VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы современной экономический интеграции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001919
Тема: Теоретические основы современной экономический интеграции
Содержание
1	Теоретические основы современной экономический интеграции
1.1	 Теоретические концепции и предпосылки международнойэкономической  интеграции
      Международная экономическая интеграция — это процесс взаимосвязи различных стран на основе развития прочного разделения труда между национальными хозяйствами, сращивания их экономик на различных уровнях и в различныхформах.
      Основной мотивацией для развития интеграционных процессов в большинстве регионов мира послужил всемирно-исторический раскол. После того как значительное количество национальных экономик, которые придерживались командно-административной системе управления стала возникать ситуация, в которой большинство стран были однотипные по своим экономическим базисам. Современной интеграции способствует быстрый научный и технический прогресс, который требует огромной концентрации сил и конечно же средств, а также интернационализация хозяйственной жизни.
      Интернационализация хозяйственной жизни- это установление и развитие прочных связей между различными странами и народами, а также выход воспроизводственного процесса за пределы национальных границ.
      С 1950-1960 годы 20 века началась интеграционная тенденция. В 1958 г. Было заключен «Договор Тегусигальпы» в котором говорилось об соглашении свободной торговли и экономической интеграции между центральноамериканскими государствами. Также после данного соглашения последовали различные валютные союзы и начали возникать ассоциации свободной торговли. Послевоенная либерализация торговли показала, что в процессе развития интеграции, не все интеграционные схемы выполнили свою задачу.
      Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические связи, которые постепенно расширяют национальное хозяйство на базисном уровне. Такие как производственные, технологические и научно-технические. В следствие чего идет сращивание различных систем (фискальных, правовых, экономических и тд.), а также управленческих структур.
      Главной целью интеграции является увеличение объемов предлагаемых товаров и услуг с помощью хозяйственной деятельности на международном уровне. 
      Изучая идеи отечественных исследователей можно прийти к выводу, что реальная международная и межгосударственная экономическая интеграция возможно исключительно на базе рыночных механизмов. Как показывают исследования, то высокий уровень технического и экономического развития стран не означает достаточную прочность и широту хозяйственных связей.
      Интеграция охватывает практически все самые развитые регионы мира, а также среднеразвитые страны и страны третьего мира, которые динамично развивают свою экономику. Участие в интеграционных процессах слаборазвитых стран понятно по причине того, что у них слабое научно-техническое сотрудничество и кооперации, а также незначительное участие  в международном разделении труда и  мало развитый товарный поток.
      Теоретические концепции практической необходимости интеграционного развития стран с рыночной экономикой в современных условиях были обоснованы зарубежными учеными в 50-60е годы. Основоположниками теоретических концепций международной экономический интеграции являются В. Хальштейн, М.Алле, Ж.Руэфф, А. Рюгман и другие.
      Рассматривая каждую концепцию по отдельности можно выделить 3 основные теории. Это традиционная, институциональная, рыночно-институциональная и концепция «дирижизма».
      При исследовании традиционной теории стало понятно, что она исходит из  ликвидации торговых барьеров и внедрение координирующего регламента. В рамках данной теории были введены такие понятие как создание и диверсификация новых товарных потоков, и разработка принципов организации, а также диверсификация торговли. Согласно этой теории  во время интеграции появляются новые товарные потоки между странами, которые предотвращают производство более дорогих аналогичных товаров внутри данной страны. Затем эти товары замещают другими, импортируемыми из третьих стран.
      В следствии этого можно сделать вывод, что создания новых товарных потоков в рамках интеграции дает большое преимущество для повышения эффективности производства.
