- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Решение уравнений и неравенств с параметром
| Код работы: | W013886 |
| Тема: | Решение уравнений и неравенств с параметром |
Содержание
Содержание
ГЛАВА1.ЭЛЕКТИВНЫЕКУРСЫВОБУЧЕНИИМАТЕМАТИКЕ 4
1.1.Цель,задачи,функцииэлективныхкурсов. 4
1.2.Типыэлективныхкурсов. 5
1.3.Элективныекурсынаэтапепредпрофильнойподготовки. 6
1.4.Мотивывыборашкольникамиэлективныхкурсов. 7
1.5.Требованияксодержаниюпрограммэлективныхкурсов. 7
1.6.Учебно-методическийкомплекс. 8
1.7.Элективныекурсывобразовательнойобласти«Математика». 12
ГЛАВА2.ЗАДАНИЯСПАРАМЕТРАМИ 15
2.1.Общаяхарактеристиказаданийспараметром. 15
2.1.1.Некоторыевидыуравненийспараметром. 15
2.1.2.Решениеуравненийспараметром. 17
2.2.Методырешениязадачспараметрами. 18
2.3.Заданияспараметрамивпрограммематематикисреднейшколы(7-9классы). 26
2.3.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре 27
2.3.1.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре7класс. 27
2.3.1.2.Анализшкольныхучебниковпоалгебре8класс. 31
2.3.1.3.Анализшкольныхучебниковпоалгебре9класс. 36
2.4.Элективныйкурсдля9класса.«Решениеуравненийинеравенствспараметрами». 39
2.5.Апробацияэлективногокурса. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Списокиспользованныхисточников Ошибка! Закладка не определена.
Приложение1 Ошибка! Закладка не определена.
Приложение2 Ошибка! Закладка не определена.
ВВЕДЕНИЕ
Задачиспараметрамиимеютбольшуюзначимостьвсозданиилогическогомышленияиточнойкультурыушкольников,однако,ихразрешениепорождаетуучащихсясущественныепроблемы.Трудностьподобныхзаданийразъясняется,впервуюочередьтем,чтоприрешениидажепростыхуравненийинеравенств,включающихпараметры,необходиморазделитьвсебезисключенияслучаи,длякаждогоизкоторыхвзадачеимеетсясвоерешение.Врешениизаданийспараметроммалопопроступониматьпринципыииспользоватьсостава,тутнеобходимоосознатьзакономерности,использоватьспособностирассмотрениялюбогоопределенногопроисшествиявбазепопулярныхединыхкачествпредмета,концепциииочередности.
Вматериалахгосударственныхэкзаменовученикампредполагаютсязадачи,включающиепараметр.Возникновениеподобныхзаднийвэкзаменахнеспроста.Спомощьютакихзаданийпроверяетсястепеньобладанияформуламипростойарифметики,способамипостановленияуравненийинеравенств,умениесоздаватьзакономернуюцепочкуразмышлений,уровеньматематическойкультуры.
Разрешениезадачспараметромсодействуетразвитиюпонятияоматематикекакспособезнаниядействительности,точтодаетвозможностьхарактеризоватьиисследоватьнастоящиедвиженияидейства,формируетумениетрудитьсясакадемическийточнымсловом.Задачиспараметромобучаютисследоватьиполучатьтребуемуюданные;конкретноиправильновысказыватьсобственныеидеисприменениемточнойтерминологииизнаков,осуществлятьсистематизации,закономерныеобъяснения,подтвержденияточныхположений;точтосодействуетразвитиюпонятияиструктурированияданных,возможностиподбиратьметодпредоставленияинформациивсогласованиисзадачей.
Решениезадачспараметрамивызываетбольшиезатрудненияуучащихся,посколькувпрограммепоматематикесреднейистаршейшколыимпрактическинеуделяетсявнимание.
Объектисследования:процессобученияматематикеучащихся9-хклассов.
Предметисследования:технологическоеобеспечениеразработкиэлективногокурса«Заданияспараметромвшкольномкурсематематики».
Цельисследования:разработка элективного курса по математике для учащихся 9-хк лассов потеме«Решение уравнений и неравенств с параметром».
Гипотезаисследования:углубленноеизучениематематикиспомощьюэлективногокурсапозволитповыситьуровеньзнанийпопредметуиобеспечитнеобходимуюсодержательнуюипсихологическуюподготовкукобучениювстаршейшколе.
Всоответствиисцельюисследованиянеобходимовыполнитьследующиезадачи:изучениеианализучебнойлитературыпопредметуисследования;
1) изучениетребованийкэлективнымкурсам;
2) сборисистематизацияматериаловдлясозданияэлективногокурсапотеме«Решениеуравненийинеравенствспараметром».
Впроцессеисследованияиспользовалисьследующиеметоды:
1)анализлитературы;
2)анализопытаразработкиэлективныхкурсов;
3)наблюдениеиконтрользаработойучениковвпроцессепреподавания.
Работасостоитиздвухглав,заключения,библиографиииприложений.
ГЛАВА1.ЭЛЕКТИВНЫЕКУРСЫВОБУЧЕНИИМАТЕМАТИКЕ
1.1.Цель,задачи,функцииэлективныхкурсов.
Элективныекурсы(курсыповыбору)–этокурсыповыборуучащихся,иновыйкомпонентвшкольнойсистеме,которыйпредставляетнемаловажнуюрольвконцепциипрофильногообразованиявосновнойистаршейшколе.Отфакультативныхкурсовкурсыповыборуотличаютсятем,направленийнаправлениясогласноподборуразличаютсяэтим,точтоониявляютсяобязательными.
