VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Семейное право

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000514
Тема: Семейное право
Содержание
      1 Общая характеристика семейного права как отрасли права
      1.1 История становления семейного права
      Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества.
      Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. Брачно-семейными делами занималась, как и в Византии, церковь. Русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву1.
      Принятие христианства означало не только подчинение русской церкви византийскому патриарху и распространение византийского законодательства, но и утверждение в обществе (и это, наверное, главное) христианских идей: о смысле брака, об отношениях в семье. К моменту принятия Русью христианства между христианским учением о браке и византийским законодательством уже существовали противоречия. Разновременные постановления вселенских и поместных соборов, канонизированные взгляды деятелей византийской церкви, с помощью которых решались острые социальные проблемы, привели к тому, что принципы христианского учения получали необоснованно расширительное толкование, а где-то игнорировались или замалчивались. Русская церковь с самого начала встала на путь распространения и пропаганды не христианского учения о браке, а византийских норм права, которые противоречили канонам христианства. Трудно сказать, что было основополагающей причиной подобной позиции Руси, но несомненно, что на момент принятия христианства авторитет византийской церкви имел мировое значение; для Руси это был вопрос престижа, потому она и согласилась стать одной из метрополий византийской церкви. Учредив в 1589 г. патриаршество, Россия «de jure» освобождается от подчинения Византии, которое и раньше во многом носило номинальный характер, но не освобождается от норм канонического права: издавая в XVII в. печатный вариант Кормчей книги, русская церковь документально подтверждает приверженность византийскому законодательству2.
      Сложный путь утверждения христианских представлений о браке и отношений, из них вытекающих, создал конфликт между церковью и подданными. Строгая и довольно ограниченная система брачных отношений, включающая в себя и основания для прекращения брака, вызывала резкое неприятие у православных христиан. Требуемые церковью условия и порядок заключения брака и прекращения супружества, принципы функционирования семьи часто нарушались. Церковь отождествляла свои установления с верностью христианству. Поэтому создавалась ложная ситуация, когда церковь и миряне боролись между собой не за христианские идеи, а за приоритет своих прав и утверждение своей власти.
      В течение трех веков происходил процесс создания светского права, которое постепенно вытесняло византийское законодательство и русское церковное право. Несмотря на авторитет византийского законодательства, постепенно брачно-семейные дела перешли в двойное подчинение, и нормы византийского права стали противоречить нормам светского права. Это порождало путаницу в применении норм права, так как неизвестно было, в каких случаях следует применять то или иное законодательство. Создание светского семейного права свидетельствовало о более зрелом этапе развития права вообще. Значение этих процессов велико, вытеснение церковного права началось задолго до официальной ликвидации автокефальности русской церкви и образования Синода, подчиненного государю. Несмотря на данные тенденции, светское право не смогло до конца XVIII в. полностью заменить церковное законодательство. Некоторые замыслы остались на бумаге, двойное подчинение вызывало пренебрежение к закону как таковому, от чьего бы имени он ни создавался3.
      Нормы русского семейного права проводились в жизнь церковью. Пожалуй, никогда в церковной организации не было даже относительного единства в реализации той или иной политики. Не исключено, что подобное единство невозможно. Как бы там ни было, всегда существовала борьба между отдельными звеньями в церковной иерархии. Высшее церковное руководство, претворяя в жизнь многие нормы канонического права, встречало противодействие со стороны не только православного населения, но и подчиненных ему приходских священников и даже архиепископов епархии. Во-первых, приходские священники, к огорчению митрополитов и патриархов, не меньше прихожан были верны языческим традициям и не понимали пафоса обличительных речей архиепископов в свой адрес, когда нарушали несущественный, на их взгляд, христианский обряд. Во-вторых, и это не менее принципиально, священнослужители на местах не имели необходимых законодательных документов, в частности ни рукописной, ни печатной Кормчей книги, не говоря уже о других законодательных актах, которые позволили бы им обратиться к тексту закона. Церковное руководство не ставило себе целью обеспечить священников приходов столь важными документами, не говоря уже о том, что многие послания архиепископов не доходили до места назначения, терялись по дороге. Кроме этих проблем существовало множество других.
      В процессе развития общества церковь, обладавшая значительной политической и идейно-религиозной властью, теряла свои привилегии и постепенно превращалась в орган государственного аппарата, подчиненный императорской власти. Потеря церковью своего положения не была впрямую связана с утверждением абсолютизма, так как церковь обладала независимостью в течение длительного времени. Нравственно-религиозное влияние церкви на православных христиан было велико: религиозные праздники, церковные службы, причастия, крещения, венчания составляли общественную жизнь России. Священник прихода являлся одним из самых доверенных лиц семьи, знал о семейных конфликтах и участвовал в умиротворении страстей.
