VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление развитием физкультурно-спортивных и образовательных организаций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012569
Тема: Управление развитием физкультурно-спортивных и образовательных организаций
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)





Институт физической культуры, спорта и здоровья

Кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания









Сарбалаев Альберт Маратович





ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К 

ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ 





Магистерская диссертация



Направление подготовки 

44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование» 



Магистерская программа

«Управление развитием физкультурно-спортивных 

и образовательных организаций»











Научный-руководитель:



Гилев Геннадий Андреевич – 

кандидат педагогических наук

профессор кафедры спортивных дисциплин

и методики их преподавания









Москва – 2017

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………………………………………5

Сиротство как социальный феномен. Психолого-педагогические особенности и физическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………………6

Особенности социализации, воспитания и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома…………………………………………………………………………………….17

Организация, содержание и особенности физического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………...20

Вывод по первой главе………………………………………………………………...23

ГЛАВА II. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ 

УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ………………………………………..................24



2.1. Характеристика физической кондиции детей-сирот…………………………………24

2.2. Мотивы участия детей-сирот в физкультурно-спортивной деятельности………….30

2.3. Требования, запросы и пожелания детей-сирот в физкультурно – спортивной деятельности…………………………………………………………………………………32

2.4. Профессиональные трудности начинающих учителей физической культуры в работе с детьми-сиротами……………………………………………………………………………...33

2.5. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов будущих учителей физической культуры к работе с детьми -сиротами…………………………….35

Выводы по второй главе……………………………………………………………………...48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………......53





ВВЕДЕНИЕ



Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс социализации детей-сирот, их адаптацию в сфере физической культуры, спорта и здоровья. На наш взгляд, данную задачу можно решить в рамках обучения студентов по специальности «Физическая культура».

Проблемам профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области будущих учителейфизической культуры на различных этапах и уровнях профессионального образования посвящены труды Д.Г. Барановой, З.З. Веткиной, Л.П. Гамидовой, Д.Ю. Карабалаевой, Т.M. Куликовой, Т.В. Лепехиной, Д.Ш. Минеевой, Д.В. Махутовой, В.E. Налиеваевой, Д.Ж. Тюбина и др.

Важную роль имеют труды по общим вопросам профессиональной подготовки учителя по физической культуре O.A. Абдуллиной, Е.А. Байер, Н.В. Кузьминой, Б.Н. Кулагиной, Ш.А. Сытовой, Н.Ф. Сысина, Х.И. Щепилина и др.

Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имели работы, посвященные психологическим особенностям развития детей-сирот, Ф.В. Дубинина, Ш.Г. Желиховой, Н.И. Лысенкова, Т.C. Минеевой, Д.M. Петелина, М.H. Торбина, Л.А. Фроловой и др.

Различным аспектам спортивно-физического воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Е.А. Байер, Ш.П. Иваникова, К.M. Немова, И.Я. Олейникова, Ш.И. Рюмина, Г.В. Сысоева, О.Е. Чаплыгина, О.М. Чалых, И.И. Шапошникова и др.

Если содержание спортивно-физической работы с детьми- сиротами достаточно активно разрабатывается, то проблема подготовки студентов, будущих учителей физической культуры, в работе с детьми-сиротами специально никем не исследовалась.

Вышеизложенное обусловливает следующие противоречия:

	между потребностью общества решать проблемы спортивно-физического воспитания детей-сирот в условиях увеличения их количества и отсутствием специально подготовленных выпускников вузов к работе с ними;

	между необходимостью специальной подготовки будущих учителей физической культуры в работе с детьми-сиротами, определяемой особенностями развития и социализации этой категории детей, и неразработанностью научно обоснованного теоретического и методического обеспечения подготовки кадров данного профиля физкультурно-спортивной деятельности.

Противоречия определили проблему исследования: каковы цели, содержание, формы и условия подготовки будущих учителей физической культурыв работе с детьми-сиротами?

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов-будущих учителейфизической культуры в работе с детьми-сиротами.

Объект исследования: процесс подготовки студентов – будущих учителей физической культуры в работе с детьми-сиротами.

	Предмет исследования: комплекс педагогических средствподготовки студентов к физкультурно-спортивной работе с детьми-сиротами.