Цельприизученииэлективныхкурсов–угодитьперсональнымнаклонностямлюбогоучащегося,атакжесоциализацияшкольников,помощьвосознанномвыборебудущейсферыдеятельности.
Курсыповыборуобязаныпосодействоватьврешенииследующихпроблем:
1)увеличениестепенииндивидуализацииобразованияисоциализацииличности;
2)организациясознательноговыбораобластипредстоящейпрофессиональнойдеятельности;
3)помощьвформированииотношенияучащихсяксебе,какксубъектупредстоящейпрофессиональнойдеятельности;
4)формированиеспособностейиспособовработыучащихся,содействиевпостановлениифактическихпроблем;
5)формированиеусловийсцельюсамообразования,развитиеспособностейнезависимойдеятельностьисамоконтролядостижений.
Набазецелейизадачпрофильногообразованияэлективныекурсымогутосуществлятьследующиефункции:
•подборлибоуточненияпрофиляобучения,установлениеуровняготовностииобоснованностиподбораобластипредстоящейпрофессии;
•спецификаобучениястроитсянаединичныхобразовательныхтраекториях(увеличениестепениисследованияключевыхобъектовпреподавания);
•исследованиетребуемыхтемнауровнепрофиля;введениемеждисциплинарныхвзаимосвязей,объединениеавтономныхпредставлений,сформированныхврамкахединичныхтеоретическихобъектов,вобщуюкартинумира;
•подготовкаксдачеэкзаменовнауровнепрофилясцелью;
•совершенствованиепознавательныхиорганизационныхспособностей[25].
Каждаясданныхфункцийспособнаявлятьсяосновной,однако,вцелом,ониобязаныосуществлятьсявместе.
1.2.Типыэлективныхкурсов.
Можноусловноразличатьследующиетипыэлективныхкурсов.
I.Предметные(тематические)курсы,задачейкоторыхсчитаетсяувеличениезнанийподисциплинам,входящимвбазовуюучебнуюпрограммусреднейшколы.Ихможноразделитьнанесколькогрупп.
1.Элективныекурсыповышенногоуровня,углублениевизучениеакадемическогопредмета,имеютвременнуюипредметнуюкоординациюсэтимакадемическимпредметом.
2.Элективныекурсы,вкоторыхизучаютсяотдельныеразделыосновногокурса,включенныевобязательнуюпрограммуэтогопредмета.
3.Элективныекурсы,вкоторыхподробнорассматриваютсяединичныесегментыбазовогонаправления,невведенныевобязательнуюучебнуюпрограммуэтогопредмета.
4.Практическиеэлективныекурсы,цельюкаковыхявляетсяознакомлениеспрактикойопытнымпутем,формированиезаинтересованностишкольниковксовременнымтехнологиямипроизводству.
5.Элективныекурсыпоспособампознанияприроды.
6.Элективныекурсыпоисториипредметаврамкахучебнойпрограммышколыиневключенныевнее.
7.Курсыповыбору,посвященныеизучениюметодоврешениязадач.Составлениеирешениезадач,основанныхнафизическом,химическом,биологическомэксперименте.
II.Межпредметныевыборныекурсы,цельюкоторыхявляетсяобъединениезнанийприродыиобщества.
III.Элективныекурсыпопредметам,невведеннымвбазовуюучебнуюпрограмму[43].
1.3.Элективныекурсынаэтапепредпрофильнойподготовки.
Внедрениеидеинепременногораспределениенапрофиливстаршейшколеставитвыпускниковсреднегозвенапередпотребностьюсовершитьсерьезныйвыбор.Выборученикатакжедолженбытьвыполненвотношенииперсональногообразовательногопути(илипрофессионального,еслиосновнаяшколастанетпоследнейступеньюшкольногообразования)исравнительносамоопределениявотношениинаправленияпрофилясвоейдеятельности.Концепцияпрофильногообразованиявстаршемзвенеобщегообразованияподразумеваетформированиеусловийвосновнойшколе,которыепозволятучащимусясделатьэтотвыбор[31,41].
Напериодпредпрофильнойподготовкиэлективныекурсыдолжнысохранитьвподросткахзаинтересованностьктойилиинойакадемическойдисциплине.
Основнымицелямикурсовповыборувосновнойшколеявляются:
* созданиеобстоятельств,способствующихинформированномувыборупрофилявстаршейшколе;
* содействиеразвитиюиндивидуальнойответственностиучащихсязавыбранныйметодобучениявсреднейшколе[33,36].
1.4.Мотивывыборашкольникамиэлективныхкурсов.
Посколькукурсыповыборуизбираютсясамимиучащимися,ониобязаныотвечатьихнуждам,целямобученияиаргументамподбора.Необходимовыделить,чтоглавнымифакторамиподбораэлективныхкурсовв9-11-хклассах,какиенеобходимоприниматьвовниманиеприразработкеипроведениивыборныхкурсов,считаются:
* подготовкакэкзаменампоосновнымдисциплинам;
* приобретениезнанийиспособностей,освоениеспособовработыдлярешенияактуальныхвопросов;
* получениевозможностейсцельюуспешнойкарьеры,атакжепродвижениянарынкетруда;
* любопытство;
* поддержкаисследованиябазисныхнаправлений;
* профессиональнаянаправленность;
* интеграцияимеющихсямыслейвпоследовательнуюкартинумира[30].