      В XVIII в. государство взяло на себя регулирование части вопросов, которые ранее принадлежали церкви, а также совершенствовало институты семейного права: институт брака, вдовства, опеки, создавало законы, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги. Эти и другие государственные меры рождали драматические конфликты между государственною властью и подданными. Какие-либо увещевания императриц, наказания виновных в нарушении закона не увенчались победой законности. Уменьшив влияние церкви на семейно-бытовые проблемы, государство не смогло ее заменить. Церковь держала под неослабным вниманием семейные процессы. Государство, в чем-то подражая церкви, а в чем-то отдавая должное народным традициям, одобряло патриархальность семьи. Однако его влияние на общественные процессы было недостаточно, подданными ощущалось уменьшение воздействия церкви4.
      Семейные отношения, будучи по природе консервативными, порождали столкновения между правом и традицией, которая формируется десятилетиями и не способна быстро меняться в зависимости от указаний новых норм права: патриархальный уклад семейных отношений складывался веками и передавался из поколения в поколение. Право существовало в некоторой стороне от народных обычаев, оно формировалось и совершенствовалось исходя из экономических, политических, идеологических направлений государственной деятельности. Противоречие между правом и традицией в сфере семейных отношений носило характер принципиальный, потому что в данном вопросе закон не косвенно, а впрямую затрагивал автономность семьи и бытовых отношений. Государство, даже когда совершенствовало семейное законодательство, чтобы укрепить правовой статус наименее защищенных членов общества, наталкивалось на непонимание и недовольство со стороны подданных.
      Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском семейном праве. Заключая брак в раннем возрасте, часто по выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту область семейного права. Светское законодательство не вмешивалось в компетенцию церковной власти, за исключением указа Петра I, который ввел новый повод к разводу – вечная ссылка супругов. Екатерина II преобразовала этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское законодательство ограничилось и так же, как и церковь, не стремилось расширять число поводов к разводу5.
      Церковь строго подходила и к институту признания брака недействительным. Однако общественная жизнь и действовавшая система прекращения браков не способствовали сокращению незаконных браков.
      Пожалуй, в единственном вопросе светское законодательство делало много – это в развитии института вдовства. Положение вдовы в России, как правило, вызывало уважение и у церкви, и у государственной власти. Государство заботилось о том, чтобы вдовы (а затем и вдовцы) были обеспечены вдовьим прожитком, который помог бы им существовать без посторонней помощи. Светское законодательство на протяжении трех веков совершенствовало институт вдовства и стремилось расширить круг вдов, обеспеченных вдовьим пенсионом. В то же время почтение государства и церкви к вдовьему состоянию подчеркивало личную несвободу человека, который мог заслужить авторитет путем отказа от личных прав; аскетическая жизнь вдовы приближала ее к церкви, и христианству, но путем отказа от борьбы с общественными предрассудками.
      С приходом советской власти вопросам семьи и семейного права стало уделяться больше внимания. Об этом говорит то обстоятельство, что в числе первых в 1917 г. были приняты именно декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», а самым первым кодексом советского государства стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.), который подробно регламентировал вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния6.
      Было провозглашено полное равенство мужчины и женщины в области брака и семьи. Внебрачные дети уравнялись в правах с детьми, рожденными в браке. При этом указывалось: только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов.
      Созданные на местах самостоятельные отделы загса уездных и волостных исполкомов в конце 1919 г. были реорганизованы в подотделы управления НКВД, а в 1923 г. – в столы при милиции. В 1924 г. в связи с районированием уездов местные отделы загса были организованы при райисполкомах и сельсоветах.
      Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, были созданы в 1920 г., о чем свидетельствуют первые актовые записи, хранящиеся и поныне в архивах отделов загса. Если точнее, подотдел записи актов гражданского состояния управления НКВД Ставропольской губернии (губзагс) был организован 8 апреля 1920 г. В том же году были открыты четыре уездных загса: Благодарненский, Александровский, Медвеженский и Святокрестовский (Ставропольский – объединился с губзагсом) и 153 местных. В это же время были изданы регистрационные книги, необходимые инструкции, наказы, циркуляры.
