VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие системы государственных финансов в рыночной экономике.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000842
Тема: Развитие системы государственных финансов в рыночной экономике.
Содержание
Развитие системы государственных финансов  в рыночной экономике


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


	СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике………………………………………………………………………..6
1.1. Сущность и функции государственных финансов…………………………6
1.2. Система государственных финансов РФ…………………………………...8
1.3. Место и роль государственных финансов в экономике………………….15
ГЛАВА 2. Анализ состояния государственных финансов РФ……...27
2.1. Структура и динамика доходов федерального бюджета ………………27 
2.2. Анализ  расходов федерального бюджета………………………………...30 
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета 
Российской Федерации………………………………………………………….39
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА………………………..44
3.1. Основные макроэкономические и бюджетные риски…………………….44
3.2. Перспективы повышения эффективности финансовой деятельности государства в новых экономических условиях………………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..75
ПРИЛОЖЕНИЕ
     
     
     
     
     


ВВЕДЕНИЕ
     
     Финансы - объективная экономическая категория рыночной экономики, играющая ведущую роль. Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в том, чтобы оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.
     Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.
     Государственные финансы включают в себя государственный бюджет, государственный кредит и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода государства.
     Актуальность темы бакалаврской  работы  заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики. 
     Объектом исследования является система государственных финансов в Российской Федерации. 
     Предмет исследования – проблемы составления  исполнения федерального бюджета и пути ихрешения.
     Целью данной  работы является: проанализировать систему государственных финансов в Российской Федерации, определить проблемы и  пути решения.
     Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 
        - рассмотреть  сущность и функции государственных финансов;
        - рассмотреть  систему государственных финансов РФ;
        - определить место и роль государственных финансов в экономике;
        - рассмотреть основные характеристики федерального бюджета; 
       - выявить  основные макроэкономические и бюджетные риски;
       - определить источники финансирования дефицита федерального бюджета  Российской Федерации;
       - предложить пути  повышения эффективности финансовой деятельности государства в новых экономических условиях.
     Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды  отечественных ученых в области современной теории бюджета, бюджетной системы и управления государственными финансовыми ресурсами:  И.В. Бурхановой, В.Н. Горелика, В.В.Ковалев,  И.Н. Мысляевой, Г.А.Тосунян и др.
     Методологической основой исследования послужил системный подход, который, с одной стороны,  позволяет рассмотреть бюджет и бюджетную систему в качестве самостоятельного исследовательского процесса, а с другой стороны в качестве элемента системы управления государственными финансовыми ресурсами. 
     Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации,  Министерства финансов Российской Федерации, ресурсы сети Интернет.
     Объем и структура  работы. Бакалаврская  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

















ГЛАВА 1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике

1.1. Сущность и функции государственных финансов
     
     Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций1.
     Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
     Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.
     Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму)2.
     Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения3.
     С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни – в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный.
     Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.
     Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.
     Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
     Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
     Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства4.
     В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

1.2. Система государственных финансов РФ

     В состав государственных финансов включаются: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем5.
     Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный бюджет. Его ресурсы предназначаются для государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а так же со держания вооруженных сил и ор га нов управления. Федеральный бюджет имеет важное значение для правильного решения экономических и социальных задач в масштабе всей России.
     Государственный бюджет – план доходов и расходов государства за год. Он разрабатывается и вносится на обсуждение в парламент правительством, где после внесения изменений принимается к исполнению. Неутверждение бюджета может послужить достаточной причиной отставки правительства. По завершению финансового года исполнительная власть отчитывается о выполнении бюджета. В условиях рыночной экономики государственный бюджет становится одним из основных рычагов воздействия правительства на экономику. Это реализуется через бюджетную политику, которая включает в себя выработку концепций развития бюджета, принципов и форм его организации, а также эффективной системы мобилизации ресурсов и их распределения. Налоги дают до 90% всех доходов государственного бюджета, остальное составляют доходы от государственной собственности. На уровне местных органов власти за счет налогов обеспечивается до 70% всех поступлений. Остальное – субсидии правительства, денеж. штрафы, сборы6.
     Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.
     Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства. Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника – государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов. С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.
     Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль предприятий. В местные бюджеты республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество предприятий, за использование природных ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный налог, курортный сбор и ряд других7.
     Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством финансы.
     Государственные расходы выступают в форме правительственных закупок, субсидий, субвенций. Правительственные закупки: государство устраивает конкурсы на получение заказов. Существует целый ряд товаров и услуг, право закупок которых монопольно закреплено за государством8.
     Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. На практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).
     Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства необходимым инструментом регулирования экономики.
     В настоящий период задача сокращения бюджетного дефицита становится самодостаточной и приоритетной. Добиться снижения дефицита можно только двумя путями: снижение расходов и увеличение доходов. Остальные меры ведут к инфляции или росту государственного долга (внутренние и внешние займы) – лишь изыскание средств для его покрытия. На повышение доходов и сокращение расходов направлены также реформы в социально-инвестиционной политике, сокращение государственного аппарата, программы широкой приватизации государственной собственности.
     Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.
      Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств9.
     Государственный кредит – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, платности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства10.
     Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.
     С помощью государственного кредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.
     Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц11.
     Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
     Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления12.
     В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.
     Отдельное звено в составе государственных финансов РФ образуют внебюджетные фонды13. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определённую самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд государственного социального страхования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.).
     Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
     Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения; для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.
     Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.
     В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных за дач экономического характера14.
     Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов средства этих фондов зачастую используются на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
     Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут так же привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
     Главное назначение внебюджетных фондов любого уровня – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий.
     Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного, либо регионального значения.