1.5.Требованияксодержаниюпрограммэлективныхкурсов.
Основойдлядеятельностипедагога,проводящегоэлективныйкурс,являютсяпрограммыэлективныхкурсов,атакжеразнообразныетренировочныепособияиучебныематериалы.Наихбазепедагогможетсоставитьсвойкурсповыборусучетомстепениподготовленностиобучающихся.Чтонеобходимоприниматьвовниманиеприразработкекурса?
Основнымиусловиямиксодержаниюэлективныхкурсовсчитаются:
1)направленностьнаинновационныеобразовательныетехнологии;
2)соответствиеучебнойнагрузкиучениковстандартам;
3)выполнениеустановленныхправилрегистрациипрограмм;
4)присутствиепособия,включающиетребуемуюинформацию;
5)краткосрочностьнаправления;
6)ознакомлениеподростковструдностями,выходящимизаграницыклассическихобъектовпреподавания[34];
7)удовлетворениепознавательныхинтересовучащихсявразныхсферахчеловеческойдеятельности.
1.6.Учебно-методическийкомплекс.
Требованияизпункта1.5.ккурсамповыборудолжныбытьотраженывконцепциииспользованныхпедагогомучебныхматериаловдляшкольников–учебно-методическомкомплексе(УМК).УМКдолженвключатьследующиеосновныеэлементы:
Программакурса.
Пояснительнаязаписка.
Аннотация–этоподтверждениепотребностивнедренияданногокурсавсреднееучебноезаведение.Онаобязанасодержатьвсебенаименованиеиглавнуюсущность,длякоторогобылсозданспециальныйкурс.Немаловажно,чтобыаннотациябыласжатойидавалаполноепониманиеонаправлении.Тоестьдавалапонять,каковаяпотребностьинеобходимостьвкурседляучеников,преподавателей,родителейишкольногосообществавцелом.
Указаниеместаироликурсавпрофильномобучении.
Важнопродемонстрироватьролькурсавконцепцииобщеобразовательныхпредметовиосновныхпредметовпрофиля:
* какиемежпредметныевзаимосвязиреализуютсяприизучениивыборногокурса;
* какиеобщиеиспециальныенавыкиформируютсявэтомпроцессе;
* какформируютсяусловиядляактивизациипознавательнойзаинтересованности,профессиональногосамоопределения;
* каквнедрениекурсавучебнуюпрограммуконкретнойшколысможетпомочьвраскрытииирешениипроблемшкольногосообщества(например,развитиешкольногосамоуправления,организациядосугашкольников,усилениевзаимодействиясемьиишколы,местнойадминистрации,общественности,региональногокомпонента,школыимиджаиконкурентоспособности)[37].
Цельизадачикурсовповыбору.
Целькурса–исследованиенуждсубъектовучебногопроцесса(обучающихся,преподавателей,школьногосообщества,общества).Всогласованииснуждамисформулироватьцеликурса–то,чтоследуетвыполнитьдлядостиженияцели;счемименноучительиученикидолжныработатьприизучениикурса.
Методыиформыобучения.
Методыиформыобучениядолжныудовлетворятьтребованиямпрофилированияобучениясучетомличностныхивозрастныххарактеристикобучающихся,формированияисаморазвитияличности.Вданнойвзаимосвязинемаловажноустановитьключевыеценности.методологииизучениякурсовповыбору:
* междисциплинарноеобъединение,способствующиеформированиюцелостногомиропонимания;
* обучениепосредствомпередачиопытаичерезсотрудничество;
* учетличныхотличительныхчертинуждобучающихся;
* интерактивность(деятельностьвнебольшихгруппах,ролевыеигры,имитационноемоделирование,тренинги,методпроекта);
* индивидуальнаяработаисубъект-субъективныйподход(наибольшийинтересивниманиекличностиученика,анецелиучителя,ихравноправноевзаимодействие);
* облегчение[39].
Ведущуюрольвобучениидолжнобытьспособампоисковыхиэкспериментальныхработ,стимулированиюпознавательнойдеятельностиучениковиформированиюспособностейнезависимойдеятельности.Сданнойцельюпрограммадолжнасодержатьвсеберазличныеконференции:
* групповаядеятельностьсакадемическимтекстомсдальнейшимсовместнымрассмотрениемсцельюустановленияключевыхопределений,дляосвещенияпроблемы,постановкицелейизадачисследования;
* работавкомпьютерномклассе,применениеэлектронныхэнциклопедийисправочников,атакжепоисковыесистемыИнтернетсцельюподбораданных;
* публичныевыступленияподаннойпроблеме[33].
Втакомслучаеосновнойфункциейпедагогасчитаетсяпомощь-первенство,основанноенасовместныхмероприятиях,нацеленныхнадостижениеобщейобразовательнойцели.Такогородааспектдаетвозможностьсформироватьатмосферуконкурентнойборьбы,здоровогопсихологическогоклимата,основанногонаобоюдномобучении,взаимнойподдержки,совместнойработе.
Приустановленииконфигурацийформучебныхзанятийследует,впервуюочередь,отталкиватьсяотопределенныхранеецелейкурса.Таккакдажеодинученикможетвыбратькурсповыбору,тоследуетвариантыобучениякаквгрупповых,такивиндивидуальныхформах.Втомслучае,еслисодержаниемкурсаможноовладеть,толькоработаявгруппе,следуетуказатьнаименьшеечислообучающихсявколлективе.
