VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Поступление НДФЛ в бюджетную систему и проблемы его распределения между бюджетами разных уровней

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002413
Тема: Поступление НДФЛ в бюджетную систему и проблемы его распределения между бюджетами разных уровней
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)

ИНСИТУТ ЗАОЧНОГО И ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра «налоги и налогообложение»
Допустить к защите:
Заведующий кафедрой
___________  проф. ____________
«___»______________2016г.

Выпускная квалификационная работа
На тему: «Поступление НДФЛ в бюджетную систему и проблемы его распределения между бюджетами разных уровней».
Направление подготовки    экономика 38.03.01                                                                                                                            
Профиль     налоги и налогообложение         



Выполнила: студентка группы НЗ-515
Михеева Екатерина Павловна
Руководитель
Ассистент и аспирант
Кафедры «Налоги и налогообложение»
Савина Евгения Олеговна







Москва – 2016

Содержание


ВВЕДЕНИЕ											3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ								6
1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц			6
1.2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ			        16
1.3. Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц	        26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ НДФЛ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ       31
2.1. Зарубежный опыт распределения НДФЛ между бюджетами		        31
2.2.  Распределение НДФЛ между бюджетами разных уровней в Российской Федерации											        43
2. 3. Анализ поступления НДФЛ в бюджеты разных уровней		        50
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НДФЛ И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ								        54
3.1. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц	        54
3.2. Совершенствование системы распределения НДФЛ между бюджетами 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ										        62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ					        65
ПРИЛОЖЕНИЯ										        68

     



ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. В настоящее время налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, уплачиваемым с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы и является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов бюджетной системы.
     В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. Однако на основании Бюджетного кодекса РФ данный налог не остаётся в федеральном бюджете, а в полной мере распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
     Такое распределение имеет большое значение для социально-экономического развития нашего государства. Региональные и муниципальные бюджеты в бюджетной системе страны составляют ее финансовый фундамент: около 70% всех бюджетных расходов на социальную сферу и 50% расходов на народное хозяйство приходится именно на эти бюджеты. 
     Очевидно, что самостоятельность бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований предполагает наличие собственных источников финансовых ресурсов, которыми органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться и нести за их рациональное и эффективное использование полную ответственность.
     Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является наиболее значимым из всех налоговых для местных и региональных бюджетов и выполняет первостепенную бюджетообразующую роль. В то же время изменения, которые  были недавно внесены в Бюджетный кодекс и вступят в силу в 2014 году, могут существенно изменить указанную ситуацию. 
     Вследствие этого актуальным представляется исследование существующей в настоящее время роли налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов различных уровней, а также изменение его значения со следующего отчетного периода.
     Целью данного исследования является анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную сферу и проблемы его распределения между бюджетами разных уровней.
     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
     * дать характеристику экономической сущности налога на доходы физических лиц;
     * рассмотреть особенности исчисления налоговой базы и вычетов по  налогу на доходы физических лиц;
     * проанализировать зарубежный опыт распределения НДФЛ между бюджетами; 
     * исследовать порядок распределения НДФЛ между бюджетами различных уровней в Российской Федерации;
     * предложить направления совершенствования системы распределения НДФЛ между бюджетами.
     Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является налог на доходы физических лиц.
     Предметом исследования является налог на доходы физических лиц как статья доходов бюджетов различных уровней.
     Нормативную основу данного исследования составляет Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, а также принятые в соответствии с ними законодательные и нормативные документы.
     Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов как Е.М. Ашмарина, А.В. Аронов, Е.Ю. Грачева, Н.В. Еремина, Т.А .Кадыров, Н.Н. Косаренко, Д.Е. Лапов, М.Н. Лукьянова, Е.В. Петрова, Б.К. Рамазанова, Ю.Г. Тюрина и другие. В работе также использовались комментарии к налоговому законодательству, материалы периодической печати, тематические интернет-ресурсы, а также информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
     Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектический и формально-логический методы, а также методы исторического, сравнительного и системного анализа и обобщения.
     Структура работы. Выпускная квалификационная состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
     Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, рассмотрены цель и задачи, нормативная, теоретическая и методологическая основа исследования.
     В первой главе рассматриваются теоретические основы налогообложения доходов физических лиц, в частности – экономическая сущность налога на доходы физических лиц, особенности определения налоговой базы по НДФЛ, а также порядок применения вычетов по исследуемому налогу.
