- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Учет и анализ расчетов предприятий (организаций) с контрагентами
| Код работы: | W012517 |
| Тема: | Учет и анализ расчетов предприятий (организаций) с контрагентами |
Содержание
САНКТ?ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономики и управления
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Учет и анализ расчетов предприятий (организаций)
с контрагентами
по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика, «Бакалавриат» по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Руководитель ВКР:
Выполнил студент:
Заведующий кафедрой экономики и
5 курса ПЗ13З0804 учебной группы
управления, д. э. н., профессор
Князева Мария Викторовна
Е.Г. Хольнова
____________
____________
(подпись)
(подпись)
___________________________
ВКР защищена: «25» июня 2018 г.
с оценкой «________________»
(Допустить к защите/К защите не попущена)
Заведующий кафедрой экономики и
Председатель ГЭК д. э. н., профессор
управления, д. э. н., профессор
Н.П. Веретенников
Е.Г. Хольнова
____________
____________
(подпись)
(подпись)
«____» мая 2018 г.
Санкт-Петербург
2018 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
3
1. Теоретические аспекты учета и анализа расчетов с контрагентами в
7
деятельности бюджетного учреждения
1.1 Сущность, цели, задачи и особенности учета и анализа расчетов с
7
контрагентами в деятельности бюджетного учреждения
1.2 Нормативное регулирование и документальное оформление
11
расчетов с контрагентами в практике бюджетного учреждения
1.3 Особенности подходов к проведению анализа расчетов с
17
контрагентами в бюджетном учреждении
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МБУДО «Детская
23
художественная школа № 1 г. Владивостока»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
23
МБУДО «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока»
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного
28
учреждения.
2.3 Организация учета расчетов с контрагентами в МБУДО «ДХШ № 1
40
г. Владивостока»
3. Разработка рекомендаций по улучшению учета и анализа расчетов с
51
контрагентами в МБУДО «ДХШ № 1 г. Владивостока»
3.1 Практические аспекты учета расчетов с контрагентами в
51
бюджетном учреждении
3.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей в
59
учреждении
3.3 Рекомендации по улучшению организации расчетов с
контрагентами в учреждении и оценка их эффективности
64
Заключение
74
Список литературы
77
Приложения
82
3
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема для настоящей выпускной квалификационной работы «Учет и анализ расчетов предприятий (организаций) с контрагентами» является актуальной в современной бюджетной системе. Бюджетные организации в рамках, возложенных на них учредителем целей и задач, вступают в отношения со сторонними организациями. В целях исполнения возложенных обязанностей учреждение также осуществляет внебюджетную деятельность, осуществляются взаиморасчеты с контрагентами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Любая организация, осуществляющая деятельность и предоставляющая некую услугу не может функционировать в одностороннем порядке. Контрагенты составляют важнейшую сторону этого взаимодействия. А взаиморасчёты с ними играют важнейшую роль для развития деятельности и верного исполнения государственного бюджета.
На этапе экономического развития большое внимание уделяется отношениям бюджетного учреждения с поставщиками и подрядчиками. Точное ведение расчетных и финансовых отношений приводит к росту развития экономических связей, к совершенствованию договорной и расчетной дисциплин, так как от выполнения обязательств, своевременности
и порядочности осуществления расчета, зависит развитие договорных отношений между ее соучастниками. Контролируя состояние расчетов, бюджетное учреждение сократит дебиторскую и кредиторскую задолженности, ускорит оборачиваемость оборотных средств, что повлияет положительно на его финансовое состояние.
Сначала нужно понять, кто же такие контрагенты. Контрагент – это физическое или юридическое лицо, учреждение либо организация, т.е. любая сторона гражданско-правовых отношений, получающая или же предоставляющая работы (услуги), между которыми заключен договор (контракт).
4
В данной работе присутствуют такие понятия контрагентов, как заказчик, поставщик и подрядчик. Поставщики - это организации, поставляющие заказчикам различные производственные ресурсы (готовую продукцию, товары). Подрядчики выполняют для организаций определенные виды работ (строительные, ремонтные, монтажные и др.) или услуг (посреднические, коммунальные). Заказчик – это обратная сторона этих отношений, юридическое лицо, заинтересованное в выполнении исполнителем, какой-либо услуги (работы). Все стороны договорных отношений и являются контрагентами, будь то это поставщик, заказчик или физическое лицо.
