- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016510 |
Тема: | Теоретические основы нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. |
Содержание
Введение Актуальность исследования. В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей, страдающих различными вариантами нарушений речевого развития. Всё чаще встречаются дети, страдающие дизартрией. В логопедической литературе дизартрию определяют в качестве нарушения не только лишь произношения звуков, но и как нарушение просодической стороны речи, что определено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Речь детей с дизартрией малопонятна, интонационно не выразительна, монотонна. Развитие интонационной выразительности речи – одно из основных направлений коррекционной деятельности, связанной с устранением проявлений дизартрии. Обширная распространение, отсутствие спонтанной компенсации данных нарушений определили потребность в разработке особой методики формирования интонационной выразительности речи детей. Вопросы, связанные с изучением просодической организации речи, являются предметом изучений в лингвистике, психолингвистике. Этим занимались ученые: В. А. Артемов, В. И. Бельтюков, Л. П. Блохина, Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова, Н. Д. Светозарова.ь Также в логопедии занимались: Е. Ф. Архипова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Г. В. Чиркина. Важность данных исследований обусловливается тем, что просодическим характеристикам отводится значительная роль в реализации коммуникативной функции речи, так как при помощи них говорящим передается не только лишь информация, но и собственное экспансивное состояние. В условиях немалых изменений, совершающихся в современном обществе, стремительного увеличения населения, а также убыстрения темпов жизни самым важным в жизни людей становится полноценное межличностное и межгрупповое общение. Вместе с тем к личности предъявляются все более большие требования в плане владения и поддерживания действенного речевого общения в самой различной обстановке. Большое количество проблем, с которыми встречаются дети, страдающие дизартрией, в ходе общения, появляются в контексте ярко выраженных сложностей в реализации ритмико-интонационного оформления фраз. Это определено тем, что нарушение просодической организации речи отрицательно влияет, как на формирование устной речи, так и на освоение письма и чтения. С учётом вышеизложенного, становится понятным, что просодической стороне речи отведена огромная роль в речевом развитии детей. У детей с патологией речи эта проблема приобретает актуальность в настоящее время, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет компенсаторную нагрузку. В разных методиках, изображающих систему деятельности по коррекции дизартрии, не содержится ни одной методики, которая направлена на развитие просодической стороны речи. В имеющихся методиках по коррекции дизартрии, исследования располагают фрагментарным характером, не уделяющего средствам подобающего внимания. Цель исследования – изучить и разработать наиболее эффективные условия организации коррекционно-развивающей работы по формированию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Объект исследования: просодическая сторона речи у детей с дизартрией. Предмет исследования: процесс формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией будет эффективен, если: 1. Выявлены особенности формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. 2. Созданы условия для формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией: - разработаны приемы и методы по развитию общей и мелкой моторики; - разработаны приемы и методы по развитию слуховой дифференциации интонационных структур; - разработаны приемы и методы по нормализации речевого дыхания, ритма, темпа речи, силы голоса. В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования решались следующие задачи: 1. Проанализировать лингвистическую, педагогическую, психологическую, методическую литературу и выявить особенности формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. 2. Выявить уровни сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. 3. Разработать и апробировать педагогические условия организации коррекционно-развивающей работы по формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. 4. Провести анализ эффективности коррекционно-развивающей работы по формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ, систематизация и обобщение лингвистической, педагогической, психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Социально-педагогические: изучение анкетных данных, речевых карт, медицинской документации, знакомство с опытом работы учителей-логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста с дизартрией. 3. Экспериментальные: проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов. 4. Статические: количественная и качественная обработка полученных данных с использованием методов математической статистики и компьютерной обработки данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные условия организации коррекционно-развивающей работы по формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией могут использоваться специалистами на логопедических занятиях в дошкольных образовательных организациях. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №139 (МБДОУ №139) г. Ульяновск. В экспериментальной работе участвовало 10 детей (от 5 до 6 лет), имеющие логопедическое заключение – дизартрия. Структура работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Глава 1 Теоретические основы нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Понятие нарушения просодической стороны речи в логопедии Одна из главных областей культуры речи, характеризующаяся уровнем соответствия речи говорящего нормам литературного языка, – это произносительная сторона речи, либо звуковая культура речи. Тем не менее, формирование звуковой культуры речи не должно быть сведено лишь к развитию верного произношения звуков. Развитие верного произношения звуков – это только часть деятельности по формированию звуковой культуры речи. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что проблемы изучения просодической стороны речи занимались такие ученые, как А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, Е.Б. Волосова, В.А. Ковшиков, Н.И. Лепская. Ученой А.И. Маскаковой рассматривается понятие «просодическая культура речи» обширно и оригинально. Автором включаются в данное понятие произносительные качества, которые характеризуют слышащуюся речь (произношение звуков, дикция и т. д.), компоненты звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), двигательные приёмы выразительности, которые связаны с указанными компонентами (мимика, жесты), а также составляющие культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в ходе беседы). Воспитание звуковой культуры является одной из наиважнейших задач по развитию речи в детском саду, поскольку как раз дошкольный возраст является сенситивным периодом для решения данной проблемы [28]. Звуковая сторона речи выступает в качестве единого целого, однако, в то же время, являясь очень сложным явлением, которое нужно изучать с различных сторон. Для каждого языка характерна определённая система звуков. Вследствие этого звуковая сторона любого языка располагает своими особенностями и отличительными качествами. Звуковая сторона русского языка характеризуется певучестью гласных звуков, мягкостью в произношении большей части согласных, своеобразием в произношении всякого согласного звука. Экспансивность, щедрость русского языка выражаются в интонационном богатстве. Составляющими звуковой культуры с точки зрения Ф.Д. Сохина являются речевой слух, а также речевое дыхание – предпосылка и условие для формирования звучащей речи. Основные компоненты произносительной стороны речи – ритмико-мелодическая сторона речи (интонация), а также звуки речи (система фонем) [13]. Звуки речи, некоторые компоненты интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритмичность, тембр – сами по себе, вне языка ничего не значат, ими не кодируется реальность, однако без них не может быть речи: звуки речи составляют морфемы, из звуков речи и просодем составляют слова, просодемами придаётся объединению слов смысл предложения. Стало быть, звуки речи и просодемы являются «строительным материалом» устной речи. Звуковые единицы языка отличаются по их значимости в речи. Одни, объединяясь, формируют слова. Это линейные (которые расположены в линию, друг за другом) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Лишь в некой линейной последовательности соединение звуков превратится в слово, приобретёт некое значение. Иные звуковые единицы, просодемы, являются надлинейными. Это ударение, составляющие интонации (мелодика, сила голоса, темп). Ими характеризуются линейные единицы, и они выступают в качестве обязательного признака устной звучащей речи. Просодическими единицами модулируются артикуляционные органы. Для устной речи характерны физические параметры. Наравне с её содержательной стороной, большая роль для восприятия её слушателем отводится просодической стороне речи. Просодия, с точки зрения Н.И. Жинкина – это наивысший уровень развития языка [13]. Просодическое оформление текста подчиняется семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно характеризуется общностью отдельных показателей: психофизиологическими, ситуационными, потребностно-мотивационными и экстралингвистическими. Данным комплексом, в конечном счете, и определяется акустико-артикуляционная характеристика просодии в целом. В соответствии с классификацией В.А. Лабунской [31], просодика – одна из разновидностей невербальных средств общения. По мнению А.