Важнопредусматриватьприменениетакихметодовиформобучения,которыепредоставятучащимсяпониманиеобобстоятельствахидействияхпредстоящейпрофессиональнойдеятельностивсогласованиисподобраннымпрофилемобучения,втакомслучаевтойилиинойстепенионистанутмоделироватьих[40].
Ожидаемыйрезультатизучениякурса–этоответнавопрос:какиезнания,способности,навыки,опыт,требуемыедляформированияперсональнойобразовательнойлиниидвижениявшколеиэффективнойвысококласснойкарьерыужепослезавершениясреднегоучебногозаведениястанутдоступны;какиеразновидностиработыстанутосвоены.
Системаформконтроляуровнядостиженийучащихся.Следуетсоздатькакформыпромежуточногоконтроля,такиформыитоговогоконтроляпокурсу.Оценкаможетбытьпоказанакакввиде«зачет/незачет»,такипошкалеот1до5.Сцельювыполненияконечнойсертификациипорезультатамкурсавыможетеприменять:
1) специальнуютестовуюработу(экзамен,тест);
2) наборнезависимовыполненныхработ(диаграммы,чертежи,макеты,рефераты,исследовательскиеотчеты,эссе);
3) задокументированныедостижения(сертификаты,дипломы).
Учебно-тематическийплансодержитглавноесодержаниевсехразделов,темкурса,чтоуказываетнаколичествовременидляихизучения.Отдельносуществуютпрактическиеилабораторныеработы,экскурсии,образовательныепроектыит.д.
Содержаниекурсавключаетвсебяпереченьтемспримернымраспределениемвременииабстрактнымописаниемтем.
Методическиесоветыпоизучениюкурсаявляютсянеобязательнойсоставляющейпрограммыипредполагаютвесьмакраткоеописаниеформ,методовиинструментов,рекомендованныхсоздателемкурса.Приработеспрограммамиэлективныхкурсов,включающихметодологическиесоветы,необходимоиметьввиду,чтоэтосоветы,анеинструкции,атемболеенетребования,предъявляемыекпедагогу.
Рекомендованнаяспецлитератураобычноуказываетсявконцепрограммы,иможетбытьпредоставленодинсписокилиотдельныеспискидляпреподавателяидляучащихся.Присоставлениитакихсписковследуетучитыватьналичиелитературыдляшколы.
Рабочаятетрадь:главнаярольрабочейтетради–нестолькоосуществитьвоссозданиеиспользованногоматериала,сколько,датьвозможностьобучающемусябытьдействующимучастникомпроисходящихвокругнегожизненныхсобытий.Такимобразом,рабочаятетрадь–этосборникзадачизанятий.Заданиярабочейтетрадиобязаныгарантироватьразъяснениеиспользованногоматериала,обеспечиватьегопониманиеинаправленноеприменениевпрактическойдеятельности[37].
1.7.Элективныекурсывобразовательнойобласти«Математика».
Изчислашкольныхпредметовматематиказанимаетособуюроль.Всерединеминувшеговекавстаршихклассахсреднихучебныхзаведенийогромныйинтересуделялсяматематике.
Спецификаобученияматематикивстаршихклассахвзначительнойстепениобуславливаетсятем,чтоэкзаменпопредметуявляетсяобязательнымдлявсехшкольников.НасегодняшнийденьданныйэкзаменведётсявформеЕГЭ.Единыйгосударственныйэкзаменпоматематикесчитаетсясерьезнойпроцедурой,требующейособойподготовки[38].
Вотличиеотиныхпредметов,математикаизучаетсявуниверситетахразличныхпрофилейподготовки(математических,естественнонаучных,технических,экономических,военных,связанныхсматематическойлингвистикойит.д.).СвведениемЕдиногогосударственногоэкзаменаучительматематикипрямоиликосвенновещебольшейстепенистановитсяответственнымзасдачувступительныхэкзаменоввуниверситет.
Можнопрогнозировать,чтооченьмногиепедагогиматематикипожелают,явноилинеявно,применятьэлективныекурсысцельюдобавленияксодержаниюосновнойпрограммы,заданийсусложнениямиприподготовкеучениковкэкзаменам.
Насегодняшнийденьглавнаязадачиобразованиясопряженасформированиемличностииеевозможностьюбытьактивной.Несмотрянато,чтодонедавнеговремениглавнойцельюявлялосьосвоениесуществующихзнаний,синтезитогов,приобретённыхпредшествующимиипоколениями.
Веськурсматематики,какправило,базируетсянарешениизадачразнойзначимостиитрудности.Несомненноочевидно,чтокаждаятеоремаможетидолжнарассматриватьсякакзадача,еедоказательство–ровнокакрешениеэтойзадачи.Различныеследствияиздоказательства(использованиедоказанноговразличныхобластях)–какприменениеэтойзадачи.Учащийсяобязанощущатьэстетическоеудовлетворениеототличноразрешеннойзадачи,свозможностииспользоватьзнанияизматематикивдругихнауках.Многочисленныесоздателиэлективныхкурсовпоматематикистремятсякэтойцели[43].
Важнаязадачаобучениянакурсахповыборускладываетсяизтого,чтобыпредставитьобучающихсясматематикойкакобщейкультурнойценностью,развитьпониманиетого,чтоматематикаявляетсяинструментомпознанияокружающегомираисамогосебя.