     Во второй главе производится анализ роли НДФЛ в формировании бюджетов, в частности анализируется зарубежный опыт распределения налога на доходы граждан между бюджетами, особенности распределения НДФЛ между бюджетами разных уровней в Российской Федерации, а также производится анализ поступления НДФЛ в бюджеты разных уровней
     В третьей главе разрабатываются мероприятия по совершенствованию НДФЛ и его распределения между бюджетами.
     В заключении приводятся общие выводы и предложения по вышеизложенной проблематике.
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
     В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации1, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налог – один из  основных понятий финансовой науки, является первым и основным видом обязательных платежей, взимаемых государством с  юридических и  физических лиц на  основе специального налогового законодательства.
     Определение налога приведено в п.1 ст.8 Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ)2, где под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в  форме отчуждения принадлежащих им на  праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».
     В зависимости от категории налогоплательщика все налоги подразделяются на налоги с физических и с юридических лиц. Под физическим лицом в данном случае понимается гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием.
     В соответствии с положениями ст.18 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)3, физические лица вправе иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Для целей налогообложения производится классификация физических лиц по статусу и участию в экономической деятельности (см. рис.1).
Рис.1. Классификация физических лиц для целей налогообложения
     В соответствии с п.2 ст.207 НК РФ налоговый резидент – это физическое лицо, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее 6 мес.) обучения или лечения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, на морских месторождениях углеводородного сырья.
     Налоговыми резидентами РФ также признаются сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющие работу за границей и все российские военнослужащие.
     Нерезидентами являются все лица, которые не являются резидентами данного государства. Нерезиденты действуют в одном государстве, но постоянно зарегистрированы и проживают в другом. В стране пребывания налогообложению обычно подлежат только имущество и доходы, полученные из источников, расположенных на территории данной страны.
     Дата прибытия и дата выезда с территории Российской Федерации устанавливаются по отметкам пограничного контроля. День отъезда – включается, а день приезда не включается в срок пребывания на территории Российской Федерации.4
     Под термином «индивидуальный предприниматель» понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или деятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2 ст.11 НК РФ).
     Правовой статус индивидуального предпринимателя имеет двойственную природу – на экономическом пространстве он выступает как хозяйствующий субъект и как физическое лицо. Таким образом, к нему одновременно применимы нормы законодательства о физических лицах (например, в части обязанности уплачивать налог на доходы физических лиц), а также нормы гражданского законодательства, касающиеся субъектов предпринимательской деятельности.
     Обычные физические лица не осуществляют предпринимательской деятельности и имеют иные источники дохода (доход от сдачи имущества в аренду, заработную плату и т.п.).
     Приведенная классификация физических лиц имеет огромное значение для целей текущего исследования, поскольку порядок взимания налогов в России и зарубежных странах непосредственно зависит от категории физического лица.
     Как указывает М.С. Власова, налоги с физических лиц представляют собой индивидуально-безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций5.
     Налоги с физических лиц как неотложные платежи, взимаемые государством на основе действующего налогового законодательства, выражают необходимость налогоплательщиков участвовать в  формировании финансовых ресурсов государства.
     Выполняя фискальную функцию, налоги с физических лиц одновременно позволяют реализовывать цели социально-экономической политики государства, в число которых входят:
     1) Обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего общее образование и медицинское обслуживание; 
     2) Предоставление максимально эффективной защиты социально уязвимым гражданам и домохозяйствам, не имеющим возможностей для самостоятельного разрешения социальных проблем и потому объективно нуждающимся во всесторонней государственной поддержке;
     3) Формирование для трудоспособного населения благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, комфортное жилье, достойный уровень жизни в приклонном возрасте;
     4) Формирование в социально-культурной сфере институтов, обеспечивающих возможность для максимальной мобилизации средств организаций и населения, эффективного применения указанных средств, и на данной основе – обеспечение более высокого качества и возможностей свободного выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
     Налогообложение физических лиц осуществляется в соответствии с определенными принципами (см.рис.2). 
     Принцип налогообложения – первоначальное, основополагающее положение, заложенное в базу налоговой системы любого государства. Часть данных принципов нормативно закреплена, часть других – выводится посредством толкования налогового законодательства научной доктриной или судом. Отдельные принципы имеют межотраслевой или общеотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Рис.2. Принципы н?алогообложения физических лиц
     Р?ассмотрим принципы н?алогообложения физических лиц подробнее. 
     Принцип спр?аведливости н?алогообложения предпол?аг?ает, что н?алогообложение должно удовлетворять понятию спр?аведливости. Идея спр?аведливости воплощ?ается во всем комплексе принципов н?алогообложения, н?аходя проявления во всеобщности, р?авенстве, и в определенности, сор?азмерности, а т?акже иных пр?авовых основ?ах н?алогообложения. 
     По умолч?анию н?алогообложение неспр?аведливо по отношению к н?алогопл?ательщику, поскольку подр?азумев?ает изъятие ч?асти з?аконно прин?адлеж?ащего ему имуществ?а. Соответственно, спр?аведливость в этом контексте  н?аходит проявление в строгом соблюдении госуд?арством общих и специ?альных принципов н?алогообложения при уст?ановлении, введении и взыск?ании н?алогов.
     Принцип з?аконности н?алогообложения подр?азумев?ает верховенство з?акон?а, обяз?ательное выполнение к?аждым субъектом (к?ак н?алогопл?ательщик?ами, т?ак и н?алоговыми орг?ан?ами и другими субъект?ами) актов н?алогового з?аконод?ательств?а.
     Принцип всеобщности и р?авенств?а н?алогообложения подр?азумев?ает, что действующие пр?авовые нормы выступ?ает всеобщими моделями пр?авомерного поведения уч?астников соци?альных вз?аимодействий. Пр?авовые требов?ания должны быть всеобщими и р?авными для всех н?алогопл?ательщиков. Из требов?ания всеобщности и р?авенств?а н?алогообложения вытек?ает з?апрет уст?ан?авлив?ать к?акие-либо н?алоговые льготы индивиду?ального х?ар?актер?а.
     Принцип р?авного н?алогового бремени подр?азумев?ает экономическое р?авенство пл?ательщиков. При уст?ановлении н?алогов учитыв?ается ф?актическ?ая способность н?алогопл?ательщик?а к упл?ате н?алог?а исходя из принцип?а спр?аведливости. Принцип р?авенств?а в отношении обяз?анности пл?атить з?аконно уст?ановленные н?алоги и сборы предпол?аг?ает, что р?авнопр?авие должно достиг?аться посредством спр?аведливого перер?аспределения доходов и дифференци?ации н?алогов и сборов.
     Принцип сор?азмерности н?алогообложения подр?азумев?ает принятие во вним?ание ф?актической способности н?алогопл?ательщик?а к упл?ате н?алог?а.
      Сор?азмерность н?алогообложения включ?ает: 
* требов?ание пропорцион?альности: при уст?ановлении н?алогов приним?ается во вним?ание ф?актическ?ая способность н?алогопл?ательщик?а к упл?ате н?алог?а;
* требов?ание обоснов?анности: н?алоги и сборы должны иметь экономическое основ?ание и не могут быть произвольными;
* требов?ание допустимости: недопустимы н?алоги и сборы, препятствующие ре?ализ?ации гр?ажд?ан?ами своих конституционных пр?ав, в т.ч. пр?ав?а н?а свободное предприним?ательство.
     Н?алоги с физических лиц являются прямыми н?алог?ами, т.е. они упл?ачив?аются с?амим н?алогопл?ательщиком и не могут быть переложены н?а других лиц. Формиров?ание эффективной системы н?алогообложения физических лиц является одной из в?ажнейших з?ад?ач фин?ансовой политики любого госуд?арств?а.
     В?ажнейшим видом н?алогов с физических лиц является н?алог н?а их доходы. 
     Под доход?ами физических лиц поним?аются денежные средств?а или м?атери?альные ценности, полученные лицом в результ?ате к?акой-либо деятельности з?а определённый период времени. Н?алоги н?а доходы обычных физических лиц исчисляются в процент?ах от совокупного доход?а физических лиц. Доходы индивиду?альных предприним?ателей обл?аг?аются н?алог?ами по р?азличным систем?ам н?алогообложения.
     Н?алог н?а доходы физических лиц (подоходный н?алог) появился в общемировой пр?актике д?авно, и сейч?ас он действует почти во всех стр?ан?ах мир?а. Место его рождения – Великобрит?ания, котор?ая ввел?а этот н?алог к?ак временную меру в период н?аполеоновских войн, хотя оконч?ательно подоходный н?алог утвердился в английской н?алоговой пр?актике только в 1842 г. В других стр?ан?ах он функционирует с конц?а XIX – н?ач?ал?а XX век?а.