      Поле деятельности губзагса было весьма обширно: контроль за правильным исполнением Кодекса об актах гражданского состояния; разъяснение и толкование должностным лицам его статей применительно к местным условиям; выдача различных справок; обеспечение уездных и местных подотделов необходимыми книгами и бланками; выдача разрешений на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста; контроль за отчетностью местных загсов, в том числе и за движением дел, по которым пропущен срок регистрации актов гражданского состояния…
      Уже в первый год работы на Ставрополье органами загса было зарегистрировано 33092 рождения, 23423 смерти, 10660 браков, 958 разводов7.
      С развитием нового государства совершенствовалось и семейное законодательство. В 1926 г., например, ВЦИК утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР, где появилась самостоятельная глава, посвященная записи актов гражданского состояния. После этого государство неоднократно возвращалось к регламентации вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. В 1936 г., например, было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке и сроках регистрации рождений и смертей», в 1940 г. – Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», в 1943 г. – Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», в 1946 г. – постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния».8
      Таким образом толчком в развитии законодательства об актах гражданского состояния послужило активное реформирование семейного законодательства, произошедшее в результате свержения монархии в России и прихода к власти большевиков, которые всячески старались искоренить патриархальный уклад семейной жизни, а также избавиться от пережитков прошлого. Политические изменения в стране кардинальным образом повлияли на все сферы деятельности общества: социальную, экономическую, духовную. Церковь теряла свои права на участие в решении государственных задач, а впоследствии и вовсе была отделена от государства. Духовенство освободили от выполнения функции по совершению метрических записей, на смену которым пришли записи об актах гражданского состояния. По настоящее время семейное права продолжает развиваться и совершенствоваться. Например одним  из важнейших новшеств в «Семейном кодексе Российской Федерации», является брачный договор. Прошли времена, когда социалистическое государство в лице месткома, парткома и общественного мнения присматривало за семьей. Сегодня государство не собирается определять отношения партнеров, но оно предлагает законы, способные предотвратить нарушения прав в семье.


1.2 Понятие, принципы и задачи семейного права
      В нашей стране отношения, составляющие предмет семейного права, традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, т. е. отдельными кодексами. С другой стороны, общеизвестно, что семейное право «отпочковалось» от гражданского права. Более того, во многих странах (например, во Франции, Германии) отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, охватываются регулированием соответствующих глав гражданских кодексов этих стран9. Вследствие этого до сих пор не утихают споры о том, что такое семейное право: то ли это подотрасль гражданского права, то ли это самостоятельная отрасль права, а может быть, это комплексная отрасль законодательства, т. е. отрасль, состоящая из норм разных отраслей права: гражданского, административного и т. д.
      Не вдаваясь в детали данного спора, все-таки приходится отметить, что отношения, регулируемые семейным законодательством, обладают достаточной спецификой. На первый взгляд предмет регулирования гражданского и семейного права совпадает, имущественные и личные неимущественные отношения. Вместе с тем в семейном праве имеются свои особенности. (Приложение 1)
      1. Отношения, составляющие предмет регулирования семейного права, характеризуются особым субъектным составом: супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, опекун, попечитель и т. п.
      2. Семейно-брачные правоотношения возникают из специфичных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление и т. п. Для семейного права в большей мере, чем для других отраслей права, характерны юридические факты-состояния. Хотя в общем-то не исключены и такие юридические факты, которые характерны для гражданского права, например, сделки (брачный контракт, соглашение о размере алиментов).
      3. Семейно-брачные отношения в основном носят личный характер, имущественные отношения являются вторичными, производными от личных отношений. Более того, большинство имущественных прав и обязанностей неотделимы от личности управомоченного лица и поэтому непередаваемы другим лицам (например, право на получение алиментов). Однако тезис о преобладании в семейном праве личных неимущественных отношений легко подвергается критике. Дело в том, что личные отношения почти не поддаются правовому регулированию. Нельзя же, в самом деле, возложить на супругов правовую обязанность любить друг друга. Поэтому семейное право очерчивает лишь внешние границы личных отношений, не претендуя на их регламентацию. Лишь в случае злоупотреблений в этой области право позволяет себе воздействовать на субъектов. Таким образом, имущественным отношениям в предмете отводится больше места, чем неимущественным.
      4. Участники семейных правоотношений формально юридически равноправны, хотя в действительности далеко не всегда равны. Такое положение складывается прежде всего, когда одной из сторон оказывается нетрудоспособное и недееспособное лицо, которое нуждается в повышенной защите со стороны государства. Поэтому для семейного права в большей степени, чем для гражданского, свойствен элемент императивности, регулирования отношений с помощью предписаний и запретов. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к расширению применения дозволительного метода, что сближает семейное право с гражданским.
      Таким образом, можно дать следующее определение семейного права.
      Семейное право – отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство)10.
      На требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, что можно объяснить личным характером семейных отношений, а также тем, что они носят длящийся характер. Это означает, что по спорам, вытекающим из семейных отношений, права могут защищаться судом вне зависимости от давности правонарушения. 
      Особенностью Российского семейного права является то, что в отличие от других отраслей права оно регулирует отношения в семье и ограничено ее рамками. В действующем семейном законодательстве четко сформулированы основные принципы и цели правового регулирования семейных правоотношений. 
      Основной принцип семейного права закреплен в ст. 38 Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством11. 
      Основные цели семейного права – укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, установление в семье отношений, создающих необходимые условия для достойной жизни, свободного развития каждого члена семьи и воспитания детей. 
      Цель СК РФ – установление правовых условий для укрепления семьи, удовлетворения интересов личности, достойное и свободное развитие каждого члена семьи12.
      Под принципами семейного права понимаются основополагающие начала, содержащиеся в нормах семейного права. Они определяют сущность всей системы семейного права и отражают его наиболее важные свойства. (Приложение 2)
      Принципы:
      1) Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в РФ признается только брак, заключенный в органах загса. Браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, то есть не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса;13
      2) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость воздействия кого-либо на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16—23 СК);14
      3) Принцип равенства прав супругов в семье выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т.д.) (ст. 31— 32, 39, 61 СК);15
      4) Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);
      5) Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. В Семейном кодексе закреплено право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54).16 Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья — ст. 123);17
      6) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. СК предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I-III групп, лица пенсионного возраста), а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89—90, 93—98 СК).18 Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87),19 аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95)20 и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.
      7) Принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях. Семейный кодекс конкретизирует важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции)21, согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. В п. 4 ст. 1 СК запрещаются любые формы ограничений прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
      Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов членов семьи и иных граждан. Так, например, согласно ст. 73 СК суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав (то есть ограничить родительские права).
      Данные принципы основаны на общепризнанных правилах и нормах международного права и Конституции РФ, которые запрещают любые формы дискриминации при вступлении в брак и в семейных отношениях. Согласно СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. 
      К числу важнейших принципов относится принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством.
      В практическом плане указанный принцип реализуется путем создания родильных домов, детских садов, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям и т.д. В качестве примера можно привести федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Закон о материнском капитале).
      Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов детализируются в нормах Семейного кодекса, регулирующих правовое положение ребенка в семье в ст. 54-60 СК РФ22. Нормы этого института являются сравнительно новыми для российского семейного законодательства. В них подчеркивается, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Наделяя несовершеннолетних граждан правами в области семейных отношений, государство предусматривает гарантии охраны и защиты этих прав. В Семейном кодексе Российской Федерации определен круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты.
       Защита семьи государством - это всемерная материальная, идеологическая, правовая поддержка институтов брака и семьи, направленная на создание благоприятных условий для их образования и развития. Среди конкретных правовых норм можно указать на те нормы, в которых говорится о возможностях женщин сочетать общественно-полезный труд с материнством (предоставление женщинам декретных отпусков, возможность не работать определенное время после рождения ребенка и т.д.).
      Государство оказывает помощь семье и путем регулирования деятельности различных государственных органов, в том числе и правоохранительных, которые в числе своей повседневной деятельности решают вопросы, связанные с охраной семьи.
      Принцип добровольности вступления в брак заключается в том, что вступление в брак должно быть актом свободного волеизъявления, свободного от принуждения или давления, в том числе родителей или других родственников. Следует отметить, что этот принцип не всегда находит свое применение на практике. В отдельных районах России существуют традиции вступления в брак исключительно по воле родителей. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ)23. Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным.
      Семейное право исходит из полного равноправия всех граждан, независимо от их происхождения, социального, семейного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образовательного уровня, характера знаний, места жительства, религии и т.д. Закрепление принципа равноправия мужчины и женщины в этих областях имеет исключительно важное значение, поскольку до настоящего времени встречаются случаи подчиненного, зависимого положения женщины в семье. Особое значение имеет то обстоятельство, что церковь отделена от государства, поэтому лица, исповедующие различные религии, могут вступать в брак без особых затруднений.
      Принцип свободы заключения брака неразрывно связан с принципом свободы расторжения брака, поскольку если нет свободы расторжения брака, то нет и свободы заключения брака. Вместе с тем этот принцип нельзя назвать абсолютным, т.к. в некоторых случаях он вступает в противоречие с другим принципом - принципом всемерной поддержки и защиты семьи. В связи с этим процесс расторжения брака не происходит автоматически. Суд принимает предусмотренные в законодательстве меры по сохранению семьи.
      В семейном праве РФ закреплен принцип моногамии (единобрачия), который заключается в том, что одновременно можно состоять только в одном браке. Согласно ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке24.
      Из этих принципов вытекают задачи семейного права.
      Задачами семейного права являются:
      1) укрепление семьи, как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущения ослабления и разрушения семейных связей
      2) построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопонимании всех членов семьи
      3) установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с законодательством РФ и международными нормами
      4) установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с конституцией и международными нормами
      5) охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка 25.
      Семейное право как отрасль права характеризуется особым предметом и методом правового регулирования. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует, на что воздействует та или иная отрасль права. В связи с этим анализ предмета семейно-правового регулирования должен включать в себя, во-первых, раскрытие существа и наиболее важных особенностей общественных отношений, образующих в своей совокупности данный предмет, и, во-вторых, общую характеристику участников указанных отношений.
      Таким образом семейное право как самостоятельная отрасль права определяется   своим методом регулирования семейных отношений. Если характеристика предмета правового регулирования данной отрасли отвечает на вопрос, что (какие общественные отношения) регулирует определенная отрасль права, то характеристика ее метода отвечает на вопрос, как (какими правовыми способами) осуществляется указанное регулирование. 


      2 Общие положения об источниках права
      2.1 Понятие и виды источников семейного права
      В науке теории государства и права принято обращать внимание на многозначность термина “источники права”.26 Если исходить из общераспространенного термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
       Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.27
       Форму, в которой выражена государственная воля, устанавливающая правила поведения, принято именовать источником права в юридическом смысле. В этом случае понятие “источник права” применяется как специальный юридический термин.28
       В советском правоведении выдвигается предложение, чтобы термин “источник права” применялся в его общеупотребляемом филологическом смысле. Понятие, которое вкладывается в термин “источник права” в юридическом смысле предлагалось определить как “форму права”.29
       Однако предложенная формулировка в нашей юридической литературе после длительных дискуссий была практически отвергнута. В настоящее время общепризнано, что “источник права” как специальный юридический термин, означающий определенное правовое понятие, имеет право на существование. Он является достаточно емким и комплексным, поскольку включает в себя не только указания на форму выражения правовой нормы, но и отражает специфику понятия, а именно то, что форма служит основанием признания данного правила поведения юридической нормой.30
       Общетеоретические положения об источниках права вполне применимы к проблеме источников семейного права, являющегося составной частью или отраслью общей системы Российского права.
       Если право в целом представляет систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, то его источники есть форма юридического и формального выражения содержания правовых норм. Те формы (законы, подзаконные нормативные акты и т.д.), в которых выражаются (излагаются) письменно правовые нормы являются и фактическим источником в правопознавательной деятельности.
       Применительно к семейному праву следует признать, что источниками семейного права являются те официально установленные юридические формы, в которых выражается содержание правовых норм, регулирующих семейные отношения.
       В каких же формах возможно выражение семейно-правовых норм?
       Обычно в теории права называют четыре вида источников права: договор, санкционированный обычай, судебный прецедент и нормативный акт.
       Правовой обычай - наиболее древняя форма права, т.е. источник права. Это правило, вошедшее в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. В современном законодательстве обычай упоминается отсылкой к нему в тексте закона. Так, в ст. 5 Гражданского кодекса РФ говорится о возможности применения обычая делового оборота в сфере предпринимательской деятельности.
       Договор является источником права, если в нем содержатся общие правила, регулирующие отношения на будущее время и длительного характера. Его именуют нормативным договором. Нормативный договор, как правило, является источником международного права. Однако и во внутреннем праве не исключается возможность установления нормативных отношений в договорной форме, особенно в сфере коммерческих отношений, а также семейных отношений.
       Судебный прецедент – как источник права. Его сущность заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Судебный прецедент получил значение источника права еще в Древнем Риме. Придание нормативной силы решению суда широко применялось и в средние века. Особенно распространение судебный прецедент получил в Англии и в странах, заимствовавших англосаксонское “общее” право.31 В нашей юридической литературе отношение к судебному прецеденту как источнику права традиционно негативное, хотя тон критических замечаний несколько смягчился.
       Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Нормативный акт – это официальный документ, созданный (принятый, утвержденный и т.д.) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), охраняемый и обеспечиваемый мерами государственного принуждения.32
       Как видно из сказанно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44