VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016203
Тема: Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании.
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании…………………………..........6
1.1. Основные понятия и роль управления конкурентоспособностью организации…………………………………………………………………………..6
1.2.	Методы оценки эффективности управления конкурентоспособностью  организации…………………………………………………………………………13
1.3. Проблемы и перспективы управления конкурентоспособностью    организации ………………………………………………………………………...19
ГЛАВА2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССАУПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ООО «КОМСЕРВИС»…………………..33
2.1. Общая характеристика ООО «Комсервис»………………………………......33
2.2.	Анализ и оценка эффективности процесса управления  конкурентоспособностью ООО «Комсервис» .......................................................44
2.3.	Пути совершенствования процесса управления конкурентоспособностью ООО «Комсервис ......................................................................................................53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….........65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..……...69
ПРИЛОЖЕНИЯ









ВВЕДЕНИЕ
     В условиях рыночной экономики повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений за результаты хозяйственной деятельности.
     В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Огромными темпами развивается конкуренция, создающая условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих задач компаний с целью закрепления его на рынке с получением максимальной прибыли. Решающим фактором коммерческого успеха товаров и услуг на конкурентном рынке является конкурентоспособность предприятий.
     Высокая конкурентоспособность организации является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом организация имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. Неустойчивое экономическое состояние компании не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности организации выживать в изменяющихся рыночных условиях. Роль конкурентоспособности в настоящее время достаточна, высока в связи с высоким уровнем конкуренции. 
     Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что в предпринимательской деятельности компания не сможет добиться коммерческого успеха на рынке и удержать свои позиции, преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности. Выбор общих стратегий конкуренции для компании это сложный и самый важный элемент всей финансово-экономической политики предприятия. Нормальное функционирование предприятия в различных сферах деятельности в условиях рынка предполагает определения его конкурентных преимуществ с выявлением слабых и сильных сторон его деятельности, что позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде. В условиях постоянно меняющихся  рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым. Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.
     Цель исследования – провести анализ конкурентоспособности и разработать пути совершенствования процесса управления конкурентоспособности ООО «Комсервис».
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     * раскрыть основные понятия и роль управления конкурентоспособностью организации;
     * описать методы оценки эффективности управления конкурентоспособностью  организации;
     * выделить проблемы и перспективы управления конкурентоспособностью    организации;
     * дать общую характеристику ООО «Комсервис»;
     * провести анализ и оценить эффективность процесса управления  конкурентоспособностью ООО «Комсервис»;
     * выявить пути совершенствования процесса управления конкурентоспособностью ООО «Комсервис».
     Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «Комсервис».
     Предметом исследования является управление конкурентоспособностью ООО «Комсервис».
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
     В первой главе приводятся теоретические понятия и роль управления конкурентоспособностью компании, где определены основные методы оценки эффективности и проблемы управления конкурентоспособностью компании на основе изученных литератур по теме исследования.
     Во второй главе рассматривается управление конкурентоспособностью ООО «Комсервис». Дается характеристика, оценки и анализ основных экспериментальных исследований по теме дипломной работы  предприятия за три года, и с учетом выявленных проблем разработаны пути совершенствования процесса управления конкурентоспособностью ООО «Комсервис».
     Научной и методической основой дипломной работы послужили теоретические исследования зарубежных и отечественных ученых: Ф. Котлера, Ж. Ламбена, Дж. Пилдеч, Е. Дихтль, Н.А. Савельевой, Г.А. Антонова, Е.А. Ивановой, Е.И. Мазилкиной, Т.Г. Паничкиной по вопросам управления конкурентоспособностью компании, а также анализ и оценка эффективности управления конкурентоспособностью данного предприятия.
     Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что она содержит пути совершенствования управления конкурентоспособностью, которые могут быть использованы в совершенствовании для дальнейшей деятельности ООО «Комсервис».
     
