социально-коммуникативной [9; 79].
Анализ состояния разработанности проблемы использования портфолио в дошкольном образовании позволил выявить следующие противоречия:
- между новыми образовательными целями дошкольной организации, определяющими активный характер и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса и недостаточным объемом соответствующих им средств оценивания, отражающих образовательные результаты ребенка во всей полноте;
- между возможностью использования портфолио в педагогическом сопровождении социально-коммуникативного развития детей и фрагментарностью его использования в конкретном дошкольном учреждении.
Указанные противоречия позволили сформулировать следующую проблему: возможно ли использовать портфолио как инструмент оценивания достижений старшего дошкольника в социально-коммуникативной образовательной области? На основе выявленной проблемы нами была сформулирована следующая тема магистерской диссертации: «Портфолио как инструмент оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной образовательной области».
Объект исследования: процесс оценивания достижений дошкольников в социально-коммуникативной образовательной области.
Предмет исследования: содержание портфолио старших дошкольников как материала для оценки достижений в социально-коммуникативной образовательной области.
Цель данной работы: обосновать и выявить возможности портфолио как инструмента оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной образовательной области.
Гипотеза: изучение содержания портфолио старших дошкольников даст возможность воспитателю субъективно оценить социально-коммуникативное развитие детей при условии комплексной оценки достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития в данной сфере.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические предпосылки использования портфолио в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Описать возможность использование портфолио в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Разработать критериальную характеристику оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной образовательной области посредством портфолио.
4. Разработать и апробировать перспективный план образовательно-воспитательной работы по социально-коммуникативному развитию детей 6-го года жизни с опорой на портфолио.
5. Определить возможности портфолио как инструмента оценивания социально-коммуникативного развития детей 6-го года жизни.
6. Разработать методические рекомендации по использованию портфолио как инструмента оценивания социально-коммуникативного развития детей 6-го года жизни.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
* теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме для обоснования актуальности и дальнейшего изучения темы; .
* эмпирические: наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов деятельности (матрицы портфолио);
* количественный и качественный анализ данных, которые позволили нам сделать вывод об эффективности экспериментальной работы.
Научная новизна работы заключается в выявлении требований к портфолио дошкольника, позволяющего отразить его достижения в социально-коммуникативной области адекватно новым задачам образования, которые заключаются в следующем:
- основной результат – это социализация детей;
- результат социализации;
- личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
Теоретическая значимость работы заключаются в обосновании целесообразности дополнения существующей (традиционной) системы исследования достижений дошкольника в социально-коммуникативной области средствами использования портфолио.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработан перспективный план образовательно-воспитательной работы в социально-коммуникативной образовательной области детей 6-го года жизни с опорой на портфолио;
- представлена методика изучения содержания детского портфолио как инструмента оценивания достижений старшего дошкольника в данной образовательной области.
Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Ведь в период детства характеризуется сензитивность в освоении окружающего мира, формируются основные структуры личности и зависят от степени педагогизации социальной среды. В современном российском обществе одно из ведущих мест занимает проблема коммуникации, т.е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Это подтверждено такими исследователями, как Гулевич О.А. [16], С.А. Козловой [41], А.И. Левко [51], Яковлевым И.П. [118], Л.А. Ясюковой [119] и др.
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Вопросами групповой коррекционно-развивающей работа с детьми в игровой деятельности и по программе социально-личностного развития занимались такие авторы, как Л.С. Выготский [10], М.В. Корепанова и Е.В. Харлампова [39], М.И. Лисина [39], Е.С. Михайлова [57], А.В. Мудрик [60], Д.И. Фельдштейн [109] и др.
Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социально-коммуникативного развития. Существуют разные определения понятия «социально-коммуникативного развития». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский [10], А.В. Запорожец [27], М.И. Лисина [39] и др.), коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс адаптации индивида к окружающему миру [16, с. 51]. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь притом условии, если сумеет адаптироваться - приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но, в конце концов, каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет. Сам по себе процесс приспособления к миру, в который пришел ребенок, безусловно, очень важен. Но с точки зрения представителей теории адаптации он достаточен для становления индивида как социального существа [16, с. 52-53].
Коммуникативные способности ребенка - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. В рамках общепедагогических проблем встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей к коммуникативной компетентности, то есть формированию социального опыта общения со взрослыми, сверстниками, адекватному отношению к себе [22].
Коммуникативная деятельность, как отмечает М.И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер [53]. С точки зрения М.И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства. Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов [53]. Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее". Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.
Как отмечает психолог А.Н. Иванова [31], в процессе социализации ребенок-дошкольник усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт, включающий в себя: социокультурные навыки, знания, поведение, опосредованное традициями, обрядами, правилами; социальные чувства, установки и мотивы, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей [31]. Взаимодействие с ближайшим окружением обеспечивает ребенку благоприятные условия для социального развития. В случае, когда у ребенка отношения с одним или несколькими субъектами складывается неустойчиво и ненормально, имеет место отклонение в поведении и социализации личности ребенка. Если ситуация благоприятна, то формирующие роли субъектов и ближайшего окружения дошкольника распределяются.
Мы принимаем за основы концепцию М.И. Лисиной, т.к. в ней наиболее широко рассматриваются все аспекты социализации и развития коммуникативных навыков ребенка.
Все рассмотренные выше точки зрения и теории сводятся к следующему: человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения, впервые создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одна из характеристик социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок понимает, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, он открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть личного самопознания.
Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.
Согласно ФГОС [91] дошкольное образование направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [91]. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» [91]. Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием [91].
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
Многие программы дошкольного образования уделяют особое внимание развитию социально-коммуникативной сферы дошкольников. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга» [92], «Детство» [19], «Развитие» [8], «Истоки» [81] и другие. Также существует ряд парциальных программ, которые наиболее полно решают задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и учитывают специфику реализации основной образовательной программы конкретной дошкольной образовательной организации. Среди таких программ:
Программа «Я – человек» [40], автор С.А. Козлова - концептуальные положения, на которых построена программа, следующие: интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве; творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах. Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии.
Программа социально – эмоционального развития детей «Я, ты, мы» [38], авторы О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
Настоящая Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трёх основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».
Программа и технология социального развития дошкольников, автор Л.В. Коломийченко [43]. Цель программы – своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева [3]. Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Содержание программы ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей.
Для изучения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» проведем сравнительный анализ программ дошкольного образования в данной области (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Сравнительный анализ содержания образовательной области Социально-коммуникативное развитие» в программах
Программы дошкольного образования
Детство (раздел «Социально-коммуникативное развитие»)
-освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
-формирование положительного отношения к труду
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Радуга (раздел «Социально-коммуникативное развитие»)
-присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
·-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
-формирование социально-коммуникативных речевых умений.
Истоки
(раздел «Социально-коммуникативное развитие»)
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- ребенок в семье и сообществе.
- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- формирование основ безопасности.
От рождения до школы
(раздел «Социально-коммуникативное развитие»)
развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для достижения целей в процессе социально-коммуникативного развития личности дошкольника программы дошкольного образования предлагают использовать разнообразные факторы и средства (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Факторы и средства социально-коммуникативного развития личности дошкольника
Педагогические цели
Факторы
Средства
Социокультурные навыки
Игровая деятельность, навыки самообслуживания, гигиенические навыки, общеучебные навыки.
Развивающая среда, дидактические игры, практикумы для родителей с детьми.
Кругозор (образ мира)
Индивидуальная картина мира, где ребенок видит отражение своих интересов и потребностей, которая содержит весь его жизненный опыт.
Учебные пособия для всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, специалистов, администрации, домашние задания для родителей с детьми, чтение детской литературы, проекты, семейные праздники.
Поведение в различных социальных ситуациях
Ролевое поведение детей в различных ситуациях.
Досуги и занятия детей с родителями, дидактические игры, социально-педагогические проекты,
педагогическая коррекция социальных ситуаций.
Социальные чувства, установки и мотивы
Отношения со сверстниками, отношения со взрослыми, социальные мотивы.
Наиболее успешно социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника в образовательном пространстве детского сада, осуществляется через обязательные и необязательные (свободные) формы познавательной деятельности (таблица 1.3).
Таблица 1.3
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность в семье
непосредственно образовательная деятельность
образовательная деятельность в режимных моментах
Формы:
Занятия
Экскурсии
Чтение художественной литературы
Беседы
Просмотр видеофильмов
Дидактические игры
Проблемные ситуации
Поисково-творческие задания
Упражнения
Рассматривание иллюстраций
Тренинги
Викторины
КВН
Моделирование
Приемы:
Объяснение
Наблюдение
Формы:
Индивидуальная работа
Упражнения
Тренинги
Игры – подвижные, дидактические, творческие
Рассматривание иллюстраций
Театрализованные постановки
Праздники и развлечения
Трудовая деятельность
Приемы:
Объяснение
Напоминание
Личный пример
Похвала
Наблюдение
Формы:
Игры со сверстниками – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные
Самообслуживание
Дежурство
Совместное со сверстниками рассматривание иллюстраций
Совместная со сверстниками продуктивная деятельность
Приемы:
Экспериментирование
Наблюдение
Формы:
Экскурсии, путешествия
Наблюдения
Чтение
Приемы:
Личный пример
Беседа
Объяснение
Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:
– проявлению трудовых навыков,
– оказанию помощи сверстнику и взрослому,
– проявлению заботливого отношения к природе.
-
-
Таким образом, основными средствами социально-коммуникативного развития дошкольника, являются: развивающая среда, дидактические игры, практикумы для родителей, чтение детской литературы, семейные праздники, досуги и занятия детей с родителями, педагогическая коррекция социальных ситуаций.
Выводы
Итак, в данном параграфе была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Были охарактеризованы методы и средства, применяющиеся для достижения целей ФГОС ДО в процессе социально-коммуникативного развития личности дошкольника, приведены программы дошкольного образования, направленные на развитие социально-коммуникативной сферы дошкольников: «Детство», «Радуга», «Истоки».
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития:
-формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Способность ребенка к коммуникации является одним из показ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