	Гипотеза исследования. Подготовка будущих учителей физической культуры в работе с детьми-сиротами будет эффективной, еслиобучение студентов организуется на старших курсах в рамках специализации «Физкультурно-спортивная деятельность в детских домах и социальных центрах», выбору которой предшествует практическая работа студентов с детьми-сиротами;

	осуществляется оценка пригодности студентов к работе с детьми- сиротами на основе сочетания профессиональных проб и рефлексии в процессе физкультурно-учебно-практической и добровольческой деятельности;

	при определении целей, задач, содержания и форм подготовки будущих учителей физической культуры в вузе учитываются особенности социализации детей-сирот, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами;

	подготовка студентов представляет собой поэтапный процесс формирования профессиональной педагогической позиции, которая характеризуется установкой на сотрудничество с детьми-сиротами и профессиональной компетентностью по данному профилю физкультурно-спортивной деятельности.



	Задачи исследования:

Рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;

Охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;

Обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать содержание и формы подготовки студентов к физкультурно-спортивной работе с детьми-сиротами;

Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов будущих учителей физической культуры к работе с детьми -сиротами

Предложить программу и перечень практических рекомендаций по подготовки студентов- будущих учителей физической культуры к работе с детьми-сиротами.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи гуманистической педагогики (Л.Г. Поперняка, З.Э. Утешкалиева, О.C. Макогонова, Я.Г. Копчак, Г.А. Сидорова и др.), современные концепции социализации (Л.З. Выхин, Д.B. Мунин, Ш.И. Рыжкова и др.), философские и психолого-педагогические теории развития личности (В.Г. Афанасьев, Ш.И. Боженов, Н.Ф. Ломакин, Х.B. Петрина, В.Л. Рыбина и др.); теории педагогической деятельности и концепции развития личности педагога (O.A. Абдуллина, З.В. Кузова, Ш.К. Матвиенка, Ш.А. Сысин, Л.Ф. Сысоев, Ш.И. Щетинин и др.); идеи воспитания детей-сирот в сфере физической культуры и спорта (Е.А. Байер, Л.Г. Жукова, Ш.И. Рыжкина, Л.М. Шаповалова и др.).

Методы исследования. Теоретические - анализ литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические - изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки учителей к физкультурно-спортивной работе с детьми-сиротами, опрос, наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа.

Использовались педагогические измерения и компьютерная обработка эмпирических данных.

База исследования:Государственное бюджетное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Созвездие» (г. Астрахань), государственное бюджетное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Юность» (г. Москвы), Астраханский государственный университет – факультет педагогики, социальной работы и физической культуры

Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методологических позиций, опирающихся на данные философской, социально-педагогической, психолого-педагогической литературы, использованием в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту и предмету; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, получением конкретной позитивной динамики подготовленности студентов к работе с детьми- сиротами в процессе обучения в вузе.

Научная новизна исследования:

	обоснована модель подготовки студентов – будущих учителей физической культуры к работе с детьми-сиротами;

	разработаны критерии и показатели подготовленности будущих учителей физической культуры к работе с детьми-сиротами;

	определены сущность, структура, содержание и формы подготовки студентов к физкультурно-спортивной работе с детьми-сиротами;

	выявлены педагогические условия и средства подготовки студентов к физкультурно-спортивной работе с детьми-сиротами.

	Результаты проведенного исследования были доложены:

	на Межвузовской научно-практической конференции «Инновации и традиции в современном физкультурном образовании» ( г. Москва, МПГУ 23 марта 2016 года);

	на Межрегиональной научно-практической конференции «Технологии межсекторного взаимодействия в реализации современных добровольческих проектов» ( г. Тверь, ТГУ 14 марта 2017 года).

	Результаты и выводы исследования были опубликованы в сборниках научных трудов:

	Сарбалаев, А.М. Профессиональные трудности начинающих учителей физической культуры в работе с детьми-сиротами / А.М. Сарбалаев // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: материалы Межвузовской научно-практической конференции. – М.: МПГУ, 2016. – С-160.

	Сарбалаев, А.М. Молодые учителя и их педагогическая работа с детьми-сиротами в образовательных учреждениях / А. М. Сарбалаев // Гуманитарные, социально – экономические  и общественные науки: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – М.: ТГУ, 2017. – С. 169-188.

	

	ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ.



Начать изучение вопроса подготовки студентов к физкультурно-спортивной работе с детьми- сиротами, необходимо с рассмотрения сущности сиротства. 	Именно со появлением этого социального явления связана деятельность педагога в том числе в сфере физической культуры, работающего с детьми-сиротами. Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки педагогов к работе с данной категорией детей, во-вторых, выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки.

Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер физкультурно-спортивной работы с детьми-сиротами, для исследования целесообразным представляется рассмотрение феномена сиротства в двух основных аспектах: социальном и психолого- педагогическом .

Учитель физической культуры, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации. Поэтому при подготовке учителей физической культуры в педагогическом вузе необходимо учитывать специфику физкультурно-спортивную деятельность с этой категорией детей. В связи с этим, важным, на наш взгляд, будет рассмотрение вопроса об особенностях физкультурно-спортивной деятельности с детьми-сиротами.

Учитель физической культуры, работающий с детьми-сиротами, должен обладать специальными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками. Для определения специфических профессионально обусловленных требований к личности будущего учителя физической культуры мы выделили основные критерии и показатели подготовленности студентов к физкультурно-спортивной работе с детьми-сиротами, что также поможет нам оценить их качество подготовки.

Мы рассмотрим отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, что позволит нам определить ведущие идеи и принципы, которые необходимо учитывать при разработке модели подготовки студентов к физкультурно-спортивной работе  с детьми-сиротами.

Таким образом, теоретический анализ проблемы подготовки студентов в вузе к социально-педагогической работе с детьми-сиротами, обеспечивает определение основных положений, на которых основывается наша исследовательская и опытно-экспериментальная работа.



1.1. Сиротство как социальный феномен. Психолого-педагогические особенности и физической здоровье детей-сирот



Подходя к изучению сиротства как социального явления, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются сиротами или без попечения родителей,и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме как общества, так и государства.

Анализ литературы представляет богатый материал для изучения взглядов людей, начиная с глубокой древности, на право родителей даровать жизнь своему ребенку, на причины, вызывавшие эволюцию этих взглядов, и на отношение к данному вопросу как семьи, так и государства. Заметим, что существующие в современном обществе взгляды на необходимость оказания помощи сиротам и на существующий запрет детоубийства пришли вместе с христианскими идеями. Они существенно отличались от взглядов языческих народов, свидетельствующих, что до христианской эры общественное мнение не вступало на защиту прав ребенка, покинутого родителями.

История оказания помощи детям-сиротам имеется во всех государствах, и в настоящее время можно считать установленным, что все страны в решении проблемы сиротства прошли один и тот же путь, испытав одни и те же трудности, и что до настоящего времени нигде этот вопрос не считается окончательно разрешенным.

	В начале двадцатого века русский ученый А.В. Потанин на основе изучения истории организации призрения сирот в западно-европейских странах говорил о нескольких подходах со стороны государства к решению проблемы сиротства: романском и протестантском [11].

	При романской системе (Франция, Испания, Россия, Италия) организация призрения находилась в ведении правительства государства, которое создавало крупные воспитательные дома с тайным приемом младенцев. При этом наблюдалось увеличение количества данных учреждений, с высоким процентом смертности в них детей. 

	Первые учредители воспитательных домов исходили из мысли о том, что создание учреждений казалось целесообразным ради уменьшения числа детоубийств. Однако многолетним опытом выяснилось, что им приходилось воспитывать детей, родители которых были не в состоянии обеспечить своим детям возможность оставаться в семье, то есть детей из бедных семей.

«Система, при которой призрением заведует непосредственно само население, получила название «протестантской». А. В.Потанин отмечает, что «результатом протестантской системы (Германия, Швейцария, Швеция, Дания) является небольшое количество воспитательных домов, медленное увеличение существующих и низкая смертность детей, которые воспитываются в частных семьях под надзором общины или местных организаций. Только при особой затруднительности в средствах правительство приходит на помощь, а организация призрения остается в ведении общины» [101. С. 26].

	Современная мировая практика в области социальной защиты детей- сирот представлена разнообразными формами устройства и моделями воспитания, но все-таки бесспорным остается тот факт, что семейные формы устройства являются приоритетными в социальной политике многих стран мира и, как показывают многочисленные исследования, наиболее эффективными и благоприятными для развития осиротевшего ребенка.

В XX веке мировые войны, революции и другие социальные потрясения вызвали в большинстве стран мира (в том числе и экономически развитых) новое явление — социальное сиротство, обусловленное социально-экономическими и нравственными процессами в обществе и выражающееся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям [19]. Социальные сироты - это дети, оставшиеся без попечения родителей.

