- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Врачебная этика в древней Греции
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006812 |
Тема: | Врачебная этика в древней Греции |
Содержание
Введение Медицина берет свое начало еще в глубокой древности. Необходимость оказания помощи требовала знаний о лечении, лекарствах. Применялись лекарства из растении и животных, но был очень распространен мистический характер лечения, т.е. заговоры, амулеты, заклинания. Врачевание включает в себя многовековую историю. Некоторые медицинские сведения, болезни, способы их лечения можно увидеть в вавилонских, египетских, а также китайских записях. Древнегреческая медицина достигла огромной доли развития. В записях древнегреческих врачей имеется много знаний. Самым ранним источником являются тексты врача Алкемона Кротонского и рукописи Книдской школы. Одним из самых ярких представителей в развитии медицины является, конечно же, Гиппократ. Гиппократ греческий врач и педагог. Многие люди знают его по знаменитой клятве Гиппократа. Он является автором огромного количества сочинений и записок. О его жизни известно не так много, первая биография написана спустя 5 веков, написана она Сораном Эфесским. Вокруг имени Гиппократа сложено достаточно много легенд, и по одной из них считается что, Гиппократ был потомком Асклепия (древнегреческий бог медицины) и Геракла, по отцу и матери соответственно. Получается что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Этому роду принадлежит целая династия врачей, которая претендует на то, что является потомком бога медицины. Гиппократ родился на острове Кос в 460 году до н.э. Он родился в семье медиков, его отец был врачом, а мать акушеркой. Свои знания по медицине ему передал отец и дедушка, в их семье занимались медициной из поколений поколения. У Гиппократа были дети: два сына — Фесалл и Драконт, и дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом. Так как о жизни знаменитого врача известно очень мало, то имеется очень много легенд, не подтвержденных историками. Вот одна из них: однажды Гиппократа позвали в Афины, когда там начала свирепствовать эпидемия чумы, и благодаря своим познаниям о распространении болезни Гиппократ спас город от эпидемии, и за это его выбрали почетным гражданином Афин. В ту пору люди считали, что болезни возникают каким-то мистическим путем, Гиппократ же считал иначе, он говорил, что болезни возникают естественным образом. Гиппократ один из первых врачей, который учил тому что, причиной болезни является природное происхождение, а не мистическое, как тогда веровали. Гиппократ причислял медицину к самостоятельной науке. Во времена Гиппократ были две школы, которые соперничали друг с другом. Это книдская и косская школы. Книдская школа при лечении обращала внимание на болезнь, то есть на лечение симптома болезни. Косская школа искала саму причину заболевания, чтобы устранить ее. Она является одной из главных медицинских школ Древней Греции. Первые записи о ней относятся к 584 г. до н.э. Врачи вели наблюдение за пациентом, пытались создать такие условия, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и идет одна из основных идей учения «Не навреди». Доктора этой школы считали, что человек, его болезни, состояние тесно связаны с окружающим его миром. Они стремились поддерживать внутренние силы организма. Врачи считали, что болезнь это явление природы, а не наказание высших сил. Т.е. болезнь возникает из-за питания и окружающей среды. С Гиппократом связывают развитие косской школы. Гиппократ учил тому что диагностика и лечение пациентов должны основываться только на строгих наблюдениях и изучении болезни, на опыте и знаниях. Выдвигался основной принцип: лечить не болезнь, а больного. Рекомендации врача, способ лечения, лекарства, режим пациента должны быть для каждого человека индивидуальны. Считается, что Гиппократ и его ученики являются основоположниками клинической медицины. 4 Важнейшую роль в становлении медицины сыграл Гиппократ. Ему приписывают «Гиппократов сборник», в нем записи самого Гиппократа, а также его учеников и других врачей. С Гиппократового сборника можно сказать берет начало история медицины. Но точно неизвестно что в сборнике написано самим Гиппократом, а что его учениками. Например, трактат «О воздухах, водах и местностях». Здесь рассматривают воздействие окружающей среды на организм человека все это рассматривается с философской точки зрения. Считалось что на телосложение, характер человека, на его болезни влияет местожительство. Важное значение в этом трактате выделено исследованию причин образования болезней. Эти причины подразделяют на 2 группы: 1) болезни, которым подвержены люди, живущие в одной местности, то есть болезни, которые зависят от определенных характеристик окружающей среды; 2) частные причины, которые определяются образом жизни человека. Жизненному укладу в древней Греции придавали огромное значение. На одном месте с необходимым изучением грамоте и музыке были гигиена, физическое воспитание, закаливание. В этом сочинении описаны различные типы характеров, которые связывались, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), т. е. с условиями окружающей природы. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые определяют предрасположение к определенным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении. Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови – сангвинический тип, слизи – флегматический, желтой желчи – холерический, черной желчи– меланхолический (названия этих типов в сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились лишь спустя несколько столетий). В трактате «О древней медицине» Гиппократ изложил идею, того что жизнь зависима от 4 стихии и от их взаимодействия. Это воздух, вода, огонь и земля, они совпадают с 4 состояниями: холодным, теплым, сухим и влажным. Гиппократ считал, что для нормальной работы организма нужно внутренняя теплота тела, воздух, который поступает извне, и соки, которые человек получает с едой. Этим руководит так называемая Природа, это жизненная сила. «Афоризмы» содержат восемь разделов. Здесь описаны способы лечения внутренних болезней, а также диета и рекомендации, хирургия и помощь при родах. Важную роль здесь уделяют прогностике. «Афоризмы» начинаются со слов: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, ко и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Врач Вольский С.Ф. написал, что для того чтобы так кратко изложить, нужны были гибкий ум, опыт, внимательность, любовь к человеку и науке. «Прогностика» является трактатом о лечении людей. В «Прогностике» детально изложены элементы, которые составляют прогноз того времени, это осмотр больного, наблюдение за ним и опрос. Также описаны основы лечения у постели пациента и наблюдения за ним. «Эпидемии» это трактат в 7 частях. В Древней Греции эпидемией считалась не инфекционная болезнь, как сейчас, а распространенная, преобладающая в народе болезнь. К ним относились простуда, лихорадка, чахотка, кожные болезни и так далее. В первой и третьей частях описаны сорок две самых интересных и полезных истории болезней. Эти истории дают точное представление о начале клинического подхода в области медицины Древней Греции. Доктор каждый день осматривал пациента, давал описание его состоянию и лечению. Сочинения Гиппократова сборника придают огромное значение соблюдению правильного режима, диеты, образа жизни. Трактат «О режиме» – одно из самых первых сочинении по профилактической медицине, в нем говорится о восстановлении организма после болезни и его сохранении благодаря режиму. Знаменитый трактат «О режиме» при острых болезнях, скорее всего, был написан в косской школе, потому что в нем критикуют медицинскую школу в соседнем городе Книде. В косской медицине упор идет на индивидуальность больного и приспособлении лечения к его особенностям; врачи книдской школы приписывали одно и тоже лечение каждому. Также Гиппократ считал, что лечение необходимо основать на изучении индивидуальных характеристик тела человека. Правда у Гиппократа и его учеников нет конкретного разделения на анатомию и физиологию. Основным источником этих знании были вскрытия животных, поскольку вскрывать человека было запрещено в ту пору, поэтому знания в анатомии были очень малы и чаще всего неверны. Во все времена врачи задавались вопросом о причинах возникновения болезней. Гиппократ делал различие на внешние и внутренние причины. К внешним он относил ветер, погоду и прочие факторы, а к внутренним слизь и желчь. Гиппократ один из основателей научного подхода к болезням и лечению. Гиппократ писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живем». Взаимодействие религии и медицины, написанное в Гиппократовом сборнике, довольно любопытный и глубокий вопрос. Человечество всегда обладало наклонностью объединять болезни и эпидемии с гневом богов. Например, В Илиаде эпидемия, сразившая греческую армию под Троей, причисляется ярости Аполлона. Авторы Гиппократова сборника осуждают священное возникновение болезней, по их мнению любое природное проявление имеет только естественную причину возникновения. Напрмер, эпилепсия вызывала сильный страх, которую прозвали «священной болезнью». В Гиппократовом сборнике есть трактат «О священной болезни», в нем идет критика против божественного возникновения