Для оптимизации и минимизации расходов, необходимо привлекать контрагентов, получающих услугу, и внимательно осуществлять выбор контрагентов, совершающих услугу для организации. Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с контрагентами, необходимо организовать ежедневный контроль текущих состояний взаиморасчетов и следить за тенденциями их изменений в долгосрочной перспективе.
Муниципальные учреждения в рамках реализации возложенных на них учредителем целей и задач заключают с контрагентами контракты (договоры), в рамках которых совершаются расчеты. При проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения, проверяющие органы обращают внимание на соблюдение учреждением законодательных норм при ведении расчетов с контрагентами, причин появления всякой задолженности. Кроме того, учреждение само выступает как контрагент, оказывая услуги, причем направленность данных услуг зависит от вида деятельности организации. Дебиторская задолженность отрицательно влияет на финансово-хозяйственное состояние, поэтому важно формирование правильной информации, которая объективно отразила б сумму дебиторской
и кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность включает задолженности: подотчетных лиц, поставщиков, подрядчиков, налоговых органов, в том числе и в сумме
5
предоплаты, до начала оказания услуг (работ). Кредиторская задолженность
— это долги самого учреждения перед поставщиками, подрядчиками, налоговыми органами, физическими лицами и так далее.
Актуальность проблемы правильного учета расчетов с разными дебиторами и разными кредиторами и определила предпочтение мной темы данной выпускной квалификационной работы «Учет и анализ расчетов с контрагентами» на примере учреждения МБУДО «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока»;
Цель выпускной квалификационной работы – разработка рекомендаций по повышению эффективности учета и анализа расчетов МБУДО «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока» с контрагентами.
Для решения были поставлены следующие задачи:
? изучить сущность, цель, задачи и особенности учета и анализа расчетов с контрагентами в деятельности бюджетного учреждения;
? изучить документальное оформление и нормативное регулирование расчетов с контрагентами в практике бюджетного учреждения;
? рассмотреть особенности подходов к проведению анализа расчетов с контрагентами на бюджетном учреждении;
? провести анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
? рассмотреть организацию учета расчетов с контрагентами в МБУДО «ДХШ № 1 г. Владивостока»;
? отобразить практические аспекты учета расчетов с контрагентами в бюджетном учреждении;
? провести анализ дебиторской и кредиторской задолженностей МБУДО «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока»;
? разработать рекомендации по улучшению организации расчетов с контрагентами в учреждении.
6
Объектом исследования является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока».
Предмет исследования – способы и методы учета и анализа расчетов предприятий (организаций) с контрагентами.
Методологической и технической базой для написания работы послужили: Гражданский кодекс Российской Федерации (РФ), Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации". Информационной основой для работы послужили материалы Минфина России; Постановления Правительства РФ, в том числе Постановления и Распоряжения Администрации г. Владивостока, иными нормативными правовыми актами РФ.
Работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложений.
В первой главе излагаются теоретические аспекты учета и анализа расчетов с контрагентами в деятельности бюджетного учреждения.
Во второй главе передается краткая организационная характеристика деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа № 1 г. Владивостока», анализ её финансово-хозяйственной деятельности и организация учета расчетов с контрагентами.
В третьей главе приведены практические аспекты учета, анализ дебиторской и кредиторской задолженностях и рассмотрены рекомендации по совершенствования учета и недопущения задолженностей.
В заключении делаются выводы по результатам исследования.
7
1. Теоретические аспекты учета и анализа расчетов с контрагентами в деятельности бюджетного учреждения
1.1 Сущность, цели, задачи и особенности учета и анализа расчетов
с контрагентами в деятельности бюджетного учреждения
В процессе финансово-хозяйственной деятельности бюджетное учреждение имеет отношения с разными контрагентами - организациями, предприятиями, учреждениями, предпринимателями без образования юридического лицa, физическими лицaми, являющимися и не являющимися сотрудниками учреждения [35].
Контрагенты – это одна из сторон (лицо или учреждение) по отношению к другой стороне договора. Любая из сторон этих отношений будет являться контрагентом.
Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие учреждению различные производственные ресурсы и материальные ценности (готовую продукцию, товары) или оказывающие услуги (подача тепла, воды, гaза, отпуск электроэнергии), выполняющие разные рaботы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.) необходимые для осуществления
деятельности организации (учреждения). Для нормального функционирования любой организации требуется определенные условия, например – электричество, связь, отопление.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведут, как пр.aвило, после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения рaбот или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия, либо по его поручению. Без согласия предприятия, оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном. Учреждение вправе совершать авансовые платежи в соответствии с Федеральными законами о контрактной системе, на основании которых действует и совершает сделки.