	Формулировка понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дана в Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нем установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [19].

	В этих понятиях указываются причины, по которым родители лишаются права воспитания собственных детей. В социально- педагогическом аспекте понятие «дети-сироты» отражает особенности их дальнейшего личностного развития. Наиболее благоприятной для развития детей-сирот является семья, при этом устройство в семью предполагает снятие или изменение социального статуса «сироты». Поэтому в диссертации под понятием «дети-сироты» мы подразумеваем категорию детей, социальное становление которых проходит в специальных образовательных учреждениях: детских домах разных типов и социальных центров.

	Социальное сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Состояние проблемы в стране характеризуется следующими чертами.

	По данным государственной статистики [11], в последние годы в Российской Федерации наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается на тридцать- сорок тысяч человек и перешло уже за полумиллионный рубеж. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях.

	В центре внимания общественности стоит проблема детской безнадзорности и беспризорности. Под детской безнадзорностью понимается отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц [19]. Крайнее проявление безнадзорности - беспризорность, то есть отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения [19].

Сейчас в России более 1,5 миллионов беспризорников [18]. Дети уходят на улицу, потому что родители не могут или не хотят выполнять своих обязанностей. «Отношение родителей к детям наиболее ярко характеризуют следующие среднестатистические данные по всем регионам: почти каждого второго ребенка хоть раз родители или лица, их заменяющие, ударили, почти каждый третий ребенок был избит, 51, 4% из числа опрошенных детей подвергались оскорблению со стороны близких людей, почти каждый третий ребенок подвергался насмешкам и унижениям; 18% из опрошенных безнадзорных детей, находящихся в учреждениях для временного проживания, указали на то, что именно насилие в семье послужило причиной ухода из дома, а 3,5% детей были выгнаны из дома своими родными» [18.С.36].

Как показывает действительность, масштабы детской беспризорности грозят приблизиться к уровню двадцатых годов. Так, Г.А. Палаткина замечает, что «в современной России волна детской беспризорности вновь приняла катастрофические размеры. По официальным данным, число детей, брошенных семьями, не только не уменьшается, но и растет, проблемы их не исчезают, а напротив, усугубляются» [82.С.52]. Значительная часть безнадзорных детей и подростков отличается девиантным поведением, употребляет алкоголь, наркотики, совершает правонарушения, страдает соматическими болезнями и психическими расстройствами [13].

В государстве практически отсутствует профилактика сиротства, включающая комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях. Работа ведется только в отдельных направлениях и характеризуется несовершенством выбранной стратегии.

Законодательной основой существующей стратегии решения проблемы сиротства является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [95], который направлен, в основном, на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, то есть на тех, кто может представлять определенную опасность для общества. Сама профилактическая работа понимается как деятельность, в значительной мере принудительная по отношению к несовершеннолетним [58.С.89]. Как отмечает Ш.К. Капустина, существующая система социально-профилактической и коррекционной работы не адекватна сегодняшней усложнившейся ситуации. В силу своей маломощности, непрофессионализма работников, она нацелена главным образом на социальный контроль и карательные акции по отношению к детям с девиантным поведением [142.С.245].

Продолжает расти число сирот-инвалидов. Так, В.Ш. Шаляпина указывает, что «на фоне значительного увеличения количества сирот в России происходит изменение состава социального сиротства, увеличивается появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, девиантным поведением» [46.С.4]. Остаются нерешенными многие социальные, медицинские и психологические проблемы, связанные с вопросами детской инвалидности. В альтернативном докладе «О положении детей в РФ» сказано, что «положение 30700 детей-инвалидов, содержащихся в интернатах для детей-инвалидов системы Министерства труда, противоречит всем нормам медицины и гуманности, не говоря уже о Конвенции: страшная перегрузка этих учреждений и персонала, отсутствие нормального медицинского обслуживания и контроля за работой интернатов, неверные диагнозы, отсутствие эффективных программ лечения и реабилитации и тот факт, что работа этих интернатов закрыта для независимых инспекторов, приводят к тому, что их обитатели никак не защищены от любой формы злоупотреблений. Смертность в них гораздо выше, чем среди детей с такими же нарушениями здоровья, живущих в Домах ребенка в системе Министерства здравоохранения Российской Федерации. Подобным заведениям не место в цивилизованной стране в конце XX века» [39. С. 12].

