- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность, цели и задачи государственной социальной политики.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001223 |
Тема: | Сущность, цели и задачи государственной социальной политики. |
Содержание
1. Теоретические аспекты социальной политики государства 1.1 Сущность, цели и задачи государственной социальной политики Социальная политика - это, по существу, еще один инструмент политического воздействия, с более благоприятными последствиями для тех членов общества, на которых она направлена. Она направлена на установление стабильности удовлетворения потребностей социальных институтов и групп, в то же время принося пользу не только им, но и той ветви власти, которая ее обеспечивает. Исходя из этого, каждое государство проводит свою социальную политику: учитывая настоящее благосостояние социума, экономическое положение страны, цели, которые следует достигнуть, и так далее. Социальная политика - это деятельность, которая нацелена на: жизнеобеспечение населения; обеспечение социальной безопасности: отсутствие напряженности и конфликтов в обществе; социальное развитие общества: его структуры, благосостояния и т. д. Целей социальной политики достигают при помощи: социальных программ; системы социального обеспечения и социальных услуг. Развитие социальной политики РФ тесно связано с критериями, обозначающими именно это государство: например, особенностями управления и политики в принципе. Также на социальную политику сильно влияют исторические особенности и национальные традиции, менталитет, сугубо социо-психологические факторы. Инструменты социальной политики выбираются на основе экономического развития государства, предпосылок к экономическому росту, состояния экономики на нынешний момент. Социальная политика в первую очередь помогает регулировать взаимодействие социальных групп, рассматривая общество в целом как систему и поэлементно как структуру. В идеальном представлении социальная политика должна учитывать интересы каждой из социальных групп, находить точки их соприкосновения, поддерживать стабильность развития цельного социума. Разные подходы к изучению социума, задействование в разработке концепции социальной политики экспертов различных сфер позволяют добиться результативности и работоспособности данного направления. Социальная политика - это составная часть внутренней политики любого государства. Ее цель - воздействие государственных институтов на социальные взаимоотношения. Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин, каждая из которых будет подробно рассмотрена в этой статье в ходе обсуждения социальной политики как существующего явления.1 Социальные отношения являются определяющим звеном в выборе человеком места в обществе (подсознательная самоактуализация за счет общественного мнения или, напротив, общественное восприятие за счет того, как ставит себя сама личность). Они же определяют условия реализации его потребностей. Человек не может развиваться вне социума - благодаря отношениям, которые он строит в нем, он развивается как личность, становится способен вырасти духовно и морально. Следовательно, социальные отношения необходимы и достаточны. В ходе их развития, однако, могут возникать и противоречия, проблемы и преграды. Социальная политика призвана успешно разрешать глобальные и местные социальные проблемы, каких в любом государстве достаточно. Это и бедность различных слоев населения, и преступность, и содержание нетрудоспособных граждан, и множество других, проявляющихся в большей или меньшей степени для той или иной страны. На фоне этого развитие социальной политики РФ становится первостепенным фактором для улучшения благосостояния населения. Практическая реализация социальной политики невозможна без теоретического базиса, который, в свою очередь, должен основываться на определенной идейности, имеющей четко расставленные приоритеты. Как любая система, система принципов структуирована и целостна. На ее элементы внешнее воздействие влияет в меньшей мере - гораздо важнее в ней морально-этическая подоплека. Потому, вне зависимости от остальных факторов, система принципов социальной политики обязана включать в себя: гуманизм (человечность, человеколюбие) - как основополагающий принцип, ради которого строится социальная политика; справедливость - принцип, который иногда коррелирует, а порой и сталкивается с принципом равенства, в социальной политике все же занимает не последнее место, а напротив - имеет первостепенное значение; непрерывность - важность которой не раз доказывается на практике, принцип, который ответственен за целостность структуры социальной политики; системность - принцип, который должен быть свойственен любой проводящейся политике государства; преемственность - восходит к основам того, что социальная политика базируется и на культурных традициях, складывающихся под влиянием исторических процессов; открытость, наличие “обратной связи” - закрытые формы социальной политики очень влияют на ее эффективность; возможности и демократизм реализации - каждый из методов социальной политики должен иметь возможность быть реализованым в конкретном государстве; сбалансированность целей - несмотря на то что чему-то необходимо предоставить на какой-то момент больший