VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011625
Тема: Правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Содержание
Правовое регулирование налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Содержание

Введение.	

Глава 1. Конституционно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в России	

1.1 Понятие и принципы предпринимательской деятельности 	

1.2 Правовые основы предпринимательской деятельности	в России

1.3 Понятие и принципы налогообложения предпринимательской деятельности в России

Глава 2. Виды систем (режимов) налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации

2.1 Общая система налогообложения предпринимательской деятельности

2.2 Специальные режимы налогообложения предпринимательской деятельности 

2.3 Проблемы, возникающие при налогообложении предпринимательской деятельности и пути их решения

Заключение

Библиографический список

Приложение

















Введение



Налоговое регулирование предпринимательской деятельности является одним из важнейших элементов государственного регулирования, поддержки и развития предпринимательской деятельности. Специфика осуществления предпринимательской деятельности создает условия и альтернативы в российской практике налогообложения. 

Налоговая система и действующая система налогообложения оказывают прямое воздействие на механизм поддержки предпринимательского климата. Налоговая политика предполагает наличие прямых и обратных связей между предпринимателем, выступающим налогоплательщиком и государством. Государство призвано создавать благоприятные условия для налогоплательщика. Отдавая часть доходов, налогоплательщик имеет возможность не только осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доходы, но и удовлетворять потребности широкого круга потребителей товаров и услуг конкретного сектора экономики. 

Такой подход к учету взаимных интересов означает, что государство создает нормативно-правовую базу для осуществления предпринимательской деятельности, а предприниматель - налогоплательщик обеспечивает количественное наполнение финансовыми ресурсами бюджеты различных уровней через налоговые отчисления. 

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с налоговым регулированием предпринимательской деятельности.

Предмет исследования - положения российского законодательства, регулирующие отношения, связанные с налоговым регулированием предпринимательской деятельности.

Методологической основой работы является совокупность научных методов и приемов исследования явлений и процессов, включая диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и др. В ходе исследования применялся также комплексный анализ явлений и процессов.

Цель дипломной работы: изучить систему налогового регулирования предпринимательской деятельности, выяснить проблемы развития и регулирования налогообложения предпринимательской деятельности и на основе этого выработать предложения и рекомендации.

Исходя из цели работы,  сформулируем задачи исследования:

- сформулировать понятие и принципы предпринимательской деятельности;

- изучить правовые основы предпринимательской деятельности	 в России;

- рассмотреть понятие, принципы и средства налогового регулирования предпринимательской деятельности;

- дать понятие и принципы налогообложения предпринимательской деятельности в России;

- охарактеризовать общую систему налогообложения предпринимательской деятельности;

- изучить специальные режимы налогообложения предпринимательской деятельности;

- проанализировать проблемы, возникающие при налогообложении предпринимательской деятельности и пути их решения.

















Глава 1. Конституционно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в России	

1.1 Понятие и принципы предпринимательской деятельности 	

Определение предпринимательской деятельности закреплено в ст. 2 ГК РФ. В силу этого традиционно предпринимательская деятельность рассматривается в качестве предмета цивилистической науки. Признавая в целом обоснованность этого подхода, необходимо, тем не менее, обратить внимание на ее межотраслевой характер. Отдельные вопросы предпринимательской деятельности регулируются другими отраслями права: административным, уголовным и др. В связи с чем, понятие предпринимательской деятельности приобретает общетеоретическое значение.

Понятие предпринимательской деятельности (предпринимательства) имеет экономическую, от части психологическую, а также правовую составляющие.

С экономической точки зрения предпринимательство немыслимо без таких компонентов, как творчество, деловитость, инициативность, новаторство, хозяйственный риск, ответственность.

Психологическая составляющая предпринимательской деятельности предполагает стремление личности к самоутверждению, свободе и самореализации.

Экономический оборот реализуется в рамках рыночной или административно-командной систем хозяйствования. Рыночная система хозяйствования предполагает свободу экономической деятельности, характеризующуюся экономической обособленности участников оборота, наличием частной собственности, свободным доступом к предпринимательской деятельности, неограниченным количеством субъектов предпринимательства, конкуренций между ними.