Снижается количество детей, переданных на воспитание в семьи. Несмотря на законодательное закрепление форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения, они, к сожалению, не получили достаточного распространения. С 1995 наблюдается снижение количества усыновлений как отчимами и мачехами, так и посторонними гражданами, однако увеличивается количество отмененных усыновлений. В 2015 г. было отменено 560 усыновление, это на 235 больше, чем в 2013 г. [31.С.6].

Увеличивается численность детей, воспитывающихся в социальных центрах. Последние годы характеризуются значительным ухудшением положения в них детей. Недостаточность и задержки финансирования остаются главным дестабилизирующим фактором и причиной кризисных ситуаций в системе социальных центрах [59.С.56].

Остро стоит проблема соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [93]. Эта категория детей наиболее сильно зависима от государства и нуждается в особой поддержке. В 1996 г. был принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [89], в котором впервые даны четкие определения таких понятий, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и другие; определены дополнительные гарантии права на образование, труд, жилье и др. Однако, как отмечается в докладе «О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ», в силу ряда обстоятельств (к числу которых относятся экономические, политические и социальные) социальные гарантии выполняются не в полной мере, что и ведет к ущемлению прав данной категории детей [59. С. 59].

Выпускники социальных центров и детских домов не подготовлены к самостоятельной жизни, «...не готовы жить в коммунальных квартирах, они не умеют готовить, стирать, правильно расходовать деньги, не знают своих прав, не умеют жить вне привычного для них коллектива. Обманным путем их заставляют продать жилье, или с ними не уживаются соседи...» [46. С. 101].

Остается проблемой кадровое обеспечение социальных центров. На этот факт обращают внимание многие специалисты, изучающие проблему сиротства. Так, Ш.А. Демина в работе «Социальное сиротство: генезис и профилактика» отмечает: «В стране практически не существует методик подготовки педагогов для работы с контингентом сирот, как не существует и учебных программ, ориентированных на специальные формы обучения этих детей» [34. С. 11]. М.Ш. Шаляпиа и другие, говоря о проблемах кадрового обеспечения социальных центров, пишет: «...остро стоит вопрос кадрового обеспечения системы образования проблемных детей, так как значительная часть детских домов, интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений, колоний, приютов не обеспечена необходимым количеством квалифицированных педагогов, практических психологов, социальных педагогов и воспитателей, владеющих современными знаниями и технологиями коррекционной и реабилитационной работы» [45. С. 100].

В многочисленных исследованиях указаны причины, порождающие сиротство и характерные для мирового сообщества в целом. К ним относятся:

	мировые войны, социальные потрясения;

	межнациональные конфликты, рост числа беженцев;

	резкое ухудшение материального положения населения, его социально- экономическое расслоение;

	падение нравственных устоев семьи, снижение стабильности брака, увеличение внебрачной рождаемости;

	стремительная урбанизация современного общества;

	ослабление религиозных традиций;

	алкоголизация и наркомания;

- кризисное состояние системы образования и воспитания и др. [26, 34, 52, 58].

Говоря о российском обществе, мы хотели бы выделить еще одну причину, связанную с несостоятельностью выбранной стратегии социальной политики государства в решении проблемы сиротства. Эта несостоятельность выражается в следующем.

Во-первых, в расхождении социальной политики государства с национальными и культурными традициями самого народа. Древнерусская традиция заботиться о сиротах «всем миром» выражалась в форме устройства детей в сельские семьи за счет средств общины. Мировая практика и некоторые свидетельства из истории нашей страны доказывают, что привлечение общества к решению этой проблемы является единственно правильным решением.

Во-вторых, все действия государства направлены на борьбу со следствием, но не на устранение причин. Предупреждение сиротства путем поддержки семей, нуждающихся в помощи в период кризисного состояния общества, должно являться приоритетной задачей государства в этом направлении.

В-третьих, провозглашая приоритет общественного воспитания, избранная государством система устройства детей в специально созданные для этого учреждения (романская система) не оправдала себя и, как показывает практика, повлекла за собой не сокращение, а увеличение количества социальных сирот, а значит, и необходимость расширения сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, наряду с общими факторами, способствующими распространению социального сиротства в нашей стране, выбранная стратегия социальной политики государства еще более усугубила состояние этой проблемы.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время государство предпринимает определенные меры изменить ситуацию в лучшую сторону, но «...затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков...» [137.С.3]. Так, предприняты меры в решении проблемы сиротства, которые отразились в принятых за 15 лет законодательных документах. Среди них следует отметить Семейный кодекс РФ, в котором правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка. 