приоритет, социальная политика нуждается в балансе для эффективного функционирования; действенный контроль общества - государственный контроль и обеспечение должны коррелировать с мнением общества (принцип voxpopuli, объясняющийся тем, что социальная политика проводится прежде всего для нуждающихся в ней граждан социума); адресность мер, что подразумевает усиление социальной помощи тем группам населения, которые в ней более всего нуждаются. Тесно взаимодействует с принципом сбалансированности - один другому не должен противоречить, однако их совместное влияние позволяет разработать лучшие методы для социальной политики.2 Обеспечение социальной политики также завязано и на ее своеобразной системе функций. Некоторые из них уже вскользь были упомянуты в этой статье при объяснении важности проведения социальной политики как таковой. Ниже представлена более подробная и точная классификация самых важных функций, которые должна выполнять эта стратегия: выражение и защита, а также согласование ценностей и интересов групп и слоев населения; нахождение компромисса в ходе возникающих общественных противоречий; налаживание связи, двустороннего общения между государством и его населением; поддержание целостности, стабильности и благосостояния общества как системы; гармонизация структуры социальных групп в обществе; прогностическая функция; социальная защита граждан страны; управление и контроль над социальными процессами, происходящими в обществе.3 Двойная роль социальной политики позволяет ей быть универсальным инструментом как для повышения благосостояния населения, так и для увеличения/поддержания экономического роста страны. Эти два принципа взаимодействуют друг с другом на взаимовыгодном уровне - равно как в философском материалистическом принципе, одно порождает другое, позволяя системе быть целостной и работать бесперебойно. Отсюда, к примеру, вытекает третий пункт системы принципов, указанной выше, - непрерывность. Это означает также и то, что социальная политика в полном ее смысле невозможна без достаточного экономического роста, и наоборот. Из данного утверждения вытекает новое ответвление - государственная социальная политика. Это деятельность государства, направленная на предотвращение, смягчение и уничтожение общественных конфликтов на почве экономики. Ее целью становится снижение дифференциации степени доходов, устранение экономических противоречий и так далее. Таким образом, государственная социальная политика регулирует взаимоотношения экономических и социальных сфер развития общества.4 Для классификации направлений социальной политики принято выделять два блока, действующих относительно самостоятельно: социальная политика в широком смысле, охватывающая все сферы деятельности социума; социальная политика как социальная защита. При помощи социальной защиты населения можно достичь благосостояния во всех сферах общества. Она представляет собой устойчивую систему гарантий, включающую в себя гарантии социально-психологические, законодательные и экономические. Для трудоспособных граждан социальная защита проявляется в предоставлении спектра возможностей для достижения благосостояния при использовании личного трудового вклада. Нетрудоспособные члены общества, а также социально уязвимые группы получают преимущества в пользовании общественными фондами потребления. Социальная защита, кроме того, предоставляет им прямую материальную поддержку. Эффективная социальная защита гарантирует стабильную социальную защищенность. Социальная защищенность означает, что достигнуто то, ради чего создавалась социальная политика. Направления этой деятельности, как можно заметить, также тесно связаны: в первом же предложении этого раздела имеется отсылка к вышеуказанному разделению, из второго пункта классификации вытекает первый. Это и объясняет относительную самостоятельность блоков.5 Как уже было сказано, каждая из стран по-своему осуществляет реализацию социальной политики, основываясь на благосостоянии общества на момент ее проведения, а также исходя из исторических особенностей и национальных традиций. Из этого вытекают основные модели социальной политики: Континентальная, которую еще называют германской. Характеризуется высоким уровнем экономического роста, обеспечением полной занятости, расширенной системой партнерства. Действует, кроме Германии, в Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии. Англосаксонская. Вмешательство государство в занятость приобретает пассивный характер, вместо этого огромное внимание уделяется социальным услугам. Распространена в Великобритании, Ирландии и Канаде. Средиземноморская. Социальная политика адресная - направлена на социально незащищенные слои населения. В последнее время ее курс ужесточился, однако это, вероятно, носит временный характер и вызвано кризисами. Средиземноморская модель используется странами Южной Европы. Скандинавская. Социальная политика носит активный и упреждающий характер, для нее свойственен высокий уровень перераспределения национального продукта через бюджет. Осуществляется в странах Северной Европы. Структура социальной политики состоит из следующих элементов: социальное обеспечение, социальная работа, социальная защита, социальная помощь; медицинское страхование, здравоохранение; жилищная политика, бытовое и коммунальное обслуживание граждан; поддержка семьи, материнства и отцовства, детства; охрана окружающей природной среды; поддержка престарелых и инвалидов; федеральное и местное обустройство беженцев, переселенцев и остальных мигрантов. Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия следующие: сфера образования; здравоохранения; труда; культуры; занятости и др. Все эти сферы, к которым напрямую относится социальная политика, области ее деятельности, создают одну большую, социальную, сферу. Ее называют объектом социальной политики - то, на что она направлена.6 Социальное обеспечение - это программа, суть которой состоит в частичном или полном содержании нетрудоспособных граждан. Неработающие члены общества, потерявшиеся трудоспособность в силу различных причин, получают от государства некую материальную помощь и/или денежные средства. 7 Система социального обеспечения основана на двух рычагах: социальное страхование; общественное вспомоществование. Первое означает систему отношений по распределению, а также перераспределению национального дохода: формируются специальные страховые фонды, в которые входят государственные дотации и страховые взносы. Эти средства впоследствии идут на: пенсионное обеспечение; медицинское страхования; страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве. Общественное вспомоществование - это программы оказания помощи людям за чертой бедности. Оно может проявляться в денежной или натуральной форме (в виде бесплатных обедов, скидок на товары и специальных талонов). Система социальных услуг затрагивает каждую из сфер социальной политики и частично финансируются государством. 8 1.2 Направления государственной социальной политики Определим задачи и направления социальной политики РФ, что позволит понять государственные приоритеты в данной сфере. Основная задача социальной политики РФ состоит в установлении достойного благосостояния индивида и общества, обеспечении справедливых и сбалансированных возможностей для развития человека. Данная задачасоциальной политики России может быть успешно решена лишь в тесной увязке с экономической политикой. Достижение результатов в реализации основных направлений социальной политики позволит сформировать важнейшие элементы социального государства в России. Следует выделить ряд основных задач и направлений социальной политики РФ. Во-первых, охрана труда и здоровья человека. Труд – это основа для жизнедеятельности любого общества, важнейшая сфера применения сил и способностей человека. В современных условиях гражданин самостоятельно распоряжается своими способностями к труду в рамках трудового договора. Труд человека применяется в рамках таких систем как предприятия, учреждения, организации. Работники указанных структур объединены совместным трудом, схожестью интересов и т.д. Государство в России нацелено на формирование условий для обеспеченияполной занятости населения. Государство реализует программы подготовки, профессионального обучения и переобучения работников.9 Государство обеспечивает начисление и выплату пособий по безработице.Безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы, но находятся в поисках работы и готовы приступить к ней. Право на получение пособия по безработице имеет каждый гражданин, который достиг 16-летнего возраста и имеет статус безработного. Данное право исчезает при достижении человеком пенсионного возраста. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых прав работников реализуется при посредничестве системы правовых актов. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 года (в ред. от 22.12.2014) устанавливает правовые, экономические и иные условия трудовой деятельности, а также гарантии государства по трудоустройству на территории России. Государство принимает активные усилия по созданию безопасных условий для трудовой деятельности, устанавливает для занятых на производствах с опасными или вредными условиями труда льготы, которые выступают в виде своеобразной компенсации. Важным направлением социальной политики государства является охрана здоровья человека. В России обязанностью и задачей государства является финансирование разнообразных программ по охране и укреплению здоровья населения, развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, широкое распространение физической культуры и спорта и т.д. Во-вторых, самостоятельным направлением социальной политики РФ является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Особенностью социального государства и его политики является его стремление обеспечить каждому человеку достойный уровень прожиточного минимума. Однако социальное государство должно стремиться, прежде всего, к тому, чтобы каждый трудоспособный имел возможность трудиться и зарабатывать на содержание себя и своей семьи. При этом задача и ответственность государства за обеспечение индивиду прожиточного минимума формируется только в случае, если он не может себя обеспечить по уважительным причинам.10 Направлением и способом удовлетворения данной потребности является использование гарантированного минимального размера оплаты труда. Его величина зависит от разнообразных факторов, важнейшим из которых являются экономические возможности общества на данном этапе его развития. При этом