VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и содержание экономического риска.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001735
Тема: Сущность и содержание экономического риска.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     Развитие современных условий хозяйствования в России актуализируют исследования экономических рисков фирм. Оценки экономического риска, прикладные вопросы учета, недостаточность изучения теории и методологии исследования экономических рисков лежат в сфере научного интереса как российских, так и зарубежных ученых. Фактор мирового экономического кризиса способствовал нестабильности экономической системы, неопределенности внешней экономической среды - эти воздействия непосредственным образом отразились на хозяйственной деятельности российских фирм реального сектора экономики.
     Направление конъюнктуры для перехода на инновационный путь развития экономики, на активное внедрение инноваций и инновационной деятельности фирм стали требовать адаптации фирм к реальным экономическим условиям и рискам.
     Такой фактор - как вступление в ВТО и последующее вслед за ним расширение международных контактов российских фирм, также объективно требуют совершенствования методологии определения и оценки экономического риска в деятельности хозяйствующих субъектов, определения новых направлений и мер их снижения. В современных экономических условиях разноплановые риски постоянно оказывают существенное влияние рисков на результаты деятельности. Идентификация всей совокупности экономических рисков возможна при полном представлении критериев об их классификации. Но эффективное управление рисками, получение положительного эффекта от отрицательных предрасположенностей - это существенный фактор повышения конкурентоспособности бизнеса в условиях исчерпания традиционных ресурсов удержания позиций. Актуальность исследований в сфере управления рисками определяется увеличением неопределенности в экономических и финансовых отношениях. 
     В самом исследовании даются современные определения экономическим рискам, их сущностям, видам и способам минимизации.
     В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
     · раскрыть сущность экономического риска;
     · привести классификацию основных типов рисков;
     · изучить методы управления рисками и основные пути снижения рисков;
     Методологическую основу исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров и конференций, связанные с проблемами риска.
     Авторские исследования в экономической литературе, посвященной проблеме риска, показали, что нет единого мнения относительно определения экономического риска - на сегодня нет однозначного понимания его сущности. В частности, это объясняется таким фактором, как многоаспектность данного явления. Кроме того, риск - это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обусловливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения.



ГЛАВА 1. Сущность и содержание экономического риска
1.1 Понятие экономического риска и его классификация
     В экономических исследованиях распространение получило представление о риске как о возможности опасности или неудачи, при этом - понятие риска неразрывно связано с денежными потерями. Чаще всего встречаются следующие определения риска:
     - Экономический риск - это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом «Финансовый менеджмент». Под редакцией Е.С. Стояновой, 1993..
     - Экономический риск - вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности «Риски в современном бизнесе». П.Г. Грабовый. 1994..
     Исходя из постулата, что риск - это не только негативные последствия, но и возможный выигрыш, тогда в экономическом контексте, в случае его осознанного использования, риск может стать конкурентным преимуществом. Тогда наиболее ёмким определением экономического риска является следующее определение:
     Экономический риск - это возможность отклонения характеристик экономического состояния объекта (предприятия или хозяйственной единицы) от ожидаемых (альтернативных) значений «Риск - менеджмент», М.А. Рогов. 2001 г..
     Профессор И.Т. Балабанов в наиболее общем виде определяет риск как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. В то же время он подчеркивает, что с экономической точки зрения риск представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три
основных экономических результата: отрицательный (убыток), нулевой (отсутствие предполагаемой прибыли) или положительный (прибыль) «Экономика и социум» №4(13). 2014 г..
     В целом анализ показывает, что определение риска обязательно должно учитывать следующие моменты:
     · риск является следствием объективно присутствующей неопределенности;
     · риск связывается с ситуацией принятия решения, поставленной при этом целью и возможностью не достижения этой цели в следствии случайного воздействия ряда факторов.
     Основные характеристики рисков:
     Экономическая природа. Риск характеризуется как экономическая категория, занимая определённое место в системе экономических понятий, связанных с осуществлением хозяйственного процесса предприятия. Он проявляется в сфере экономической деятельности предприятия, прямо связан с формированием его прибыли и часто характеризуется возможными экономическими последствиями в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
     Объективность проявления. Риск является объективным явлением в деятельности предприятия, т.е. сопровождает всё и все направления его деятельности. Несмотря на то что ряд параметров риска зависит от субъективных управленческих решений, объективная природа его проявления остаётся неизменной.
     Вероятность возникновения. Она проявляется в том, что рисковое событие может произойти, а может и не произойти в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Степень этой вероятности определяется действием и объективных, и субъективных факторов, однако вероятностная природа финансового риска является постоянной его характеристикой.