Обучениенакурсахповыборудолжносовременемсовершенствоватьспособностиобучающихсяворганизацииумственнойдеятельностиисамообразования.Здеськрометогодолжнобытьсформированоумениевосприниматьобъясненныйматериалдостаточнобыстро,чтобыизложитьего,соднойстороны,иумениеработатьсучебникамииинойлитературой,сдругой.Однойизцелейобразованияявляетсяформированиеуваженияккниге(впервуюочередь–кобразованию)вцелом.Входеосвоенияпрограммыкурсаповыборустоитдаватьобучающимсявозможностьприменятьразнообразныеучебники,научнуюлитературу,энциклопедииит.д.ЗначительнуюподдержкуздесьспособнооказатьиспользованиеИТ-технологий[41].
Педагогспособенпопроситьуобучающихся(вдомашнемзаданииилитестовойработе,например)отыскатьвглобальнойсетирядтезисовсогласнобудущийтеме.Исследоватьнайденныетезисыисформироватьсвойбиблиографическийсписокилиподобратьиз2-3текстовболееувлекательныевыражения[38].
Такимобразом,мыпроанализировалиобщиеположенияосозданииипроведенииэлективныхкурсов,которыестанутпредусмотреныприразработкеэлективногокурсапоалгебре«Решениеуравненийинеравенствспараметром».
Выводыпопервойглаве:
1. Профильноеобучениеориентированонареализациюиндивидуальногоучебногопроцесса.
2. Организацияобученияматематикенаразныхпрофиляхдолжнапроводитьсявсогласованииспедагогическимиипсихологическимиотличительнымиособенностямииманероймышленияобучающихся.
3. Курсыповыборудаютвозможностьисследоватьматематику,какосновнойобъектвбазисеилиформироватьпрофильнуюспециализациюпреподаванияисоблюденияиндивидуальныхобразовательныхинтересов.
4. Существуетрядразновидностейэлективныхкурсов:предметные,межпредметныеиэлективныекурсыпопредметам,невключеннымвбазовуюучебнуюпрограмму.
ГЛАВА2.ЗАДАНИЯСПАРАМЕТРАМИ
2.1.Общаяхарактеристиказаданийспараметром.
Выясним,чтожетакоезаданиеспараметром.Есливзаданиинекоторыекоэффициентыобозначеныбуквами,то«этибуквы»называютсяпараметрами,ауравнение–параметрическим.Например,уравнениеax=bявляетсяуравнениемспараметрамиаиb.
Уравнениеспараметрами—математическоеуравнение,внешнийвидирешениекоторогозависятотзначенийодногоилинесколькихпараметров[42].
Решитьуравнениеспараметромозначает:
1. Найтивсесистемызначенийпараметров,прикоторыхданноеуравнениеимеетрешение.
2. Найтивсевозможныерешениядлялюбойнайденнойсистемызначенийпараметров,тоестьдлянеизвестногоипараметрадолжныбытьуказаныдиапазонывозможныхзначений.
Основныеформулировкизаданийспараметром:
1)найтивсезначенияпараметра,прикаждомизкоторыхвыполняетсяопределенноеусловие;
2)решитьуравнениеилинеравенствоспараметром.
2.1.1.Некоторыевидыуравненийспараметром.
* Линейныеуравнения.
Уравнениевида,где,называетсялинейнымотносительнонеизвестного.
Исследованиеирешение.
1. –любоедействительноечисло.Уравнениеимеетединственноерешение.
2. Уравнениепринимаетвидрешениямиявляютсявсе.
3. Уравнениерешенийнеимеет.
* Квадратныеуравнения.
Уравнениявида,гденазываетсяквадратнымуравнением.–дискриминантквадратногоуравнения.
Исследованиеирешение.
1. Если,тоуравнениенеимеетдействительныхкорней.
2. Если,тоуравнениеимеет2различныхкорня.
3. Если,тоуравнениеимеетдваодинаковыхкорня.
* Тригонометрическиеуравнения.
Чащевсеготригонометрическиеуравненияспараметрамисводятсякрешениюпростейшихтригонометрическихуравнений.Впроцессерешениятакихуравненийнеобходимопомнитьобограниченноститригонометрическихфункцийу=sinxиy=cosx.
* Показательныеуравненияспараметрами.
Многиепоказательныеуравненияспараметрамисводятсякэлементарнымпоказательнымуравнениямвидааf(x)=b?(х),гдеа>0,b>0.
Областьдопустимыхзначенийтакогоуравнениянаходитсякакпересечениеобластейдопустимыхзначенийфункции.Длярешенияуравненияаf(x)=b?(х)необходиморассмотреть5случаев:
1. Прирешениемуравненияявляетсяобластьегодопустимыхзначений.
2. Прирешениемуравненияслужитрешениеуравнениянаобластидопустимыхзначений.
3. Прирешениеуравнениянаходитсякакрешениеуравнениянаобласти.
4. Приданноеуравнениебудетравносильноуравнениюнаобласти.
5. Приданноеуравнениетождественноуравнениюнаобласти.
* Логарифмическиеуравненияспараметром.
Подобнотригонометрическимипоказательнымуравнениямспараметрами,решениелогарифмическихуравненийтакжесводитсякнахождениюкорнейэлементарногологарифмическогоуравнения.Важнымусловиемприрешениизадачподобноготипаявляетсяпроверкапринадлежностинайденныхкорнейобластидопустимыхзначений(ОДЗ)исходногоуравнения[26,35].
2.1.2.Решениеуравненийспараметром.
Прирешенииуравненийспараметромследуетсосредоточитьинтереснатом,чтопараметр,находясьфиксированным,ноприэтомнеизвестнымчислом,является неизвестным числом.Во- первых,предполагаемаяизвестностьдаетвозможностьобращатьсяспараметромравнокаксчислом,аво- вторых,–уровеньфиксированностиограничиваетсяего степень свободы.Такимобразом,кобразцу,получениекорнячетнойстепени,деление на выражение,включающеепараметр,призываютподготовительныхизучений.Итогиданныхизученийоказываютбольшоевлияниеиврезультате,иврешение.
Решитьуравнениеспараметром–этозначитпоказать,какимобразомдлялюбогозначенияпараметраможнонайтисоответствующиезначениякорней,еслионисуществуют,илиустановить,чтоприэтомзначениипараметракорнейнет[11].
Сделаемоднозамечание.Значимымшагом решенияуравненийспараметромсчитаетсязаписьрешения.Данноеособеннообъективнов тех примерах, где решениеменяетсяот значения параметра.Ваналогичныхвариантахрезультатстанетприобретенпосредствомсозывапреждеприобретенныхитогов.Тутвесьманемаловажноникакнепозабытьсделатьзаписьврешениивсебезисключениярубежипостановления.
2.2.Методырешениязадачспараметрами.
Решениекаждойзадачисвоеобразноитребуетксебеиндивидуального,нестандартногоподхода,посколькунесуществуетединогоспособарешениятакихзадач.
Выделяюттриосновныхметодарешениязаданийспараметром:
* Аналитическийметод.
Этоспособпрямогорешения,повторяющийстандартныепроцедурынахожденияответавзадачахбезпараметра[14].
Пример1.Прикакихзначенияхпараметраaразностькорнейуравненияравна1?
Данноезаданиеможновыполнитьразнымиспособами:поформулекорнейквадратногоуравнения(решение1),спомощьютеоремыВиета(решение2).Втекстепредставленыобарешения,ноотчетливовидно,чтоиспользованиетеоремыВиетазначительнооблегчаетзадачунахождениязначенийпараметра.
Решение1:
Решение2:
Пример2.Найдитекорнимногочлена,значенияпараметроваиb,есликаждыйизкорнейиявляетсяпростымчислом[18].
Поусловиюмногочленимеетдвакорня,обозначимихи,аследовательно,можнопредставитьввиде:.Подставимввыражениеединицу.-простоечислосогласноусловиюзадачи,следовательно,одинизмножителейравен1или-1.Пусть
Если,но0неявляетсяпростымчислом,значит,а,2-простоечисло.-тожепростоечисло,таккак-простое,то-четноечисло,носуществуетединственноепростоечетноечисло2,следовательно,.
Итак,многочленимеетдвакорня:2и3.Подставимкаждыйизкорнейвмногочлен,получимсистемууравнений:
.
Решивсистемууравнений,найдемaиb.
Ответ:
* Графическийметод.
Взависимостиотзадачи(спеременнойxиспараметромa)рассматриваютсяграфикивкоординатнойплоскости(x;y)иливплоскости(x;a).
Пример3.Прикакихзначенияхпараметраасуммакорнейуравненияпринимаетнаибольшеезначение?[27]
Решение.Посколькуречьидетосуммекорнейуравнения,тодискриминантдолженбытьположительным:.Решивнеравенство,получимследующеемножествозначенийа:(рис.1).
Рисунок1.
ПотеоремеВиета.Наибольшеезначениесуммыкорнейсовпадаетсмаксимумомквадратичнойфункциинамножестве.Построимграфикквадратичнойфункции(рис.2).
Рисунок2.
Наибольшихзначенийназаданноммножествефункциядостигаетвточкахсабсциссами1и2.
Ответ:1,2.
Пример4.Найтивсезначенияпараметраа,длякоторыхсистемауравненийимеет2решения.
Решение.Рассмотримпервоенеравенствосистемы.Найдеммножествоточекплоскости,удовлетворяющеенеравенству.Данноенеравенстворавносильносовокупностидвухсистемнеравенств:
Множествоточек,удовлетворяющеесовокупностинеравенств,изобразимнаплоскости(рис.3).
Рисунок3.
Возведемобечастивторогоуравнениясистемывквадрат(обечастиуравнениянеотрицательны)иполучимравносильноеемууравнение:,котороеявляетсяуравнениемокружностисцентромвточке(–а;а)иквадратомрадиуса.
Системабудетиметьдварешениявтомитольковтомслучае,еслиокружностьбудеткасатьсяпрямых(рис4).
Рисунок4.
Найдемкоординатыточек,отмеченныхнарисунке:
Пустьокружностькасаетсяпрямойвточке,тогдапрямойонабудеткасатьсявточке.
Очевидно,тогда.Следовательно,.
Прямая,проходящаячерезточкуА,перпендикулярнапрямойиимеетвид:Подставимвуравнениекоординатыточки,получим:откудаследует,что
Получаемсистемууравнений:
Упростимуравнение.
Закончивпреобразования,получаемуравнение
Заменимавпервомуравнениина5х.
Преобразуемполученноеуравнение,
решимквадратноеуравнение.
Знаях,найдема:
Ответ:
Пример3.Прикакихзначенияхпараметраакорниуравненияявляютсяцелымичислами?
Решение:
Если
ЕсливоспользуемсятеоремойВиета:
.
Длятого,чтобыкорнибылицелыми,необходимо(нонедостаточно),чтобывыражениебылоцелым,следовательно,адолжнобытьделителемчисла(–3),тоесть,.
Если
Если,токорнейнет;
Если,целыхкорнейнет;
Если,токорнейнет.
Ответ:приа=0;а=1
Пример4.Найдитевсезначенияпараметраа,прикоторыхуравнение
имеет3корня.
Решение.Леваячастьуравненияпредставляетсобойсуммудвухмодулей,следовательно,.
Раскроеммодули.Дляэтогоопределимнуликвадратныхтрехчленов
и.Отметимнулиначисловойосииопределимзнакинапромежутках(рис.5):
Рисунок5.
Получаем,чтопри
нетрешений;
бесконечномногорешений;
четыререшения;
трирешения;
дварешения;
Построимграфик(рис.6)[22]:
Рисунок6.
Ответ:уравнениеимееттрикорняпри.
2.3.Заданияспараметрамивпрограммематематикисреднейшколы(7-9классы).
Вшкольнойпрограммематематикиочевиднонеупоминаетсяозадачахспараметрами,однакобылобсовершеннонеправильноговорить,точтозадачиспараметрамисовсемникакнезатрагиваетсяврамкахшкольногонаправленияизученияматематики.Вспомним,кпримеру,школьныеуравнениявихсовокупном(микроканоническом)варианте:ax2+bx+c=0,y=kx,y=kx+b,tgx=a,тутa,b,c,kникакнеточтодругое,равнокакметеопараметр.
Еслипараметру,содержащемусявзадании,добавитьопределенноечисловоероль,втакомслучаевероятенединственныйс2-ухситуации:
1)выйдетравенство(различие),включающеетольколишьколичестваинезнакомые,никакневключающеехарактеристики;
2)выйдеттребование,чтоникакнесодержитзначения.
Развивающийвидуравненийспараметрамиобусловливаетсяихвозможностьюосуществлятьмногочисленныеразновидностимыслительнойработыобучающихся:
1.Появлениеопределенныхалгоритмовмышления.
2.Способностьопределитьколичествоиналичиеназваниевуравнении.
3.Решениесемействуравнений,выступающихитогомданного.
4.Пониманиеоднойнепрочнойспомощьюдругую.
5.Выявлениеобластиопределенияуравнения.
6.Повторениесущественногообъемаформулсмишеньюраспоряжения.
7.Широкоеприменениесловесныхиневербальныхрассуждений.
8.Развитиеграфическойкультурышкольников.
Всеупомянутоебольшепредоставляетвероятностьотметитьонеобходимостиизучениярешенийвопросовспараметрами[18].
2.3.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре
Проанализируемдействующиеучебникикурсаалгебры,чтобывыяснить,насколькополнопредставленывнихзадания,использующиепонятие«параметр»,иметодырешенияуравнений,содержащихпараметр.
2.3.1.1.Анализшкольныхучебниковпоалгебре7класс.
1.МакарычевЮ.Н.идр.«Алгебра.7класс».
Вовремяизученияуравненийестьдвазаданияспараметром(№538,№546).Внихрассматриваютсяпростейшиелинейныеуравнения,гдекоэффициентпринеизвестномявляетсяпараметром.Необходимоисследоватьнаколичествокорнейилипринадлежностькорнякцелымчислам.
№546.Прикакомзначенииbкорниуравнений5bx–2(4x+b)–x=16bи1,6(2+x)–3,2(3x+4)=0являютсяпротивоположнымичислами?
№538.найдитенатуральныезначенияa,прикоторыхявляетсянатуральнымчисломкореньуравнения:
а)a(3x–2)+2(3+a)=18;
б)3x(a–1)–2a(x+4)=4(1–2a).
ВучебникеМакарычевав§15«Линейнаяфункция»(глава7«Функции»)рассматриваетсяпрямаяпропорциональность,где,используютпонятиепараметр,невводяего,привыяснениирасположенияграфикафункциивзависимостиоткоэффициента,который,всвоюочередь,иявляетсяпараметром.
Далеезаданияспараметромвстречаютсятольковдополнительныхзаданияхкглаве8«Системылинейныхуравнений»(№1214-1216).Взаданияхнеобходимонайтизначениепараметра,еслиизвестнаточкапересеченияграфиков.
№1214*.Прикакомзначенииапрямые4х+3у=аи2x–3y=8пересекаютсявточке,принадлежащейосиу,осиx?
№1344.Прикакомзначенииапрямаяax+5y=9проходитчерезточкупересеченияпрямых5x+4y=6и3x–y=7[19]?
2.МерзлякА.Г.идругие«Алгебра.7класс».
Впервойглаве(§2)приизучениилинейныхуравненийприсутствуютзадания,вкоторыхтребуетсянайтизначенияпараметра,прикоторомкореньуравнениябудетцелымчисломилиуказатьприкакомзначениипараметрауравнениябудутиметьодинитотжекорень.
№12.Решитеуравнение:
1) (а–1)х=2;
2) (а+9)х=а+9.
Приизучениицелыхвыражений(глава2.§16)№108-109,№250-251:
№108.Найдитевсецелыезначеният,прикоторыхкореньуравнения:
1)тх=3;
2)(т+4)х=49являетсяцелымчислом.
№250.Прикакомзначенииbуравнения:
1) 7–3х=6х–56их–3b=–35:
2) 2у–9b=7и3,6+5у=7(1,2–у)имеютодинитотжекорень?
ВГлаве3(§21)рассматриваетсялинейноеуравнениесдвумяпеременнымииегографик,гдеучащихсязнакомятспараметромвнеявномвиде,тоестьприрассмотрениинахождениякорнялинейногоуравнениясоднойнеизвестнойставитсяограничениенапеременнуюa(№633-634,№700,№721).
№633.Прикакомзначенииапарачисел(а;2а)являетсярешениемуравнения2х+7у=16?
№700.ПрикакомзначенииачерезточкуА(5;–3)проходитграфикуравнения:
1) 4х–9у=а
2) 6х–ау=15?
№721.Прикакомзначенииаграфикуравненияах+4у=0проходитчерезточку:
1)A(12;—4);
2)В(0;2);
3)О(0:0)?
ДалеевГлаве3(§26-29)встречаютсязаданияпорешениюсистемуравненийспараметрами(№940-941,№970-971).
№940.Прикакомзначенииасистемауравненийнеимеетрешений?
№970.Прикакомзначенииaуравнение
(x+2)(x–4)–(x–2)(х+4)=ахимеетбесконечномногокорней[22]?
3.АлимовШ.А.идр.«Алгебра.7класс».
Приизучениитемы«Уравнениясоднимнеизвестным»учащимсяпредлагаютсязадания,которыесодержатзадачиспараметром(№№99-125).Вэтихзаданияхнужнорешитьпростейшиелинейныеуравнениянанахождениезначенияпараметра,прикоторомуравнениеимееткорниилинеимееткорней(№123,124).
№99.Решитьуравнение,еслиaиb–заданныечисла,отличныеотнуля:
а)ax–3=b;б)4+bx=a;в)b=a(x–3);г)4=a–(bx–1);
№123.Подобратьчислоaтакое,чтобыуравнениеимелокорни:
а)5x–7=5x–a;б)x–(2–x)=2x–a;
Особенноможновыделитьномер125,которыйпредставленвзадачахповышенногоуровня.Особенностьзаданийсостоитвтом,чтопредлагаютсялинейные,дробно-рациональныеиквадратныеуравненияспараметромпристаршемкоэффициенте.
№125.Решитьуравнение,принимаязанеизвестноех,выяснитьприкакихзначенияхаэтоуравнениеимееткорни.
a)2х–3(х–а)=3+а;
б)a+6(x–1)=2a+x;
в)(ax–2):2=(3–ax):4.
Послерассмотренияразличныхспособоврешениясистемуравненийсдвумянеизвестнымипредлагаютсязадачи,однаизкоторыхсодержитсистемууравненийсдвумяпараметрами,гденеобходимонайтиэтипараметры,еслисистемаимеетединственноерешение;бесконечноемножестворешений;неимеетрешений.
№732.Данафункцияу=kх+b.Прикакихзначенияхkиbграфикфункциипроходитчерезточки(-1;1)и(2;3).Найдитезначениеk,еслиизвестно,чтографикфункцииy=kx–1проходитчерезточку(-3;2)[15]?
Вывод:врассмотренныхучебниках7классавстречаютсязаданияспараметрами,новниманиятакимзаданиямуделяетсямало,таккакихрешениеявляетсяоднимизсамыхтрудныхразделовкурсаэлементарнойматематикидляпониманияучениками.Такоеположениеделапредставляетсяопределеннымнедостаткомшкольногообучения,хотяизвестно,чтотакиезаданиянеобходимовключатьвучебникисцельюлогическогоразвитиямыслительнойдеятельностишкольников.Содержаниематериалаитребованиякучащимсяпотеме:«задачиспараметрами»должныопределяться,конечно,уровнемматематическойподготовкивсегоклассавцеломикаждоговотдельности.Поинтересующимучащихсявопросамможноорганизоватьдополнительныезанятия,кружкиифакультативы.
2.3.1.2.Анализшкольныхучебниковпоалгебре8класс.
1.МакарычевЮ.Н.идр.«Алгебра.8класс».
ВучебникеМакарычевадля8классапотеме«квадратичнаяфункция»,помещеныдовольнопростыезадания№483-№488,связанныесграфикомквадратичнойфункции.
Например:
№483.Найдитезначениекоэффициентас,еслиизвестно,чтографикфункцииy=x2+4x+cпересекаетосьординатвточкеА(0;2).
Далееследуютболеесложныезаданияспохожимсодержанием(№498-№503).Например:
№500.ПрикакихзначенияхкоэффициентаbиcточкаА(1;-2)являетсявершинойпараболыy=x2+bx+c?
Последаннойтемырассматриваетсяграфическоерешениеквадратногоуравнения,ипредлагаютсяупражнения,гдепараметрявляетсяправойчастьюуравнения(№518-№522).Например:
№518.Прикакомзначенииpуравнениеx2–2x+1=pимеетодинкорень?
№522.Прикакихзначенияхpуравнениеx2+6x+8=p:
а)неимееткорней;
б)имеетодинкорень;
в)имеетдвакорня?
Вглаве4«Квадратныеуравнения»понятиепараметравпервыепоявляетсявусловиизаданий№792-795.Например:
№793.Прикакихзначенияхпараметраpуравнениеявляется:
а)приведеннымквадратным....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