размер МРОТ не всегда позволяет обеспечить достижение цели его установления. Однако основное его предназначение заключается именно в стремлении к данной цели. В-третьих, важным направлением социальной политики РФ являетсяустановление и реализация государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В России семья, материнство, отцовство и детство обеспечены защитой государства. В России родители обязаны содержать и воспитывать своих детей до достижения ими возраста совершеннолетия. Родители имеют право определять в интересах ребенка, с учетом его позиции и при соблюдении законодательства, задачи, методы и формы его воспитания. Так как семейные отношения предполагают взаимность обязанностей ее членов, тотрудоспособные дети должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях. В условиях равноправия всех граждан в РФ дети имеют равную правовую и социальную защиту независимо от происхождения и состояния родителей. Задачей государства является забота об инвалидах и пожилых гражданах. Для решения данной задачи оно должно развивать систему специальных предприятий для работы инвалидов, чтобы обеспечить им материальный достаток и приобщить к совместной трудовой деятельности. Также государство должно обеспечивать инвалидов специальными средствами для передвижения, средствами лечебной физкультуры, протезами и т.п. Важным направлением социальной деятельности государства является развитие системы социальных льгот, которые предоставляются участникам Великой Отечественной войны. В-четвертых, одной из задач социальной политики РФ является развитие системы социального обслуживания. Согласно ФЗ РФ от 28.12.2013 (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг населению. В России создана и функционирует государственная система социальных служб. Данная система состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, предприятий иных форм собственности и граждан, занятых социальным обслуживанием населения без образования юридического лица. Государство поддерживает развитие социальных служб и учреждений вне зависимости от форм собственности. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в рамках следующих основных направлений: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т.п. Социальное обслуживание может быть оказано социальными службами бесплатно и за плату.11 В-пятых, заметным направлением социальной политики России являетсяустановление государственных пенсий, выплат, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения представляет важную социальную гарантию в реализации конституционного права граждан РФ наматериальное обеспечение в ряде уважительных ситуаций: достижение определенного возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца и иные случаи. Государство в законодательной форме устанавливает систему государственных пенсий и социальных пособий, что отражено в ФЗ от 7 августа 2000 года (в ред. от 29.12.2012) «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ». В государстве возникает противоречие между конституционным установлениемличной рыночной инициативы и идеями социального государства. Решение данной проблемы может иметь различную форму в зависимости от совокупности факторов, которые имеют место в каждом конкретном случае и государстве. Вышеуказанные задачи и направления социальной политики РФ отражают приоритеты государства в указанной сфере на данном этапе развития.12 1.3 Социальная политика в сфере поддержки слабо защищенных слоев населения Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения. В РФ приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная зашита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Модель социальной защиты малообеспеченных и бедных категорий населения в РФ начала формироваться в 90-е годы. Ее формирование осложнялось тем, что в прошлом в РФ, входившей в состав бывшего СССР, не существовало системы социальной защиты в плане оказания материальной помощи со стороны государства тем, кто временно находился в безвыходном положении. Во-первых, не было самого понятия и определения бедности. Во-вторых, такая помощь в системе, внутренними характеристиками которой были полная занятость, высокий уровень участия женщин в работе, бесплатное здравоохранение, образование, гарантии государственной пенсии и субсидии на основные товары, была излишней. Потребовалось реформирование всей системы социальной поддержки бедных и малоимущих граждан РФ. На первом этапе реформирования важнейшими задачами были создание нормативно-правовой базы, определение критериев назначения социальных пособий, выработка мер государственного воздействия, направленных на борьбу с бедностью, определение источников финансирования социальной помощи. Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают: • прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения; • предоставление льгот бедным; • социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д. Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости), а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов. • все перечисленные подходы и принципы к построению системы социальной защиты населения основаны на праве граждан РФ на социальную защиту от объективно установленных рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности, ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости и т.д.); • адресности социальной защиты; • разнообразии форм и видов социальной помощи (в денежной и натуральной формах, в форме различного вида услуг и льгот); • предоставлении трудоспособному населению возможностей получения достаточного дохода через заработную плату; • государственном регулировании сверхвысоких доходов посредством экономических методов для ослабления тенденций экономического неравенства в обществе и обеспечения стабильности социальной обстановки; • четком разграничении функций социального страхования, основанного на накоплении населением средств на протяжении всей жизни, от функций социальной помощи, в основе которой лежит перераспределение доходов различных групп населения; • разработке программ, направленных на предотвращение бедности и адресную помощь населению; • формировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т.д.; • сочетаниигосударственных программ с целевыми инициативами на местах; • создании надежной системы проверки нуждаемости семей и граждан на основе установленных критериевФормирование и развитие системы социальной защиты в РФ основывается на следующих принципах и подходах: • ответственности государства за развитие нынешнего и будущего поколений населения страны; • реформировании системы пенсионного обеспечения. Все перечисленные принципы и подходы к построению системы социальной защиты населения в РФ рассчитаны на длительную перспективу.13 Перечисленные меры обеспечивают решение важнейших задач государства в отношении социальной защиты семьи, женщин и детей: • создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурной функций, повышение качества жизни семей; • обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие; • создание условий женщинам для безопасного материнства.14 Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем: 1) созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки; 2) разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств; 3) установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат; 4) упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся); 5) организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е. социальными работниками, оплатой их труда и др.; 6) созданием компьютерной сети, позволяющей иметь достаточную и всеобъемлющую информацию о доходах домашних хозяйств для принятия решений по их социальной поддержке. Сегодня используются две концепции адресной социальной поддержки: • категорийность, то есть выделение определенных категорий людей, нуждающихся в поддержке; • доходность - определение доходов населения для принятия решений о необходимости оказания им помощи. В системе социальной защиты в РФ широко используется программно-целевой метод, на основе которого разработаны различные виды программ: • программы социального страхования, предусматривающие частичное возмещение потерь заработков в связи с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей; эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, они не несут на себе отпечатка благотворительности, так как пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии являются заработанными; • программы, государственной социальной помощи, предусматривающие предоставление пособий тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений и считаются специальными благотворительными программами. Чтобы получить право на государственную поддержку, отдельные лица и семьи должны предоставить данные о своих низких доходах. Для получения пенсии необходимо быть отнесенным к определенной категории (например: инвалиды, ветераны, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и другие социальные группы); • программы социального обслуживания, предусматривающие оказание различного вида социальных услуг: социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и т.д. К формам социального обслуживания относятся: стационарное, нестационарное, полустационарное, срочное, социальное обслуживание на дому. 15 Социальное обслуживание предоставляется следующим категориям населения: гражданам пожилого возраста (80 лет и старше); инвалидам, детям-инвалидам; детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей; семьям, состоящим из лиц пожилого возраста и инвалидов; многодетным и неполным семьям; семьям, имеющим детей-инвалидов; малообеспеченным семьям с детьми; гражданам трудоспособного возраста, попавшим в сложную жизненную ситуацию; безработным; гражданам без определенного места жительства; вынужденным переселенцам. Социальная защита детей в РФ направлена на предоставление бесплатной и всесторонней медицинской помощи, охрану здоровья, на социальную поддержку и защиту детей, бесплатное образование, а также общедоступное дополнительное обучение, совершенствование системы пособий на детей, усиление адресности их предоставления в зависимости от уровня доходов семьи, приближение размера пособий к прожиточному минимуму, расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая санаторно-курортное лечение подростков. Разработаны и реализуются программы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; создана президентская программа «Дети России». Мероприятия, предусмотренные в этих программах, направлены на снижение заболеваемости, инвалидности, создание условий для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без родителей. К наиболее уязвимым слоям населения относятся женщины. В РФ женщины составляют более 52% трудоспособного населения. Наибольшее их количество занято в сфере образования (79,6%), здравоохранении (85,9%), страховании и кредитовании (75,4%), в торговле и общественном питании (74,8%), культуре (73,8%), связи (64,6) и других отраслях сферы услуг. Именно женщины являются важнейшим трудовым ресурсом страны, который обеспечивает быт семьи, воспитание детей, осуществляет заботу о престарелых и т.