8
Покупатели или заказчики - это организации, либо физические лица, которые приобретают товарно-материальные ценности, получают товар, заказывают выполнение работ и оказание услуг. Расчеты с покупателями ведутся с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.
Физическое лицо - это человек, учащийся, работник, индивидуальный предприниматель, обладающий правоспособностью. В свою очередь, это сторона отношений, заключающая договор на оказание либо получение какой-либо услуги, выполнение работ, услуг и т.д.
Бюджетные учреждения – организации, предприятия, финансирование деятельности, которых происходит из государственного бюджета. Источниками формирования хозяйственных средств, в таких учреждениях являются финансирование на нужды муниципального задания, а также доходы от оказания платных услуг. Любая организация в ведении своего учета, должна предоставлять достоверную информацию, о финансово-хозяйственной деятельности, проверяющим органам.
Для достижения цели исполнения государственного бюджета вышестоящим органам необходимо регулярно контролировать муниципальные учреждения. Направленность всех участников процесса на одну и ту же цель - исполнение бюджета и непрерывное управление, контроль органов над учреждениями, способствует усовершенствованию ведения бухгалтерского учета, а значит недопущение какой-либо задолженности, либо ошибок. Своевременное информирование, проведение семинаров для учреждений в каких-либо новых изменениях, в приказах, постановлениях, помогает избежать бухгалтерам недочеты и проблемы в работе. Проблемы необходимо регулярно выявлять и решать, прежде всего, для обеспечения достойной жизни населения в муниципальных
9
образованиях. Муниципальные образования регулярно обязаны отчитываться, о результатах проведенной деятельности.
Все участники бюджетного процесса должны быть заинтересованы в надлежащем исполнении обязательств по договору, должны анализировать свои долговые обязательства. Ни одна сторона отношений не допустит возникновение у себя долгосрочной дебиторской задолженности. Именно поэтому каждая из сторон должна взаимодействовать, вести взаимовыгодное сотрудничество, искать пути совершенствования взаиморасчетов.
Таким образом, мы видим, что особенность учета и анализа расчетов с контрагентами в бюджетных организациях, состоит в оформлении бухгалтерскими документами хозяйственных связей и, связанных с ними, возникающих денежных расчетов и обязательств, а также взаимодействие сторон для совершенствования взаиморасчетов.
Помимо правового статуса государственного учреждения, основной цели деятельности, бюджетное учреждение обладает своими особенностями
в ведении бухгалтерского учета. Основные особенности бухгалтерского учета бюджетных организаций:
? бухгалтерские счета Плана счетов бюджетного учёта;
? ведётся строгий контроль, за целевым использованием средств;
? извлечение прибыли не основная цель деятельности;
? предпринимательская деятельность возможна лишь, если она не противоречит Уставу;
? состав основных средств и материальных запасов;
? структура баланса;
? сроки предоставления бухгалтерской отчетности в проверяющий
орган;
? непрерывное внесение изменений в регулирующие нормативные документы, постановления, заполнения отчетности и предоставления информации и др.
10
Точная организация расчетов мeжду контрагентами и учреждения оказывает непосредственное влияние на улучшение ведения финансово-хозяйственной деятельности и своевременного поступления денежных средств. Таким образом, задачами учета расчетов с контрагентами являются:
? верное отражение движения денежных средств в учреждении;
? контроль за использованием денежных средств по назначению;
? контроль за своевременным выставлением платежных документов
и за сроками их оплаты;
? обеспечение точного и правильного произведения расчетов с покупателями и заказчиками;
? контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
? регулярная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
? контроль за перечислением авансовых платежей;
? правильное отражение выданных авансов подотчетным лицам и заполнение авансовых отчетов, проверка представленных кассовых чеков построчно, подтверждающих расходы;
? систематическое информирование контрагентов о существующей задолженности;
? ежeквартальное ведение актов сверки взаиморасчетов;
? правильность внесения реквизитов в платежные поpучение и другие документы для осуществления оплаты;
? контролировать надлежащие к исполнению обязательств [23]. Основная цель проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками в
бюджетном учреждении - установить соответствие совершенных операций по расчетам с контрагентами действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности. Согласно этой цели, первой задачей проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками является проверка наличия договоров, правильность их
11
оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок.
Следующей задачей является проверка правильности оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг, выполнению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности.
Далее нeобходимо проверить заблаговременно ли погашена и правильно ли отражена кредиторская и дебиторская задолженности на счетах бухгалтерского учета. А также верно ли разнесены доходы и расходы к отчетным периодам.
Мы определили сущность учета расчетов с контрагентами в бюджетном учреждении, выявили главные задачи и поставили основную цель учета расчетов это соответствие совершенных операция действующему законодательству и верное отражение операций в бухгалтерской отчетности. Определили особенности учета и анализа в бюджетной организации. Таким образом, сделали вывод, что в сокращении задолженности заинтересованы все организации. То есть любая сторона взаимодействия должна ставить перед собой задачи и соблюдать верность в расчетах с контрагентами, своевременно анализировать, верно, отражать и стараться не допускать какую - либо задолженность.
1.2 Нормативное регулирование и документальное оформление расчетов с контрагентами в практике бюджетного учреждения
Расчеты в бюджетных учреждениях осуществляются в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Разберем, какими основными нормативными документами регулируется бухгалтерский учет в бюджетном учреждении.
В РФ существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, представлена в таблице 1.1.
12
Таблица 1.1 – Система нормативного регулирования в РФ.
Уровни
Разрабатываемые нормативные документы
Первый: Законодательный
Законодательные акты, указы Президента РФ и
уровень
Постановления Правительства РФ;
Второй: Нормативный уровень
Документы, разрабатываемые
Министерством Финансов РФ;
Третий: Методический уровень
Инструкции, методические указания разрабатываемые
Минфином РФ или другими ведомствами;
Четвертый: Организационный
Рабочие документы, положения и инструкции по
Уровень
бухгалтерскому учету организации, для системы
внутреннего регулирования деятельности.
К первому уровню относятся такие правовые акты:
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ - основной нормативный акт, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации. В кодексе определены, такие понятия как: бюджет; бюджетная система; бюджетный процесс; бюджетное учреждение; расходы и доходы бюджета; бюджетные и денежные обязательства; главный распорядитель бюджетных средств и т.д. (ст. 6 БК РФ). Бюджетное учреждение обладает полномочиями (согласно ст. 162 БК РФ) и расходует бюджетные средства на определенные цели (ст. 70 БК РФ) [7].
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений [11].
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ - устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами
13
муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом [10].
4 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг [13];
5 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Настоящий закон устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. Согласно положениям Федерального закона, бюджетные учреждения производят закупки товаров, работ услуг для осуществления своей деятельности из средств от оказания платных услуг. Все государственные заказчики обязаны руководствоваться в закупочной деятельности нормами Федерального Закона №44-ФЗ, а организации, осуществляющие закупки на собственные и внебюджетные средства, обязаны использовать в работе нормы Федерального Закона №223-ФЗ [14];
6 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете". Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета [3];
7 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N
195-ФЗ.
Второй уровень включает основные нормативно-правовые акты, которыми руководствуются учреждения в ведении бухгалтерского учета:
? Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Настоящим приказом утверждены перечни унифицированных форм первичных учетных документов, перечень регистров и форм бухгалтерского учета, методические указания по применению форм первичных учетных документов и
14
формированию регистров бухгалтерского учета, применяемые государственными учреждениями [17];
? Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н, Инструкция 174н от 16.12.2010г. На основании настоящего приказа и Инструкции по его применению, в бюджетных учреждениях утверждается единый план счетов [4];
? Приказ Минфина России от 25.03.2011г. №33н. В приказе регламентирован порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственными учреждениями [5];
? Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н. В соответствии с приказом ведется бухгалтерский учет учреждения в части исполнения полномочий бюджетных средств [18];
? Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Утверждены формы бюджетной отчетности, порядок их составления и представления [16].
Третий уровень – методический, включает инструкции, методический указания, правовые акты, разрабатываемые финансовыми органами и другими ведомствами:
Приказ Казначейства России от 12.10.2017 № 24н (ред. от 11.01.2018) – устанавливает сроки представления главными распорядителями средств федерального бюджета, сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений;
Совместные письма Минфина России и Федерального казначейства.
К четвертому уровню относятся правовые документы бюджетных учреждений, издаваемые самим учреждением:
? Учётная политика;
? Положение по платным услугам, приказы руководителя о
15
проведении инвентаризации и другие.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (согласно ч. 4 ст. 9 402-ФЗ). Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
На основании пункта 3 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, бухгалтерский учет ведется по проверенным и принятым к учету первичным документам методом начисления.
В организации основанием для отражения в бухгалтерском учете соответствующих операций служат: Договор (контракт) - в соответствии с Гражданским кодексом РФ, это соглашение между контрагентами, юридическими, либо физическими лицами, об установлении, изменений или прекращений гражданских прав и обязанностей; Товарно-транспортная накладная (ТОРГ-12) - это документ, которым сопровождается поставка материальных ценностей; Доверенность (ф. № М-2[по ОКУД 0315001]) - применяется для оформления права отдельного лица выступать в качестве доверенного для получения материальных ценностей. Акт о приемке материалов (ф. № М-7) - документ, составляемый при поступлении материальных ценностей, является основанием для предъявления претензий
к поставщику; Платежное поручение (ф. 0401060) - распоряжение плательщика о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств.
Для отражения операций расчетов в конце отчетного периода формируется Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф.
16
0504071) предназначен для организации аналитического учета расчетов с контрагентами.
Основные виды первичных документов учреждения:
? Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф.0531702).
? Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф.
0504071).
? Главная книга (ф. 0504072)
? Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф.
0504071)
? Журналах операций (ф. 0504071).
Отчетность бюджетного учреждения составляется из данных Главной книги и регистров бюджетного учета; на основе плановых (прогнозных) и аналитических данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.
В рамках инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности образовательные учреждения проводят сверку расчетов с контрагентами, налоговыми органами и внебюджетными фондами с целью подтверждения числящихся на бухгалтерских счетах учреждений сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также выявления неучтенной задолженности. Сверка расчетов осуществляется путем оформления актов взаимных сверок. Инвентаризация активов и обязательств, проводится по форме (ф.0504089) в целях составления годовой бюджетной отчетности [c. 25].
Бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. На конец периода главным бухгалтером отправляется бухгалтерская отчетность на проверку в финансовый орган, выполняющий полномочия главного распорядителя по формам:
? Баланс (ф. 0503130, 0503730);
? Пояснительная записка (ф. 0503760);
17
? Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях средств бюджета (ф.
0503124);
? Отчет исполнения бюджета (ф. 0503127);
? Отчет исполнения учреждением плана ФХД (ф. 0503737);
? Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123, 0503723);
? Отчет об обязательствах (ф. 0503128, 0503728);
? Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности
(ф.0503169);
? Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) [25]. Таким образом, важно понимать, насколько важно правильное
документирование и документирование в целом любой хозяйственной операции, не только на внутреннем уровне организации, но и при сдаче отчетности, при закрытии отчетного периода, ведь документы имеют оправдательный, распорядительный и информационный характер. Документы должны быть заверены всеми сторонами соглашения или договора. При проверке контролирующим органом, а также при выявлении задолженности на конец периода, либо при предъявлении поставщику, бухгалтер сможет аргументировано отчитаться по любому движению средств.
1.3 Особенности подходов к проведению анализа расчетов с контрагентами в бюджетном учреждении
Государственные учреждения в рамках реализации возложенных на них учредителем целей и задач заключают с контрагентами контракты, в рамках которых совершаются расчеты. В ходе ведения расчетов с контрагентами на бюджетном учреждении используют разные подходы к проведению анализа. Бюджетные учреждения ежегодно подвергаются контролю со стороны проверяющего финансового органа. При проверке деятельности учреждения, контролирующие органы обращают внимание на соблюдение учреждением законодательных норм при ведении расчетов с
18
контрагентами [20].
Как правило, проверяющие вышестоящие органы проводят плановые проверки. Внеплановые проверки осуществляются только при наличии информации о нарушении норм законодательства РФ.
Среди всех проводимых контролерами процедур проверки можно выделить несколько основных этапов:
1. Определение особенностей организации деятельности учреждения.
2. Изучение результатов инвентаризации расчетов, которую проводило проверяемое учреждение.
3. Анализ контрактов (договоров), заключенных учреждением в проверяемом периоде. Как было отмечено, закупки товаров, работ, услуг осуществляются государственными учреждениями в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, Закона о закупках товаров и услуг, положением о закупках товаров, ГК РФ. Как правило, в ходе проверок расчетов с контрагентами контролеры подробно не анализируют соблюдение работниками проверяемого учреждения норм названных законов при заключении контрактов (обычно это предмет отдельной проверки). В большей степени проверяющих интересует, применялись ли конкурентные способы определения поставщика, был ли применен правильный способ определения исполнителя контракта. Одновременно обращается внимание на установленный в контракте (договоре) размер аванса (он должен быть в пределах, установленных законодательными актами).
4. Проверка журналов операций (в частности, журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками).
5. Выявление причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Ему уделяется особое внимание. Наличие дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета нежелательно, поскольку обычно это свидетельствует о неэффективном принятии решений руководителем учреждения. В отношении бюджетных и автономных учреждений устанавливается предельно допустимое значение
19
просроченной кредиторской задолженности, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения. Поэтому со стороны учредителя проводится особый контроль в отношении наличия у учреждения кредиторской и дебиторской задолженности, ее размера, принятых мер по устранению (погашению) такой задолженности, причин просрочки и т. п. Муниципальные учреждения, составляя отчетные бухгалтерские формы, отражают в них подробную аналитическую информацию о наличии задолженности. При этом указываются размер задолженности, дата возникновения, причина возникновения задолженности, дата просрочки задолженности, меры, принятые учреждением для погашения задолженности, контрагент, в расчетах с которыми возникла такая задолженность, и др.
Выявленные нарушения и информация по тем операциям, по которым документы отсутствуют либо оформлены с нарушением норм законодательства РФ, отражается в акте проверки.
Все замечания проверяющих, выявленные по результатам проверки, должны быть исправлены. За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, муниципальный контроль, ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Выделим основные ошибки и нарушения, которые могут быть обнаружены по результатам проверок государственных (муниципальных) учреждений:
? Нарушение в части установления размера авансовых платежей;
? Превышение предельного размера расчетов наличными деньгами;
? Отсутствие документального подтверждения расходов;
? Нецелевое использование бюджетных средств;
? Нарушения в части списания с учета дебиторской (кредиторской) задолженности.
Во избежание нарушений и задолженностей проведение анализа важно
20
в любой хозяйственной деятельности учреждения, и не только анализа расчетов с контрагентами. Но именно анализ расчетов с контрагентами в бюджетном учреждении должен проводиться систематически, в первую очередь конечно для сверки платежей, для верного разнесения операций и отражения в бухгалтерском учете, для предоставления достоверной отчетности. Исполнения бюджета первостепенная цель любого государственного учреждения, но при этом и больше планируемых доходов быть не должно. На недопущение всякой задолженности влияет работа, как руководителя, так и бухгалтерии, а также контрактных специалистов учреждения.
В первую очередь, для анализа расчётов с контрагентами в учреждении важно в конце каждого отчетного периода, проводить сверку платежей.
Под контрагентами бюджетного учреждения, можно понимать – физических и юридических лиц, сотрудничающих и связанных в процессе выполнения обязательств по заключенному договору. Выделяют две группы контрагентов в учреждении:
? Внешние контрагенты, в числе которых поставщики, подрядчики, исполнители, получатели (покупатели) услуг;
? Внутренние контрагенты, под которыми подразумевают сотрудников учреждения [23].
Сверка рaсчетов с внешними контрагентами осуществляется по средству составления и отправления в их адрес актов-сверок взаимных расчетов по обязательствам, выданным авансам, доходам.
Сверка расчетов с внутренними контрагентами осуществляется по средству документальной поверки расчетов по заработной платe, расчетов с подотчетными лицами, и т.д. В таком случаем сверяются суммы начисленные и оплаченные по расчетно-платежным ведомостям, РКО, по авансовым отчетам и прочим документам.
В ходе таких сверок устанавливается правильность и обоснованность дебиторской и кредиторской задолженностей, числящихся на счетах.
21
Выявляются суммы просроченных задолженностей, суммы задолженностей, не востребованных кредиторами, а также суммы задолженности, нереальные к взысканию.
Данные по обязательствам учреждения, отражаемые в годовой бухгалтерской отчетности, рекомендуется подтверждать сверкой расчетов, проводимой в рамках ежегодной инвентаризации. Сверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), получателями услуг осуществляется посредством оформления актов совместных сверок расчетов (актов сверок взаимных расчетов). Расчеты с сотрудниками учреждения сверяются путем документальной проверки сумм начисленных и произведенных в пользу них выплат. В ходе таких сверок подтверждается правильность и обоснованность числящихся у учреждения дебиторской и кредиторской задолженностей, выя....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