          1.3. Место и роль государственных финансов в экономике
     
     Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.
     Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются15:
     - оказание государственных услуг общего назначения;
     - разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, в том числе формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
     - разработка и реализация экономической политики;
     - разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка слабозащищенных групп населения;
     - регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;
     - осуществление мер по охране окружающей среды.
     Оказание государственных услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.
     Обеспечение законодательных основ страны предполагает, наряду с выработкой и реализацией законов, организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства16.
     Разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики17.
     Разработка и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэконо-мическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.
     Большинство в настоящее время развитых стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способы протекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошлом Япония, Южная Корея, ряд других стран в дополнение к созданию институциональных основ рынка использовали различные методы поддержки экономики своих стран. Для этих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту, защиты внутреннего рынка. В зависимости от конкретных условий проводилась та или иная валютная, торговая, кредитная и промышленная политика. Проведение этих мер базировалось на эффективной деятельности сильного государства.
     Выполняемые государством функции и экономическая политика зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. – в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе – крайность. Экономика государств является, как правило, смешанной, в ней взаимодействуют государственный и частный секторы. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой, сильным влиянием государства и государственных финансов, и меньше в странах, проводящих курс на либера-лизацию экономики.
     Разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг и поддержка слабо защищенных слоев населения, обеспечение возможно более справедливого распределения благ между членами общества является одной из важнейших задач государства. Эта функция обеспечивается путем расходования государственных средств на образование, здравоохранение, социальное страхование, жилищно-коммунальные услуги. Государственная политика может способствовать сокращению бедности и неравенства, содействовать улучшению условий развития отсталых в экономическом отношении регионов, а также так называемых неперспективных регионов, ликвидируя почву для политической и социальной нестабильности18.
     Государственные органы в значительной мере осуществляют страхование граждан от ряда угроз их экономической безопасности. Это, в частности, пенсионное обеспечение в преклонном возрасте, медицинское страхование в случае заболеваний, страхование от безработицы. В ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других – значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы страхования европейского типа. Многие развивающиеся страны (например, Китай, Индия, Бразилия) пока не могут позволить себе внедрение таких систем в силу недостаточного уровня экономического развития19.
     Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ВТО, международных финансовых и кредитных организациях, а также в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.
     Проблемы регулирования интеграции в мировую экономику приобрели особую актуальность в конце XX – начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.
     Однако, наряду с преимуществами, вхождение в глобальную экономику сопряжено с крупными рисками, особенно для развивающихся стран. Многие из них опасаются, что открытость экономики сделает их чувствительными к перетокам капитала на международных финансовых рынках, поставит под угрозу стабильность национальной валюты, затруднит развитие национального сектора экономики. Функцией государства в этих процессах является выработка и проведение общенациональной политики, позволяющей использовать выгоды глобализации и минимизировать ее негативные стороны. В этих условиях государства используют свои бюджеты в качестве инструмента защиты национальных интересов, добиваются с их помощью укрепления позиций на международных рынках товаров, услуг и капиталов.
     Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.
     Наиболее общими предпосылками эффективности государства являются следующие20:
     - объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
     - используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;
     - работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.
     Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.
     По мере роста экономического потенциала страны возможности государства и его способность расширять свои функции увеличиваются. Попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как в развитых странах, обречены на провал, и кроме вреда ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.
     Сложной проблемой уменьшения объема благ, предоставляемых государством населению, является опасность усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество, прежде всего его наименее обеспеченная часть, восприняло эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную вынужденную меру, носящую временный характер.
     Государство играет существенную роль в экономической жизни страны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование экономики путем воздействия на такие ее важнейшие составляющие, как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения и др21.
     Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективное функционирование государства. Для успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно. Тем не менее роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответов на вопросы о том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами, на протяжении долгого периода времени находятся в центре внимания политиков и экономистов.
     Общепризнанными дефектами рыночной экономики, корректируемыми за счет государственного вмешательства, являются: недостаточная эффективность в результате несовершенной конкуренции, неспособность рынка достаточно справедливо распределять доходы среди различных категорий населения, нестабильность, проявляющаяся в неполной занятости, инфляции, спадах производства и др. В этой связи экономической теорией исследуются, а практикой реализуются меры по экономическому регулированию рыночного механизма по ряду направлений22.
     Основными направлениями экономического воздействия государства на экономику являются23:
     - кредитно-денежная политика, основанная на регулировании количества денег в обращении в целях воздействия на рост ВВП, уровень цен, сглаживание изменений экономической конъюнктуры; для этого используются такие средства, как кредитная эмиссия, ставки рефинансирования, операции на открытом рынке ценных бумаг, резервные требования центрального банка и др.;
     - валютная политика, направленная на обеспечение устойчивого курса национальной валюты с помощью различных систем его поддержания и активной политики национальных банков;
     - внешнеэкономическая и в том числе таможенная политика, направленная на регулирование ситуации внутри таможенной территории, экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования;
     - политика в области государственных финансов, направленная как на мобилизацию необходимых средств, так и на стимулирование экономического развития посредством благоприятной налогово-кредитной политики, льгот, финансирования и других инструментов государственных финансов.
     В экономических теориях рассматривается вся совокупность экономических инструментов, используемых государством для целей экономического регулирования в их взаимодействии. Реализация экономической политики предполагает формулирование концепции, определяющей ее цели и основные задачи, формирование соответствующего этим целям и задачам финансово-кредитного механизма и управление (регулирование) финансовой деятельностью, осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности в секторах экономики и, в частности, в государственном секторе. В процессе ее формирования и реализации определяются объемы финансовых ресурсов в стране, их источники, перераспределение и направления использования средств, направления и способы воздействия финансовой политики на субъектов хозяйствования, домашние хозяйства и воспроизводственные процессы. Все направления экономической и финансовой политики функционируют в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимостей24.
     Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44