      В 1960 - 90-е гг. в западной экономической теории четко обозначились два основных подхода к изучению интеграции, традиционный и трансакционный.
      Сторонники первого подхода объясняют интеграцию, исходя из ее технологических основ. Представителями этого направления являются : Р. Борк, Р. Блэйр, Д. Казерман.
      Другой подход к исследованию интеграционного процесса основан на работах Р. Коуза, О. И. Уильямсона, Д. Норта, К. Эрроу и других представителей нового направления институциональной школы, разрабатывающих теорию так называемой «трансакционной экономики».
      Интеграционный процесс находит свое выражение в формировании крупных производственных комплексов, внутри которых значительно усиливается централизация производства.
      При изучении экономической интеграции все школы признают необходимость самого интеграционного процесса, но по-разному интерпретируют механизм, цели и субъекты интеграции, а также систематизируют конкретные формы развития международной экономической интеграции. 
      Западные авторы в частности, Б. Баласса, П. Уайлз, Р. Купер, Э. Хаас отмечали раздробленность в разработке данной отрасли  экономического процесса. Большинство ученых опирались назначениях отдельных составляющих интеграционного процесса.
      Либеральный и неолиберальный подходы к изучению интеграционных процессов подразделяются на рыночную школу (В. Репке, Ж. Рюэфф, Р.Арон) и рыночно-институциональную (или неолиберальную) школу (М. Алле, Б. Баласса, Дж. Вайер).
      Ее представители считали, что основа интеграции - это сфера обмена, торговля, рыночные связи, а интеграция - это обеспечение свободы торговли между странами-участницами путем устранения всех препятствий и ограничений в этой области, прежде всего - таможенных пошлин.
      Механизм экономической интеграции, по мнению представителей либеральной школы, включает только рыночные инструменты, и государственное регулирование этого процесса недопустимо.
      Одним из важнейших признаков интеграции В. Репке, как и Ж. Рюэфф, считал, в частности, наличие золотого стандарта и полную обратимость валют, которая обусловливает единство рынка, цен и расчетов.
      Однако мировой опыт свидетельствует, что экономическая интеграция всегда является управляемым процессом. Функционируют интеграционные процессы  национальными правительствами объединяющихся государств и наднациональными (межгосударственными) институтами региональных экономических группировок. Это связано с тем, что она имеет не только положительные, но и отрицательные последствия для стран-участниц, в частности, приводит к усилению конкуренции, к неоптимальному размещению производства и к неравномерному развитию регионов.
      Представители рыночно-институциональной школы считали, что механизм международной экономической интеграции должен уметь сочетать в себе два взаимодополняющих подхода – государственно и рыночное регулирование. Основа интеграции-  это торговля, а интеграция- это отмена протекционизма во взаимной торговле стран-участниц и форма коллективного протекционизма в отношении третьих стран. Дж. Вайнер предложил теорию эффектов интеграции в рамках таможенного союза, что является большим вкладом данной школы в исследование международной экономической интеграции.
      В середине 1960-х гг. ряд французских, английских и итальянских экономистов (Г. Мюрдаль, А. Маршалл, Ч. Киндлбергер и др.) предложили структурную концепцию международной экономической интеграции. Они критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров и факторов производства в интеграционном объединении, считая, что это может привести к диспропорциям в размещении производства и неравенству в доходах.
      Международная экономическая интеграция рассматривалась представителями структурализма как процесс глубоких структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран на основе транснационализации. Согласно теории структурализма, интеграция  служит повышению всеобщего блага. Задачи региональной интеграции и средства, предложенные структуралистами для достижения этих целей, оказались несовместимыми, поэтому в 1970-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства.
      Неокейнсианцы - Р. Купер, Б. Ф. Массел и др. - считали, что для использования выгод международной экономической интеграции и максимального сохранения национального суверенитета необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся стран.