     Неопределённость последствий. Последствия осуществления финансово-хозяйственной операции зависят от вида риска и могут колебаться в довольно значительном диапазоне. Иными словами, риск может сопровождаться как финансовыми потерями для предприятия, так и формированием дополнительных его доходов. Эта характеристика риска означает недетерминируемость (отсутствие закономерности в появлении) его финансовых результатов, в первую очередь уровня доходности осуществляемых операций.
     Ожидаемаянеблагоприятность последствий. Хотя последствия проявления риска могут характеризоваться как негативными, так и позитивными показателями результативности финансово-хозяйственной деятельности, риск в хозяйственной практике характеризуется и измеряется уровнем возможных неблагоприятных последствий. Это связано с тем, что ряд последствий риска определяет потерю не только дохода, но и капитала предприятия, что приводит его к банкротству (т. е. к необратимым негативным последствиям для его деятельности).
     Вариабельность уровня. Уровень риска, характерный для той или иной операции или для определённого направления деятельности предприятия, не является неизменным. Он изменяется во времени (зависит от продолжительности осуществления операции, так как фактор времени оказывает самостоятельное воздействие на уровень риска, проявляемое через уровень ликвидности вкладываемых финансовых средств, неопределённость движения ставки ссудного процента на финансовом рынке и т.п.) и под воздействием других объективных и субъективных факторов, которые находятся в постоянной динамике.
     Субъективность оценки. Несмотря на то что риск как экономическое явление имеет объективную природу, его оценочный показатель — уровень риска — носит субъективный характер. Эта субъективность (неравнозначность оценки данного объективного явления) определяется различным уровнем полноты и достоверности информационной базы, квалификации финансовых менеджеров, их опыта в сфере риск-менеджмента и другими факторами.
     При разработке классификации рисков используются принципы:
классификация должна соответствовать определенным целям;
должна осуществляться с позиции системного подхода;
 рисковые ситуации одной группы должны иметь детализацию одного порядка и соответствовать целям классификации;
одна и та же рисковая ситуация может содержать разные риски.
     Одна из первых классификаций экономических рисков была предложена Дж. Кейнсоном. Он разделил их на предпринимательские риски (связанные с потерей доходов), риски невозвращения кредитов и риски инфляции. Однако такая классификация является неполной, (она не содержит, например, риски присущие неприбыльным организациям). Единственная ценность этой классификации в том, что она была одной из первых в экономической литературе.
     В классификации рисков выделяются:
     По возможности предвидения – предсказуемые и непредсказуемые.
     Умышленность создания ситуации риска (преступления и т.п.).
     По причинам возникновения.
     По месту обнаружения.
     По времени обнаружения.
     По центрам ответственности.
     По виновникам возникновения.
     По возможности страхования.
     По длительности действия.
     По методам обнаружения.
     По способам минимизации последствий.
     По этапам  производственного цикла.
     По этапам технологического процесса. 
     По производственным условиям.
     По этапам жизненного цикла продукции, реализуемой предприятием.
     По месту нахождения продукции.
     По этапам жизненного цикла производимой предприятием.
     По видам продукции (по номенклатуре, ассортименту).
     По типу организации производства.
     По уровню цен на производимую.
     По длительности и условиям хранения продукции на предприятии.
     По длительности и условиям хранения запасов сырья на предприятии.
     По  потребителю продукции.
     По каналам сбыта и т.д.
1.2 Причины возникновения и их последствия. 
Риск естественным образом сопряжен с предпринимательской деятельностью, со всеми его функциями (планированием, организацией, оперативным управлением, использованием персонала, экономическим и финансовым контролем). Каждый этап связан, в той или иной мере, с риском и требует адаптации системы хозяйствования. Связь предпринимательской деятельности с риском законодательно закреплена в ст. 2 ГК РФ, которая гласит - что предпринимательской деятельностью является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. №51-ФЗ.
Для того чтобы расти расширяться, компании постоянно вынуждены меняться. Причины изменений могут быть различны. Чтобы достичь успеха и победить в конкурентной борьбе, приходится предлагать новые услуги, внедрять новое производство и при этом иметь дело с риском. С одной стороны есть шанс получить прибыль, с другой - есть шанс оказаться в убытке. С переходом России к рыночной экономике проблемы экономических рисков стали приковывать к себе более пристальное внимание. В основном как части экономических основ предпринимательской деятельности. В самом общем смысле предпринимательский риск обусловлен возможностью отклонения полученного результата от запланированного, в связи с изменением множества факторов, воздействующих на предприятие изнутри и извне. Чем вернее расчеты о деятельности, тем выше степень совпадения оценок и прогнозов с действительными данными. Позитивное отклонение означает шанс получить дополнительную, по сравнению с первоначальными расчетами, прибыль. Негативное отклонение означает шанс понести убытки. Каждому шансу получить прибыль, противостоит возможность убытков, в чем и находит свое проявление понятие риска.


     ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ.
     2.1 Риск «невостребованной продукции» и факторы возникновения.
     Риск невостребованности продукции возникает вследствие отказа потребителя от приобретения произведенной продукции. Риск характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного производителем по этой причине. Причин возникновения риска невостребованности произведенной продукции может быть много, но, как правило, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти причины по условиям возникновения можно разделить на внутренние и внешние.
     Внутренние причины возникновения риска зависят от деятельности самого предприятия, его подразделений и отдельных работников. К ним можно отнести:
     * квалификацию персонала (работников);
     * организацию производственного процесса;
     * организацию снабжения предприятия материальными ресурсами;
     * организацию сбыта готовой продукции;
     * организацию рекламы производимой продукции;
     * управление предприятием;
     * маркетинговые исследования рынка и др.
     Уровень риска невостребованности продукции зависит от уровня квалификации персонала предприятия, так как именно ошибки работников могут повлечь за собой возникновение данного риска. Например, неправильно составленный специалистами прогноз спроса на производимую предприятием продукцию приведет к диспропорции между объемом произведенной и объемом реализованной продукции, то есть часть продукции не будет реализована. В результате подобной ошибки предприятие понесет убытки. Кроме этого, неверный выбор работниками маркетинговой службы каналов сбыта произведенной продукции, направления ее сбыта, времени и места реализации может привести к несоответствию фактического объема реализации прогнозному объему спроса, что также снизит прибыль предприятия.
     Несоответствие уровня квалификации рабочих, других категорий работников применяемой технологии производства продукции, низкая технологическая дисциплина, слабый контроль за качеством изготовления деталей, узлов, сборки может привести к низкому качеству продукции, падению спроса на нее, что приведет к снижению цены продукции, уменьшению выручки и прибыли, а также к падению репутации предприятия, снижению его конкурентоспособности.
     Организация производственного процесса также сказывается на уровне риска невостребованности продукции. Нарушения в технологическом цикле приводят к снижению качества производимой продукции, к явному или скрытому браку. Обнаружение скрытого брака потребителями наносит предприятию не только экономический, но и моральный вред. Возврат бракованной продукции потребителем приравнивается к невостребованной продукции, к тому же необходимо потребителю возместить причиненные убытки. Неритмичность работы подразделений предприятия, внеплановые остановкй оборудования отражаются на себестоимости и качестве продукции. Чтобы перекрыть время простоев, предприятие часто прибегает к штурмовщине и нарушению технологии, что отрицательно сказывается на конечных результатах.
     Использование физически устаревших основных производственных фондов приводит к частым поломкам и остановке оборудования. В результате увеличивается время ремонта, повышаются затраты на производство продукции и снижается ее качество.
     Причины несоблюдения технологического процесса на предприятии можно объединить в две группы:
     * зависящие от персонала предприятия: низкий уровень управления, ошибки в планировании, недостаточное знание технологии производства данной продукции, использование устаревшего оборудования, слабый контроль качества, применение недоброкачественных материалов, сырья, комплектующих изделий, низкая производственная дисциплина, слабая мотивация работников и др.;
     * независящие от предприятия: внезапное отключение электроэнергии, перебои в водоснабжении, аварийные остановки предприятия и т. п.
     На уровень риска в деятельности  опосредованно влияют качество сырья и материалов, своевременность их поступления на предприятие, а также их цена. Замена необходимых материалов на другие может увеличить риск в том случае, если заменяющие материалы или дороже, или не соответствуют техническому уровню изготовляемой продукции. А это приводит к увеличению иены производимой продукции и падению спроса на нее даже при улучшении качества продукции.
     Непосредственное влияние на уровень риска невостребованности продукции могут оказывать и другие внутренние факторы:
     * организация сети сбыта и системы подвижения продукции к потребителю;
     * выбор каналов сбыта — использование услуг оптовых и розничных посредников или самостоятельная реализация товаров конечному потребителю.
     Возможность возникновения риска невостребованности продукции при неэффективной организации сбыта вероятна для следующих ситуаций:
     * если производитель опирается на собственные каналы сбыта, руководство предприятия может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, в организации оплаты труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов;
     * если предприятие в целях сохранения большей экономической независимости отказывается от услуг торговых фирм и создает собственную сбытовую сеть, издержки содержания которой вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. Это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж;
     * если предприятие предоставляет предприятиям-посредникам исключительные права по сбыту продукции на локальном или региональном рынках. Недостаточная заинтересованность посредника или отсутствие необходимого опыта, низкий уровень материальных возможностей могут снизить объемы продажи продукции предприятия.
     Прежде чем предпринимать какие-либо шаги по организации рекламирования продукции, предприятию необходимо определить, с какой целью это делается, так как неправильно выбранный мотив или рекламный образ могут привести к совершенно противоположному результату по сравнению с ожидаемым.
     Реклама должна быть выполнена профессионально. Не следует в целях экономии и заказывать рекламу случайным агентствам.
     Риск невостребованности продукции может возникать в связи с тем, что:
     * реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя;
     * реклама недостаточна или избыточна по своему объему;
     * реклама неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей;
     * выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.
     Внешние причины риска невостребованности продукции, как правило, непосредственно не зависят от деятельности предприятия, хотя в некоторых случаях такая зависимость существует. Например, из-за плохой организации документооборота уведомление потребителю о готовности его заказа отправлено несвоевременно, в результате потребитель отказался приобретать заказанную продукцию.
     К невостребованности продукции приводит нестабильная экономическая ситуация, в частности рост инфляции (что приводит к снижению покупательной способности населения), а также инфляционные ожидания. Опасаясь роста инфляции, население закупает товары впрок, а затем наступает спад спроса и его стабилизация. Предприятиям необходимо учитывать это при планировании объемов производства.
     Следует учитывать и политическую нестабильность. Во избежание возможности риска надо тщательно изучать и анализировать обстановку в регионах и/или странах нахождения фактических и потенциальных потребителей своей продукции.
     Демографический фактор также влияет на риск невостребованности продукции, особенно продукции, которая рассчитана на определенные демографические группы. Важна и география распределения потребителей, поскольку различные географические регионы предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделия, а также к его качеству.


2.2 Основные методы управления экономическими рисками в зависимости от видов предпринимательства.
       Риски можно разделить на три группы (области):
     Первая область. Эта область с небольшими рисками. Сюда входят предприятия торговли, предприятия, оказывающие услуги.
     Во второй области находятся банковское дело, страховое дело, различные фонды. В этой области риски значительно выше.
     В третьей области находятся инвесторы и инноваторы. Здесь риски очень большие.
     Что касается первой группы, то здесь можно использовать абсолютное большинство методов управления рисками. Самые распространенные – это методы уклонения от риска. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, ничем не рискуя.
     Что касается второй группы, то здесь риски значительно выше. Поэтому правительство и Дума приняло специальные документы поддерживающие предпринимателей и снижающие риски. Здесь надо отметить, что банки как правило стараются придерживаться «безрисковых стратегий», выдают кредиты под конкретное обеспечение, т.е., под залог недвижимости или товара и т.п. Это метод уклонения от риска.
     Что касается третьей группы, то к сожалению, аналогичные меры не предприняты для инновационного предпринимательства. Предприниматель остался в “подвешенном ” состоянии. Возможно только, что через 10-15 лет этот вопрос будет решаться. За рубежом постоянно работают над этим. В США применяют специальные методы по созданию компаний, где работают менеджеры, которые за заработную плату создают идеи и придумывают что нибудь новое и перспективное. В таких компаниях менеджер не рискует. Здесь рискует компания. Сразу возникает вопрос: “ А является ли в данном случае менеджер предпринимателем или не является?”. Нет, на данный вопрос можно ответить, что такой менеджер не является предприниматель потому, что он не рискует. Максимальное наказание, которое ему может грозить – это увольнение с работы. Ни деньгами, ни своим имуществом такой менеджер не рискует.
     Для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии такие популярные механизмы уклонения от риска как страховые неприменимы. Так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения расчетов, и поэтому не страхуют эти виды рисков.
     Эти компании могут использовать методы локализации риска. Но эти методы можно использовать только в редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить  и идентифицировать источники риска. Выделяется наиболее экономически опасный этап или участок деятельности. Его можно сделать контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех который вызывает сомнения. Для реализации таких высокорисковых проектов создают дочерние, так называемые венчурные (рисковые) предприятия. Наиболее рискованная часть проекта локализуется в  пределах вновь созданной и сравнительно небольшой автономной фирмы; в то же время сохраняются условия для эффективного подключения научного и технического потенциалов “материнской компании”.
     Еще одно направление – это методы компенсации риска. По виду воздействия их относят к упреждающим методам управления. К сожалению эти методы трудоемки, требуют обширной аналитической подготовки, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в деятельности предприятия стратегического планирования.
     В случаях каких либо политических или политоэкономических действий со стороны государства инноватор может остаться без единого гроша, в отличии от торговцев на рынке. Дефолт1998 года больше всех погубил именно инноваторов. Из-за того, что в России нестабильная экономическая обстановка инноваторы не стремятся вкладывать деньги в Российскую экономику.
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44