В связи с тем, что в течение практически всего прошлого века в нашей стране экономический оборот развивался в рамках административнокомандной системы хозяйствования, приоритет в исследовании рыночных механизмов хозяйствования принадлежит экономистам Запада, которые и заложили основы теории предпринимательства.

 Также необходимо отметить, что до Революции 1917 года рыночная система хозяйствования в России развивалась только в пореформенный период, до этого российскую экономику следует охарактеризовать как феодальную. В связи с этим отечественная экономическая наука до недавнего времени, если и рассматривала проблемы развития предпринимательства, то исключительно в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий. Лишь с конца 1980х -начала 1990-х годов, когда начался переход отечественной экономики от административно-командной системы хозяйствования к рыночной, российские экономисты обратились к проблемам предпринимательской деятельности. Анализ работ представителей отечественной экономической науки позволяет констатировать, что теория предпринимательства находиться еще на стадии своего становления.

Анализируя подходы зарубежных экономистов к теории предпринимательства, следует отметить, что при определении экономической сущности предпринимательской деятельности на первое место ставиться предприниматель, его личность и интересы.

Первыми к проблемам предпринимательства обратились  Р. Кантильона и А. Смит . Считается, что сам термин «предприниматель» был впервые введен в оборот в XVIII в. Р. Кантильоном, в понимании которого предприниматель - это субъект, который наделен особыми способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения не только в стандартных ситуациях, но и в обстоятельствах рисковых, в том числе в инновациях. При этом подобные субъекты, по его мнению, не обязательно должны быть собственниками функционирующего капитала. 

В отличие от Р. Кантильона, основатель классической школы политической экономии А. Смит предпринимателем называл собственника капитала, а целью предпринимательской деятельности считал получение предпринимательского доход. Его позиция основывалась на том, что основной формой функционирующей собственности в то время выступала семейная малая и средняя фирма, в которой капитал воспроизводился, как правило, хозяином средств производства, его родственниками и домочадцами.

С развитием капитализма в Западной Европе и США представители экономической науки перестают отождествлять собственника капитала и предпринимателя. Последний стал рассматриваться в качестве организатора производства, не обязательно обладающего правом собственности на средства производства. В отличие от представителей классической школы политической экономии, Ж.Б. Сэй основную функцию предпринимателя видел не в извлечении прибыли, а в организации и управлении производственным процессом, в умении соединять, комбинировать факторы производства. целью и результатом такой деятельности он считал предпринимательский доход.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Й. Шумпетер, который в своих трудах исходил из связи предпринимательства с инновационной деятельностью - внедрением в производство новых технологий и новых сырьевых продуктов, освоением новых источников и форм снабжения, организации труда и производ ства и т. п. Предпринимателя Шумпетер отождествлял с инноватором, а предпринимательскую функцию видел в осуществлении организационно-хозяйственной инновации. Принадлежность средств производства на праве собственности он не считал признаком предпринимательства. По его мнению, предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда он осуществляет функции инноватора, и утрачивает этот статус, если переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса. В своих работах Й. Шумпетер неоднократно подчеркивал, что именно всплеск предпринимательства служит единственной причиной всех изменений в экономике, ее подъема.

Следует отметить вклад в развитие теории предпринимательства, внесенный И. Тюненом, который определил предпринимателя как обладателя особых качеств: он должен уметь рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия, а потому может претендовать на незапланированный (непредсказуемый) доход. И. Тюнен подчеркивал, что предприниматель не обязательно является инноватором; главную предпринимательскую функцию он связывал с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. 

Не смотря на то, что отечественная экономическая мысль находиться на стадии становления теории предпринимательства, российские ученые обратились к данной проблеме раньше европейских. Первым в этом ряду следует назвать И.Т. Посошкова, который еще на рубеже 17-го - 18-го веков рассматривал предпринимательство в качестве решающего условия социально-экономического развития государства и повышения благосостояния его граждан.

Как отмечалось выше, в советский период проблемам выявления сущности предпринимательства не уделялось должного внимания. Объясняется это тем, что с 1932 г. в связи с полным огосударствлением экономики в России свободное предпринимательство было объявлено нелегитимным, более того его осуществление признавалось уголовным преступлением. Ситуация начала меняться лишь во второй половине 1980-х годов, когда стали создаваться необходимые идеологические, политические и правовые основы для возрождения предпринимательской деятельности. Но при этом в большинстве исследований современных российских экономистов рассмотрение сущности данного явления подменяется выявлением отдельных черт (признаков) предпринимательства и его целей. Определение предпринимательской деятельности нередко излишне упрощается. При этом некоторые представители современной российской экономической науки в своих работах только подходят к понятию предпринимательской деятельности, близкому по своей сущности к позициям основоположников теории предпринимательства.

Так, по мнению В.Е. Савченко, предпринимательство нельзя приравнивать к обычной хозяйственной деятельности, это особый вид хозяйствования, целью которого является получение не просто дохода (прибыли), а сверхприбыли. такой доход становится возможным благодаря наличию у предпринимателя особых способностей, которые позволяют ему принимать нестандартные, новаторские решения не только в привычных, но и особенно в неопределенных ситуациях; генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективы с точки зрения получения дополнительного дохода. Предприниматель лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее «угадывает» на какой продукт, в какое время, на каком сегменте рынка возникнет платежеспособный спрос. В процессе своей деятельности он не избегает риска, сознательно идет на него, чтобы получить больший доход, чем другие, как своеобразную компенсацию за этот риск.

Так же представляет интерес вывод отдельных экономистов о том, что предпринимательство как особый способ хозяйствования (основанный на инновациях) становится преобладающим только в соответствующих исторических и социально-экономических условиях. Так, В.В. Радаев отмечает, что всплеск предпринимательства гораздо чаще бывает в условиях кризиса. В период подъема и динамического развития экономики потребность в людях с предпринимательскими наклонностями ограничена, ибо обеспечение устойчивого роста - стандартная функция обычных руководителей-менеджеров. Другое дело - ситуация экономического спада или кризиса, когда происходит деформация рынка, возникает необходимость искать новые возможности, а перед крупными организациями встает задача технологического и структурного обновления. Все это приводит к подъему предпринимательской активности.

В силу того, что предпринимательская деятельность порождает специфические общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом регулировании, недостаточно уяснить экономическую сущность данного явления. Задача юриста состоит в определении тех признаков предпринимательской деятельности, которые позволили бы формализовать ее с позиции права и обеспечить надлежащую регламентации соответствующих общественных отношений. Соответствующая норма, закрепленная в ст. 2 ГК РФ не может быть признана отвечающей данной цели. Фактически она представляет собой простое перечисление несвязанных между собой признаков (характерных черт). В ней не прослеживается общая концепция предпринимательской деятельности. Более того, происходит смешение признаков и условий осуществления предпринимательской деятельности.

Отечественная юридическая мысль имеет давние традиции исследования предпринимательства. В этой связи достаточно вспомнить имена таких видных отечественных ученых как К.П. Победоносцев, Л.И. Петражицкий, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич,Д.И. Мейер, М.И. Кулагин и др. Однако начать рассмотрение юридической составляющей понятия предпринимательской деятельности хотелось бы с анализа зарубежного опыта.

В зарубежных правовых системах отсутствует единый подход к определению предпринимательской деятельности. Праву Франции, ФРГ и США известно понятие коммерсанта (или купца) как участника торгового оборота, правовое положение и сделки которого подчиняются специальному правовому режиму.

Статус коммерсанта признается по закону за лицом, деятельность которого характеризуется двумя основными признаками:

 заключение сделок и осуществление иных хозяйственных операций в виде предпринимательства;

 осуществление такой деятельности от своего имени, т.е. в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

В качестве коммерсанта рассматривается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, т.е. ведущее хозяйственные операции в виде своего обычного промысла на профессиональных началах. Однако критерии оценки такого характера деятельности в указанных странах имеют особенности.

В соответствии ст. 1 торгового кодекса Франции коммерсантами являются лица, заключающие торговые сделки в порядке осуществления своей обычной, т.е. промысловой, деятельности. Статус коммерсанта определяется торговым характером заключаемых в виде промысла сделок, перечень которых приводится в самом законе (объективный принцип). Что касается записи в торговом реестре, то она только создает презумпцию наличия у коммерсанта этого качества и является одним из доказательств данного статуса.