      Это необходимо для достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции:
* объединение государств с последующей утратой ими суверенитета;
* интеграция с максимальным сохранением национальной автономии. 
      Дирижизм - это разновидность неокейнсианского направления экономической теории. Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер отрицали решающую роль рыночного механизма в интеграционных процессах.
      Представителями дирижизма предлагалась усиленная координация экономической и социальной политики, ее наднациональная централизация. Задача государства - создание и поддержка региональной экономической интеграции, по мнению представителей дирижизма, определяется именно как формирование этой оптимальной хозяйственной структуры в рамках региона, с общими пропорциями и структурой воспроизводства. Субъектами интеграции признается только государство и наднациональные органы.
      В рамках данной школы Я. Тинберген впервые выдвинул идею о позитивной и негативной экономической интеграции. Негативная интеграция предполагает просто устранение барьеров на пути товаров и факторов производства. Позитивная интеграция – это принятие законов и создание институтов, еще больше увеличивающих мобильность товаров, услуг и факторов производства.
      Таким образом, сторонники дирижистской школы сводят процесс интеграции к согласованию тех или иных областей экономической и социальной политики между правительствами участвующих стран. При этом они завышали возможности такого согласования и недооценивали значение экономических факторов. Высшим возможным пределом региональной экономической интеграции они считали оптимальную экономическую структуру всего интегрируемого региона, которая опирается на оптимальную экономическую политику.
      Несмотря на разнообразие теоретических концепций, тем не менее единой теории интеграции так и не появилось. Ученые исследовавшие экономическую интеграция так и не смогли объяснить в чем отличаются преимущества страны, которая находится в интеграционной группировке, от той страны, которая в ней не состоит. 
      Развитие теории экономической интеграции состоялось в двух основных направлениях: 
* это рассмотрение экономической интеграции как,  процесс объединения различных компонентов в единое целое. 
* новый институциональным подходом к исследованию экономической интеграции. У его истоков стояли зарубежные исследователи, представители позднего или нового институционализма Р. Коуз, К. Эрроу, Д. Норт, О. Уильямсон. В России этот подход разрабатывают экономисты, которые анализируют хозяйственные и институциональные реформы, имевшие место как в промышленно развитых странах во второй половине ХХ в., так и в нынешних постсоциалистических государствах, исследуют современное предприятие и новейшие организационно-хозяйственные структуры в промышленности.
      Сегодня нет единого мнения о предпосылках интеграционных процессов в мире. Одни считают, что все дело в стремлении некоторых стран к преодолению фактора ограниченности своих ресурсов при производстве специфических дорогих науко- и капиталоемких товаров либо в желании расширить технологический обмен. Другие выдвигают в качестве доминирующих предпосылок внеэкономические факторы, например укрепление коллективной обороноспособности. Третьи считают, что создание интеграционных группировок позволяет их участникам легче и быстрее достигать устойчивого роста производства, социальной стабильности и т. п.
      Все же можно сказать, что интеграция представляет собой процесс сближения национальных хозяйственных комплексов и формирования новой более качественной экономической среды в региональном масштабе.
      На современном этапе интеграция исследуется как сложный, многоотраслевой, саморазвивающийся экономический феномен, который проявляется в наиболее развитых технико-экономических  социально-политических регионах мира. 
      Следовательно, главное в интеграции - это внутренние механизмы и резервы саморазвития и эволюции экономических институтов. Дальнейшее развитие процессов международной экономической интеграции и их трансформация под влиянием глобализации, как и растущее влияние как первых, так и вторых на суверенные государства, порождают новые научныеисследования и разработку новых теорий.
      
      1.2	 Сферы, этапы и механизмы международной экономической  интеграции

      Экономическая интеграция представляет собой непрерывно-целостный процесс обобществления производственно-технологической базы на основе преимущественно технологической специализации, в результате чего формируется многоотраслевой хозяйственный комплекс.
      Появление международной экономической интеграции обусловлено объективными процессами и тенденциями в мировой экономике и международных экономических отношениях. Начиная с этапа формирования мирового рынка и системы мирового хозяйства, идет процесс интеграции каждой национальной экономики в эту систему. 
      На практике взаимопроникновение и сращивание национальных процессов общественного воспроизводства выражается в непрерывном развитии системы кредитных, валютных, торговых, производственных и иных связей между соответствующими национальными хозяйствами.
      Интернационализация и глобализация мировой экономики значительно усиливают интеграционные процессы. Сформировались глобальные рынки товаров, услуг, информации, факторов производства. Увеличились производственные возможности предприятий, в первую очередь, транснациональных корпораций (ТНК); появляются революционные виды товаров и услуг, формируется мировой рынок научно-технических разработок; развивается и углубляется глобальная финансовая сеть, расширяется транспортно-логистическая глобальная система. Все это ускоряет и облегчает международный экономический обмен между странами и содействует их дальнейшему сближению и экономической интеграции.
      Международная экономическая интеграция возникает в результате развития производительных сил, углубления международного разделения труда, интернационализации и глобализации мировой экономики.Однако возможность возникновения международной экономической интеграции не означает ее обязательное возникновение.
      Таким образом, процессы глобализации в мировом хозяйстве сопровождаются регионализацией - хозяйственным сближением стран на региональной основе, принимающим форму международной экономической интеграции.
      Международная экономическая интеграция ? это комплекс экономических отношений сотрудничества стран в различных сферах деятельности, который характеризуется глубоким взаимопроникновением экономик и ведет к долгосрочной технической, технологической и экономической взаимозависимости.
      Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.
      Международная экономическая интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
* устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов между странами - участницами соглашения;
* согласованием экономической политики стран - участниц;
* взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
* формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;
* широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместного финансирования развития экономики и ее инновационного механизма;
* связанными с этим структурными изменениями в экономике стран - участниц;
* сближением национальных законодательств, норм и стандартов;
* целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием;
* региональностью пространственных масштабов интеграции.
Развитие интеграции предполагает наличие определенных предпосылок:
* страны-члены интеграционного процесса  должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и рыночной экономикой. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми.
* наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. 
* наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихсястран .
* наличие страны – лидера интеграции.
      Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» в Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА.
      В международной экономической интеграции выделяют 3 главаных этапа экономической интеграции: 
   * таможенный союз;
   * единый рынок;
   * экономический и валютный союз.
      Одной из основных этапов международной экономической интеграции является таможенный союз. 
      Таможенный союз- это соглашение нескольких государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними.
      Данный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при отмене таможенных пошлин внутри союза, а также создание единого внешнего таможенного тарифа.
      В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-участницами интеграционной группировки, а также общий таможенный тариф для стран не входящих в данный союз.
      Создавая различные внешние преференции и таможенные тарифы, страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен, что дает огромный толчок к переориентировке ресурсов в потреблении и производстве.При повышении внешних таможенных тарифов, странам-членам таможенного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, которые намного дороже.
      В том случае, если внешний таможенный тариф ниже, чем средневзвешенный тариф стран-участниц таможенного союза, то начинается переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Данные меры принимают для повышения конкуренции между внутренними и внешними производителями, но только для того, чтобы показать собственному производителю необходимость выпуска более конкурентоспособного товара.
      Непосредственно само функционирование таможенного союза требует значительных изменений в подходе к управлению интеграционными процессами, таких как:
* координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне
* переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер.
* масштабные переговоры по согласованию таможенно-тарифной политики и приспособления внутренних рынков к возрастающим общим интересам. Для таможенного союза необходимо создание наднациональных органов без которых данный союз навряд ли смог бы обойтись.
      Говоря об валютно-финансовой области, то можно сказать, что оно в большинстве случаев играет обслуживающею роль т.к банки, страховые компании и различные финансовые институты находятся на втором плане.В сферу таможенного союза не входят отдельные отрасли энергетики, оборонная промышленность и другие.Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа влияет на развитие экономической интеграции внутри таможенного союза.
      Единый рынок- это наиболее высокая степень интеграции. Данный этап интеграционного развития на сегодняшний день реализован в Европейском  союзе.Создание единого внутреннего рынка требует согласования большого количества норм и законодательств, которые охватывают большинство сфер деятельности. Для достижения успеха необходимо внедрение новых форм и методов управления, а также приложить максимальные усилия для укрепления наднационального начала.
      Для создания единого рынка предусматривается решение следующих задач:
* разработка общей политики развития отдельных отраслей секторов экономики. При этом выборе следует учитывать социальный резонанс после принятия соответствующих мер т.к в Европейском союзе при переходе к единому рынку в качестве основных сфер были выбраны транспорт и сельское хозяйство.
* создание условий для свободного движения услуг, капитала, информации, рабочей силы, которые дополняют беспрепятственное перемещение товаров.
* формирование общих фондов содействия региональному и социальному развитию. Это означает проявление интереса к нуждам потребителя для ощущения преимущества интеграционного процесса.
      Задачи, которые предстоит решать интеграционным группировкам  требуют использования инструментария, который включает в себя:
* законы, являющиеся обязательными в применении государствами, которые состоят в интеграционной группировке.
* директивы, в которых определяются задачи для обязательного исполнения, но также для стран предоставляется свобода в выборе методов и форм их выполнения.
* решение, которое носит обязательный характер, а также предписывает обязательства по его выполнению для государств-членов группировок в области конкурентной политики.  Политика в области конкуренции довольно значимое звено в интеграционной «системе обеспечения» и поэтому решение обязательно к исполнению.
* рекомендации и заключения. Они не обязательны для выполнения.
      Создание единого рынка предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет:
- создания благоприятных равных условий для инвестиций;
- проведения единой конкурентной политики;
- общих правил регулирования деятельности естественных монополий;
- унификации практики предоставления субсидий;
- отказа от антидемпинговых и иных защитных мер;
- гармонизации технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров;
- упрощения трудовой миграции.
      Представлена таблица на которой можно рассмотреть уровни развития интеграционных объединений на современном этапе.

Таблица 1. Международные интеграционные объединения
Интеграционное
объединение
Год
основания
Уровень
интеграции
Страны-участницы
Азиатско-
Тихоокеанское
экономическое
сотрудничество
(АТЭС)
1989

Зона свободной
торговли (ЗСТ)
Австралия, Бруней, Вьетнам,
Гонконг, Канада, Китайская
народная республика (КНР),
Индонезия, Малайзия,
Мексика, Новая Зеландия,
Папуа-Новая Гвинея, Перу,
Россия, Сингапур, США,
Таиланд, Тайвань, Чили,
Филиппины, Южная Корея,
Япония
Общий рынок стран
Южного конуса
(МЕРКОСУР)

1991
Общий рынок
Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай
Североамериканское
соглашение о
свободной торговле
(НАФТА)

1994
Зона свободной
торговли (ЗСТ)
Канада, Мексика, США
Европейский
Союз (ЕС).
Первоначально-
Европейское
экономическое
сообщество (ЕЭС)
1958/
1992
Экономический
союз (ЭС)
Австрия, Бельгия, Болгария,
Великобритания, Венгрия,
Дания, Германия, Греция,
Ирландия, Испания, Италия,
Кипр, Латвия, Литва,
Люксембург, Мальта,
Нидерланды, Польша,
Португалия, Румыния,
Словакия, Словения,
Финляндия Франция, Чехия,
Швеция, Эстония, Хорватия
Европейская
ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ)

1960
Зона свободной
торговли (ЗСТ)
Исландия, Лихтенштейн,
Норвегия, Швейцария
Содружество
независимых
государств (СНГ), 10

1991
Экономический
союз (ЭС)
Армения, Азербайджан,
Беларусь, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Россия,
Таджикистан, Украина,
Узбекистан

      При завершении создания единого рынка должен возникнуть переход к более значимому этапу- экономическому союзу. Некоторые направления политики стран-членов интеграционной группировки определялись совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который следил за экономическим развитием каждой страны и Союза в целом.
      Одним из сложнейших этапов западноевропейской интеграции являетсяединая валютная политика. Это постепенный переход от единого рынка через экономический союз к валютному и экономическому союзу с выходом на единую для всех стран валюту- евро.
      Появление единого рынка соответствовало возникновению долговременных и трудных задач в социальной и экономической сфере, которые нельзя решить без коллективных механизмов. Например: безработица, пенсионное обеспечение, инфляция, необходимость проведения единой политики в области науки или техники и т.д.
      Для экономических агентов единая валютная политика и валюта означает единство денежно-кредитного и валютного регулирования по всей территории Европейского союза. Единая валюта наиболее устойчивее перед другими валютами. Если судить по первому опыту, то евро составляет конкуренцию не только доллару, но и йене. При ужесточении требований к финансовому состоянию стран, которые входят в состав ЕС, проявляется негативное воздействие на запланированное расширение Союза.
      Говоря о евро, то нельзя не упомянуть о том, что не у всех стран есть право ввести евро. Критерии для получения права таковы:
* дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП в рыночных ценах, а государственный долг не должен превышать 60% ВВП в рыночных ценах;
* годовая инфляция не должна превышать 1,5 % по отношению к усредненному уровню инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
* средне номинальное значение долгосрочной % ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
* в течение двух лет предшествующих членству в экономическом и валютном союзе, национальная валюта не должна девальвироваться, ее обменный курс не должен выходить за пределы установленных колебаний.
      В заключении хотелось бы отметить, что интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаиморазвития.  

ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА
2.1	 Международная экономическая интеграция в Европе

      Наибольшего развития экономическая интеграция достигла в европейской части мира. Предпосылкой к этому стала необходимость в обеспечении международного экономического порядка, который был основан на сотрудничестве между странами. 
      По мере развития хозяйственных связей все более четко появлялась потребность в совместном регулировании экономических процессов государствами и странами ЕЭС в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель данного регулирования – это устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующих субъектам этих стран, раскрепощение конкуренции, создание путем согласования внешней и внутренней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства.
      Изначально интеграционная политика ЕС была направлена на создание благоприятных условий для экономического сотрудничества стран, сращивания национальных рынков товаров и услуг, рабочей силы и капитала.
      Опыт интеграции в Западной Европе показал полностью соответствие теоретических предпосылок интеграции и практических результатов. Для создания предпосылок и развития интеграции между странами основу экономики данных стран должна составлять обрабатывающая промышленность. Интеграция аграрных и сырьевых стран малоэффективна в практическом плане. Все страны-члены интеграционного экономического процесса должны иметь устойчивое социально-экономическое устройство.
      В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью хозяйственного взаимодействия стран-участниц, а также расширительными тенденциями.
      Первый этап (1951-1957 гг.). 18 апреля 1951 г. в Париже был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).
      Парижский договор о создании ЕОУС объединил 6 стран Европы. В рамках ЕОУС отменялись импортные и экспортные пошлины, любые количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в Общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный высший руководящий орган, состоявший из независимых представителей стран сообщества, осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики. Процесс международного дал надежду на объединение Европы и открыл путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.
      Второй этап (конец 1950-х - начало 70-х годов) по праву называется «Золотым Веком» в истории сообщества. В марте 1957 г. те же шесть стран («Группа шести»): Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС; его второе официальное название «Общий рынок») и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и тоже имел отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики. Особо важное значение имел договор о создании Европейского экономического сообщества, его отличает комплексный многосторонний подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит «свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов». 
      Основными целями ЕЭС («Общего рынка») были определены:
* постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
* установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
* ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
* проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
* унификация налоговых систем;
* установление правил конкуренции в «Общем рынке»;
* сближение законодательств стран-участниц;
* разработка принципов согласования экономической политики и др.
      Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 1970-х до середины 80-х 46 гг.) ознаменовался противоречиями и значительными трудностями в деятельности сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис: низкие темпы роста производства относительно других стран Запада и самый высокий уровень безработицы.
      В январе 1973 г. происходит первое количественное расширение ЕС в результате присоединения к нему трех государств - Великобритании, Дании и Ирландии.
      Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978 г. создается Европейская валютная система (ЕВС), базирующаяся на двух основных элементах: на европейской расчетной валютной единиц и создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части национальных валютных резервов стран-участниц. В 1981 г. происходит новое расширение ЕС - в него вступила Греция.
      Четвертый этап (с середины 1980-х до начала 90-х гг.). В 1985 г. Комиссия европейских сообществ распространила документ под названием «Белая книга», в которой указывалось, что, несмотря на отмену таможенных пошлин вскоре после подписания Римского договора, единство Европейского сообщества оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные торговые ограничения, административные формальности, таможенный надзор, различия технических спецификаций и норм в разных странах, протекционизм в некоторых сферах; ограничения, мешающие предприятиям действовать на уровне ЕС так же, как на национальном уровне.
      Главной целью реформирования ЕС было создание единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином европейском акте, вступившем в силу в 1987 г. ЕЕА должен был представлять собой «пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц», его создание планировалось к 31 декабря 1992 г. Предусматривалось полное устранение физических, технических, налоговых и иных барьеров на пространстве ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 г. На этом этапе в 1986 г. состоялось третье расширение ЕС, в сообщество вступили Испания и Португалия.
      Пятый (современный) этап формирования целостной хозяйственной системы ЕС ? переход к формированию Экономического, валютного и политического союза. В декабре 1991 г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст договора о Европейском союзе (Маастрихтский договор о Европейском союзе). В соответствии с договором учреждается единое европейское гражданство, политический союз, а также формируется экономический и валютный союз.
      Маастрихтский договор ввел понятие Экономического и валютного союза (ЭВС) и указал конкретные сроки его создания - 1 января 1999 г. С этого дня вводится сначала в безналичный оборот новая валюта евро, которая в течение трех с половиной лет будет сосуществовать национальными валютами государств, вошедших в ЭВС, а с 1 июня 2002 г. полностью заменит их. Предполагалось в эти сроки осуществить полную экономическую конвергенцию национальных экономик государств - членов и на основе этого переход к единой валютной политике ЕС.
      Интеграция финансовых рынков связана с процессами глобализации мировой экономики, с одной стороны, и усилением конкуренции между 4 отдельными государствами и регионами, с другой стороны. Крупнейший в мире  экономический союз – ЕС, осуществил наивысшую форму валютной интеграции –ввел единую валюту, общую для всех членов ЕС. Да.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.