Законодательно введен новый тип устройства - приемная семья. Создается государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для реализации принятых законодательных актов.

Таким образом, краткий обзор сиротства как социального явления позволил, прежде всего, сформировать представление об этой проблеме, подчеркнуть ее значимость и востребованность общества в подготовке специалистов. Феноменальность сиротства заключается, на наш взгляд, в масштабности такого противоестественного поведения родителей, когда они по различным причинам уклоняются от воспитания собственных детей.

Однако рассмотрение сущности сиротства было бы неполным, если не показать психолого-педагогическую сторону этого явления.

Подходя к рассмотрению сиротства как психолого-педагогического феномена, необходимо заметить, что дети-сироты - это категория детей, имеющая типологические личностные качества, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами.

Исследования, проведенные во многих странах мира (А. Гелипц, Й. Лайфман, 3. Матвейчук, A.M. Палаткина, H.H. Телонов, А. Фискальщиков и др.) свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, личности. Также установлено, что в развитии детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях.

Анализ литературы и изучение результатов психолого- педагогических исследований по вопросу об особенностях развития личности детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, позволили определить ряд основных факторов, обусловивших формирование этих особенностей (Е.А. Байер А.В. Дубинина, Н.П. Извокина, М.И. Рыжкова, Л.И. Смольникова, А.Н. Филатова и др.).

Психологические исследования специфики развития воспитанников детских домов, проводимые учеными в разное время, традиционно основываются на представлении о депривации - психическом состоянии, возникающем в результате лишения, утраты или ограничения возможностей человека удовлетворять жизненно важные потребности. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации - материнскую, сенсорную, когнитивную, эмоциональную, социальную и др.

Лишение ребенка необходимых источников, влияющих на его развитие, имеет пагубные и необратимые последствия. Так, американский психолог и педагог М. Лейтман отмечает, что последствия депривации зависят от возраста, в котором началась и закончилась депривация, и от ее длительности. «Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году жизни и продолжавшаяся около трех лет, обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуальных и личностных функций и практически не поддается исправлению» [163.С.253].

Существенным фактором, влияющим на дальнейшее развитие ребенка, является его «досиротский» социальный опыт, который необходимо учитывать педагогу при построении индивидуальной работы. Ситуация разрыва с семьей всегда оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Так, А. Н. Филатова выделяет следующие категории детей на основе последствий психических травм, приведших их к сиротству:

	дети, пережившие смерть родителей;

	дети из семей алкоголиков;

	дети, подвергшиеся сексуальному насилию;

	дети, подвергшиеся физическому насилию;

	дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям [13].

При устройстве ребенка в учреждение на его развитие оказывают влияние институциональные факторы, которые выражаются в изменении характера влияния источников социализации, где главным агентом выступает коллектив воспитанников, и как следствие, происходит замещение одного из основных социальных институтов - семьи - учреждением. Необходимо подчеркнуть, что и условия организации жизнедеятельности в этих учреждениях (общие спальни, игровые, столовая и др.) непосредственно оказывают влияние на специфику развития детей- сирот [15].

И наконец, фактором, обусловливающим формирование типологических черт личности ребенка-сироты, касающимся нашего исследования, является профессионально-педагогическая позиция педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с ребенком.

Рассматривая социализацию ребенка как цель социально- педагогической деятельности, необходимо заметить, что этот процесс наиболее эффективно осуществляется в трех сферах: становлении самосознания ребенка, его деятельности и в общении. По мнению Л.П. Ивиной: «Выделенные сферы создают для индивида расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая всю систему социальных отношений»[24.С.6]. Поэтому мы будем характеризовать особенности социализации ребенка-сироты, исходя из обозначенных выше сфер.

С самого начала действия сиротских учреждений в поведении покинутых детей была замечена безучастность, пассивность, эмоциональная обедненность, пониженная подвижность и трудности в овладении речью. Эти феномены, впервые систематически описанные и проанализированные американским психологом Р. Шпицем, были названы феноменами госпитализма [173]. Ученый и его последователи проявления госпитализма объясняли как результат разлучения ребенка с матер.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44