     
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОМПАНИИ

1.1. Основные понятия и роль управления конкурентоспособностью организации
     Возникновение конкурентной среды в различных отраслях экономики обусловило становление в России рыночных отношений.  Неотъемлемой частью рыночной экономики является конкуренция. Она же побуждает предпринимателей и коммерсантов в наиболее сжатые сроки внедрять всё то новое, что является в результате научных исследований и достижений научно-технического прогресса. 
       Конкуренция представляет собой сложное явление, принимающее разнообразные формы. Несмотря на то, что понятие конкуренции сформировалось в древние времена, современный термин «конкуренция» происходит от немецкого слова «konkurrenz». В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов «concurro/concurencia» обозначали различные явления (с одной стороны слияние и взаимопроникновение, с другой стороны – столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения процессов [7, С. 156].
       Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли [8, С.104].
     Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукция или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара [9, С. 176].
     Существует множество определений понятия «конкурентоспособность» среди современных экономистов. На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности (табл. 1.1). 
     Таблица 1.1
Определения термина «конкурентоспособность»
Автор
Определение конкурентоспособности
М. Портер
Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений
М. Гельвановский
Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
П. Завьялов
Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке 
В. Е. Хруцкий, 
И. В. Корнеева
Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг 
Н. С. Яшин
Включает совокупность, с одной стороны, характеристик самой организации, определяющуюся уровнем использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала, а также потенциала маркетинговых служб, а с другой стороны – внешних социально-экономических и организационных факторов, позволяющих организации создавать более привлекательную по ценовым и неценовым характеристикам продукцию по сравнению с конкурентами. Главный критерий эффективности деятельности организации 
Р.А. 
Фатхутдинов
Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной
потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке 
В. Шепард.
«Конкуренции присущи разнообразные аспекты, но, конечно, ее главная функция очевидна. Эффективная конкуренция заставляет рыночную систему хорошо работать». 
     
     Многие экономисты считают, что конкурентоспособность предприятия – это способность производить продукцию, которая бы пользовалась спросом при эффективном использовании финансового, кадрового и производственного потенциалов, способность субъекта рыночных отношений конкурировать на рынке наряду с уже присутствующими там субъектами рынка [9, С.117].
     Из табл. 1.1 видно, по мнению других авторов, конкурентоспособность – это свойство субъекта экономики изготавливать и реализовывать конкурентоспособные товары и услуги, возможность предприятия быстро адаптироваться к меняющимся условиям конкуренции и его конкурентоустойчивость. Многие экономисты характеризуют конкурентоспособность как умение получать прибыль на вложенные средства в краткосрочном периоде, превышая заданную прибыльность и производить товары, привлекательные для потребителей по ценовым и иным характеристикам, нежели товары конкурирующих фирм [40, С.48].
     Существует другое понятие конкурентоспособности фирмы как совокупности параметров, показывающих способность компании к устойчивому сохранению своих позиций на рынке, к увеличению масштабов действий на рынке и захвату иных сфер на рынке.
     Конкурентоспособностью предприятия, по мнению других экономистов, может являться уровень реального и потенциального насыщение потребности, по сравнению с аналогичными продуктами на рынке. На наш взгляд, конкурентоспособность субъекта бизнеса – это способность удержаться на данном рынке при высокой конкуренции с аналогичными товарами [10, С.412].
     Для успеха в конкурентной борьбе предприятия стремятся достичь превосходства в своей отрасли, чтобы опередить конкурентов и завоевать долю рынка. Из этого следует, что предприятию необходимо производить такие товары (оказывать услуги), производство которых будет недоступно для конкурентов на протяжении нескольких лет [11, С.263]. Предприятия, добившиеся успеха в создании и реализации инновационных товаров, все чаще являются монополистами, в результате чего они захватывают рынок и получают прибыль за счет снижения своих издержек в долгосрочной перспективе.
     Выделяют несколько уровней конкурентоспособности:
     * конкурентоспособность страны
     * конкурентоспособность экономики 
     * конкурентоспособность отрасли
     * конкурентоспособность предприятия
     * конкурентоспособность товара
     Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.
     Так, конкурентоспособность предприятия будет складываться из конкурентоспособности каждого товара, произведенного им. Каждое предприятие, входя в какую-либо отрасль, формирует конкурентоспособность экономики и страны в целом.	   Понятие конкурентоспособности является базовым для любого предприятия и рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах – уровне предприятия в целом, уровне производства и уровне продукции [33, С. 156].
     Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны. Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции [42, С. 97].
     Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильным является ее применение именно к экономическим объектам. 
     Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня: 
     * микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия) – характеристики, отражающие собственно качество и цены продукции; 
     * мезоуровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характеристики, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей;
     * макроуровень (народнохозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат. На макроэкономическом уровне определяются основные условия конкурентоспособности функционирования всей хозяйственной системы [14, С.76].
     Мезоуровень конкурентоспособности формирует перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий.
     На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества [15, С. 361]. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества.
     В последние годы появилось также понятие кластерной конкурентоспособности. Кластер – это группа соседствующих, взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, согласованно действующих в интересах создания конечной конкурентоспособной продукции. Поэтому многоуровневую структуру экономической категории «конкурентоспособность» с учетом современных тенденций возможно дополнить конкурентоспособностью кластера [16, С.91].
     Учитывая свойства многоуровневости конкурентоспособности, можно составить таблицу иерархии понятий конкурентоспособности субъектов рынка (табл. 1.2).
     Таблица 1.2
Иерархия понятий конкурентоспособности
Уровень иерархии
Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность страны
Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений 
Конкурентоспособность региона
Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов (инновационные,
интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста 
Конкурентоспособность отрасли
Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли
Конкурентоспособность организации
Способность: 
- к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов; 
- удовлетворять потребности потребителей путем производства и предложения рынку товаров, превосходящих конкурентов; использовать производственные и управленческие ресурсы для развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия 
Конкурентоспособность товара
Способность быть привлекательным для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам 
     
     Наряду с многоуровневым характером конкурентоспособность обладает целым рядом других особенностей.
     Состояние экономики  возможно рассматривать с точки зрения внешней и внутренней конкурентоспособности. При рассмотрении внешней конкурентоспособности экономики речь идет о доле от отраслей в экспорте или, применительно к товарам и услугам, – о способности продавать товары и услуги на мировых рынках, наличии в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны. К числу свойств конкурентоспособности относится необходимость ее количественной оценки, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер [17, С. 247].
     В этой связи конкурентоспособности присуще свойство многовариантности (многоаспектности). Данная категория относится к числу оценочных, что предполагает наличие субъекта оценки (кто оценивает), объекта оценки (что оценивается), цели (критерия) оценки конкурентоспособности. Субъектом оценки конкурентоспособности могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т. п. Объектом оценки являются объекты и субъекты конкурентоспособности. Целями (критериями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, способность возврата заемных средств и т. п. К числу объектов традиционно относят продукцию (работы, услуги). В более широком понимании к объектам конкурентоспособности относятся продукция, нормативные акты, научно методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, персонал, ценные бумаги, инфраструктура, информация [18, С. 52].
     Конкурентоспособность носит относительный характер и выявляется в результате сопоставления анализируемого объекта (субъекта) с конкурирующими с ним объектами (субъектами). Сопоставление должно удовлетворять требованиям полноты и конкретности. Исключение составляют редкие случаи «абсолютного» характера конкурентоспособности. Например, товар, обладающий уникальными свойствами, не имеющий товаров-заменителей; предприятие монополист [43, С. 59].
     Конкурентоспособность обладает таким важным свойством, как конкретность проявления, то есть привязанность ее к конкретным условиям и прежде всего к конкретному рынку и определенному периоду времени. 
     Конкурентоспособности присущ динамический характер, она изменяется с течением времени, и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде, а также и других обстоятельств. 
     К числу важнейших особенностей конкурентоспособности следует отнести возможность оказывать на нее влияние, то есть управлять ею как одним из важнейших параметров стратегического развития. Кроме того, конкурентоспособности присуще свойство противоречивости, что обусловливает необходимость сочетания интересов потребителя и товаропроизводителя.
     
     1.2. Методы оценки эффективности управления конкурентоспособностью  организации
     Конкурентоспособность организации определяется следующими факторами:
     1. качество услуг;
     2. наличие эффективной стратегии маркетинга;
     3. уровень менеджмента и квалификации персонала;
     4. технологический уровень производства;
     5. налоговая среда, в которой действует предприятие;
     6. доступность источников финансирования [19, С. 182].
     Вопросы методики оценки конкурентоспособности предприятия являются недостаточно разработанными. Большинство предлагаемых методик применимы в отношении промышленных предприятий, так как базируются на методах сравнительной оценки продукции ( приложения 1).
     
     Однако специфика услуг, которая заключается в их нематериальности, неосязаемости, неоднородности, индивидуальности, несохраняемости, непостоянстве качества, находит свое отражение в субъективности их восприятия и, соответственно, в невозможности их параметрической оценки подобно товару в материально-вещественной форме. Следовательно, поскольку процесс оказания услуги осуществляется одновременно с обслуживанием клиента, то при оценке конкурентоспособности предприятия их следует рассматривать и оценивать как единый неразрывный процесс, влияющий на прирост клиентской базы и, как следствие, на рост выручки от оказания услуг.
     Коротков А.М., Еленева Ю.Я. выделяют три уровня обеспечения конкурентоспособности предприятия (рис.1.1):
     

Рис. 1.1. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
     Применительно к нашему предмету исследования, критериями конкурентоспособности предприятия являются те аспекты его деятельности, которые позволяют предприятию достичь устойчивых конкурентных преимуществ по сравнению с другими предприятиями, а показателями (индикаторами) конкурентоспособности – отдельные характеристики данных сторон деятельности предприятия.
     На каждом из этих уровней обеспечения конкурентоспособности предприятия ими выделяются соответствующие критерии.
     Оценку конкурентоспособности предприятия можно проводить по следующим направлениям деятельности предприятия: торгово-производственная деятельность, финансовая деятельность, организационная и управленческая деятельность, кадровая работа и коммерческая деятельность предприятия [44, С.60].
     Необходимость разработки и использования системы критериев и показателей конкурентоспособности предприятия обусловлена стремлением управлять экономическим процессами, целенаправленно вести работу по повышению эффективности деятельности предприятия через управление его конкурентоспособностью, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях. 
     В зависимости от конкретных целей анализа используются различные показатели или их сочетание, которые дают количественную и качественную оценку деятельности предприятия в области обеспечения конкурентоспособности [45, С.25]. 
     Таким образом, в зависимости от конкретных целей анализа используются различные показатели или их сочетание, которые дают количественную и качественную оценку деятельности предприятия в области обеспечения конкурентоспособности. Основным недостатком всех этих показателей является то, что они рассматривают конкурентоспособность предприятия как статичную характеристику и не учитывают динамичность данной категории в зависимости от сочетания внутренних и внешних факторов в разные периоды времени [46, С.26].
     Применительно к сфере услуг можно выделить следующие наиболее важные критерии и показатели конкурентоспособности предприятия (табл. 1.3).
     Таблица 1.3
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия
Критерий
Показатели
эффективность производственной деятельности предприятия
- рентабельность

- фондоотдача

- фондоемкость

-материалоотдача

- материалоемкость

-производительность труда.
финансовое состояние предприятия
- показатели имущественного положения;

- показатели ликвидности и платежеспособности предприятия;

- показатели финансовой устойчивости;

- показатели деловой активности;

- показатели финансовых результатов деятельности предприятия.
эффективность организации продвижения услуг
- показатели эффективности рекламы
конкурентоспособность предлагаемых услуг
- качество услуг;

- доля на рынке.
деловая активность
- надежность поставщиков;

- быстрота реакции на заказы;

- инвестиционная привлекательность.
     
     Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке.
     Так, Лобанов М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются:
     * определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;
     * выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;
     * определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
     * выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.
     В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям.
     В экономической литературе выделяются методы оценки конкурентоспособности предприятия (приложение 1) [20, С.149].
     Например, метод SWOT анализа – универсальная методика стратегического менеджмента. Объектом SWOT анализа может стать любой продукт, компания, магазин, завод, страна, образовательное учреждение и даже человек
     Последовательность действий при проведении SWOT анализа показана на рис. 1.2.











Рис. 1.2 Последовательность действий при проведении SWOT анализа
     
     Преимущества SWOT анализа заключаются в том, что он позволяет достаточно просто, в правильном разрезе взглянуть на положение компании, товара или услуги в отрасли, и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии управленческих решений.
     Результатом проведения SWOT анализа предприятия является план действий с указанием сроков выполнения, приоритетности выполнения и необходимых ресурсов на реализацию.
     Методика SWOT анализа позволяет максимально полно и подробно оценить риски и возможности компании, спланировать работающую маркетинговую стратегии услуг, работ, товара:
     * проводится анализ окружающей рыночной среды товара или услуги а разрезе внешних и внутренних факторов;
     * на основе проведенного анализа формируются сильные стороны бизнеса, слабые стороны бизнеса, угрозы и возможности рынка для бизнеса;
     * полученные параметры вносятся в SWOT матрицу для удобства анализа;
     * на основе SWOT матрицы формируются выводы о необходимых действиях с указанием приоритетов выполнения и сроков.
     Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Swot-анализ позволит сделать стратегические выводы относительно будущего развития ООО «Комсервис».
     SWOT анализ представляет собой анализ позитивных и негативных сторон предприятия (слабых и сильных факторов внутренней среды), а также угроз внешнего окружения и возможностей внешнего окружения.
     Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:
     * горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
     * вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
     * факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
     * сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов [28, С.243].
     Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия одно направлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов повышения конкурентоспособности, другой – стоимость этих факторов, третий – качество услуг и т.д. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия необходимо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.
     Оценку конкурентоспособности предприятия можно проводить по следующим направлениям деятельности предприятия: торгово-производственная деятельность, финансовая деятельность, организационная и управленческая деятельность, кадровая работа и коммерческая деятельность предприятия с применением разнообразных методов.
     
     1.3. Проблемы и перспективы управления конкурентоспособностью    организации
     
     В настоящее время практически ни одна компания не является монополистом на своем рынке. У каждой фирмы есть конкуренты, с которыми она вынуждена бороться с помощью различных методов и применяя разные конкурентные стратегии для достижения рыночного успеха  [20, С.150].
     В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции практически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским предприятиям  приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских компаний [22, С.83].
     Конкуренция, являясь механизмом соперничества субъектов рынка, вместе с тем выступает движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Конкурентоспособность является определяющим фактором делового успеха. В любой сфере деятельности в фокусе основных поставленных проблем непременно надо рассматривать вопросы повышения конкурентоспособности [28, С.245].
     На снижение конкурентоспособности организации в современных условиях оказывают влияние следующие факторы: неразвитость рыночной инфраструктуры, неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции, изношенность (физическая и моральная) основных фондов. A так же относительно высокая ресурсоёмкость выпускаемой продукции, убыточность производства продукции, субъективность в ценовой и налоговой политике, неуправляемость конкурентоспособностью продукции организации со стороны компании, отраслей и регионов, усиление конкурентоспособности со стороны ведущих зарубежных фирм и другое. Интенсивное развитие организации осуществляется на основе экономически обоснованного совершенствования техники, технологии и организации производства, труда, управления, благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, передового опыта, режиму экономии, мобилизации внутренних резервов и проявляется в повышении уровня и динамики соотношения результатов производства с затрачиваемыми и привлекаемыми ресурсами [23, С. 437].
     В России понятие «конкурентоспособности организации» стало изучаться сравнительно недавно. И в связи с этим российские компании сталкиваются сегодня с рядом проблем, связанных с этим понятием. Перечислим некоторые из них.
     1. Многие ошибки в конкурентной борьбе обусловлены сложностью самого явления конкуренции, далеко не всегда осознаваемого менеджментом предприятий. Зачастую конкурентоспособность воспринимается и понимается персоналом компании, и в том числе ее управленческим звеном, как нечто абстрактное, существующее лишь в теории [26, С. 234]. Отчасти это связано с достаточно слабой изученностью данного понятия российской наукой и недостаточной освещенностью его в отечественной литературе, посвященной вопросам эффективности организации и ведения бизнеса. В связи с этим проблема конкурентоспособности не учитывается в работе предприятия как таковая. В итоге это, как правило, приводит к тому, что компания «плывет по течению» до тех пор, пока не будет подавлена уже действующими конкурентами, либо пока на рынок не выйдут перспективные молодые компании, способные в кратчайшие сроки резко уменьшить долю рынка данной компании либо даже сместить ее с этого сегмента.
     2. Как было отмечено, проблема конкурентоспособности стала изучаться в России сравнительно недавно, в связи с чем определенная доля компаний столкнулась с еще одной сложностью. Даже если руководство компании осознает необходимость управления ее конкурентоспособностью, зачастую оно слабо представляет, каким образом возможно грамотно и наиболее эффективно организовать подобные мероприятия [2, С. 129].
     3. Традиционное понимание конкурентоспособности характеризуется тем, что она рассматривается как фактическая, уже сложившаяся. Поэтому вопрос управления ею отпадает по определению. В рамках исследования проблемы конкурентоспособности компаний это приводит к тому, что существует управление главными факторами конкурентоспособности (ценой, качеством продукции) при отсутствии понимания необходимости управления самой конкурентоспособностью.
     4. Даже компании, руководство которых осознало необходимость процесса управления конкурентоспособностью, сталкиваются с ошибками. Так, например, может преувеличиваться значение в этом процессе какого-то конкретного конкурентного фактора и, значит, недооцениваться остальные. Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняется прогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование [26, С. 235].
     5. Кроме того, формирование конкурентоспособности предприятия, становление его конкурентного преимущества и работа над его укреплением требует определенных, и зачастую значительных, затрат. Поэтому мероприятия по повышению конкурентоспособности должны быть учтены в финансовых планах всех уровней. В реальности же организации, как правило, не учитывают данную статью затрат в своих финансовых планах, что в итоге приводит к отсутствию средств на проведение соответствующей деятельности, а значит и к игнорированию мероприятий по повышению конкурентоспособности.
     6. Зачастую руководство о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44