Схожая правовая конструкция характерна и для другого представителя континентальной правовой системы - Германии. Так, в § 1 Торгового уложения ФРГ  коммерсантами признаются лица, которые ведут торговый промысел, т.е. профессионально осуществляют те или иные виды предпринимательской деятельности, прямо определяемые законом. Лица, занимающиеся такими основными торговыми промыслами, признаются коммерсантами независимо от регистрации в торговом реестре, хотя на них и лежит обязанность зарегистрироваться (обязательные коммерсанты). Коммерсантами признаются также лица, не занимающиеся перечисленными в законе основными видами деятельности, но внесенные в торговый реестр (возможные коммерсанты). И, наконец, имеется категория “кажущихся” коммерсантов, которые зарегистрировались, но не отвечают предусмотренным законом требованиям. Таким образом, в ФРГ статус коммерсанта как особого субъекта гражданского оборота квалифицируется с применением субъективного критерия: лицо должно соответствовать признакам одного из видов коммерсантов - «обязательного», «по желанию» или «возможного».

Для англо-саксонской системы права не характерно специальное регулирование предпринимательства как особого вида деятельности, в ней не выделяется предприниматель (коммерсант) как лицо с особым статусом. Однако это не означает, что в Великобритании вообще отсутствуют специальные правила для лиц, ведущих торговую деятельность в виде промысла. Такие правила устанавливаются специально для каждого отдельного вида деятельности.

Первоначально такое положение было характерно и для права США. Однако ситуация изменилась с принятием Единообразного торгового кодекса США, в ст. 2-104 было закреплено понятие «коммерсанта» как лица, которое «совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом и по роду своих занятий ведет себя так, как будто оно обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки». Помимо промыслового характера заключаемых сделок условием признания за лицом статуса коммерсанта является его деятельность в качестве самостоятельного предпринимателя, хозяина промысла, выступающего в хозяйственном обороте от своего имени. Лицо, отвечающее требованиям закона, признается коммерсантом независимо от хозяйственной сферы осуществления им своей деятельности.

Как видно из приведенного анализа зарубежного опыта (как стран континентальной, так и англо-саксонской правовых систем) специальный правовой статус коммерсанта устанавливается только для сферы торговли.

Предприниматели, осуществляющие свою деятельность в иных областях, каким-либо специальным статусом не наделяются. Фактически коммерсант по законодательству ФРГ, Франции и США - это физическое лицо, осуществляющее торговую деятельность от собственного имени. Юридические лица и коммерсанты, как правило, не объединяются в зарубежных странах в единую правовую категорию.

Не смотря на то, что для Российской империи был характерен аналогичный подход к определению участников коммерческой деятельности (коммерческих организаций и купцов, в Российской Федерации дела с пониманием предпринимателя и предпринимательской деятельности обстоят несколько иначе. Фактически имеет место объединение всех субъектов предпринимательской деятельности в рамках единого понятия.

Становление правовой основы предпринимательской деятельности в современной России связано с принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» .

Предпринимательская деятельность рассматривалась в нем как «инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли». Фактически данной формулировкой предпринимательство было приравнено к обычной хозяйственной деятельности.

С принятием ГК РФ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения. Так, в ст. 2 ГК РФ дано несколько уточненное понятие предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 

Анализ приведенного определения позволил выделить следующие юридические признаки предпринимательской деятельности:

 систематическое получение прибыли как цель субъекта такой деятельности;

 самостоятельность субъекта предпринимательской деятельности в осуществлении такой деятельности;

 предпринимательский риск;

 предпринимательство должно быть связано с использованием имущества, производством и реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг;

 государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).

Несмотря на то, что понятие предпринимательской деятельности является одним из ключевых не только для гражданского и предпринимательского права, но и для других отраслей права (административного, уголовного и т.п.), а следовательно, имеет общеправовое значение, до настоящего времени оно так и не стало предметом комплексного правового исследования.

Различные авторы при раскрытии понятия предпринимательской деятельности делают акцент на различных его признаках (характерных чертах).

Так, В. В. Ровным предлагает следующие подходы к квалифицировать предпринимательской деятельности. Согласно первого из них, все признаки данного явления, исходя из вероятности их присутствия в нем, подразделяются на обязательные (риск, направленность на получение прибыли, систематизм) и факультативные (самостоятельность, государственная регистрация предпринимателя). Согласно его второго подхода все признаки предпринимательства рассматриваются по их относимости к объекту, субъектному составу, а также к объективной и субъективной стороне данного явления. Под субъектом и объектом предпринимательской деятельности автор понимает «... самих предпринимателей и прибыль, к которой устремлена вся их деятельность .». Объективную сторону такой деятельности автор характеризует двумя совокупными признаками: торговыми сделками как обусловливающими ее юридическими основаниями и систематизмом (промыслом) - функциональным звеном, связывающим торговые сделки. Субъективную сторону предпринимательской деятельности характеризуют: риск; самостоятельность; целевая направленность.

Несколько иной позиции придерживается В.Ф. Попондопуло. По его мнению, безусловным, специальным характером обладают такие признаки предпринимательства, как направленность этой деятельности на получение прибыли и ее государственная регистрация. Остальные характеристики, считает данный автор, присущи предпринимательству так же, как и любой другой свободной деятельности, основанной на собственном интересе, свободе воли, выборе цели, средств и способов ее достижения. К таким общим (родовым) признакам В.Ф. Попондопуло относит инициативность, самостоятельность, риск и ответственность.

Рассмотренная выше совокупность признаков предпринимательской деятельности является необходимой, но очевидно недостаточной для установления сущности такой деятельности. Самым существенным для понимания предпринимательства, думается, следует считать положение, закрепленное в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, согласно которому предпринимательская деятельность рассматривается как разновидность деятельности экономической. В связи с чем необходимо определить соотношение этих понятий.

Современная российская экономическая теория практически любые связи в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ чаще всего называет экономическими. Характеристика предпринимательства как экономической деятельности фиксирует общие признаки, присущие любому его виду и форме, а характеристика предпринимательства как хозяйственной деятельности отражает его специфические особенности в зависимости от сферы деятельности.

К общим признакам, определяющим предпринимательство как экономическую деятельность, следует отнести инициативность, самостоятельность, риск, систематизм, направленность на получение прибыли. 

В научной литературе высказывается мнение, что предпринимательство выделяет из иных видов экономической деятельности направленность на систематическое получение прибыли.

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.

Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты - закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

Принцип законности. Раскрывай данный принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

Завершая рассмотрение понятия и сущности предпринимательской деятельности следует акцентировать внимание на следующих принципиальных моментах в общетеоретического понимании предпринимательской деятельности.

 Предпринимательская деятельность является разновидностью деятельности экономической, т.е. она неразрывно связана с процессом производства, обмена, распределения и потребления.

 Характерными чертами (признаками) предпринимательской деятельности следует признать:

 направленность предпринимательской деятельности на получение дохода;

 самостоятельность субъекта предпринимательской деятельности в осуществлении такой деятельности;

 предпринимательский риск;

 предпринимательская деятельность осуществляется на профессиональной основе (в качестве промысла);

 предпринимательство должно быть связано с использованием имущества, в том числе исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, производством и реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. При этом не должна признаваться предпринимательской деятельность физических лиц по использованию принадлежащего им имущества, а также деятельность авторов по реализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

 Не является признаком предпринимательской деятельности государственная регистрация субъектов такой деятельности. Такая регистрация должна рассматриваться в качестве обязательного условия осуществления предпринимательской деятельности. Факультативным условием осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности является их лицензирование.



































1.2 Правовые основы предпринимательской деятельности в России

В Российской Федерации предпринимательство как вид деятельности особенно активно стал набирать обороты на этапе перехода России к рыночной экономике. В связи с этим появились новые организационно-правовые формы хозяйственной деятельности, а проводимые экономические реформы стали условием становления и развития предпринимательской деятельности. Следует отметить, что предпринимательство оказывает положительное влияние на экономическое развитие страны в целом: обеспечивает экономический рост, научно-техническое развитие, насыщение рынка различными группами товаров. Предпринимательство - важнейшая составляющая экономики.

Российское предпринимательство имеет свои специфические особенности, которые определяют характер и методы его поддержки со стороны основных источников правового регулирования предпринимательства в России. 

Специфику предпринимательской деятельности в РФ определяет, прежде всего, природа становления класса предпринимателей, история развития страны. К отличительным особенностям предпринимательства в стране также можно отнести: доминирование коллективных форм деятельности, отсутствие у большей части населения страны достаточного опыта в экономическом самоопределении, а также двойственность многих российских законов. Большое значение для существования бизнеса в Российской Федерации играет нормативно-правовая база.

Основными источниками правового регулирования, в настоящее время составляющими фундамент предпринимательства, являются:

	Конституция Российской Федерации.

	Гражданский Кодекс Российской Федерации.

	Федеральные законы Российской Федерации.

	Подзаконные акты, указы Президента Российской Федерации.

Конституция РФ как источник правового регулирования предпринимательства в России является основой предпринимательского права. Она закрепляет гарантии и ограничения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что в содержании Конституции РФ нет отдельной главы, посвященной регулированию предпринимательства, конституционные гарантии этой деятельности содержатся во многих статьях. 

Так, в ст. 34 п. 1 закреплено, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Элементом конституционно-правового регулирования предпринимательства является право на свободное получение информации, закрепленное в п.4 ст. 29 Конституции. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, поэтому содержание конституционного права на предпринимательство также гарантируется и нормами международного права.

Среди источников предпринимательского права особая роль отводится Гражданскому Кодексу РФ (ГК РФ). Именно ГК РФ закрепляет множество норм, регулирующих предпринимательство: понятие предпринимательской деятельности, возможные формы ее осуществления, правовой режим имущества предпринимателей, заключение предпринимательских договоров и т.д.

Немаловажную роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности в России играют федеральные законы, подзаконные акты и указы Президента Российской Федерации. Среди федеральных законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, выделяют законы, определяющие общее состояние рынка ценных бумаг - Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О рынке ценных бумаг», правовое положение субъектов предпринимательской деятельности - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017); законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О рекламе», а также федеральные законы, содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности. В эту группу законов можно отнести Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 01.01.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Регулирующими свойствами обладают и различные подзаконные нормативно-правовые акты и указы, которые применяются в предпринимательской деятельности, а именно: акты органов законодательной власти и исполнительной власти. Следует отметить, что основная цель издания указов заключается в устранении пробелов в решении законом тех или иных вопросов. Любые указы, в первую очередь, не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации. Достаточно большую группу правовых источников регулирования предпринимательства составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Наибольшее значение в этом массиве отводится актам, принятым органами, действующими в экономической сфере, т.е. различного рода постановлениям Министерства финансов РФ, актам в сфере антимонопольной политики и т.д.

Нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на достаточно активно развитие предпринимательской деятельности, на современном этапе в данной сфере все же существуют определенные проблемы. Среди основных проблем предпринимательства можем отметить следующие: пробелы в законодательстве, недостаточную ресурсную обеспеченность (прежде всего, финансовую), отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя, нестабильность экономической ситуации в стране, высокий уровень ставки кредитования предпринимателей, правовая неграмотность самих предпринимателей, отсутствие единой информационной площадки, которая могла бы упростить, научить, демонстрировать, оказывать всевозможную помощь в развитии инновационной деятельности всех субъектов и объектов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. 

Для решения проблем предпринимательства необходимо вмешательство государства, а именно снижение так называемых административных барьеров, увеличение концентрации финансовых ресурсов в данную сферу.

Достаточно сложно в практической деятельности учитывать особенности применения каждого закона. Но реальность такова, что единого нормативного акта, например, Предпринимательского кодекса, не существует. Вопрос о возможности и необходимости создания комплексного нормативного акта обсуждается давно и многими учеными. «Тем не менее в обозримом будущем мы допускаем издание предпринимательского кодекса, который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере предпринимательства». Объемное законодательство о предпринимательской деятельности осложняет и без этого непростые условия ведения бизнеса. Независимо от того, в какой сфере и в какой форме осуществляется предпринимательская деятельность, основными признаками остаются– прибыль и риск, которые закреплены в ее легальном определении в ст. 2 ГК РФ. 

Предпринимательская деятельность может осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, т. е. лицами без образования юридического лица. Совсем недавно прошла реформа гражданского законодательства, коснувшаяся организационно-прав.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44