VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Создание и развитие органов финансового управления в России в первой половине XIX века

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008047
Тема: Создание и развитие органов финансового управления в России в первой половине XIX века
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве Российской Федерации»



Институт заочного и открытого образования

(наименование факультета или института)





Департамент общественных финансов







КУРСОВАЯ работа

на тему:

«Реформа государственных финансов В.А. Татаринова (1862г.), ее значение для современных подходов в управлении государственными финансами»

(наименование темы курсовой работы)









Студента (ки) группы  ДЭУ2-1С

   (номер группы)

Вьюновой Анны Сергеевны

                                (ФИО студента)







Научный руководитель:

Доцент

(ученая степень, ученое звание, должность научного руководителя)

Дуброва Марина Викторовна

(ФИО научного руководителя)













Москва 2017



Содержание



	Введение	3

	Глава 1. Теоретические основы развития российского института управления государственными финансами	5

	1.1 Возникновение и становление финансовой системы в России	5

	1.2 Создание и развитие органов финансового управления в России в первой половине XIX века	9

	Глава 2.Характеристика реформенных преобразований В.А. Татаринова  в сфере государственных финансов	15

	2.1 Основные вехи реформы государственных финансов В.А. Татаринова	15

	2.2 Значение реформы государственных финансов В.А. Татаринова для современных подходов в управлении государственными финансами	20

	Заключение	25

	Список литературы	27

























Введение



К приоритетным задачам любого современного государства независимо от формы правления и его территориального устройства относится осуществление контроля над состоянием государственных финансов.

Для реализации поставленных задач и достижения заданных целей необходимо повышение эффективности управления бюджетными средствами в соответствии с приоритетами государственной политики. Бюджетная система государства – одна из основ его экономики, поэтому эффективное ее функционирование и рачительное отношение к ней всегда были предметом пристального внимания со стороны высшей государственной власти. Бюджетная система в идеале должна быть ориентирована не просто на освоение государственных средств, а на достижение конкретного и точного результата. Российская экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой дисциплины. 

Эффективное, действенное управление финансами – необходимое условие существования сильного государства. Именно поэтому создание эффективной и действенной системы государственного финансового управления – одна из главных задач, стоящих перед государством во все времена. К числу ярчайших представителей финансового управления, государственников можно отнести Валериана Алексеевича Татаринова, одного из первых государственных деятелей. С именем этого человека связаны настолько глубокие и продуманные преобразования, что многие из них, пройдя испытание временем, поныне успешно применяются в деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, например, такие как предварительный контроль, единый государственный бюджет, независимость и гласность деятельности финансовых контролеров.

На сегодняшний день существует множество теоретических и практических исследований истории российского государства, в том числе ее финансовой системы управления, позволяет сделать вывод о решающей роли личности. К ним относятся труды авторов С.И. Иловайский, В.А. Лебедев, И.Х. Озеров, И.И. Янжул. Вопросы происхождения и становления специализированного финансового контроля в Российской империи в первой половине XIX века в своих работах изучали А.П. Иванов, П.П. Гензель, И.И. Блёх, Н. Алышевский. 

Проблема исследования заключается в том, что в современных условиях развития процессов глобализации и регионализации, волатильность сырьевых рынков, введение ЕС против России экономических санкций и др. важнейшим направлением государственной политики РФ является разработка мер по эффективному управлению социально- экономической системой страны, особенно сферой финансов. В этой связи целесообразно обратиться к богатому опыту прошлого, анализируя теоретическое наследие и практические меры, осуществленные в сфере управления финансами.

Объект исследования – реформа государственных финансов В.А. Татаринова (1862г.).

Предмет исследования – значение реформы  В.А. Татаринова для современных подходов в управлении государственными финансами.

Цель исследования – изучение сути и значения реформы В.А. Татаринова.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1.изучить возникновение и становление финансовой системы в России	

2.рассмотреть этапы развития органов финансового управления в России в первой половине XIX века;	

3.составить характеристику реформенных преобразований В.А. Татаринова  в сфере государственных финансов;		

4.опреелить значение реформы государственных финансов В.А. Татаринова для современных подходов в управлении государственными финансами.

Источниками информации послужили учебные пособия, монографии, материалы периодических изданий, диссертационных исследований.



Глава 1. Теоретические основы развития российского института управления государственными финансами



1.1 Возникновение и становление финансовой системы в России



Формирование системы органов финансового управления происходило в XV - XVII вв. После объединения Руси вокруг Москвы структура государственного управления претерпела определенные изменения. Правительство Ивана III, Василия III, присоединяя какую-либо область, переводило в Москву центральные учреждения этих областей. Эти изменения носили скорее количественный, а не качественный характер.

Реформа Ивана IV была продиктована потребностями финансового управления. Главное назначение четвертей состояло во взимании налогов. Вся их организация имела финансовый характер, поэтому можно говорить о них как об органах финансового управления. На высшем уровне финансовые вопросы решались Земским собором, Боярской думой коллегиальными органами, имевшими совещательный характер. В XVII в. сформировалась система приказов. Все приказы так или иначе занимались финансовыми вопросами. 

Относительно специализированным учреждением можно назвать Приказ большой казны. Источником поступления денежных средств являлись черносотенные крестьяне северо-востока страны. Войско - этот основной потребитель средств содержалось на юге. Поэтому стояла задача концентрации денежных ресурсов в одном учреждении, «слить деньги в одну кассу». Такой кассой стал Приказ большой казны. Он также собирал подати с купцов, торговавших тканями или, как тогда говорили, с гостей суконной сотни, и крестьян. М.Ф. Уже в XVII в. существовал единый общегосударственный бюджет. Из центра в область направлялись сведения о сумме, которую надлежало перечислить в государственный бюджет. 

Финансовая система России в XV - XVII вв., как правильно утверждают некоторые ученые, была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 гг.), создавшего в 1655 г. Счетный приказ и территориальные подразделения. Впоследствии проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определять бюджет государства. 

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года. Результатом этого переустройства явилось создание Петром I в 1717-1718 годах вместо всей массы приказов 12 коллегий для дел государственных и главной канцелярии, заменившей собой все придворные приказы. Обязанности каждой коллегии были точно определены. Три из двенадцати имели финансовый характер. 

Создание финансовых коллегий явилось первым принципиальным признанием самостоятельности финансовой администрации, и несмотря на то, что коллегии частично сохранили порядки приказов, например, сосредоточение в одних руках заведования делом и сбор доходов от этого дела (Берг- коллегия, Мануфактур- коллегия, Коммерц-коллегия), вместе с тем создание коллегий явилось значительным шагом вперед. 

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, дабы доходы куда надлежит доставлены были, дабы доходы в целости сохранены были».

Появились такие органы, как экспедиции. Они были вправе контролировать доходы, расходы, проводить ревизию счетов, заниматься взысканием недоимок, недоборов и начетов. 

В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. 

Таким образом, жизнь и объективное развитие экономики и государственного строительства подвели к необходимости создания таких органов, как Государственное казначейство и Министерство финансов. У истоков образования этих органов стояли неординарные люди, во многом определившие их становление и развитие. 

По восшествии на престол Императора Павла I (1796-1801 гг.) учреждается должность Государственного Казначея, которая обособляется от должности Генерал-Прокурора, и управление финансовой частью становится самостоятельным. Первым Государственным Казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев, а затем он становится членом состоявшего при Императоре Совета. В Именном Указе, данном Васильеву А.И. 4 декабря 1796 года, перечисляются учреждения, вверяемые его управлению, и дается поручение заняться выяснением бюджета государства. 

8 сентября 1802г. Александром I был подписан знаменитый Манифест об учреждении министерств. Управление финансами было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России. Начальный период становления Министерства на него помимо сбора налогов были возложены и другие функции, обусловленные структурой Министерства, состоявшего из 4 департаментов, канцелярии и государственных кредитных учреждений. 

В первой четверти XIX в. сложились общие правила разработки бюджета. Каждое министерство не позднее 15 ноября текущего года представляло министру финансов сметы на следующий год. В Министерстве финансов их сводили в единую роспись доходов и расходов и вносили на рассмотрение в Государственный совет, а затем на утверждение императора.

Составление и реализация бюджета происходили в обстановке строгой секретности. Одной из главных задач Министерства финансов на протяжении всего XIX в. было укрепление российского рубля. Для придания стабильности национальной денежной системе с интервалом в 50 лет были проведены две денежные реформы, схожие по своим общим принципам. Их главной целью был переход от бумажно-денежного обращения к привязке рубля к драгоценным металлам: в первом случае - к серебру, а во втором - к золоту. Одновременно принимались меры по упорядочению кредита, бюджетной, налоговой системы. Реформы повысили статус Министерства финансов. 

Что заложило основы того, что во второй половине XIX в. и начале XX в. в структуре Министерства финансов и соответственно в выполняемых им функциях происходили качественные изменения, существенно усилившие его роль в экономической и политической жизни страны.







1.2 Создание и развитие органов финансового управления в России в первой половине XIX века



Период первой трети XIX века является важнейшим этапом в развитии государственного финансового управления и финансового контроля. Реформа системы управления финансами и экономикой в этот период времени имела одну основную причину. Это постоянно увеличивающийся дефицит государственного бюджета. Так, например, в 1809 г. доходная часть государственного бюджета определялась в 195 млн. руб. ассигнациями, или менее 80 млн. руб. серебром, расход же - 278 млн. руб. ассигнациями, или около 114 млн. руб. серебром. Дефицит покрывался все возрастающим выпуском ассигнаций, в результате чего курс их непрерывно падал и к концу 1810 г. был ниже 20 копеек.

Первые изменения в системе государственного финансового управления в XIX веке начинаются с появления 8 сентября 1802г. «Манифеста об учреждении министерств», согласно которому происходит разделение Управления государственных дел на 8 отделений: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В этой системе министерство финансов - одно из ключевых, которое имеет два главных предмета ведения: управление казенными и Государственными частями, которые доставляют Правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное ассигнование всех доходов по разным частям Государственных расходов. 

Помимо функций осуществления доходно-расходного процесса казенных средств в сферу деятельности этого министерства входила «обязанность при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов». 

Можно сделать вывод о том, что в России в этот период закладываются основы для бюджетного процесса отвечающего требованиям времени. Это выражалось в том, что имелись четкие временные рамки исполнения бюджета, а также специальные органы, которые осуществляли планирование государственных доходов и расходов на текущий год.

Министерство финансов имеет более чем двухсотлетнюю историю. Известно, что одним из этапов реформирования государственного управления России является издание императором Александром I манифеста об учреждении министерства финансов, датированного 8 сентября 1802 года. Функции финансового ведомства были определены как «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов». Возглавил Министерство финансов граф Алексей Иванович Васильев, который руководил им с 8 сентября 1802 года по 15 августа 1807 года.

Заботясь об усилении контроля правильности поступления государственных доходов от этих отраслей, он установил формы отчетности и порядок действий горной, соляной и винной экспедиций. Как отмечают некоторые исследователи, А.И. Васильев имел отношение и к уложенной комиссии, разрабатывавшей проект нового уложения. Для нее им был составлен реестр законов, регулирующих финансовое управление. В этом реестре содержались все издан Первый министр финансов А.И. Васильев явился не только одним из создателей казначейской системы, как важнейшего финансового института России. Его имя неразрывно связано со складыванием государственного хозяйства, формированием налоговой системы и денежно-кредитной политики российского государства до 1775 года соответствующие законодательные акты.

Из других его мер, осуществленных в области финансового управления, следует выделить: преобразование Экспедиции о государственных доходах с целью дальнейшего объединения ее отделов; подготовку и издание правил о ревизии государственных счетов и составление обнародованных в августе 1809 года правил о внутренних займах. Как известно, в конце 1809 года Михаил Михайлович Сперанский занялся составлением плана финансовых реформ. Одним из противников преобразований в финансовой системе государства был Ф.А. Голубцов, считавший их реализацию основой дальнейшего падения ассигнационного рубля, несмотря на то, что наращивание денежной массы приводило к очередному витку инфляции. 

За небольшой период руководства министерством (с 26 августа 1807 года по 1 января 1810 года) кардинальных мер по улучшения экономического и финансового положения в государстве Ф.А. Голубцовым принято не было, тем не менее была продемонстрирована ответственность за российский рубль. 

Свой вклад в дальнейшее становление и инновационное развитие министерства в период с 1 января 1810 года по 22 апреля 1823 года внес Дмитрий Александрович Гурьев, третий по счету Министр финансов. Вся тяжесть заведывания пошатнувшимся хозяйством государства в эпоху Отечественной войны 1812 года и в наступившем затем периоде борьбы с причиненными ею невзгодами выпала на долю Д.А. Гурьева.

Он всемерно стремился к увеличению средств государственного казначейства. Д.А. Гурьев изыскивал различные средства для преодоления бюджетного дефицита, который не уменьшался. В период 1810-1820 гг. были осуществлены проекты Д.А. Гурьева преобразования Комиссии погашения долгов; учреждении Экспедиция изготовления государственных бумаг; разработки и утверждению нового таможенного тарифа; образования в составе Министерства финансов вместо Экспедиции государственных доходов, Департамента Государственного казначейства. По его инициативе был учрежден Государственный коммерческий банк. А вот попытка перепрофилировать работу Государственного заемного банка с операций по кредитованию дворянского землевладения на кредитование промышленников провалилась. Эта мера вызвала протест дворянства, имевшего большинство в Государственном совете.

Еще одним, большим недостатком работы Министерства финансов было отсутствие должного учета. Гурьев не мог представить отчет Государственному совету о сокращении в 1822 году расходов Военного министерства, что, в общем-то, ускорило его отставку. Начало XIX века для России ознаменовалось не только сложными внешнеполитическими обстоятельствами и событиями, но и внутренним довольно тяжелым финансовым положением. Достаточно, отметить характерные для того периода ежегодное увеличение объема денежной массы в бумажных ассигнациях, скачки инфляции, постоянное увеличение государственных расходов, в итоге приводивших к хроническому дефициту бюджета. Россия стояла на пороге реальной угрозы полного расстройства своей денежной системы. Как отмечают исследователи, назначение Министром финансов Е.Ф. Канкрина в сложившейся ситуации того времени стало спасительным.

Признано, что за двадцать лет (в период с 22 апреля 1823 года по 1 мая 1844 года) на посту министра Егор Францевич Канкрин сумел добиться того, чтобы государственное хозяйство получило прочную организацию, а в финансовой политике установить единое направление, ориентированное на бездефицитный бюджет. В его представлении главная задача министерского управления заключалась в экономическом подъеме страны в результате повышения благосостояния ее населения. Он рассматривал государственные финансы, как масштабное частное хозяйство, полагая, что, то и другое должны подчиняться одинаковым правилам.

Его усилия были вознаграждены – бесконечное разворовывание казны, в конце концов, было ликвидировано. При нем бюджет военного министерства сократился более чем на 20 миллионов рублей, бюджет министерства финансов – на 24 миллиона рублей и прочее.

Следует также отметить, что в начале тридцатых годов под руководством и при участии самого министра, графа Е.Ф. Канкрина, были осуществлены меры по улучшению системы государственной отчетности, изданы уставы о векселях и о торговой несостоятельности. Преемником Е.Ф. Канкрина на посту Министра финансов стал его товарищ (заместитель) Фёдор Павлович Вронченко, пятый по счету руководитель министерства.

К инновационным преобразованиям финансовой системы российского государства относятся также предпринятые меры в изменении ее налоговой политики. Откупная система была заменена на так называемое акцизно-откупное комиссионерство, просуществовавшее до введения акцизной системы взимания питейного дохода. Общеизвестно, что в 1848-1849 годах ухудшение состояния западноевропейских рынков и понижение вексельных курсов явилось угрозой устойчивости отечественного денежного обращения. Для его поддержки Министерством финансов были осуществлены решительные меры, что следует отнести к немаловажной заслуге Ф.П. Вронченко.

Одним из наиболее существенных недостатков в организации бюджетного управления этого времени было отсутствие единства кассы. Каждое министерство само получало свои доходы, само производило свои расходы, имея свой бюджет, независимо от какой-либо центральной кассы. Такая система не обеспечивала необходимую прозрачность финансовых потоков, что исключало сколько-нибудь действенных контроль в бюджетной сфере и расстраивало всю бюджетную систему России.

Подводя итоги главы, необходимо сделать следующие выводы.

Специализированные органы финансового контроля в составе государственной системы управления России, вопреки сложившимся в науке представлениям, были созданы только в первой половине XIX века. В компетенцию этих органов входило наблюдение за правильностью движения казенных и общественных капиталов.

В ходе проводимой в начале XIX века кодификации российского законодательства были созданы первые систематизированные счетно-ревизионные акты - Счетные уставы. Однако кодификация норм, регулирующих финансово-контрольную деятельность, не была доведена до логического завершения, поскольку наряду со Счетными уставами продолжали действовать и иные нормативные правовые акты по этим вопросам.

Законодательство России первой половины XIX века по вопросам финансового контроля фактически содержало особенную и общую части. В качестве общей части выступал Общий Счетный устав, а отдельные уставы министерств и государственных управлений представляли собой в совокупности его особенную часть.

Единая система финансового контроля в России в первой половине XIX века так не была создана. Наряду с Государственным контролем действовавшим на правах министерства, существовали независимые от Государственного контроля местные специализированные ревизионные органы, относившиеся к Министерству финансов.

Механизм финансового контроля, созданный в России в первой половине XIX века, был крайне неэффективным. Большинство злоупотреблений, допускаемых должностными лицами, не вскрывались. Относительно действенной в тот период была лишь деятельность по проверке ежемесячных отчетов центральных учреждений, поскольку на этом этапе имелась реальная возможность для сличения представленных на ревизию отчетов с первичными документами. Государственный контроль не в состоянии был обработать весь массив документов, накопленных за год.

Глава 2.Характеристика реформенных преобразований В.А. Татаринова  в сфере государственных финансов



2.1 Основные вехи реформы государственных финансов В.А. Татаринова



К середине 50-х годов XIX века бюджет России постоянно находился в состоянии хронического дефицита. Государственная роспись далеко не охватывала всех видов доходов и расходов. Отдельные ведомства безотчетно распоряжались целыми отраслями государственных доходов. Те же доходы и расходы, которые включались в государственную роспись, не были подкреплены обоснованными данными министерств, поэтому проверка правильности требуемых ведомствами сумм была практически невозможна, так как суммы, ассигнованные какому-либо ведомству, исчезали навсегда из поля зрения государственного казначейства. Все бюджетное дело было сосредоточено в руках узкого круга высших чиновников во главе с министром финансов. 

Государственные денежные средства были раздроблены по многочисленным кассам отдельных ведомств, в которых они годами лежали без использования, тогда как Министерство финансов прибегало для покрытия потребности в деньгах к внешним и внутренним займам. Распыленность государственных средств по множеству ведомственных касс привела к тому, что к 1 января 1855 году в кассах Министерства финансов имелось в наличии 75 млн. рублей, в то время как в кассах ведомств – более 200 млн. рублей. Отсутствие единства кассы умножало случаи растрат и хищений государственных средств. Все это мешало развивать экономику России. Необходимо было навести порядок в области бюджета, установить контроль поступления и расходования государственных средств.

В сложившейся обстановке правительство Александра II сделало некоторые шаги в преобразовании финансово-контрольной системы. С этой целью в 1855 году для изучения постановки контрольного дела в Западной Европе и возможности использования опыта европейских контрольных систем в России за границу был направлен сотрудник Государственного Контроля В. А. Татаринов.

В. А. Татаринов обратил внимание на ненормальное положение отчетности в государстве. Он пришел к убеждению, что России нужен реальный финансовый контроль, обладающий правом и обязанностью указывать хозяйственным учреждениям все их ошибки и ложные приемы, раскрывать и преследовать все злоупотребления и недосмотры в хозяйственных распоряжениях, не соответствующих или вредящих интересам государства. В богатом инициативой уме В. А. Татаринова зародились реформаторские планы. 

Вместе с тем В. А. Татаринов уяснил себе и тесную зависимость контрольной реформы от реформы финансовой и окончательно убедился, реформа в контрольной системе не может иметь успеха, или даже, вернее, немыслима без соответствующих реформ в финансовом управлении, в системе смет, счетоводстве и отчетности. Вполне закономерно, что в череде намечавшихся реформ одной из первых была реформа финансов. Реформаторские замыслы инициативного чиновника нашли высокую поддержку, вплоть до императорской. Изучив опыт Пруссии, Австрии, Бельгии и Франции, Татаринов подробно изложил в записках и докладах сущность и отличительные черты практиковавшихся в этих странах контрольных систем. 

Последовавшие на этих докладах Собственноручные резолюции Государя Императора, предрешая судьбу реформы, не могли не подействовать самым ободряющим образом на В. А. Татаринова, дав ему новые силы для предстоящих работ и ту несокрушимую энергию, с которой он принялся вслед затем за осуществление Монарших предначертаний. 

С этих пор проникнутый одним горячим стремлением стать достойным сотрудником императора- преобразователя, Валериан Алексеевич уже до конца жизни не щадил своих сил, беззаветно отдавшись делу реформы. На основе зарубежного опыта он подготовил проект реформирования государственного контроля в России. Царю был подан доклад «О применении к России основных начал государственной отчетности, принятых иностранными государствами». Проект Татаринова требовал введения новых начал как в финансовой, так и в ревизионной системах. В финансовой системе он считал необходимым: - введение единообразного составления финансовых смет по государственным расходам для всех органов управления, а также обеспечивать их точное исполнение в соответствии с ежегодным бюджетным законом; - введение единства кассы, то есть сосредоточения всех денежных бюджетных средств исключительно в кассах Министерства финансов. 

В ревизионной системе В.А. Татаринов предлагал: - учреждение самостоятельного независимого от исполнительной власти ревизионного учреждения с правом производить по подлинным документам всестороннее наблюдение за движением капиталов, принадлежащих казне, и обсуждать действия и хозяйственные операции не только исполнительных, но и распорядительных управлений; введение предварительного контроля, то есть проверки правильности расходных предписаний распорядителей кредитов, предшествующие самому расходу. 

По убеждению В.А. Татаринова, как бы хорошо ни был поставлен последующий контроль, без предварительного нельзя обеспечить его эффективность. Он считал, что предварительный контроль является «одним из самых живых и, конечно, самых практических орудий» правильно поставленной ревизии. Выработанные Татариновым меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользовалось каждое министерство, располагая не подотчетными средствами. 

Для рассмотрения и обсуждения предложений В. А. Татаринова были учреждены две Комиссии: одна «высшая» под председательством графа Гурьева, другая «специальная» под председательством В. А. Татаринова из представителей разных ведомств. На первую Комиссию возлагалась экспертиза целесообразности предложений В. А. Татаринова, на вторую – разработка методов внедрения его предложений в жизнь. Проект финансовой реформы встретил резкое противодействие со стороны министров, так как реформа ограничивала возможность для них безконтрольно распоряжаться государственными средствами. Министры, всеми силами стараясь отстоять существование своих собственных ведомственных капиталов, возражали против установления единства кассы.

Результатом деятельности Комиссий было последовательное введение предложенных принципов в финансовую и ревизионную системы России. Во главе контроля был поставлен Государственный Контролёр, эта должность приравнивалась к должности министра. 18 февраля 1859 года Александр II утвердил разработанные Татариновым и представленные Высшей контрольной комиссией «коренные начала» преобразования государственной отчетности, содержащих 11 положений, систематизированных в три группы: а) по системе смет; б) по организации касс; в) по системе отчетности. 

В результате осуществления в Российской Империи бюджетной реформы 1862 года новый подход к организации бюджетного хозяйства получил формальное закрепление в «Правилах о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений», Высочайше утвержденных 22 мая 1862 года (сметные правила), которые с тех пор стали главной основой государственного счетоводства. В основных своих чертах они совпадали с предыдущими предложениями Татаринова. Устанавливались единообразные форма, порядок и сроки составления финансовых документов. Запрещались расходы, не указанные в смете и не разрешенные в экстраординарном порядке. Сверхсметные ассигнования испрашивались через Государственные Совет.

В Государственную роспись стали включаться все расходы и источники их покрытия. С 1862 года Роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Бюджет 1863 года впервые представил относительно полную картину доходов и расходов государства.

Местные органы Государственного Контроля – контрольные палаты – были созданы с 1864 года. К губернским учреждениям они не причислялись и в своих действиях отчитывались лишь перед Государственным Контролёром.

К концу 1866 года во всех губерниях действовали контрольные палаты, которые ревизовали использование государственных средств. Необходимо отметить, что проводимый финансовый контроль не стал всеобъемлющим, поскольку решением Высшей комиссии был составлен перечень ведомств, капиталы которых могут быть изъяты из общего порядка проведения ревизии.

Несмотря на очевидную потребность реформирования финансово-контрольной системы, реформа проводилась достаточно медленно и тяжело, с сомнениями в ее пользе.











2.2 Значение реформы государственных финансов В.А. Татаринова для современных подходов в управлении государственными финансами



В период 50 - 60х гг. XIX в. в Российской Империи возникли как объективные причины, так и субъективные предпосылки проведения бюджетной реформы. В это время в государстве присутствовала политическая воля Государя Императора к проведению данной реформы и личность молодого, но талантливого государственного деятеля - В.А. Татаринова.

Разработанный В.А. Татариновым план преобразования финансовой системы сводился к двум важнейшим положениям:

1. систематическое, подробное и однообразное для всех управлений составление финансовых смет и такое же исполнение их с безусловным и немедленным обращением всех сметных остатков в распоряжение государственного казначейства;

2. введение единства кассы, т.е. сосредоточение всех денежных средств исключительно в кассах министерства финансов с правом одного только этого министерства заведовать сбором всех государственных доходов и обязанностью производства платежей. 

В процессе исторического развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

- единство бюджета;

- полнота бюджета;

- реальность (правдивость) бюджета;

- гласность бюджета.

В.А. Татаринов развил и дополнил эти принципы. Содержание бюджетной реформы полностью раскрывается через их анализ.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства.

В результате осуществления в Российской Империи бюджетной реформы 1862 года такой подход к организации бюджетного хозяйства получил формальное закрепление в Правилах «О составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений», Высочайше утверждённых 22 мая 1862 года. Согласно указанному документу, все государственные доходы и расходы, за исключением специально определенных, подлежали включению в Государственную роспись. Государственная роспись составлялась из частных финансовых смет Министерств и Главных управлений. 

Единство бюджета предполагает также распределение (разграничение) доходов и расходов бюджета. Для этого применяется единая бюджетная классификация, то есть группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В пределах самого бюджета расходы подразделялись на постоянные, временные, и экстраординарные.

22 мая 1862г. Сметные правила были дополнены новыми постановлениями. Номера статей, обозначения пунктов и номенклатура всех сметных подразделений должны были оставаться в сметах неизменными, согласно установленной классификации, до тех пор, пока Министерство финансов и Государственный контроль признают необходимым войти в Государственный совет с представлением об общем исправлении нумерации. В случае исключения из смет какого-либо дохода, его место должно было оставаться незамещённым до внесения в смету такого же точно дохода. Вновь появившиеся доходы, для которых не имелось в сметах соответственных статей или пунктов, должны были показываться ведомствами в конце их доходных смет без номеров, параграфов и статей.

Отрицательным моментом являлось то, что, изначально запланированное единство государственного бюджета Российской Империи было подвержено различным значительным изъятиям в части единства бюджетного документа и единства бюджетной классификации.

Однако имели место и положительные тенденции. В целях единства государственного бюджета был совершен переход от устаревшего принципа специализации доходов, когда каждая расходная ста.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44