этой болезни. Автор трактата пишет: «Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает». Здесь идет осуждение не против религии, а против знахарей и магов, который пытаются привить магическое возникновение этой болезни. В трактате «О режиме» в разделе «О сновидениях» затрагивается вопрос о том, что правда ли человек видит вещие сны, которые ему посылают Боги или же это просто моральное состояние человека. Автор считает, что большинство снов это лишь состояние человека. И толковать сны не имеет смысла, поэтому им остается только молиться. «Молитва, – допускает автор фрагмента, – это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя». В трактате о «критических днях» описываются исследования обострения болезни. Проведя наблюдения врачи заметили, что почти любая болезнь обостряется через определенное время. Очень хорошо это можно проследить при малярийной лихорадке. Как правило, это период в семь дней. Трактаты по хирургии «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» дают нам достаточно четкое понятие о достаточно большом развитии знании о повязках, лечениях ран, хирургических аппаратах, вывихах, переломах, повреждениях головы. В трактате «О вправлении суставов» дается описание «скамье Гиппократа». Это оборудование для вправления вывихов. Также известна повязка, называемая «шапка Гиппократа», она применяется в хирургии по сей день. Он даже описал то как правильно держать руки, размещать инструменты во время операции, а также освещать операцию. В «Гиппократовом сборнике» также дается описание заболеванию зубов, десен и полости рта. При болях зубов применялись общие и местные средства. К общим относили: кровопускание, слабительные и рвотные, строгую диету, к местным: наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства. Удаляли зуб только когда он был расшатан. «Гиппократов сборник» объединил в себе работы многих врачей, он представляет собой целую медицинскую энциклопедию Древней Греции. В сборнике описаны около 250 лекарств из растений и 50 лекарств из животных. «Гиппократов сборник» отразил научные понимания древнегреческих врачей о единстве человека и природы, о причинах взаимосвязи болезней с окружающей природой и лечебной силе природы. Врачебная этика в древней Греции В «Гиппократовом сборнике» есть 5 сочинений, которые посвященные этике и правилам врачебного поведения в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». «Гиппократов сборник» дает общее представление о врачах, о их обучении, требованиях, которые к ним предъявлялись в народе. В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. Ведь врач-философравен богу» («О благоприличном поведении»). Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum non nocere». Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»). Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа. Наряду с врачебной «Клятвой», в древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Все они предполагали содействие богов, которые освящали «Клятву» и карали клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой – обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству». Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития. Примером тому является последнее дополнение, которое внесено в текст Присяги врача Советского Союза в ответ на призыв III Конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 г. Вот эти строки: сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны. Этот призыв объединяет сегодня врачей всех континентов земного шара и с новой силой напоминает нам о великой мудрости, заложенной в древности: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности. Вывод Многозначительная работа Гиппократа заключается в том, что он сделал два значимых достижения. Первое, это то что, он лечил людей по собственному методу, наблюдал у постели больного. Второе то что, он выделял основные типы телосложения и характер человека, они дали понимание патологии и физиологии людей. По Гиппократу есть 4 вида людей: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. В каждом из этих типов есть преобладающая жидкость: кровь, желчь, слизь, черная желчь соответственно. Гиппократ ввел в медицину учение о гармонии человека и природы, о воздействии окружающей среды на психику человека. Гиппократ установил философию на службу медицине. Он обобщил философию и медицину. Гиппократ считал, что организм человека это сложная система органов. Установил зависимость между состоянием организма и окружающей средой, а также то, что результат лечения зависит от защитных сил организма. Труды знаменитого врача огромны и незаменимы........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: