VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование банковской деятельности на российском финансовом рынке

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008334
Тема: Совершенствование банковской деятельности на российском финансовом рынке
Содержание
4



СОДЕРЖАНИЕ

стр

	ВВЕДЕНИЕ	2

	ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ	5

	1.1. Место банков в макроэкономическом воспроизводственном процессе	5

	1.2. Объективная необходимость государственного регулирования банковской деятельности	10

	1.3. Система органов, осуществляющих государственное регулирование банковской деятельности	15

	ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	32

	2.1. Правовое регулирование банковской деятельности	32

	2.2. Денежно-кредитное регулирование	39

	2.3. Регулирование банковской ликвидности	48

	2.4. Пруденциальный надзор и контроль	59

	ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	71

	3.1. Состояние банковской системы Российской Федерации	71

	3.2. Основные направления совершенствования банковской деятельности  Российской Федерации	74

	3.3 .Формирование корпоративной культуры банковской деятельности	86

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	103

	СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	106







ВВЕДЕНИЕ

	

Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена существующей в настоящее время объективной необходимостью дальнейшего развития и укрепления российского банковского сектора. Роль коммерческих банков в экономике весьма велика и многообразна. Они являются посредниками между лицами, обладающими временно свободными денежными средствами, и теми участниками экономического оборота, которые временно нуждаются в привлечении дополнительного капитала. Сконцентрированные в коммерческих банках временно свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал и находят применение в отраслях (сферах деятельности) с наиболее высокой нормой прибыли. На этой основе обеспечивается эффективное и гибкое перераспределение финансовых ресурсов в хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности и ускоряется процесс внутреннего накопления средств, необходимых для успешного развития каждого экономического субъекта, что особенно актуально в условиях экономического кризиса.

Потребности структурного реформирования экономики обуславливают необходимость существенной перестройки и активизации работы кредитных организаций по обеспечению финансовыми ресурсами проводимых реформ. Для этого первоочередной становится задача существенного роста собственной ресурсной базы банковской системы и ее эффективного использования.

Таким образом, в настоящее время в банковском секторе, с одной стороны, существуют нерешенные проблемы системного характера, а с другой - наблюдаются определенные текущие позитивные изменения и успехи. Это приводит к увеличению роли системного и стратегического государственного регулирования в проведении взвешенной государственной политики в отношении российской банковской системы. Совокупность этих факторов и тенденций обуславливает актуальность темы исследования «Совершенствование банковской деятельности на российском финансовом рынке».

Основной целью магистерской диссертации является совершенствование государственного регулирования банковского сектора.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

1. провести анализ места банков в макроэкономическом воспроизводственном процессе;

2. проанализировать объективную необходимость государственного регулирования банковской деятельности;

3. охарактеризовать систему органов, осуществляющих государственное регулирование банковской деятельности;

4. проанализировать правовое регулирование банковской деятельности,

5. проанализировать денежно-кредитное регулирование;

6. проанализировать регулирование банковской ликвидности;

7. проанализировать пруденциальный надзор и контроль;

8. найти пути совершенствования институционального обеспечения банковской деятельности;

9. найти пути улучшения качества пруденциального надзора;

10. сформировать корпоративную культуру банковской деятельности.

Объектом магистерской диссертации является процесс регулирования состояния банковского сектора.

Предметом исследования является система и механизмы воздействия органов государственного регулирования банковской деятельности на финансовое состояние и мотивацию кредитных организаций в процессе осуществления ими банковской деятельности.

Практическую и теоретическую значимость имеют как методика структурирования и совершенствования стратегии развития банковского сектора и его государственного финансового регулирования; система оценки воздействия различных инструментов государственного финансового регулирования в их взаимосвязи на банковский сектор и банковскую деятельность.

Отдельные вопросы регулирования банковской деятельности рассматривались в работах советских и российских ученых: Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, А.П. Алехина, В.К. Андреева, В.В. Витрянского, Е.Ю. Грачевой, В.В. Ершова,	Н.Ю.	Ерпылевой, Л.Г.	Ефимовой,	С.С. Занковского, М.Н. Илюшиной, Н.И. Косяковой, Н.В. Козлова, В.В. Кулакова, В.В. Лаптева, Е.Б. Лаутс, Н.И. Михайлова, Е.Н. Пастушенко, В.Ф. Попондопуло, С.В. Пыхтина, Г.Ф. Ручкиной, Е.А. Суханова, Г. А. Тосуняна и др.

Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, индукция, аналогия, исторический, логический и другие.

Научная новизна исследования состоит в выработке новых теоретических и практических подходов к регулированию банковской деятельности в Российской Федерации.

Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

	

		




ГЛАВА 1. БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



Место банков в макроэкономическом воспроизводственном процессе



Основным субъектом государственного регулирования, контроля и надзора банковского сектора и банковской деятельности является Банк России. Он отвечает за разработку стратегии развития, и в его ведении находятся большая часть инструментов государственного финансового регулирования. Прочие субъекты, представленные выше, несут определенные узкоспециализированные функции или отвечают за отдельную область регулирования. Таким образом, Банк России выступает центром государственного финансового регулирования, координирующим деятельность всех прочих субъектов. Формальным органом, объединяющим интересы всех официальных органов государственной власти является Национальный банковский совет, который состоит из представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Председателя Банка России. В его компетенцию, в том числе, входят вопросы совершенствования банковской системы. Таким образом, прочие органы государственного финансового регулирования, определенные выше работают во взаимодействии с Банком России и в соответствии с его политикой в банковском секторе.

Формирование подобной структуры регулирования позволяет унифицировать и объединить в единую взаимосвязанную структуру все субъекты регулирования, не допуская усиления государственного давления на банковский сектор. Определение Банка России в качестве центра этой структуры позволяет повысить эффективность и единообразие государственной политики в отношении кредитных организаций, при снижении административной нагрузки. Это происходит в результате создания прозрачной и понятной структуры, в которой все субъекты, кроме Банка России, выполняют узкие функциональный задачи в соответствии со своей специализацией в рамках единой стратегии развития банковского сектора и его государственного финансового регулирования.

С точки зрения объектов воздействия мы рассматриваем банковский сектор и банковскую деятельность. При этом, в связи с данным выше определением государственного регулирования и определением субъектов государственного регулирования, под банковским сектором для целей исследования мы понимаем все формы кредитных организаций, занимающихся банковской деятельностью, исключая Банк России, который является основным субъектом регулирования. Таким образом, с точки зрения объектов, регулирование направлено на:

состояние отдельных элементов банковской системы и процессы их изменения. Под элементами в данном случае понимаются собственно кредитные организации, виды банковской деятельности, банковские бизнес-процессы, ресурсы банковской системы, в том числе нематериальные, банковская инфраструктура и пр. 

факторы и условия, определяющие состояние отдельных элементов банковской системы, а также процессы их формирования и развития. 

При этом данную группу объектов регулирования можно разделить на внешние и внутренние. Данное деление можно провести в отношении границ собственно банковского сектора, а также в отношении границ общегосударственного влияния. Во втором случае к внешним относятся мировая конъюнктура и финансовые и экономические системы других стран, на которые влияние государства и других субъектов регулирования крайне ограничено либо невозможно. В соответствии с принципом «влияния» к внешним факторам и условиям также можно отнести природно-климатические факторы, наличие минеральных ресурсов и пр. Внутренние факторы и условия в принципе находятся под определенным контролем субъектов регулирования, однако степень этого влияния может быть различной с точки зрения временной перспективы или перспективы системного влияния. Так, исходя из текущих условий ряд факторов может мыть создан только в долгосрочной перспективе, и таким образом они являются «внешними» по отношению к системе текущего и даже тактического регулирования. Подобная классификация необходима для определения реализуемых целей и стратегических инициатив. Необходимо реально понимать на каком этапе определенные принципиальные факторы и условия могут «переходить» под контроль тех или иных субъектов регулирования. Это существенным образом влияет на жизнеспособность и эффективность стратегии и тактики развития.

При определении границы деления в отношении собственно банковского сектора, прочие отрасли и сектора финансовой системы и экономики становятся внешними по отношению к банковской системе. Таким образом, можно определять сферы, развитие которые возможно обеспечить силами самих кредитных организаций, а также сферы необходимые для их развития, но не находящиеся под их контролем. В этом случае влияние государства является критическим. В частности к подобным факторам можно отнести состояние структуры и качества всех элементов реальной экономики, общей бизнес культуры, коррумпированности	органов	государственной власти, несовершенство	судебной	системы,	использование «административного ресурса»	отдельными	субъектами хозяйствования, культуры кредитных и финансовых отношений населения и пр.

Определив, таким образом, концепцию государственного регулирования мы переходим к понятию финансового государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики, при общем рассмотрении, осуществляется посредством двух основных видов воздействия: административного и финансового. Граница между ними условна и далеко не всегда является четкой и однозначной. Однако основным принципом определения границ финансового блока является влияние соответствующих инструментов непосредственно на финансовые интересы объектов регулирования при сохранении пространства для принятия ими тех или иных решений. В этом смысле административное регулирование определяет, скорее, границы и формат деятельности и применяется для удержания регулируемой системы в этих границах или при выходе регулируемой системы за них, а финансовое регулирование создает предпосылки для направления отдельных элементов регулируемой системы в то или иное русло, при сохранении общих границ.

С точки зрения конкурентоспособности российского банковского сектора, при условии открытия и международной интеграции российского финансового рынка, наиболее интересными представляются инструменты финансового регулирования, т.к. международная интеграция предполагает, в первую очередь, снятие административных барьеров и определение единых экономических принципов деятельности для всех участников определенных экономических отношений вне зависимости от формы ведения бизнеса и структуры собственности. Стратегией развития банковского сектора на 2012 год и период до 2016 года определено, что политика государства в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности   кредитных   организаций   и   использовании   преимущественно косвенных (экономических) методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Как уже упоминалось ранее, методам и государственного управления банковской системой являются в основном экономические:

изменение норм обязательного резервирования в ЦБР,

изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по ним,

проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.

Это значит, что норма обязательных резервов — установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении происходит через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

Операции па открытом рынке начали применяться зарубежными центральными банками в целях денежно-кредитного регулирования после Второй мировой войны, что характеризовало переход ко все большему использованию ими косвенных (рыночных) инструментов. Само название данных операций позаимствовано из практики Федеральной резервной системы США.

Таким образом, этот механизм влияния заключается в том, что при покупке Центральным банком ценных бумагу банков соответствующие суммы денежных средств поступают на их корреспондентские счета, т.е. увеличивается сумма свободных резервов банков. В результате у них появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций (политика денежно-кредитной экспансии). В случае продажи Центральным банком ценных бумаг, наоборот, в банковской системе происходит сокращение кредитных ресурсов, повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы (политика денежно-кредитной рестрикции).

	

1.2. Объективная необходимость государственного регулирования банковской деятельности

	

Могут быть выделены следующие принципы организации государственного финансового регулирования банковской деятельности банковского сектора:

1.	Превалирование общественных интересов над частными. При этом под "общественными интересами" понимаются интересы, являющиеся общими для большинства участников процесса регулирования. Понятие большинства в данном случае является относительным и в конечном счете выражается в доле людей, получающих потенциальные материальные или нематериальные преимущества от достижения "общественных" интересов от общего числа заинтересованных сторон. Соответственно если эта доля составляет более половины потенциальных заинтересованных сторон, интересы могут быть признаны общественными.

2.	Превалирование интересов внутренних заинтересованных сторон над интересами внешних. Под внутренними заинтересованными сторонами понимаются участники, которые сохраняют или используют материальные или нематериальные блага, получаемые в результате реализации интересов внутри страны, т.е. либо на территории Российской федерации, либо во взаимоотношениях с другими внутренними участниками. Таким образом, участники, заинтересованные в выводе капитала из экономики или финансовой системы России являются внешними заинтересованными сторонами.

3.	Превалирования стратегических интересов над конъюнктурными (принцип непрерывности деятельности системы). Государство должно быть нацелено в первую очередь на бессрочное существование формирующего его общества. В этом смысле система государственного регулирования должна идти от долгосрочных стратегических целей, которые достигаются посредством ежедневного реформирования соответствующих регулируемых систем. При этом целеопределение и методы организации инструментов государственного        регулирования        должны        строиться        на последовательной корректировке стратегии, исходя из изменения прогнозов развития внутреннего потенциала и объективных общемировых условий и факторов.

4.	Принцип определенности. На уровне государства этот принцип выражается, во-первых, в определенности и единстве принципиальной позиции органов государственной власти - по каждому элементу применяемых инструментов, основанных на  единых, логически обоснованных целях развития экономики и финансовой системы. Эта позиция должна быть общедоступной и, кроме того, должна основываться на объективных статистических показателях состояния соответствующих структурных элементов экономики и финансовой системы. Во-вторых, определенность подразумевает стабильность прогнозов развития ситуации на долгосрочную перспективу. Позиция государства должна быть последовательной и прогнозируемой исходя из возможных изменений объективных условий и факторов (статистических показателей и международной конъюнктуры).

5.	Эффективности. Означает минимизацию для всех заинтересованных сторон дополнительных затрат времени, труда и финансовых ресурсов в связи с выполнением ими своих функций (обязанностей) в рамках конкретного финансового	инструмента государственного регулирования. При этом необходимо понимать, что под заинтересованными сторонами понимаются органы государственного регулирования и контроля, прочие институты государственной власти, банковское сообщество, их клиентская база как по пассивным, так и по активным операциям, инвесторы и собственники банковского капитала, персонал заинтересованных институциональных сторон, общественность, международные организации, ассоциации и сообщества и пр.

6.	Справедливости. Распространяется на инструменты фискального воздействия на участников регулируемых систем. В упрощенном виде предусматривает строгую равномерность распределения фискального бремени между всеми участниками соответствующего инструмента. В более сложном понимании принцип справедливости может предусматривать сохранение участнику доли итоговых материальных благ, полученных им в процессе участия в определенной системе, в зависимости от степени его участия в реализации общественных интересов. Чем более положительный и значительный эффект оказывает участник на благосостояние других и развитие системы в целом, тем меньшую долю необходимо изымать у него посредством фискальных инструментов, которые представляют собой не что иное как изъятие части результатов деятельности участника для достижения общественных интересов. Помимо фискального характера принцип справедливости выражается при взаимодействии различных групп участников банковских процессов и прочих заинтересованных сторон. В этом смысле он представляет из себя равенство в правах по отношению друг к другу при осуществлении взаимодействия различных групп заинтересованных сторон.

7.	Принцип участия и взаимодействия всех заинтересованных сторон. Система государственного регулирования воздействует на всех участников, и в том числе и на государство, поэтому определение ее параметров не может происходить декларативными, тоталитарными методами. Пример латиноамериканских стран и, в частности Аргентины, наглядно подтверждают это. Для того чтобы система эффективно работала, она должна быть принята большинством ее участников и самым лучшим способом достижения этого является их непосредственное участие в ее разработке и реализации. Таким образом, ответственность за принимаемые решения ложится на все заинтересованные стороны. И кроме того в этом случае возможно максимально эффективное использование интеллектуального потенциала общества в целом, при решении конкретных вопросов. Для каждой из заинтересованных сторон определенная область является ближе, чем для всех других, поэтому коллегиальный метод принятия решений является наиболее объективным и адекватным с точки зрения действительной ситуации.

8.	Принцип превалирования содержания над формой. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемых методов регулирования на предмет их комплексного воздействия на экономику и финансовую систему. При этом  оценка происходит с точки зрения итогового влияния на "остаточное" финансовое положение или интересы участников. Все инструменты государственного финансового регулирования имеют в своей основе теоретическое обоснование, однако оно не всегда учитывает итоговый эффект на денежные потоки и благосостояние (накопления, остаточные финансовые ресурсы) участников регулируемых процессов. Поэтому при построении механизмов системы государственного финансового регулирования необходимо учитывать не только их общетеоретическое содержание, а также и чистый денежный поток от их применения и влияние на изменение уровня всевозможных связанных рисков.

9.	Принцип целевой ориентированности. Предусматривает построение системы инструментов, каждый из которых используется для достижения четко определенных целей. Это позволяет на основе периодического анализа фактических результатов оценивать соответствие гипотез взаимосвязей - действительности, и корректировать соответствующим образом теоретическую и методическую основу построения системы регулирования по каждому из применяемых инструментов.

10.	Управляемости и оценки. Предусматривает применение и развитие в первую очередь тех инструментов, которые действительно могут изменяться соответствующими органами государственного регулирования и контроля (поддаются их воздействию), а также чье непосредственное влияние может быть оценено на основе относительно объективных и поддающихся измерению показателей и критериев.

11.	Временного соответствия. Определяет, что при разработке системы государственного финансового регулирования необходимо в первую очередь ориентироваться на будущее. Большинство систем контроля, оценки и корректировки, основываются на фактической информации о прошлом (на имеющихся результатах) с учетом незначительного влияния прогнозных факторов. Таким образом, происходит, во-первых, корректировка прошлых недостатков и проблем, а во-вторых принципиальное несовершенство прошлой системы переносится автоматически  в  будущую.  В  то  же время  системы финансового регулирования   должна   создаваться   для   предотвращения   будущих потенциальных  проблем,   поэтому  в  первую  очередь  она должна базироваться на прогнозе будущих событий, факторов и условий, а также    на    подтвержденных    или    скорректированных    гипотезах взаимосвязей      различных      элементов      базиса     и      параметров инструментов, планируемых к применению в будущем.

Описанные   принципы   являются   основополагающими   началами,   на которых      строится,      функционирует      и      совершенствуется      система государственного    финансового    регулирования     банковского    сектора    и банковской деятельности. Они разнородны и важность каждого из них для целей развития банковского сектора различна. Однако соответствие системы государственного    финансового  регулирования    всем    вышеперечисленным принципам способно обеспечить ее сбалансированное и наиболее адекватное и эффективное воздействие на регулируемую систему.

	

1.3. Система органов, осуществляющих государственное регулирование банковской деятельности

	

Таким образом, механизмы государственного регулирования банковской сферы можно представить в следующей схеме (рис.1):



Рис. 1. Структура государственного регулирования банковской сферы

Механизмы государственного регулирования банковской системы: 

1) законотворчество - установление правовых норм, регулирующих организацию банковской системы и механизм её функционирования, статус, функции и др. 

2) подзаконное нормотворчество уполномоченных федеральных государственных органов 

3) регистрация и лицензирование деятельности коммерческих банков, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании коммерческих банков, 

4) денежная эмиссия, банк регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов,

5) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью,

6) принятие судами решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации коммерческих банков, назначение арбитражных управляющих.

Концепция и Стратегия 2001 года предусматривали ряд краткосрочных первостепенных мер, финансового характера, направленных на достижение поставленных целей, однако они носили текущий характер и в настоящее время по большей части реализованы.

Что же касается поэтапных планов реализации поставленных задач, то они определяются Банком России в рамках ежегодного определения денежно-кредитной политики и периодически формулируются им на различных конференциях и конгрессах. В соответствии с ними на ближайшую перспективу основная задача политики государства в отношении банковского сектора заключается в создании условий для повышения его эффективности, укрепления функциональной роли в экономике. Для решения этой задачи необходимы меры:

по снижению системных рисков банковской деятельности, снижению стоимости банковских услуг, прежде всего кредитных, для реальной экономики и населения;

по увеличению сроков и удешевлению стоимости привлекаемых банками ресурсов;

по созданию правовых условий для снижения затрат кредитных организаций, и, прежде всего, административных издержек, связанных с банковской деятельностью,

по упрощению, оптимизации и сокращению продолжительности процедур, связанных с вхождением на рынок, открытием филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций и пр.

Намеченные меры по совершенствованию условий осуществления банковской деятельности в Российской Федерации направлены, в том числе, на повышение конкурентоспособности банков, усиление защиты их интересов и интересов их кредиторов, повышение действенности и оперативности банковского надзора.

Однако при детальном рассмотрении предусмотренных мер конкретные инструменты, предлагаемые Банком России носят во многом административный характер и не направлены на оценку влияния и реформирование существующих финансовых рычагов воздействия на состояние банковской системы.

С другой стороны в рамках денежно-кредитной политики Центральным Банком используется целый ряд финансовых инструментов, которые оказывают не менее существенное влияние на положение банковской системы и состояние банковского бизнеса, чем, например, бюджетно-налоговые или нормативно-правовые. Основными целями денежно-кредитной политики Банка России обычно являются устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, а также поддержание стабильности национальной валюты. 

Помимо формулирования принципов денежно-кредитной политики и определения ее инструментов Банк России определяет также ряд важнейших мероприятий, либо непосредственно направленных на финансовое положение банковского бизнеса, либо, что еще более важно, дающих возможность его объективной и комплексной оценки. Существующие системы факторного анализа положения и потенциала развития банковской системы далеки от совершенства. 

При правильном применении инструменты денежно-кредитной политики и прочие инструменты финансового регулирования воздействуют на состояние не только развития банковской системы, но и потенциала и перспектив этого развития, а также на непрерывное самосовершенствование самой системы регулирования и надзора. И информационная составляющая играет одну из ключевых ролей в этих процессах.

Последнюю группу общегосударственных целей и задач, непосредственно связанных с банковским сектором можно определить как бюджетно-налоговую. В нее в первую очередь включаются цели увеличения общей суммы налоговых платежей в бюджеты всех уровней, собираемых с банковской системы и банковских операций, а также снижение доли государственного финансирования инвестиционных программ за счет повышения доли банковских инвестиций и долгосрочных кредитов в общем объеме инвестиций. Одной из задач в этом смысле является также развитие «социального» и «жилищного» кредитования, а также финансирование фундаментальных и прикладных исследований и НИОКР, финансирования развития наиболее социально-значимых секторов экономики.

С точки зрения банковского сообщества, основными целями и задачами являются: повышение капитализации банковского сектора, повышение финансовой стабильности и прибыльности банковского сектора, привлекательности российского банковского бизнеса для инвесторов. В этой связи банковское сообщество, в частности в лице Ассоциации Российских Банков, начинает поднимать вопросы об эффективности и направлении воздействия применяемых финансовых инструментов регулирования банковской деятельности. При этом взгляд на банковскую систему переносится с привычной роли финансового посредника на ее роль как гаранта финансовой безопасности страны, гаранта финансовой и социальной стабильности в обществе. В этом смысле банковская система является лицом нашего государства на международных финансовых рынках, которые определяют не только макроэкономический расклад сил, но и политические возможности, и вес государства на международной арене.

Среди проблем, обсуждаемых банковским сообществом выделяются следующие:

стоимость ресурсов, которыми располагают банки, является крайне высокой;

наблюдается серьезный недостаток долгосрочных банковских ресурсов;

недостаточная эффективность взаимодействия банков и их ассоциаций и союзов с федеральными органами государственной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованьями с точки зрения обеспечения конкурентных условий деятельности для всех категорий российских банков во всех регионах России;

недостаточная эффективность действующей системы рефинансирования российских банков;

необоснованно высокие ограничения деятельности российских банков, бюрократические, формальные подходы к анализу их работы.

Вопрос о полной либерализации рынка банковских услуг, его открытии для зарубежных банков и легализации трансграничных операций может быть поставлен в практическую плоскость только после разрешения указанных проблем. По мнению банковского сообщества, недооценка опасности преждевременного открытия российского рынка банковских услуг создает реальную угрозу экономической безопасности страны.

Банковским сообществом среди первоочередных мер и задач государственного регулирования финансового характера выделяются следующие:

внести изменения в налоговое законодательство в целях предоставления налоговых льгот при осуществлении инвестиционных проектов и их кредитовании;

внести изменения, предусматривающие уплату налога на прибыль только с реально полученных банком доходов;

предпринять меры по повышению государственной поддержки инвестиционной деятельности, которая в настоящее время значительно сокращается в связи с отменой льготы по налогообложению прибыли, направляемой на капитальные вложения, неразвитостью механизмов государственного гарантирования инвестиционных программ, значительного ограничения субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам;

уменьшить размеры пошлины за нотариальное удостоверение залога недвижимости (установленный Законом РФ "О государственной пошлине" размер пошлины приводит к удорожанию стоимости обслуживания кредита на 1,5% от залоговой стоимости), либо установить максимальную границу размера вознаграждения нотариуса;

усовершенствовать механизмы формирования резервов на возможные потери по ссудам;

внести изменения в порядок определения расчетной базы по привлеченным средствам физических и юридических лиц для целей формирования Фонда обязательных резервов путем уменьшения ее величины на объем кредитных ресурсов, направленных на кредитование приоритетных отраслей экономики, например субъектов малого предпринимательства;

создать на уровне субъектов Российской Федерации механизм государственного гарантирования кредитов, предоставленных приоритетным отраслям экономики, например определенным категориям субъектов малого предпринимательства. Выделить в бюджетах субъектов Российской Федерации целевые ассигнования для компенсации процентной ставки по кредитам, предоставленным приоритетным отраслям экономики.

С точки зрения организаций нефинансового (реального) сектора экономики, населения и общества банковская система должна, с одной стороны, являться высоконадежным, высоколиквидным и высокодоходным направлением вложения денежных средств, а с другой - недорогим и удобным их источником. Кроме этого она должна высокоэффективно решать различные задачи, связанные с обслуживанием движения финансовых ресурсов и снижением всевозможных финансовых рисков.

 Таким образом, цели и проблемы состояния и развития банковского сектора определяются основными заинтересованными сторонами и очень схоже, и в то же время во многом по-разному. Большинство участников стремится к совместному решению существующих проблем. В то же время эффективность и степень этого взаимодействия с точки зрения системы в целом довольно низка, так как многие проблемы были определены еще в конце прошлого века и до сих пор не нашли своего решения. Кроме того, проблематика, определенная в стратегии развития банковского сектора 2012 года фактически повторяет и дополняет вариант 2001 года, за исключением нескольких положений, считающихся частично реализованными.

В этой связи, на наш взгляд, можно изменить структуру и развить положения Стратегии для более сбалансированного представления стратегических целей и задач, стоящих перед государством и банковским сообществом.

Каждая из представленных целей и проблем должна быть оценена с точки зрения ее значимости и сбалансированного влияния на интересы и потребности каждой из заинтересованных сторон, с учетом превалирования общих, единых для всех интересов.

Для целей анализа система государственного регулирования и соответствующие финансовые инструменты разделяются на элементы, направленные на регулирование текущего состояния банковской системы исходя из существующих условий, потребностей и текущих проблем (система оперативного государственного регулирования), и элементы направленные на последовательную реализацию стратегических и среднесрочных целей развития и реформирования как банковской системы, так и самой системы государственного регулирования (оперативных и стратегических элементов). При этом наибольший интерес для целей исследования представляют инструменты стратегического финансового регулирования, как принципиально необходимые для полной реализации основных целей существования государства.

Разработка.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44