М. Антиповой[31], невербальные средства – это мощные факторы, помогающие коммуникации и выполняющие все функции вербальных средств. Ей выделяются такие функции невербальных средств коммуникации: * структурирование текста; * углубление значений вербального текста; * углубление ритмичности речи; * передача ключевых коммуникативных значений: вопросительности, утвердительности, императивности, восклицательности [34]. Основная составляющая просодии – это интонация. Вопросы русской интонации исследовались как языковедами, так и психологами. Здесь необходимо выделить труды таких учёных, как А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин. Следует отметить, что Н.И. Жинкин считает, что просодия – это наивысший уровень развития языка [10]. Нарушением же просодической организации речи оказывается отрицательное воздействие, как на формирование устной речи, так и на освоение письма и чтения. Посредством интонации раскрывается смысл речи, а также её подтекст, что в свою очередь усиливается значение слова. В то же время при помощи интонации можно придать высказываниям смысл, обратный тому, что выражается самим словом. Она является одной из наиважнейших сторон устной речи. Под интонацией следует понимать один из главных фонетических приёмов оформления слова в качестве совокупности просодических элементов, принимающих участие в разделении и организации речевого потока согласно смыслу передаваемого сообщения. Все данные элементы являются звуковой оболочкой речи и звучания, материальным воплощением содержания, смыслом речи. Они взаимозависимы и действительно наличествуют в целостности. Исследования последнего времени указывают на то, что замысел сообщающего сказывается не только лишь на избрании соответственных лексико-грамматических, а также синтаксических конструкций, но и является основополагающим фактором интонационного деления. Поэтому интонационное членение невозможно находить в качестве результата только лишь голосовых модуляций, отражающих смысловую структуру слова. Интонационное деление близко связано с ритмичностью моторного воплощения в жизнь высказывания. Значение интонации в речи огромно. Ей усиливается сам смысл слов. Сильно пониженной интонационной выразительностью может быть затруднено восприятие, что оказывает влияние на уяснение смысла воспринимаемой речи. По мнению Е.Б. Волосовой, интонация является сложным явлением, содержащим в себе несколько акустических элементов, среди которых тон голоса, его тембр, напряжённость либо сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все данные элементы принимают участие в делении и организации речевого потока согласно смыслу сообщаемого сообщения. Отдельные просодемы можно с лёгкостью охарактеризовать [33]. Акустические корреляты интонационных характеристик – изменение интенсивности и частоты основного тона голоса, а также продолжительности некоторых фонетических компонентов. Тон голоса сформировывается, когда воздух проходит сквозь глотку, голосовые складки, полость рта и нос. Можно изобразить просодему – отличие высоты тона звука. Для этого необходимо попросту сравнить интонации двух однословных предложений – повествовательного и вопрошающего: «Да?» – «Да». В вопрошающем предложении гласный ударного слога слышится на более высокой ноте, нежели этот же гласный в повествовательном предложении. Просодему силы голоса можно определить как «громче», «тише», «тихо». Движение голоса по звукам различной высоты представляет собой мелодику речи. Дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса – это тембр («цвет голоса»). Термин «тембр» употребляют в двух смыслах: В качестве окраски голоса говорящего, которая сопровождает его речь вне зависимости от его воли. Оригинальность персональной окраске голоса придаётся и физическими данными (сопрано, альт, тенор, бас), и психическими особенностями любого человека (добросердечие, злоба и т. д.) Если тон голоса может являться общим для многих людей, то тембр голоса - такой же индивидуальный, как и отпечатки пальцев. В теории выразительного чтения термин «тембр» употребляется в качестве окраски, преднамеренно придаваемой говорящем собственному голосу в целях передачи разнообразных чувств. Просодему тембра голоса (в смысле «эмоциональной выразительности» – выражение голосом радости, страдания, ликования и т.д.) невозможно описать. Способность говорящего модулировать собственный голос по тембру является важным качеством, и вырабатывание данного качества через упражнения содействует улучшению культуры речи [18]. Некоторые характеристики просодии связываются и увязываются друг с другом темпо-ритмической организацией речевого потока. Темп речи можно определить в качестве скорости протекания речи во времени либо в качестве числа звуковых единиц, которые произносятся за единицу времени. В качестве звуковой единицы могут выступать как звук, так и слог, слово. Темп речи можно также определить в качестве скорости артикуляции и измерить количеством звуковых единиц, которые произносятся за единицу времени. У взрослых темп речи в безмятежном состоянии колеблется от 90 до 175 слогов за минуту. В практической деятельности выделяются три главные разновидности темпа: нормальный, стремительный и неторопливый. Темп у одного и того же человека может быть как постоянным, так и меняющимся. Постоянный темп речи может присутствовать лишь на непродолжительных отрезках сообщения. Темп речи находится в зависимости от того, как скоро либо медлительно людьми проговариваются ударные слоги в словах, которые входят в предложение (безударные слоги в русском языке постоянно проговаривают чрезвычайно стремительно вне зависимости от темпа всей речи). Речь детей, которые страдают скороговоркой, без затруднений можно нормализовать, если их научить протягивать ударные слоги в словах. Темп речи взрослых людей может ускоряться и замедляться согласно смыслу, а также стилистическим задачам. Равномерным темпом речи характеризуется интонация перечисления. Смена темпа речи, наблюдаемая в ходе одного предложения, в отдельных случаях обладает грамматическим значением: ускоренным темпом произносятся вводные слова. К примеру, слыша такие предложения, как: «Он может быть в саду», а также «Он, может быть, в саду», мы понимаем, что в первом случае может быть – сказуемое, а во втором – вводное слово. Смысл подчеркивает разница в темпе речи, которым произносится, может быть. Однако чаще темп речи свидетельствует об эмоциональном состоянии чтеца: его напряженности, увлеченности сообщаемыми событиями (стремительный либо понемногу ускоряющийся темп речи), намерении объяснить что-либо слушающему, сконцентрировать его внимание на том, о чем говорится (сдержанный темп). Живая речь обязательно должна являться разнообразной по темпу. Ничем так не обесцвечивается она, как однообразием темпа. Различается стремительный темп речи и медлительный, плавный и прерывистый. Стремительной речи присуще редуцирование гласных «скрадывание», пропускание отдельных звуков. Специфика медлительной речи состоит в том, что слова произносятся в полных формах. Темпом в речи выполняется не только лишь самостоятельная функция, но прежде всего, им усиливается выразительность других компонентов интонации. Темп имеет огромное значение для передачи эмоционально-модальных сведений. Отклонения темпа речи от средней величины – как убыстрение, так и замедление – препятствуют пониманию смысловой стороны высказывания. Темпом речи по большей части определяется своеобычие ещё одного параметра речи – ритма. Ритм речи является звуковой организацией речи с помощью чередования ударных и безударных слогов. Нормальный ритм – следствие верного соотношения важнейших процессов в коре головного мозга – возбуждения и торможения. В речи ритм проявляется в сравнительном сохранении целостности и соблюдении верного словесного ударения, которым главным образом организуется ритмическая структура речи. Ритм речи очень сложен. Нарушение его осложняет, искривляет речь. Темп и ритм находятся в сложной взаимозависимости и взаимосвязи. Различаются некоторые компоненты ритма. Основное свойство ритма речи – регулярность. Метрическими признаками ритма образуется его «скелет», что отражается в метрических схемах (число и порядок ударных и безударных слогов). Различаются ещё и не метрические признаки ритма, входящие в понятие мелодики речи [21]. Темпо-ритмическая организация устной речи – это стержень, объединяющий и координирующий все элементы устной речи, в том числе лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу, а также всю совокупность просодических характеристик [23]. Темпо-ритмо-интонационным делением пронизываются все этапы построения высказывания, начиная от намерения сообщающего и оканчивая лексико-синтаксическим структурированием, а также моторно-дыхательной ритмизацией речевого потока (артикуляция и дыхание). Элементарной единицей просодии является синтагма, то есть промежуток высказывания, который объединён интонационным и смысловым значением. Синтагма располагает физиологической целостностью и отграниченностью, а также выступает в качестве ритмического периода устной речи. Она объединена со смыслом, а стало быть, и с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем содержит два-четыре слова, а в стихе – два-три слова. Синтагму произносят на одном речевом выдохе, и она является единым артикуляционным комплексом [30]. Синтагма, которая произносится на одном речевом выдохе, без пауз в ходе непрерывной артикуляции, может быть связана с понятием плавности речи. По-другому говоря, плавную речь характеризует единый артикуляционный комплекс произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. В обычной речи плавность органически совмещается с паузами, выступающими как необходимый компонент речевого высказывания. Их продолжительностью и