- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профессионально-важные качества педагога
| Код работы: | K007286 |
| Тема: | Профессионально-важные качества педагога |
Содержание
Введение.
Учитель – это призвание, нежели специальность. Быть педагогом дано далеко не каждому человеку. Учитель должен всегда себя развивать , обучать , иначе он не сможет воспитать в своих учениках любовь к познанию. Педагог - это не только человек , который должен обучать своих учеников, педагог – это еще и психолог, и методист, и воспитатель, и вожатый. Но прежде всего, педагог- это человек, любящий детей. Ведь без любви и понимания младшего поколения будет очень трудно работать в образовательной сфере. Настоящий учитель тот, кто пришел в школу по призванию. Тогда он действительно стремится к качеству своей работы, к профессиональному мастерству.
Педагоги делают весомый вклад в развитие каждого человека. Ведь грамотный человек считается именно тогда, когда он эрудирован не только в какой-то узкой специальности, а развит во всех областях . Грамотный человек – это человек, который умеет анализировать, сопоставлять факты, историю, именно такой человек может достигнуть поставленных перед собой целей. И именно педагог помогает личности в выборе профессии, в выборе правильного жизненного пути, именно учитель с самого раннего детства закладывает в ребенке личностные ориентиры.
Красноречиво охарактеризовал педагога Т.Гончаров: «Педагог без любви ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости , создавая ее, безмерно любили детей.»
Так какими профессионально-важными качествами должен обладать педагог?
В конце 19 века П.Ф.Каптерев, русский педагог и психолог, в своих исследованиях показал один из самых важных факторов успешной педагогической деятельности – личностные качества учителя. Он утверждал, что учителю необходимо обладать такими качествами , как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причем особое внимание он уделял остроумию , артистичности и ораторским способностям. [ Каптерев П. Ф.— 1982].
Эту тему затрагивало множество отечественных исследователей, например, Маркова А. К ,автор психологической концепции профессионализма, которая включает: психологические критерии, уровни, этапы продвижения человека к профессионализму, виды профессиональной компетентности, задачно-личностный подход к построению профессиограммы и модели специалиста [Маркова А.К.- 1993]. Митина Л.М. в своих трудах выделила более 50 личностных свойств учителя. Кроме того эту проблему поднимали такие выдающиеся исследователи как П.П.Блонский, Л.С.Выгосткий, Ф.Н.Гоноболин, Ю.Н.Кулюткин, А.В.Петовсий и другие.
Актуальность моей работы обуславливается познанием профессионально-важных качеств педагога , стремлением к познанию этих качеств и в конечном итоге повышение уровня развития учеников за счет развития педагога.
Цель исследования: определить профессионально-важные качества педагога.
Объект исследования: личность педагога.
Предмет исследования: профессионально-важные качества педагога.
Задачи исследования:
1. анализ литературы по проблеме исследования;
2. изучение професиионально важных качеств педагога;
3. изучение профессиограммы ;
4. составление профессиограммы педагога.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1. теоретические ( теоретический анализ литературы по проблеме исследовании);
2. эмпирические ( профессограмма учителя русского языка и литературы).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой литературы,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА
1.1. Личность педагога и ее изучение в психологии.
Личность педагога является основным фактором в педагогическом труде. Степень развитости личности педагога влияет на его отношение к ученикам, помогает правильно определить способности каждого учащегося и правильно направить ученика на жизненный путь.
Именно личность определяет сущность педагогической деятельности и общения: какие ставит перед собой цели и задачи учитель, ради чего он трудится, какие выбирает способы и средства достижения своих целей и решения задач. Таким образом, личность является центральным фактором в труде учителя.
По мнению Н.В. Кузьминой , одним из основополагающих профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». А В.А. Сластенин в номенклатуру пофессионально-педагогических и личностных качеств учителя включает профессионально- педагогическую направленность, которая представляет:
-интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности;
-психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность ;
-педагогический такт;
-организаторские способности;
-требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, профессиональную работоспособность. [ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Р., 2007]
При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те черты, проявления личности, особенности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. «приобретают профессионально педагогическую значимость» [Гамезо М.В-2003]. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока: [Балбасова Е.Г., Крутецкий В.А.-1991].
1)идейно-нравственный моральный облик
2)педагогическая направленность
3)педагогические способности — общие и специальные
4)педагогические умения и навыки.
Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей — общих (необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальных (с учетом специфики преподаваемого предмета).
Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы :
1)системные модели
2) структурные модели
3)псевдопрогнозирующие
4) прогностические модели.
Первая подгруппа – системные модели педагогических способностей. Например, модель педагогических способностей учителей средней школы, которые были изучены Ф.Н. Гоноболиным .[Гоноболин Ф.Н.-1966]. Им были выявлены свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно структуру главных компонентов педагогических способностей:
способность делать учебный материал доступным для учащихся;
понимание учителем ученика;
творчество в работе;
педагогическое волевое влияние на детей;
способность организовывать детский коллектив;
интерес к детям;
содержательность и яркость речи;
ее образность и убедительность;
педагогический такт;
способность связывать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность (по отношению к детям);
педагогическая требовательность и т.п.
Вторая подгруппа – структурные модели педагогических способностей, которые влияют на эффективность и качество преподавания. Так, В.А. Сластенин, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих:
перечень свойств и характеристик личности учителя;
перечень требований к психолого-педагогической подготовке;
объем и содержание академической подготовки;
объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.[ Сластенин В.А.-2002].
Из данной структуры выводятся главные составляющие педагогических способностей:
-направленность (идейная, профессионально-педагогическая, познавательная);
-общие академические способности (интеллектуальные и т.п.);
-частные дидактические способности (специальные или навыки владения методиками преподавания по конкретным дисциплинам).
-способность организовывать детский коллектив;
-интерес к детям;
-содержательность и яркость речи;
-ее образность и убедительность;
-педагогический такт;
-способность связывать учебный предмет с жизнью;
-наблюдательность (по отношению к детям);
-педагогическая требовательность и т.п. [Аминов Н.А -1994.] [Гоноболин Ф.Н.- 1965.]
Третья подгруппа – так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей. По мнению Н.В. Кузьминой , педагог кроме организаторских способностей должен обладать еще коммуникативными, конструктивными, проективными и гностическими способностями.[Сластенин В.А.-1976.] [Кузьмина Н.В.-1967.]
И, наконец, четвертая подгруппа – прогностические модели педагогических способностей.
К основным свойствам личности учителя относят способности, характер и психическое состояния, уровень развития отдельных психических функций (речи, интеллекта, воли, терпения и др.)
Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, которые присущи только ему, они способствуют успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого .
Можно выделить две большие группы педагогических способностей:
перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими; проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является главной, и она малозаменима в случае ее отсутсвия. Данная способность характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.
В управленческие педагогические способности входят: способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком.
Кроме этого выделяют скрытые педагогические способности и ярко выраженные: компенсируемые и некомпенсируемые.
Другим свойством личности учителя является его характер - система
устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям
профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов
профессионального поведения (один учитель - покладистый и
малоинициативный, другой - импульсивный, взрывчатый, автономный в
своих проявлениях и др.). Психологи отмечают, что характер сам по себе не
определяет поведения, напротив, в зависимости от направленности личности
он может меняться. [Маркова А. К.-1993 ].
Сфера влияния личности учителя охватывает интеллектуальную,
эмоциональную, действенно-волевую стороны восприятия учеников.
Устойчивая профессиональная направленность личности педагога
отражается в его отношении к своей профессии, определяет успех его
деятельности, удовлетворенности работой и общением с детьми. Для того чтобы учитель успешно выполнял свои профессиональные обязанности, педагогу необходимо обладать определенными педагогическими способностями, навыками и умениями.
Кроме того, учителю необходимы творческие способности, умение
понимать других людей, проникаться внутренним миром детей,
сопереживать и в радости и в горе, передавать полученные знания будущему
поколению.
Залогом успеха влияния личности педагога является взаимодействие с детьми, тесный контакт с ними, стремление идти вместе в процессе познания и преодоление трудностей в во время формирования личности ребенка.
1.2. Подходы к изучению профессионально важных качеств педагога.
Р.Берн отмечает, что «хорошими» по общей оценке учащихся считаются учителя , обладающие: эмоциональностью, личностной зрелостью, социальной ответственностью, способностью проявлять тепло и заинтересованность в общении, адекватностью восприятия. А самые низкие оценки получают учителя равнодушные, не умеющие общаться с учениками, находить с ними общий язык , чрезмерно властны, по отношению к учащимся........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