     Сегодня н?алог н?а доходы физических лиц является с?амым р?аспростр?аненным в мировой пр?актике н?алогом, упл?ачив?аемым с личных доходов н?аселения. Д?анный н?алог стоит в центре любой н?алоговой системы и является одним из основных источников формиров?ания доходной ч?асти бюджетов бюджетной системы.
     Н?алог н?а доходы физических лиц эл?астичен, и поэтому отр?аж?ает изменения в экономической среде. К тому же доход коррелирует, хотя и не абсолютно, с потреблением. Т?аким обр?азом, подоходный н?алог дополняет НДС, предост?авляя дополнительный инструмент для общего портфеля доходов госуд?арств?а.
     Н?алоги н?а доходы физических лиц исчисляются в процент?ах от совокупного доход?а физических лиц з?а вычетом документ?ально подтверждённых р?асходов, в соответствии с действующим з?аконод?ательством. При этом существует дв?а основных вид?а н?алоговых ст?авок, используемых при н?алогообложении доходов физических лиц: пропорцион?альн?ая и прогрессивн?ая. 
     Суть пропорцион?альной ст?авки подоходного н?алог?а з?аключ?ается в том, что н?алог взим?ается в один?аковой доле, нез?ависимо от р?азмер?а доход?а. Т?акой вид н?алог?а н?а доходы физических лиц применяется в Российской Федер?ации (ст?авк?а н?алог?а – 13%), Грузии (ст?авк?а н?алог?а – 20%), Чехии (ст?авк?а н?алог?а – 13%), Л?атвии (ст?авк?а н?алог?а – 24%) и других стр?ан?ах бывшего восточного блок?а.
     Прогрессивн?ая шк?ал?а н?алог?а н?а доходы физических лиц х?ар?актеризуется повышением эффективной н?алоговой ст?авки в з?ависимости от рост?а уровня обл?аг?аемого доход?а. Прогрессивное н?алогообложение используется в большинстве р?азвитых стр?ан мир?а – Герм?ании, Фр?анции, Ит?алии, Великобрит?ании, США, Японии и т.д.
     В поддержку прогрессивного н?алогообложения можно привести и тот ф?акт, что предельн?ая полезность доход?а сниж?ается по мере увеличения его р?азмеров, что дел?ает менее болезненным изъятие большего н?алог?а у людей с высокими доход?ами по ср?авнению с теми, кто имеет низкие доходы6.
     Н?алогов?ая б?аз?а по н?алогу н?а доходы физических лиц р?ассчитыв?ается по шедулярной и глоб?альной системе. При шедулярном подходе н?алогов?ая б?аз?а дифференцируется по источник?ам доход?а (шедул?ам), а при глоб?альном подходе все виды доходов (от трудовой, предприним?ательской деятельности, сд?ачи имуществ?а в аренду, уч?астия в уст?авном к?апит?але орг?аниз?аций) суммируются, и н?алог н?а доходы р?ассчитыв?ается к?ак процент от совокупного доход?а физического лиц?а.
     Большое зн?ачение при формиров?ании н?алог?а н?а доходы физических лиц имеют р?азличного род?а вычеты. В р?азвитых стр?ан?ах вычеты предост?авляются всем н?алогопл?ательщик?ам н?а р?авнопр?авной основе, пропорцион?ально предельной ст?авке подоходного н?алог?а. Н?аиболее типичными пример?ами вычетов из н?алогообл?аг?аемой б?азы являются вычеты сумм процентов по кредит?ам, медицинских р?асходов, р?асходов н?а обр?азов?ание, р?асходов н?а бл?аготворительность, деловых р?асходов, взносов и отчислений в пенсионные и фонды соци?ального стр?ахов?ания, сумм потерь от кр?аж и стихийных бедствий, сумм н?алогов, упл?аченных в бюджеты других уровней вл?асти.
     Основн?ая проблем?а, с которой ст?алкив?ается госуд?арство при применении подоходного н?алогообложении, з?аключ?ается в необходимости выбор?а между достижением м?аксим?альной экономической эффективности и достижением соци?альной спр?аведливости. 
     К?ак было док?аз?ано более 50 лет н?аз?ад известным америк?анским экономистом Артуром Л?аффером, при увеличении н?алоговой н?агрузки н?а н?алогопл?ательщик?а (рост количеств?а н?алогов и увеличение ст?авок н?алогов, отмен?а льгот и преференций) эффективность н?алоговой системы вн?ач?але повыш?ается и достиг?ает своего м?аксимум?а, но з?атем н?ачин?ает резко сниж?аться. Д?анн?ая з?ависимость выр?аж?ается в кривой Л?аффер?а (см.рис.3).

Рис.3. Крив?ая Л?аффер?а7
     Н?а уровне m р?азмер н?алоговых ст?авок оптим?ален и обеспечив?ает н?аибольшее поступление денежных средств в бюджет. Политик?а м?аксим?альных н?алогов ст?алкив?ается с сопротивлением со стороны н?алогопл?ательщиков, которые скрыв?ают н?алоговую б?азу, тем с?амым р?азвив?ая «теневую экономику».
     Потери бюджетной системы вследствие нер?ацион?ального уст?ановления н?алоговой н?агрузки ст?ановятся невосполнимыми, т?ак к?ак определенн?ая ч?асть н?алогопл?ательщиков ликвидируется, друг?ая их ч?асть н?аходит р?азличные пути минимиз?ации подлеж?ащих упл?ате н?алогов, к?ак з?аконные, т?ак и нез?аконные. В д?альнейшем для восст?ановления объем?а поступлений при снижении н?алогового бремени требуются годы, т?ак к?ак н?алогопл?ательщики, н?ашедшие ре?альные пути уход?а от н?алогообложения, д?аже при возвр?ате к «ст?арому» уровню н?алогового изъятия, уже не будут пл?атить н?алоги в полном объеме.
     Определение оптим?ального уровня н?алогообложения, т?аким обр?азом, включ?ает в себя уст?ановление т?акой прогрессии НДФЛ, котор?ая обеспечив?ает м?аксим?ально возможное общественное бл?агосостояние, то есть миним?альные чистые потери обществ?а от н?алогообложения.
1.2. Особенности определения н?алоговой б?азы по НДФЛ
     Н?алогов?ая б?аз?а по НДФЛ предст?авляет собой денежное выр?ажение доходов н?алогопл?ательщик?а. При определении н?алоговой б?азы учитыв?аются все доходы, полученные физическим лицом к?ак в денежной, т?ак и в н?атур?альной форм?ах, а т?акже в виде м?атери?альной выгоды. При этом р?азличного род?а удерж?ания доходов, в том числе и по решению суд?а, не уменьш?ают н?алоговую б?азу (п.1 ст.210 НК РФ).
     При получении доходов в денежной форме н?алогов?ая б?аз?а определяется к?ак сумм?а полученных доходов з?а н?алоговый период. При этом необходимо учитыв?ать, что в соответствии со ст.217 НК РФ ряд доходов (госуд?арственные пособия, пенсии, компенс?ационные выпл?аты, алименты, стипендии и др.) не подлежит н?алогообложению. Н?алогов?ая б?аз?а определяется отдельно по к?аждому виду доходов, в отношении которых уст?ановлены р?азличные ст?авки.
     В некоторых случ?аях н?алогопл?ательщик получ?ает доходы в н?атур?альной форме. К?ак пр?авило, к д?анной к?атегории доходов относятся:
     * опл?ат?а з?а него орг?аниз?ациями или ИП тов?аров (р?абот, услуг) или имущественных пр?ав, в том числе коммун?альных услуг, пит?ания, отдых?а, обучения в интерес?ах н?алогопл?ательщик?а.
     * полученные н?алогопл?ательщиком тов?ары, выполненные в интерес?ах н?алогопл?ательщик?а р?аботы, ок?аз?анные в интерес?ах н?алогопл?ательщик?а услуги н?а безвозмездной основе или с ч?астичной опл?атой.
     Порядок определения н?алоговой б?азы с доходов в н?атур?альной форме регл?аментируется положениями ст.211 НК РФ. Согл?асно п.1 ст.211 НК РФ, при получении н?алогопл?ательщиком доход?а от орг?аниз?аций и ИП н?атур?альной форме в виде тов?аров, р?абот, услуг, иного имуществ?а, н?алогов?ая б?аз?а определяется к?ак их стоимость, исчисленн?ая исходя из их рыночных цен.
     При этом, цены определяются в порядке, ан?алогичном предусмотренному ст?атьей 105.3 НК РФ. Н?а основ?ании п.1 ст.105.3 НК РФ, рыночными цен?ами счит?аются те цены н?а тов?ары (р?аботы, услуги), которые применяются в сделк?ах между сторон?ами, не являющимися вз?аимоз?ависимыми.
     Н?аряду с доходом в денежной и н?атур?альной форме н?алогообложению НДФЛ т?акже подлежит т?акже доход в форме м?атери?альной выгоды. Особенности определения н?алоговой б?азы при получении доходов в виде м?атери?альной выгоды уст?ан?авлив?аются ст?атьей 212 НК РФ. В соответствии с положениями НК РФ, н?алогов?ая выгод?а возник?ает у физического лиц?а в следующих трех случ?аях:
     1) При возникновении экономии н?а процент?ах з?а пользов?ание з?аемными или кредитными средств?ами, полученными от юридических лиц или ИП з?а исключением м?атери?альной выгоды, полученной:
     * от б?анков, р?асположенных н?а территории РФ, в связи с опер?ациями с б?анковскими к?арт?ами в течение беспроцентного период?а;
     * от экономии н?а процент?ах з?а пользов?ание з?аемными средств?ами, предост?авленными н?а новое строительство либо приобретение жилья и земельных уч?астков под строительство н?а территории РФ;
     * от экономии н?а процент?ах з?а пользов?ание з?аемными средств?ами, предост?авленными б?анк?ами, в целях рефин?ансиров?ания з?аймов и кредитов, полученных н?а новое строительство либо приобретение жилья и земельных уч?астков под строительство н?а территории РФ.
     2) При приобретении тов?аров (р?абот, услуг) в соответствии с гр?ажд?анско-пр?авовым договором у физических лиц, орг?аниз?аций и индивиду?альных предприним?ателей, являющихся вз?аимоз?ависимыми по отношению к н?алогопл?ательщику.
     3) При приобретении ценных бум?аг, фин?ансовых инструментов срочных сделок.
     Н?алогов?ая б?аз?а при возникновении экономии н?а процент?ах з?а пользов?ание з?аемными или кредитными средств?ами р?ассчитыв?ается к?ак:
     * превышение суммы процентов з?а пользов?ание з?аемными (кредитными) средств?ами, выр?аженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ст?авки рефин?ансиров?ания8, уст?ановленной ЦБ РФ н?а д?ату ф?актического получения н?алогопл?ательщиком доход?а, н?ад суммой процентов, исчисленной исходя из условий договор?а;
     * превышение суммы процентов з?а пользов?ание з?аемными средств?ами, выр?аженными в иностр?анной в?алюте, исчисленной исходя из 9% годовых, н?ад суммой процентов, исчисленной исходя из условий договор?а. 
     Д?ат?а ф?актического получения доход?а определяется при получении доход?а: 
     * в денежной форме – день выпл?аты доход?а (перечисления доход?а н?а счет третьих лиц по поручению н?алогопл?ательщик?а); 
     * в н?атур?альной форме – день перед?ачи; 
     * в виде м?атери?альной выгоды – день упл?аты процентов по з?аемным кредитным средств?ам, день приобретения тов?аров (р?абот, услуг), ценных бум?аг; 
     * в виде опл?аты труд?а – последний день месяц?а, з?а который н?ачислен доход з?а выполненные трудовые обяз?анности. 9
     Н?алогов?ая б?аз?а по НДФЛ уменьш?ается н?а сумму н?алоговых вычетов.
     Н?алоговый вычет – это сумм?а, н?а которую уменьш?ается н?алогов?ая б?аз?а. Н?алоговые вычеты определяются з?аконод?ательно и р?ассчитыв?аются согл?асно условиям применения10.
     Доходы физических лиц, которые обл?аг?аются по ст?авке НДФЛ в р?азмере 13%, можно уменьшить н?а сумму н?алогового вычет?а. Вычеты нельзя применить к доход?ам, которые обл?аг?аются НДФЛ по другим ст?авк?ам.
     Н?а д?анный момент в Российской Федер?ации существуют 4 вид?а н?алоговых вычетов по н?алогу н?а доходы физических лиц (см.рис.4).

     Рис.4. Виды н?алоговых вычетов по НДФЛ
     Р?ассмотрим к?аждый из перечисленных вычетов подробнее.
     Ст?анд?артные н?алоговые вычеты предост?авляются отдельным к?атегориям физических лиц и имеют фиксиров?анный р?азмер для к?аждой к?атегории льготников: 3000, 1400, 500 руб. (п. п. 1 – 4 ст. 218 НК РФ).
     Вычет в р?азмере 3000 руб. предост?авляется лиц?ам, постр?ад?авшим или приним?авшим уч?астие в ликвид?ации к?ат?астрофы н?а Чернобыльской АЭС, уч?аствов?авших в других р?абот?ах, связ?анных с р?ади?ацией, а т?акже инв?алид?ам ВОВ и постр?ад?авшим при исполнении обяз?анностей военной службы.
     Пр?аво н?а ежемесячный вычет в р?азмере 500 руб. имеют уч?астники ВОВ, жители блок?адного Ленингр?ад?а, бывшие узники концл?агерей и гетто, инв?алиды I и II групп, родители и супруги погибших военнослуж?ащих и т.д.
     Н?аиболее р?аспростр?аненным ст?анд?артным вычетом является вычет н?а детей, который р?аспростр?аняется з?а к?аждый месяц н?алогового период?а  н?а родителя, супруг?а родителя, усыновителя, опекун?а, попечителя, приемного родителя, супруг?а приемного родителя, н?а обеспечении которых н?аходится ребенок, в следующих р?азмер?ах:
     * 1 400 рублей – н?а первого ребенк?а; 
     * 1 400 рублей – н?а второго ребенк?а; 
     * 3 000 рублей – н?а третьего и к?аждого последующего ребенк?а; 
     * 3 000 рублей – н?а к?аждого ребенк?а в случ?ае, если ребенок в возр?асте до 18 лет является ребенком-инв?алидом, или уч?ащегося очной формы обучения, аспир?ант?а, ордин?атор?а, интерн?а, студент?а в возр?асте до 24 лет, если он является инв?алидом I или II группы. 
     Н?алоговый вычет предост?авляется н?а к?аждого ребенк?а в возр?асте до 18 лет, а т?акже н?а к?аждого уч?ащегося очной формы обучения, аспир?ант?а, ордин?атор?а, интерн?а, студент?а, курс?ант?а в возр?асте до 24 лет. 
     Н?алоговый вычет предост?авляется в двойном р?азмере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предост?авление н?алогового вычет?а единственному родителю прекр?ащ?ается с месяц?а, следующего з?а месяцем вступления его в бр?ак.
     Вычет действует до месяц?а, в котором доход н?алогопл?ательщик?а, исчисленный н?ар?аст?ающим итогом с н?ач?ал?а н?алогового период?а, превысил 280000 рублей. Ст?анд?артные н?алоговые вычеты предост?авляют н?алоговые агенты, выпл?ачив?ающие доходы физическим лиц?ам (п. 1 ст. 226 НК РФ).
     Про?ан?ализируем порядок р?асчет?а ст?анд?артного н?алогового вычет?а н?а детей н?а конкретном примере (см.т?абл.1).
     Т?аблиц?а 1
Пример р?асчет?а ст?анд?артного н?алогового вычет?а н?а детей
Показа-тель
Месяц
Итого

янв
фев
март
Апр
май
июнь
июль
авг
сен
окт
ноя
дек

З?ар?абот-н?ая пл?ат?а, тыс.руб.
42
42
42
42
42
42
42
42
42
42
42
42
504
Доход н?ар?аст-
?ающим итогом, тыс.руб.
42
84
126
168
210
252
294
336
378
420
462
504
Х
Коли-чество детей
2 несовершеннолетних ребенк?а
Вычеты, тыс.руб.
2,8
2,8
2,8
2,8
2,8
2,8
0
0
0
0
0
0
16,8
НДФЛ, руб.
5096
5096
5096
5096
5096
5096
5460
5460
5460
5460
5460
5460
63336

     Соци?альные н?алоговые вычеты предост?авляются в соответствии с пунктом 1 ст?атьи 219 Н?алогового кодекс?а по следующим основ?аниям:
     * по р?асход?ам н?а бл?аготворительность (не более 25% суммы доход?а, полученного в н?алоговом периоде);
     * по р?асход?ам н?а свое обучение (не более 120 000 руб.) и н?а обучение детей (не более 50 000 руб.);
     * по р?асход?ам н?а лечение и приобретение медик?аментов (не более 120 000 руб., кроме дорогостоящего лечения, для которого это огр?аничение не действует);
     * по р?асход?ам н?а негосуд?арственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное стр?ахов?ание (не более 120 000 руб.);
     * по р?асход?ам н?а н?акопительную ч?асть трудовой пенсии (не более 120 000 руб.).
     Соци?альные н?алоговые вычеты (кроме вычет?а н?а бл?аготворительность) предост?авляются в р?азмере ф?актически произведенных р?асходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в н?алоговом периоде.
     Процедуру р?асчет?а соци?ального вычет?а р?ассмотрим н?а конкретном примере. Гр?ажд?анин Ив?анов А.А. з?ар?аб?атыв?ал в 2012 году 50 тыс. рублей в месяц и з?а год з?апл?атил НДФЛ в сумме 78 тыс. руб. В 2012 году Ив?анов А.А. опл?атил свое з?аочное обучение в ВУЗе в р?азмере 80 тыс. руб. 
     В д?анном случ?ае, сумм?а вычет?а з?а обучение сост?авляет 80 тыс. руб., т.е. вернуть можно 80 тыс. руб. ? 13% = 10 400 рублей. Т?ак к?ак Ив?анов з?апл?атил НДФЛ н?а сумму более 10 400 рублей и сумм?а н?алогового вычет?а меньше м?аксим?альной (120 тыс. руб.), то он сможет получить вычет в полном объеме, т.е. 10 400 рублей.
     Т?аким н?абором основ?аний соци?альные н?алоговые вычеты существенно отлич?аются от ст?анд?артных, которые предост?авляются с целью достижения определенной соци?альной спр?аведливости в отношении м?алоимущих слоев н?аселения и имеют фиксиров?анные ст?авки.
     Еще одной отличительной особенностью соци?альных н?алоговых вычетов является то, что их может получить только с?ам н?алогопл?ательщик – физическое лицо, обр?атившись в н?алоговую инспекцию по месту жительств?а. Р?аботод?атель не может предост?авить соци?альные н?алоговые вычеты н?а основ?ании з?аявления р?аботник?а, имеющего н?а это пр?аво. 
     Встреч?аются ситу?ации, когд?а соци?альные н?алоговые вычеты р?аботнику предост?авляет р?аботод?атель н?а основ?ании з?аявления. Мотивируется это тем, что р?аботник имеет пр?аво н?а получение т?акого вычет?а и в бухг?алтерию юридического лиц?а – р?аботод?ателя им предст?авлены документы, подтвержд?ающие ф?акт понесенных р?асходов и их соответствие требов?аниям ст?атьи 219 Н?алогового кодекс?а.
     Одн?ако н?аличие основ?аний для получения соци?ального н?алогового вычет?а не озн?ач?ает н?арушение процедуры его получения. В д?анном случ?ае у орг?аниз?ации возник?ают риски предъявления претензий со стороны н?алоговых орг?анов в нез?аконном уменьшении суммы упл?ачив?аемого НДФЛ и, к?ак следствие, н?аложение штр?афных с?анкций.
     Х?ар?актерной особенностью соци?альных н?алоговых вычетов является то, что вычеты предост?авляются в отношении доходов, обл?аг?аемых по ст?авке 13 процентов, то есть тех доходов, которые р?аботод?атель выпл?ачив?ает р?аботнику. Н?а иные доходы, полученные н?алогопл?ательщик?ами, соци?альные н?алоговые вычеты не р?аспростр?аняются. Кроме того, воспользов?аться пр?авом н?а получение соци?альных н?алоговых вычетов могут только те н?алогопл?ательщики, которые призн?аются н?алоговыми резидент?ами РФ.
     В?ажной особенностью соци?ального н?алогового вычет?а з?а обучение является то, что не полностью использов?анный з?а текущий год вычет нельзя переносить н?а последующие н?алоговые периоды. Д?анное пр?авило уст?ан?авлив?ается письмом ФНС РФ от 01.12.2005 г. № 04-2-03/186@11. Это является х?ар?актерной особенностью соци?ального н?алогового вычет?а и отлич?ает его от других к?атегорий н?алоговых вычетов, неиспользов?анные суммы которых можно переносить н?а другие периоды.
     К?ак уже отмеч?алось выше, соци?альные н?алоговые вычеты предост?авляются физическим лиц?ам – н?алогопл?ательщик?ам только н?алоговыми инспекциями по месту жительств?а (месту регистр?ации) н?а основ?ании их личного з?аявления. Ук?аз?анные з?аявления под?аются вместе с н?алоговыми декл?ар?ациями по форме № 3-НДФЛ (утв. Прик?азом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671)12, с приложением.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44