характером распределения в речи, по большей части, определяется ритмико-мелодическая сторона интонации [32]. Речевой поток делят паузы. Паузу можно определить в качестве перерыва в звучании голоса на определенный период времени. Причём акустический коррелят паузы – это снижение напряжённости голоса до нуля, а физиологический – передышка в деятельности артикуляционных органов. Наиболее непродолжительные паузы связаны со спецификой произношения смычных согласных. Им характерно отсутствие голоса на то время, пока органы артикуляции пребывают в сомкнутом состоянии перед «взрывом». В среднем они продолжаются 0, 1 сек. В ходе устной речи порой возникает потребность во вдохе в целях удовлетворения биологических нужд, а также для того, чтобы поддерживать оптимальное подсвязочное давление в ходе речи. Настоящее происходит во время так именуемых «дыхательных пауз». Их частота и продолжительность находятся в зависимости от совокупного темпа речи, а также пределов синтагм. Данные паузы располагают также и смысловой нагрузкой, поскольку делят текст на смысловые промежутки. Длительность данных пауз в среднем 0,5-1,5 сек. В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы наблюдаются не только лишь на границах синтагм, но и внутри них. Их длительность крайне вариативна. Данные паузы называются паузами хезитации. Имеется ряд гипотез в отношении пауз хезитации. Полагается, что этими паузами характеризуется время натуженной интеллектуальной деятельности, которая связана с разрешением мыслительной задачи («что сказать?»), а также с реализацией планирования высказываний на лексико-грамматическом уровне, то есть продолжительностью пауз отражается мыслительная активность сообщающего в ходе внутренне речевого планирования высказываний [19]. Умение верно интонировать предложение связано с умением использовать паузы. Пауза непременно должна присутствовать в предложениях. Зачастую она необходима и внутри высказывания. Пауза предназначается, первое, для того чтобы отделять одну синтаксическую единицу от другой, второе, чтобы выражать особенности их связи. Паузой можно по-всякому поделить предложение на высказывания. К примеру: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». Умение верно делить словосочетание на такты содействует ясности речи, её смысловой прозрачности. Пауза используется также для того чтобы передавать различные эмоциональные состояния сообщающего. По продолжительности паузы многообразны. Короткими паузами отделяются в предложении словосочетания. Средними по продолжительности паузами отделяются предложения. Они называются логическими паузами. Логическими паузами оформляется речь, придаётся ей законченность, согласованность. Порой продолжительная пауза переходит в психологическую («красноречивое безмолвие»). Пауза различной продолжительности и значения органически включается в ритмическую структуру речи. Речь занимает какой-то период времени. Люди произносят звуки различной продолжительности. Звуки объединяются в слова, слоги, то есть образуют ритмические группы. Некоторые группы нуждаются в кратком, отрывистом, другие растянутом, плавном произношении. Одними притягиваются ударения. Другие говорятся без ударения. Между словами и сочетаниями слов делаются остановки - паузы, тоже различные по времени. Всё указанное в совокупности и составляет темп и ритм речи – движение речи, быстрота протекания её во времени. Все акустические характеристики устной речи понемногу оформляются в ходе речевого онтогенеза и делаются довольно устойчивыми и индивидуальными у взрослых людей. Видится значимым также исследование специфики восприятия и простого осмысления детьми логического ударения в словосочетании, предложении. Ударение является выделением определёнными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова либо целого словосочетания. Фонетические средства – усиление голоса, увеличение тона в сочетании с повышением продолжительности, силы голоса, громкости. Ударение в слове имеет отношение к надлинейным явлениям звуковой стороны слова. Русское словесное ударение выделяется большей продолжительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный слог произносят и с большей силой относительно безударного слога. Есть ещё и фразовое и логическое ударения. Логическое ударение является выделением самого важного слова с позиции ситуации речи. Развитие понимания логического ударения необходимо для действенного воспитания звуковой культуры речи, для формирования интонационной стороны речи. Литературным нормам русского языка присуще то, что логическое ударение делают на слово (либо словосочетания) в завершении предложения. Разговорная речь характеризуется другим. Как отмечается языковедами, в данной речи все существенное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Понятно, что основательная работа, связанная с формированием логического ударения, является одной из задач школьного обучения. Тем не менее, приобретение начальных представлений о логическом ударении, о его значении в построении смысла предложения должно являться также заботой и исследователей в сфере методики вырабатывания речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное деление предложения) показывается детям на фоне завершённых интонаций, а также тренируется навык выполнения незавершённых интонаций (смысловых промежутков распространенного предложения). Деление текста на интонационно-смысловые фразы (промежутки) способствует пониманию предложения, уточняет его содержание. В каждом промежутке одно из слов словосочетания немного выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливают. Как правило, при произнесении последнего слова словосочетания, предложения. Это и является фразовым ударением. Вышеперечисленные компоненты интонации (просодемы) дети обучаются выделять из целостной интонации предложения и выполняют их также не обособленно, а в предложении. Само предложение (законченная мысль) детей учат понимать по интонации. Различается интонация законченности и незаконченности. Детьми усваивается 2 интонации законченности: повествовательная и вопрошающая. Таким образом, темп, тембр, ритм, логическое ударение являются важными атрибутами развития грамотной речи, которая должна отличаться четкостью дикции, интонационной правильностью, эмоциональной выразительностью, логической ясностью. Поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребенка речи начиная с раннего возраста. 1.2 Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе. Просодическая сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка, этим и обусловлен интерес к проблеме ее формирования. Также причиной является то, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих множество вариантов нарушений просодики. Уже с первого этапа жизни ребенка формируются все речевые компоненты, в том числе и просодическая сторона, отвечающая за выразительность речи, разборчивость и эмоциональные высказывания в процессе общения. По мнению Н.А.Власовой, Ю.А.Флоренской, развитие просодии оказывает влияние на физическое, интеллектуальное, моральное и эстетическое воспитание ребенка. По мнению Е.Э.Артемовой, просодия важна и для речевого развития ребенка, протому что кроме коммуникативной и эмоциональной функции она также несет и компенсаторную функцию. Исследованиями становления просодической стороны речи в онтогенезе занимались многие ученые. Развитие просодии начинается с младенческого крика. Крик является первой реакцией ребенка. В зависимости от того, какое состояние у ребенка, крик приобретает обертональную окраску и, поэтому тон может быть различным. У здорового ребенка в спокойном состоянии крик средний по силе и громкости. В момент крика у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Нет совершенно одинаковых младенческих криков, поэтому у каждого ребенка крик индивидуален по своей окраске[10]. С помощью крика ребенок может общаться и выражать свое эмоциональное состояние, именно поэтому он считается первым коммуникативным взаимодействием с взрослым. По характерным особенностям крика мать может узнать состояние своего ребенка, это происходит с 3-его месяца жизни. Далее у ребенка начинает сформировываться коммуникативная функция, так как крик становится более разноонразным по своей интонации. После крика появляется гуление — протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов. А.Н.Гвоздев писал, что оно появляется в 2-3 месяца. Именно с этого времени ребенок может выражать состояние радости и удовольствия. Он неосознанно копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого, при виде эмоционального состояния во время общения с ним родителей. Расцветом процесса гуления принято считать 4-6 месяцы жизни [17]. Лепет считают следующим уровнем развития речи в онтогенезе, который появляется в 5-6 месяцев. Повтор отдельных слогов и называется лепетом. В этот период начинают появляться интонации, а также закладывается ритмическая основа речи. Именно в этот период ребенок уже начинает реагировать на интонации, затем на ритм услышанной речи. Обычно этот период длиться до 9 месяцев. Уже далее, ко второму году жизни ребенок начинать понимать мимику, жесты, интонацию взрослого. Период от 9 месяцев до 1,5 лет считается начальным этапом усвоения родного языка [17]. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма речи. Особую роль играют мимика, интонация, жесты, начинает формироваться интонация просьбы. Уже в этих компонентах речи начинает появляться семантическая смысловая нагрузка. Так как ритм, интонация и звуковой рисунок являются более простыми элементами слова, то ребенок в первую очередь усваивает их. В 11-12 месяцев ребенок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (мелодику, ударение). Этот возрастной период характеризуется тем, что ребенку с трудом удается менять высоту и громкость собственного голоса. Голосовые складки ребенка короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос более тихий и высокий, чем у взрослого. Резонаторная система у детей слабо развита, поэтому тембр голоса тихий [39]. На формирование голоса влияет состояние дыхательной системы, она обеспечивает силу голоса. Дети такого возраста с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний, поэтому имеют медленный темп речи. По мере взросления темп ускоряется, и ребенок овладевает беглой речью. Постепенно он начинает познавать ритмическую структуру слова. Ученый Н.Х.Швачкин сделал вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея [47]. Так же стоит отметить, что большинство собственных имен в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Таня). На первом году жизни ребенок окружен словами с хореическим ритмом. Далее с развитием речи ребенка интонация и ритм приобретают служебную роль, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается. Просодическая активность ребенка развивается и корректируется в стихотворном творчестве, в речи отрабатывается с помощью потешек и сказок. Стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Само слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями [24]. В 2-3 года у детей появляется неплавность речи, повторы слов и частей слова, паузы, а так же выделительное словесное ударение. Происходит овладение лексико-грамматическим строем и фонетикой языка, развитие механизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией, которое обеспечивает формирование нормального речевого дыхания. Если ребенок не овладеет этими процессами, то произносить фразы он будет в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлебывании» речью на выдохе и вдохе [40]. К 4 годам начинает формироваться тип мелодического оформления речи, появляется шепотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, повторов слов и пауз. Так как для полного овладения интонацией повествования по подражанию необходима тренировка по изменению ее тона и высоты голоса, то в этом возрасте происходит лишь овладение интонацией. В 5-6 летнем возрасте у ребенка могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз — паузы, которые связаня с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически [10]. Уже в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Хотя развитие речевого слуха идет неравномерно, он все равно способствует развитию интонации. Дети начинают понимать определенные изменения в голосе, затем различают разные звуки [28]. К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить ударные и безударные слоги в слове, но выделять не могут. Этот процесс становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация может привести к неадекватному пониманию речи и нарушению процесса коммуникации. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства и именно в этот период формируется основа будущей речи ребенка. Так же необходимо поэтапно развивать фонематическую сторону речи в ходе знакомства детей со звуками. Известно, что вторичные отклонения проще предотвратить, нежели поправить уже сложившиеся нарушения, вследствие этого фонематические процессы нужно развивать. 1.3 Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией Дизартрия – расстройство речи, для которого характерна комбинаторность многих нарушений процесса моторного осуществления речевой деятельности. При этом дизартрию определяют в качестве нарушения не только произношения звуков, но и как нарушение просодической стороны речи, которое обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Вопросам, связанным с преодолением звукопроизносительных расстройств при дизартрии, посвящено огромное число исследований, тогда как вопросы, связанные с изучением нарушений просодических элементов речи, которые близко связаны с фонетическими характеристиками звуковых единиц, освещены плохо. Обозначается, что интерес к вопросам, связанным с нарушением просодики при дизартрии, спровоцирован тем, что ей отводится большая роль в реализации коммуникативной функции речи. Соответственно, в том случае, если просодическая сторона речи у дошкольников нарушена, то могут появиться сложности в организации коммуникативной деятельности, снизится потребность и эффективность речевого общения, что в последующем может привести к недостаточному формированию полноценной учебной деятельности. Сведений о нарушении развития просодической организации речи у де....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Особенности нарушения речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
- Определение направлений коррекционно – логопедической работы по формированиюлексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
- Применение игровых технологий в формировании произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией