VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-методологические основы формирования социальнокультурной активности личности в детском творческом коллективе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012560
Тема: Теоретико-методологические основы формирования социальнокультурной активности личности в детском творческом коллективе
Содержание
Глава I. Теоретико-методологические 

основы формирования социальнокультурной активности личности в детском творческом коллективе.

 1.1. Детский творческий коллектив: понятие, сущность, функции.

Человек формируется и изменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений. Только через коллектив каждый его член входит в общество. 

Прежде чем понять в чем же особенности детского творческого коллектива, рассмотрим само понятие «коллектив» в широком смысле, а также понятие - «детский коллектив», с точки зрения педагогики и психологии.

В мировой и российской педагогике и психологии существует не одно определение понятия «коллектив». Рассмотрим некоторые из них.

 Российская педагогическая энциклопедия, определяет коллектив - (от лат. collectives — собирательный) рассматривается как социальную общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения»(Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 450)

Коджаспирова Г.М.дает следующее определение: коллектив – группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива (Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 334).

Таким образом, коллектив представляет собой группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива. Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п.

Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой». В психологии рассматривается сущность коллектива и его характеристики. Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиции марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской, А.С. Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали, прежде всего, с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистских черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. А.С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработаны им принципы «параллельного действия», мажорный стиль; традиции коллектива и др.

Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др. В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Проблема нравственного развития ребенка в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и, прежде всего в меру его нравственно ценностной активности. В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка.

 Таким образом, мы подошли к определению понятия «детский коллектив».

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение детского коллектива. Это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена 

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: «… - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности…».

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

Это должна быть такая организация, при которой: 

дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е.осуществляется возрастное разделение; 

значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; 

обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; 

деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Чтобы наиболее полно разобраться и понять особенности функционирования детского творческого коллектива, необходимо дать определение понятию «творчество».

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

- процесс создания субъективных ценностей.

Особенности детского творчества связаны со сжатостью во времени этапов творческого акта, субъективной новизной деятельности и ее продукта, а также способностью ребенка к продуктивному самовыражению. Творчество ребенка – это особый вид деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности ребенка как субъекта. Ценность детского творчества заключается не столько в практических результатах, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут быть принципиально новыми, а в том, что в процессе освоения деятельности раскрываются его индивидуальные возможности[Урсегова, стр. 73] 

Творческим коллективом можно считать такой коллектив, который «вырабатывает новые решения (в своей области), и восприимчив к новым идеям … имеет стимулы для творчества»[Ильин.Е.П, с. 6].

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.

Проблеме детского творчества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита, М.Н. Скаткина, В.Г. Злотникова, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, П.И. Пидкасистого, Р. Мюллера, Б. Джефферсон.

Определяя понятие творчества, все авторы опираются на следующее значение: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью.

В то же время каждый из ученых по-разному смотрит на источник возникновения творчества, его развитие и обучение. Так, по мнению сторонников биогенетизма (А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита), детское творчество имеет самопроизвольный, спонтанный характер в своем развитии.

Одной из основных проблем современного школьного образования является отсутствие специальных занятий по развитию творческого начала, креативности. В школах обучение ведется по готовым правилам и схемам, преобладает вербально-символический язык, а не наиболее подходящий для большинства ребят образно-практический. Поэтому местом, где дети могут свободно заниматься творчеством, становятся школы дополнительного образования: художественные, музыкальные, театральные. 

Несмотря на то, что такие дополнительные уроки увеличивают общую занятость ребенка, они влияют на оценки в обычной школе в лучшую сторону. Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.

Творчество детей обладает одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. А вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное - не является первостепенным. Конечно, для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъем, когда их работы отмечаются преподавателем, выставляются публично, оформленные в выставочные рамы как у профессиональных художников, отправляются на конкурсы и т.д. Детское творчество - это такая деятельность, которая создает нечто новое. Оно тесно связано с игрой, и граница между творчеством и игрой лежит в целевой установке - в творчестве поиск и осознание нового обычно определены как цель, игра же цели не имеет.

На основе всего вышеизложенного мы можем дать определение понятию «детский творческий коллектив», выявить его особенности и фнкции.

Детский творческий коллектив - демократическая саморазвивающаяся организация детей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.

Можно выделить следующие отличительные признаки детского творческого коллектива:

Функционирование в сфере свободного времени.

Деятельность добровольная.

Деятельность общедоступная.

Деятельность, осуществляемая в связи с внутренними потребностями личности.

Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников.

Всестороннее изучение детского творческого коллектива предполагает понимание специфики его структуры, так же, как и специфики взаимодействия индивида внутри его формальных и неформальных структур. Все совокупности связей, складывающиеся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами, определяются «характером распределения функций между членами коллектива»[Современная психология, с.525]. Но согласно исследованиям Э. Мэйо на них же не в меньшей степени влияют структуры формальных и неформальных связей. Поскольку «неформальная структура группы – это реально складывающиеся в коллективе структура связей, коммуникаций и влияния»[Современная психология, с.526].

«Структура – это воплощение формы, в то время, как процесс, воплощение функции»[Ицхак К.А, с.526]. Знание структуры детского творческого коллектива и понимание его функционирования необходимы в реализации его творческого потенциала. Конечно, знание это не предскажет полностью поведение коллектива в тех или иных случаях. Но предугадать направление его поможет.

Творческие (исполнительские) коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии. Коллектив подобного рода состоит из подгрупп, определяемых исполнением (инструментально). В оркестре существуют группы, необходимые для функционирования его, именно, как оркестра. Струнные, духовые и т.д. В драматических, оперных, балетных коллективах существуют присущие лишь им функционально необходимые группы. Творческие коллективы, структурно состоящие из формальных или неформальных групп, изучаются средствами социологии и социальной психологии. Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

- психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

- явления коммуникации и взаимодействия в парах;

- взаимодействия внутри малых (до 20 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом. Понятие «коллектив», его соотношение с понятием «группа людей». 

Подходы к классификации любительских художественных коллективов: 

исполнительские коллективы (кружки, студии, ансамбли всех видов и жанров); авторские коллективы (студии); любительские объединения.

Типы художественно-творческих организаций: учебные, творческие, коммуникативные, комплексные.

Формы творческих организаций: кружки, студии, ансамбли, любительские объединения и др.

Базы создания любительских коллективов: клубные учреждения; школы; центры детского и юношеского творчества; вузы и т.д.

Коллектив самодеятельного творчества - не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и утверждается. Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по собственной инициативе, и взрослыми объединяются в коллективы, оказывающие на них огромное воспитательное влияние. Вступая в коллективные связи, зависимости, взаимодействия, дети приобретают благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности интересов, применения способности и дарований, для самопроявления, самоутверждения и самосовершенствования.

Нас в большей мере интересуют детские творческие коллективы, процесс формирования которых происходит на базе центров дополнительного образования. Они могут быть стабильными и нестабильными, формальными и неформальными. Это зависит от силы и устойчивости интереса детей, от содержания, методики и организации работы коллектива. К формальным самодеятельным коллективам относятся детские коллективы, в которых досуговая деятельность строго регламентируется расписанием и осуществляется под управлением штатного или внештатного руководителя. Это в основном детские кружки. К неформальным коллективам относятся такие коллективы, деятельность которых не имеет строгой регламентации и строится всецело на инициативе и самодеятельности ребят. К ним следует отнести детские объединения по интересам. 

Детский творческий коллектив – это особое социальное явление, исторически обусловленное степенью развития общества. Задачи общества по отношению к детскому коллективу, его воспитательные цели определяются характером общественных отношений и местом детей, занимаемым в системе этих отношений. Свободное время ребенка сегодня преимущественно понимается как деятельность, организуемая с детьми во внеурочное время для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге (праздники, вечера, концерты, спектакли, дискотеки, походы и т. д.).

 Внеурочная работа имеет четко выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность в организации различных творческих коллективов, клубных формирований и досуговой деятельности, которые занимаются с детьми в свободное от учебы время. Это хорошая возможность для организации межличностных отношений в любом творческом коллективе между собой, между детьми и руководителем, между другими группами в коллективах. В процессе работы детских коллективов можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач нравственного воспитания. Современная творческая деятельность осуществляется работу в сложнейших социально-экономических условиях, в условиях кризиса в политике, социальной сфере и общественном сознании. В этих условиях борьбы за свое собственное существование, клубная деятельность, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Современная досуговая деятельность в творческих коллективах имеет возможность моделировать и проектировать свое развитие в зависимости от собственной специфики. Специалистами социокультурной деятельности ставятся следующие цели – формирование гражданского, правового, нравственного, эстетического, экологического сознания личности в деятельности детских коллективов. Главной отличительной особенностью детского творческого коллектива является направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, построении их отношений. При этом детский коллектив составляет условие и инструмент осуществления воспитательной функции. Ведущим видом деятельности детского самодеятельного коллектива является его творческая деятельность, сплоченность в ансамбль.

Таким образом, специально организуемое взрослыми объединение детей – детский коллектив – позволяет моделировать характер всеобщих отношений, присущих обществу. И реальная практика этих отношений внутри детского коллектива имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Детский коллектив – та специфическая социальная среда и те условия, в которых не только формируются, но и развертываются, качественно изменяются все отношения детей.

Коллективы детского творчества подразделяются, прежде всего, по видам и жанрам искусства. В центрах функционируют драматические, кукольные, хоровые, музыкальные, танцевальные кружки, кружки изобразительного и прикладного искусства. Каждый вид художественной самодеятельности имеет свои особенности, однако, принципы организации их во многом совпадают.

Как инструмент воспитания, детский творческий коллектив организуется взрослыми. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально-важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуславливает возможности развития индивида как личности. 

Далее, рассмотрим функции, которые выполняет детский самодеятельный коллектив.

Итак, термин «функция» заимствован из математики, в буквальном переводе с латинского – «предназначение». Функции самодеятельности – это ее общественное предназначение, обусловленное общественными потребностями и особенностями системы социально-культурной деятельности. Существует огромное количество разных классификаций функций. 

Рассмотрим эти функции поподробнее.

1. Функции свободного времени (досуга)

а) Функция отдыха или рекреативная функция – восстановление сил, затраченных на производстве, в сфере труда, смена деятельности, эмоциональное переключение.

б) Гедонистическая функция (Гедонис – бог удовольствия) или функция развлечения – реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций.

в) Функция развития личности – усвоение знаний, умений и навыков.

2. Функции социально-культурной деятельности (СКД)

а) Воспитательная. В самодеятельном коллективе реализуется опосредованно, руководитель в роли воспитателя через творческую деятельность воздействует на личность, изменяя ее качества в лучшую сторону.

б) Созидательно-творческая. Руководитель самодеятельного коллектива создает творческую атмосферу, побуждает участников к творческой деятельности, созданию нечто нового, самобытного и оригинального, или хотя бы элементов творчества. Не все виды и жанры самодеятельности являются творческими, многие из них – репродуктивные. 

в) Просветительная или информационно-комментаторская. Получение какой-либо информации, знаний в процессе творческой деятельности с комментариями руководителя коллектива.

г) Гедонистическая - реализация потребности в радости, наслаждении, положительных эмоций в процессе занятий любимым видом творчества.

д) Коммуникативная – функция общения. В самодеятельном коллективе реализуется более качественно, так как здесь происходит общение с людьми, имеющими такие же интересы и потребности в творчестве.

е) Функция культурного посредничества – участники самодеятельности пропагандируют своим творчеством тот или иной жанр искусства, тем самым являются посредниками между аудиторией, населением и профессиональным искусством.

3. Частные функции

Рассматривая частные функции, следует отметить, что система взглядов на классификацию явлений культуры, а тем более на функции каждого вида находится в процессе становления. Однако какому бы виду культуры самодеятельность ни принадлежала, она является подсистемой общей культуры в целом, а общей же направленностью культуры является социализация, гуманизация, «очеловечивание» человека, развитие его сущностных сил и способностей. Содержанием любого вида культуры (политической или технической) является соответствующих способностей человека (политических или технических). В первых двух случаях определяются общие функции самодеятельности, присущие всем ее видам. Что касается третьего, то здесь обнаруживаются функции, присущие одним видам и не свойственные другим. То есть, природа самодеятельного творчества полифункциональна.

Для детского творческого коллектива все эти функции применимы так же, как и для взрослого, но с учётом возрастных особенностей.

Таким образом, детский самодеятельный коллектив – это сложное, многофункциональное явление. Это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Важнейшими принципами организации детских творческих коллективов являются: массовость, общедоступность, добровольность, систематичность, планомерность. Общественно-полезная деятельность немыслима без самостоятельности и активности участников. Ребята сами выбирают объект для занятий, добровольно участвуют в организационной и творческой работе, в ее планировании, в распределении обязанностей, в контроле и оценки деятельности. Руководитель же коллектива направляет эту энергию в нужное русло. 

Не будет этих принципов, не будет и развитого коллектива, возможности которого можно использовать для всестороннего развития личности, то есть как инструмента для целенаправленного влияния непосредственно через коллектив.

Таким образом, в заключение данного параграфа хотелось бы отметить, что детский творческий коллектив является добровольным объединением детей на основе каких-либо общих интересов. Такой коллектив обязательно имеет руководителя-педагога, который организует его деятельность с учетом внутренних потребностей и способностей ребенка.  Участие ребенка в детском самодеятельном коллективе целиком и полностью является добровольным. Каждый ребенок имеет право выбрать себе тот или иной творческий коллектив соответственно своим интересам и способностям.  Особо важно, то, что детские коллективы (кружки, клубы, самодеятельные объединения) решают ряд важнейших функций. Например, наряду с отдыхом, способствуют организации полезного досуга, реализуют потребность в радости и наслаждении, обеспечивают усвоение полезных умений и навыков. Нельзя не отметить то положительное влияние, которое они оказывают на личность в плане формирования коммуникативной культуры, развития творческих способностей ребенка и стремления творческой деятельности.

	1.2. Влияние детского творческого коллектива на формирование социокультурной активности детей

	Анализ работ российских и зарубежных исследователей показывает, что в социальной философии, психологии и педагогике обстоятельно изучены различные аспекты становления и развития личности, ее социальной активности. Вместе с тем необходимо признать, что недостаточное внимание обращено на структурное рассмотрение данного процесса в культурной среде, хотя значимость как раз такого научного разбора акцентируется многими учеными. Практически отсутствуют работы, в которых исследуется структура социально-культурной активности, а также ее роль как личностного качества в моделях социально-культурной деятельности: профессиональной и любительской.

	Впервые, с научной точки зрения, термин «социально-культурная активность» в своих исследованиях рассматривают Ярошенко Н.Н. и Шарковская Н.В. В своих работах они отмечают, что «…в современном российском обществе социально-культурная деятельность во многом способствует осуществлению гуманистического предназначения человека и утверждению приоритета личности. Это усиливает общественную значимость формирования социально-культурной активности в виде существенного качества современного человека в учреждениях культуры и образования…».

	Понятие «социально-культурная активность» обладает способностью фиксировать суть педагогических закономерностей социально-культурной деятельности, среди которых автором выделяются: 

	- непременное присвоение личностью жизненного культурного опыта;

	- достижение его открытости в различных сферах досуга на основе самоорганизации поведения;

	- учета требований общества; 

	- обусловленность содержания, форм и методов социально-культурной деятельности уровнем развития ее субъектов и соответствующих отношений, прежде всего в системе «специалист социокультурной сферы – участники досуговых программ»; 

	- причины воспитательных и развивающих эффектов социальных проектов особенностями взаимодействия личности с миром культуры; 

	- интеграция внутренних связей между компонентами образовательной, коммуникативной, информационно- просветительной и других функций социально-культурной деятельности.

	Однако реализация этих закономерностей осложняется противоречиями между потребностями социума в формировании активности личности и индифферентностью, пассивностью большей части граждан, отчуждением от участия в деятельности институтов сфер культуры и образования.

	 В своем исследовании «Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход» Шарковская Н.В. отмечает:

	«Использование структурно-функционального подхода к процессам формирования социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования способно быть продуктивным, если: 

	- приобретет поэтапный характер; 

	- основной структурой социально-культурной активности личности станет внутренняя структура, обеспечивающая актуализацию ее прямых и опосредованных функций в педагогическом процессе учреждений культуры и образования; 

	- ведущими факторами динамики структуры выступит «горизонтальная» и «вертикальная» дифференциация функций социально-культурной активности личности в профессиональной и любительской социально-культурной деятельности;

	 - построение модели социально-культурной активности личности произойдет в соответствии с ведущими принципами социально-культурной деятельности, а также с использованием выделенных из внутренней и внешней структуры понятийных пар;»

	Структура социокультурной активности личности включает в себя следующие составляющие:

	1) становление культурной потребности в пространстве досуга; 

	2) личностный поиск мотивации к конкретной сфере социально-культурной деятельности; 

	3) целеобразование в организации досуговых занятий; 

	4) изменение предмета постижения культурных явлений; 

	5) личностная рефлексия и оценка культурного продукта.

	На основании данной структуры, строится вся функциональная база исследуемого понятия, а именно (1-я ступень структурной упорядоченности):

 функции социокультурного взаимодействия личности с субъектами социальных общностей и формаций: 

социальная организация досуга; 

регуляция социальных взаимоотношений в системе «специалисты социокультурной сферы – участники досуговой деятельности» 

 функции социально-культурной активности личности, гарантирующие реализацию ведущих общественных средств социально-культурной деятельности, а именно (2-я ступень структурной упорядоченности):

адаптация к социально-педагогическим условиям осуществления культурной деятельности; 

добровольное участие в социальном покровительстве и благотворительности; 

информационное ориентирование о содержательном аспекте ведущих сфер социально-культурной деятельности; 

рекреативная направленность на восприятие общекультурных стандартов досуговой деятельности; 

межличностная коммуникация в психолого-педагогическом пространстве социокультурных институтов; 

культуротворчество в виде результата возмещения социальных проектов 

 функциональные части – виды выраженности социально-культурной активности личности (3-я ступень структурной упорядоченности): 

познавательная, 

спортивная, 

художественная, 

экологическая. 

Кроме прямых функций, на основе установленных обобщенных закономерностей социального поведения личности в сфере досуга, вычленен ряд опосредованных функций. Среди них выделены: развивающая, ориентационная, мобилизационная и др., имеющие свой спектр предназначения в культурной деятельности. 

Таким образом, в объективной действительности модель социально-культурной активности личности проявляется как определенного рода система культурных связей, образующих ее структуру. 

На этом основании представлено следующее определение социально-культурной активности личности: целостное явление, постижимое посредством опыта, формирующееся в ходе целенаправленного освоения человеком закономерно связанных культурных ценностей, общественных средств, в т.ч. социальных знаний в педагогическом процессе социально-культурной деятельности, и, соответственно, реализоваться в учреждениях культуры и образования.

Социокультурная активность личности – понятие емкое и многогранное. Мы попытаемся рассмотреть ее феномен в условиях детского творческого коллектива.

Мы уже выяснили, что детский творческий коллектив - это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. 

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др..

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личност.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%