д., внося тем самым непосредственный вклад в развитие человеческого потенциала. Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.16 Кроме того, важнейшей проблемой в РФ становится рост количества женщин, страдающих алкоголизмом и наркотической зависимостью; рост материнской смертности; увеличение числа матерей-одиночек; количество разводов. Все это требует со стороны государства выработки соответствующих мер, направленных на преодоление складывающихся в отношении женщин негативных тенденций. Улучшению положения женщин в РФ должны способствовать создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, репродуктивного здоровья женщин, недопущения их занятости на работах с вредными и опасными условиями труда, соблюдение законодательства о правах и гарантиях работающих женщин; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки женщин; создание условий, обеспечивающих возможность совмещения профессиональных и семейных обязанностей работающим женщинам, имеющим детей, и т.д. Важнейшей предпосылкой улучшения положения женщин является последовательное создание условий для равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Это находит отражение в тендерной политике РФ, которую можно рассматривать и как решающий фактор устойчивого развития всего общества, и как индикатор развития человеческого потенциала.17 Для осуществления сбалансированной тендерной политики в РФ необходимо обеспечить решение следующих основных проблем, связанных с положением женщин в обществе: • повысить социально-экономический и политический статус женщин в обществе, наделив их соответствующими базовыми возможностями; • увеличить степень участия женщин в социальной и политической жизни; • обеспечить доступ женщин к принятию решений, способных кардинально влиять на ситуацию в различных сферах жизнедеятельности общества. Тендерное равенство можно рассматривать, с одной стороны, как сотрудничество мужчин и женщин и, с другой - как деятельность женщин по укреплению социальных связей, оказанию взаимопомощи и поддержки тем, кто считается в условиях кризиса особенно беззащитным. Вопрос трудоустройства слабозащищенных категорий населения в нынешней непростой экономической ситуации стоит особенно остро. Одной из приоритетных задач социальной политики государства является улучшение положения на рынке труда таких групп граждан как инвалиды и молодежь, снижение среди них роста безработицы. Квотирование рабочих мест – один из главных инструментов содействия занятости инвалидов и молодежи. Этот механизм обязывает работодателей трудоустраивать данные категории лиц, а также является действенным способом проявления государственной поддержки и заботы о гражданах. Квоты устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для молодежи следующих категорий: - несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; - дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет; - выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.18 На данный момент для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности. При этом, квота для инвалидов должна составлять не менее 2%. Трудоустройство молодежи на квотируемые рабочие места может быть заменено перечислением в бюджет компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. В течение месяца после государственной регистрации все работодатели обязаны встать на учет в Государственное казенное учреждение города «Центр квотирования рабочих мест». Для постановки на учет работодатель может обратиться в территориальный отдел квотирования по мету регистрации своей организации. ГКУ «Центр квотирования начал свою работу в 2004 году и за годы существования накопил немалый опыт в содействии работодателям исполнения законодательства в части квотирования рабочих мест. Основными направлениями его деятельности» являются: - контроль выполнения работодателями города условий квотирования рабочих мест; - администрирование доходов от перечисления компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест, поступающих в городской бюджет от работодателей, не выполнивших условия квотирования; - содействие созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи; - проведение информационной работы по вопросам квотирования рабочих мест. Гарантированное трудоустройство позволяет людям с ограниченными возможностями получить материальную независимость, полноценно использовать свои способности, стать частью коллектива и общества.19 Также предусматриваются меры экономической поддержки работодателей, которые стремятся создать дополнительные рабочие места для инвалидов и молодежи. Из бюджета выделяется денежная сумма на оборудование, сырье, вспомога....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: