VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Законодательство России в области защиты прав физических лиц как субъектов финансовых отношений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008107
Тема: Законодательство России в области защиты прав физических лиц как субъектов финансовых отношений
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РФ	6

	§ 1. Субъекты финансовых правоотношений, как объект исследования	6

	§ 2. Концепция финансово-правовых отношений	16

	§ 3. Виды ответственности за нарушения в финансовой сфере	32

	ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ	45

	§ 1.  Законодательство России в области защиты прав физических лиц как субъектов финансовых отношений	45

	§ 2.  Проблемы и перспективы развития эффективности защиты прав физических лиц как субъектов финансовых отношений	69

	ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ	83

	§ 1.  Конституционно-правовой механизм защиты прав физических лиц как субъектов финансовых отношений	83

	§ 2. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по развитию и совершенствованию правозащитной функции государства	91

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	102

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	105




ВВЕДЕНИЕ



Актуальность данной темы в том, что любая деятельность осуществляется в рамках правовой среды. Большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Одним из основных элементов внешней экономической среды для развития защиты прав физических лиц является создание эффективных правовых мер защиты в Российской Федерации.

Институт защиты прав физических лиц заложен Конституцией Российской Федерации. Защитить свои права и свободы гражданам Российской Федерации можно всеми способами, прямо не запрещенными законом. В соответствии со ст. 18 они являются непосредственно действующими, а стало быть, и отправной точкой для деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Исходя из конституционных основ российского общества, Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1) закрепляет принципы гражданско-правового регулирования, которые складываются из семи начал:

- равенства участников гражданского оборота;

- неприкосновенности собственности;

- свободы договора;

- недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

- беспрепятственного осуществления гражданских прав;

- восстановления гражданских прав;

- судебной защиты гражданских прав.

Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны.

Защита экономических прав физических лиц является одной из форм государственного регулирования экономики. Конституционные принципы предпринимательства и принципы гражданско-правового регулирования привели к разработке на государственном уровне мер по восстановлению или признанию нарушенных, или оспариваемых прав этих субъектов. Сюда же, по мнению Е.Ш. Агеевой, можно отнести и пресечение действий, нарушающих права предпринимателя или же создающих угрозу их реализации. Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 12) эти нормы отнесены к способам защиты гражданских прав. 

Также к способам защиты гражданских прав законодательство относит: признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности; применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным решения собрания; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков и др.

Под защитой экономических прав физических лиц понимается совокупность нормативно установленных механизмов по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть защита прав физических лиц, как субъектов финансовых отношений.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть правовые основы правоприменительной практики в РФ;

2. Изучить особенности защиты прав физических лиц как субъектов финансовых отношений;

3. Охарактеризовать конституционно-правовую защиту прав физических лиц как субъектов финансовых отношений.

Предметом работы выступаю общественные отношения, возникающие в области правозащитной деятельности.

Объектом работы является защита прав физических лиц в области финансовых отношений.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
















ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РФ 

§ 1. Субъекты финансовых правоотношений, как объект исследования



Точное определение субъектов любой отрасли права имеет важное практическое значение, поскольку позволяет выявить круг лиц, которые могут вступать в правоотношения и своими действиями способны создавать юридически значимые последствия. Субъект права – это, прежде всего, участник общественных отношений, который в силу юридических норм является носителем прав и обязанностей. Существует несколько научных точек зрения на понятие субъекта права, но, стоит отметить, что любая доктрина признает под этой дефиницией разновидность субъектов общественных отношений, обладающих признаками, которыми наделяет их законодательство.

Так, С.С. Алексеев выделяет два основных признака субъекта права: наличие фактического носителя субъективных прав и обязанностей, а также обладание реальной способностью участвовать в правоотношениях, приобретать свойства субъекта права в силу юридических норм. Больше признаков предлагаются Д.М. Мошковой, которая под субъектом финансового права понимает «лицо, потенциально способное стать участником финансовых правоотношений, обладающее правосубъектностью и наделенное необходимыми правами и обязанностями».

Таким образом, анализируя приведенные определения ученых, можно выделить такие признаки субъекта финансового права, как: наличие фактического носителя правового статуса; правосубъектность; действительная потенциальность вступления в правоотношения. Следовательно, субъект финансового права будет определяться как потенциальный участник финансовых правоотношений, обладающий соответствующей правосубъектностью в силу норм финансового законодательства.

Можно выделить особенности правосубъектности составляющих правоспособности и дееспособности. Финансовая правоспособность – это возможность обладать правами и обязанностями в сфере, связанной с осуществлением финансовой деятельности государством и муниципальными образованиями. Это свойство характеризует индивидуальных субъектов на протяжении всей жизни, а публичных и коллективных субъектов на протяжении всего их функционирования. Финансовая дееспособность – это способность субъекта приобретать своими действиями права и исполнять обязанности в процессе участия в финансовых правоотношениях. В отличие от правоспособности у индивидуальных субъектов она наступает только в том случае, если такой субъект обладает специальными признаками: возраст, вменяемость и так далее.

Основываясь на разнообразии субъектов финансового права, профессор С.В. Мирошник выделяет частную и публичную правосубъектность. Особенностью носителей частной правосубъектности, которыми являются физические лица и организации, выступает их подчиненность в финансовых правоотношениях, а особенностью обладателей публичной правосубъектности, которыми являются публично-правовые организации, – способность и обязанность этих публично-правовых организаций в лице уполномоченных органов выступать в качестве управомоченной стороны, руководствуясь при этом публичными интересами и имеющими публичное значение частными интересами.

Л.Н. Древаль отмечает, что «финансовая правосубъектность как особое юридическое свойство дает возможность субъектам участвовать в различных финансовых правоотношениях и определяется тем, что связано с определенной областью – с аккумулированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства и муниципальных образований, носит отраслевой характер, специфика которого обусловлена предметом и методом финансового права». Таким образом, каждый участник финансовых правоотношений обладает в равной степени финансовой правосубъектностью, и ее содержание определяет деятельность субъектов, их объем прав и обязанностей, являясь обязательным условием финансово - правового статуса.

В связи с активным развитием финансового законодательства и финансового права в целом до сих пор нет четкого перечня участников финансовых отношений, что сказывается на отсутствии единых критериев классификации субъектов финансового права. По этой причине многогранность правовой категории субъекта финансового права не позволяет сформировать единую общепризнанную классификацию.

Классически выделяют три группы субъектов финансового права: публично правовые образования в лице Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; коллективные субъекты – органы государственной власти и организации; индивидуальные субъекты – физические лица. В зависимости от юридического неравенства различают управомоченных и обязанных субъектов финансового права. Однако последняя классификация не отображает полного разделения участников финансовых правоотношений, поскольку субъект финансового права может быть не только управомоченным, но и одновременно обязанным, что сразу включает его в оба вида.

Согласно классификации С.В. Мирошник, субъекты финансового права разделяются на обладающих властными полномочиями, таковыми не обладающих и обладающих отдельными, делегированными финансово - правовыми предписаниями, властными полномочиям. Данная классификация подчеркивает одну из особенностей финансовых правоотношений: неравное положение их субъектов и властно-имущественный характер, поскольку одной из сторон всегда выступает государство.

Публичные субъекты действуют в общественных интересах и являются обязательными участниками финансовых отношений, что отличает их от других субъектов финансового права.

К коллективным субъектам относятся государственные органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления и предприятия, организации, учреждения с различными организационно - правовыми формами. Некоторые ученые выделяют судебные органы в качестве субъектов финансового права. Судебные органы участвуют в создании доходов государства и муниципальных образований путем взимания государственной пошлины при рассмотрении судебных дел отдельных категорий. Схожие позиции можно обнаружить, исследуя официальное толкование Верховным Судом РФ норм финансового права.

Д.М. Мошкова дополняет данный круг субъектов, указывая на иные субъекты: технологические платформы, кластеры; иностранные государства; международные организации и союзы. В своей работе С.И. Туфар обосновывает наличие признаков коллективного субъекта финансового права у иностранных организаций, их правосубъектность в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таким образом, в число коллективных субъектов финансового права можно включать всех выше указанных участников финансовых правоотношений.

К индивидуальным субъектам относятся физические лица, чьи права и обязанности связаны с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Некоторые авторы отмечают, что «в российском законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, которым были бы закреплены права и обязанности физического лица как субъекта финансового права». Однако правовой статус физических лиц как субъектов финансового права закреплен в различных нормативно-правовых актах в зависимости от определенной сферы финансового права, в связи с чем довольно сложно собрать в один акт все правомочия и обязанности индивидуальных субъектов финансового права в налоговых, бюджетных, страховых и других финансовых правоотношениях.

На сегодняшний день следует выделить следующие группы индивидуальных субъектов: физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства), индивидуальный предприниматель, а также адвокаты и нотариусы.

Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей позволяет им приобретать качественно новые правовые статусы, среди которых, например, получение лицензии на проведение валютных операций, возможность осуществлять деятельность на рынке государственных ценных бумаг и др. Таким образом, индивидуальные предприниматели имеют финансовую правосубъектность, которая схожа с правосубъектностью коммерческих организация. Индивидуальные предприниматели участвуют в следующих правоотношениях: а) по поводу уплаты налогов и неналоговых платежей; б) по поводу выполнения обязанностей налоговых агентов; в) по поводу получения бюджетного кредита; г) по поводу обязательного страхования.

Следующую группу субъектов, обладающих определенными особенностями финансово-правового статуса, составляют адвокаты, нотариусы. Так, например, согласно ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Таким образом, адвокат вступает в правоотношение с государством при получении вознаграждения за оказанную юридическую помощь, которая согласно законодательству РФ, оказывается адвокатом бесплатно. Согласно ч. 6 ст. 85 Налогового Кодекса РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы, а согласно ст. 22 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» за совершение ряда нотариальных действий нотариус взимает государственную пошлину, которая зачисляется в бюджет.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, являясь индивидуальными субъектами, участвуют, главным образом, в налогово-правовых отношениях и правоотношениях по уплате неналоговых платежей, а также реже – в отношениях поводу предоставления бюджетных субсидий физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, а также в случае получение страховых выплат в рамках обязательного государственного страхования.

Анализ финансового законодательства показывает, что данная группа индивидуальных субъектов имеет равную финансовую правосубъектность, поэтому нет смысла рассматривать граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства каждого в отдельности, поскольку все они входят в понятие физическое лицо. Это представляется правомерным, учитывая то, что сам законодатель, определяет в ст. 11 Налогового Кодекса физические лица как граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лица без гражданства. На современном этапе развития вопрос правосубъектности имеет важное научное и практическое значение. Во-первых, в условиях рыночной экономики основным доходом государства стали налоги, которые взимаются в том числе и с физических лиц. При этом, необходимо отметить рост налогообложения физических лиц, что прослеживаться путем анализа ежеквартальной информации об исполнении консолидированного бюджета Российского Федерации, опубликованного на официальном интернет-сайте Минфина РФ. Абсолютная величина налога на доходы физических лиц выросла на 1100 млрд. рублей, выросли показатели доходов с акцизов и налога на добавленную стоимость, бремя которых падает на конечных потребителей. Во-вторых, процесс создания правового государства требует надежных гарантий прав личности, в том числе в финансовых правоотношениях. Такие гарантии не могут считаться эффективными до тех пор, пока в законодательстве будут существовать пробелы.

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью, при этом государство признает субъектов правоспособным лишь в определенных границах, при этом все физические лица имеют равную финансовую правоспособность, ограничение которой не допускается. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии и др. не могут влиять на содержание правоспособности. Но на ее содержание могут влиять иные обстоятельства, например, согласно ст. 20 Налогового Кодекса РФ взаимозависимыми лицами признаются лица, состоящие в родстве, свойстве, брачных отношениях, что означает несколько иной порядок налогообложения. При этом, объем реализованной правоспособности физического лица не может быть равным, поскольку зависит от разных жизненных обстоятельств в определенный момент времени. Факторы, которые влияют на этот объем: обладание различными демографическими признаками (например, инвалиды), выполнение деятельности, имеющей общественно-полезный характер (депутаты  представительных органов, сотрудники полиции, сотрудники Вооруженных Сил РФ), с учетом неблагоприятных обстоятельств (пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС) и т.д.

Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается в первую очередь через юридические обязанности, что продиктовано особенностями финансового правового регулирования, а также через его права, которые закреплены в законодательстве. В ст. 57 Конституции РФ характеристика финансовой правоспособности дана через обязанности: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Государство всегда заинтересовано в том, чтобы субъекты финансовых правоотношений строго исполняли все финансово-правовые нормы, именно поэтому в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. При этом, в содержание правоспособности входят и субъективные права, которые по существу носят производный от обязанностей характер. Наряду с правоспособностью существует также дееспособность. Дееспособность физического лица в ее общетеоретическом смысле наступает по достижении определенного возраста. Из анализа ст. 38 и ч. 2 ст. 44 Налогового Кодекса следует, что финансовая (в данном случае – налоговая) дееспособность физического лица возникает тогда, когда это лицо реализовало свою гражданскую или трудовую дееспособность (прибрело объекты налогообложения, в том числе имущество, доходы от гражданско-правовых сделок, а также от выполнения трудовой функции и т.д.), в некоторых случаях и процессуальную (уплата госпошлины при подачи искового заявления).

Финансовая правосубъектность сразу содержит в себе и правоспособность, и дееспособность, однако бывают случаи их несовпадения. Согласно действующему гражданскому законодательству, несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет (малолетние) обладают гражданской правоспособностью, являются субъектами гражданского права, они могут быть собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов, сборов и т.д., однако согласно ч. 1 ст. 28 ГК РФ у малолетних вообще не возникает гражданской дееспособности (кроме мелких бытовых сделки, сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения), поэтому сделки от их имени по приобретению этого имущества и доходов могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Осуществлять налоговые обязанности от имени малолетних должны их законные представители.

В науке подчеркивается, что налоговая правоспособность может дополняться налоговой дееспособностью законных представителей, что нашло подтверждение и в действующем Налоговом Кодексе РФ (ч. 2 ст. 27), и в практике налогообложения. Так, в большинстве случаев налог с дохода несовершеннолетнего лица удерживается и перечисляется в бюджет организацией — источником выплаты (налоговым агентом). Например, когда школьник с согласия родителей работает по трудовому договору во время летних каникул. В таких случаях, согласно Письму Минфина от 05.04.12 г. №03-04-06/3-102 организация, следуя нормам Главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, рассчитает и выплатит доход получателю за минусом удержанного налога. Несовершеннолетний гражданин может выиграть приз либо получить доход от продажи своей доли в квартире, однако не иметь средств для уплаты налога. В этом случае родители (усыновители, опекуны, попечители), являясь законными представителями, вправе исполнить обязанность по исчислению, декларированию и уплате налога от имени несовершеннолетнего. Иначе говоря, институт законного представительства (родители, опекуны, усыновители) компенсирует недостаток дееспособности, то есть законные представителя реализуют права и исполняют обязанности за несовершеннолетнего, при этом делать они этого не обязаны.

Существуют определенные проблемы определения дееспособности в отношении несовершеннолетних. Еще до вступления в силу первой части Налогового Кодекса РФ сложились два мнения: финансовая (налоговая) дееспособность возникает с 14 и в полном объеме и налоговая дееспособность возникает с 18 лет. Первая позиция представляется более логичной по следующим обстоятельствам. Дело в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 Гражданского Кодекса несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. Более того, согласно ст. 63 Трудового Кодекса лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, а в части 3 указано, что с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет. Из этого следует, что с 14 лет физические лица в результате своей деятельности получают доходы, которые являются объектами налогообложения. По смыслу текущего законодательства (пп. 2 п. 2 ст. 26 Гражданского Кодекса РФ), несовершеннолетние в возрасте от 14 лет могут открыть счет в банке или осуществлять иные банковские операции, то есть могут исполнять обязанность по уплате налога исходя из требований п. 1 и п. 1.1 ч. 3 ст. 45 Налогового Кодекса РФ. При этом, согласно ч. 2 ст. 107 Налогового Кодекса РФ физическое лицо является деликтоспособным с 16 лет. Исходя из императива, установленного в ст. 57 Конституции РФ, такой ситуации, когда лицо получило доходы, но не уплатило налог, не может быть, поскольку нарушает равенство прав и свобод граждан.

Устанавливая налоговую деликтоспособность с 16 лет, законодатель упускает из виду два года, когда несовершеннолетний обладает значительной частью гражданской и трудовой дееспособности, но имеет вполне легальные основания не платить налоги, что противоречит ст. 57 Конституции РФ.

Вышеизложенное позволяет выделить ряд специфичных черт субъектов финансового права. Первая особенность субъектов будет определяться предметом финансового права, то есть теми общественными отношениями, которые возникают в процессе аккумулирования, распределения, использования фондов денежных средств. Следующим отличием будет являться особый правовой статус субъектов, как наделенных властными полномочиями, так и не наделенных таковыми. Еще одна специфичная черта субъектов финансового права заключается в отведенной им роли в финансово-правовых отношениях, от которой и зависит их правовой статус и правосубъектность. Является особенностью и широчайший круг субъектов финансового права, вызванный сущностью финансовой деятельности государства, поскольку именно государство выполняет основные функции по образованию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств, затрагивая все сферы общественной жизни. Этим и определяется важность выделения специфических черт субъектов финансового права, поскольку именно базовые и ключевые признаки понятий образуют тот фундамент, на котором возможно построение единых теоретических подходов, что имеет безусловно важное значение для развития финансового законодательства.



§ 2. Концепция финансово-правовых отношений



Одними из главных направлений для исследования в финансовом праве являются в течение многих лет такие вопросы как предмет и система финансового права. 

Предмет – это ключевая составляющая любой отрасли права, которая претендует на свою самостоятельность среди иных отраслей права. Решение вопроса о существовании предмета финансового права, ставит вопрос о существовании самого финансового права как самостоятельную отрасль юриспруденции.  В связи с этим, решение такого вопроса, как предмет финансового права является важным и имеет огромное практическое значение.

Право является регулятором общественных отношений. Право может эффективно урегулировать общественные отношения в случае правильного применения механизма самого регулирования, это касается и выбора объекта регулирования.

Одной из точек зрения является, что финансовое право является производным от «финансовой деятельности государства». Огромное влияние на различные точки зрения на предмет финансового права оказывает практика, которая наработана государственными органами в сфере финансов и финансового регулирования. 

Финансовая деятельность Российской Федерации является главенствующим фактором, который формирует предмет и систему финансового права как отдельной отрасли права.

Если рассматривать другую сторону данного вопроса, то можно заметить, что в предмет финансового права входят не только отношения, связанные с финансовой деятельностью государства. Однако включить всю совокупность финансовых отношений, часть которых регулируется гражданским правом или иными отраслями права, в предмет финансового права будет неправильным.

О.Н.Горбунова предлагает включить в закон о финансах разделы, в которых будут закреплены правила, формы и способы, а также иные механизмы регулирования финансов хозяйствующих субъектов, вопросы цен и ценообразования. Данное предложение лишь расширит сферу действия финансового законодательства, но не поставит под сомнению саму концепция финансового права и его оснований.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что многие проблемы, возникающие в финансовом праве обусловлены различием теоретических представлений от практики применения финансовых норм. Таким образом определение таких категорий как предмет и системы затруднено в связи с тем, что теория финансового права не может успеть за практикой, которая складывается в финансовой сфере, поскольку в государстве существует экономическая нестабильность и финансовое положение меняется регулярно.

Колоссальной является нормативная база в области предпринимательства. 

Ч. 2 ст. 74 Конституции РФ закрепляет, что гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той части, в которой необходимо обеспечить защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав граждан, оборону и безопасность страны.

Анализ социологии права проводил и Д.А. Керимов, он указывал, что законы – это внешняя форма выражения позиции государства в сфере экономики, права и общества. Законы обязательны в применении, поскольку отражают потребность в регулировании общественных отношений. 

В настоящее время в силу экономической политики государства законы действуют как регуляторы экономической деятельности субъектов предпринимательства.

С.В. Поленина отмечала, что система источников права формируется с учетом материальных и социальных факторов. 

А.В. Мицкевич в своей работе указал, что в советское время хозяйственное законодательство являлось системой комплексных правовых норм, которая регулировала хозяйственную, транспортную, сельскохозяйственную и иные сферы деятельности.  

Система хозяйственного права стало общепризнанным в 70-е годы ХХ в.  Такая отрасль как хозяйственное право регулировало хозяйственную деятельность организаций, отношения между такими организациями, с государственными органами и гражданами.

В.В. Лаптев отмечал, что сложившаяся концепция противоречила самому существу хозяйственного права, поскольку предполагалось, что предметом регулирования будут; хозяйственная деятельность, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе руководства и отношения хозяйствования. 

Примером, приводимым О.С. Иоффе, является то, что адресованы уставы и транспортные кодексы были организациям и гражданам в том числе. В связи с чем в предмет регулирования включались еще и отношения, связанные с транспортной деятельностью организаций. Однако необходимо отметить, что в каком законодательстве граждане рассматривались в роли потребителей услуг, а не в роли хозяйствующих субъектов, которые осуществляют транспортную деятельность.

Такой не менее известный ученый, как В.К. Мамутов, у своей работе указал, что хозяйственное законодательство это система нормативных правовых актов, регулирующие отношения по управлению производством в сфере планирования и хозяйственных расчетов, равно как и отношения между предприятиями имеющих разную направленность, главным образом эти предприятия должны реализовывать принципы плановой экономики и быть основаны на социалистической собственности.

На данном этапе экономического развития рыночной экономики предметом регулирования права является не только предпринимательская деятельность, поскольку под сферу влияния подпадают все экономические отношения, и даже которые не носят предпринимательскую направленность, к ним можно отнести некоммерческие организации и их деятельность.

В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплен основополагающий принцип, который должен реализовываться при создании каждого нормативно-правового акта. Так в данной статье указано, что все законы, который издаются на территории Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ, должны быть официально опубликованы и должны реализовывать конституционные принципы.

Многие принимаемые на данный момент законы по своему содержанию характеризуют политическую и экономическую направленность страны в целом, так, например, рассматривая Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», принятие данного закона прямо направлено на конкурентоспособность страны и регулирование промышленного потенциала с целью его повышения.

Вышеуказанный правовой акт закрепил в своем содержании такие термины, как: промышленность, промышленная политика, субъекты промышленности. А также положения о содержании участия государства при формировании промышленной политики в стране и отобразил меры возможного стимулирования и ряд других положений.

В российской науке право сам термин «законодательство» используется в качестве собирательного понятия, которое включает в себя все источники права определенной отрасли.

Это объясняется позитивизмом, который устоялся в советские годы, и указывал на то, что закон является фундаментом и главным регулятором общественных отношений. В свете чего, многие авторы использовали разную терминологию при освещении того или иного вопроса, В.К. Андреев применял термин «предпринимательское законодательство», Л.В. Андреева применяла термин «законодательство о предпринимательской деятельности», М.И. Клеандров употреблял термин «нефтегазовое законодательство», В.В. Лаптев говорил «акционерное законодательство», при этом необходимо отметить, что все они подразумевали все источники права и законы.

В юридической науке рядом ученых часто поднимался вопрос к чьему ведению относится предпринимательское законодательство, было в основном два мнения, либо оно относится к исключительному ведению Российской Федерации, либо оно относится к ведению Российской Федерации и субъектов.

В.В. Лаптев придерживается второй позиции, и указывает, что экономика по стране в целом носит единообразный характер ввиду чего подпадает под единый режим управления, но с особенностью для каждого региона.

Его позицию поддерживает также и В.К. Андреев, и высказывает позицию о разграничении предпринимательского и гражданского права, при этом указывая, что только предпринимательское право останется регулятором экономических отношений.

В. С. Белых ввиду неопределенности в разграничении нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов настаивает на принятии специального закона о принципах разграничения предметов ведения и делегирования полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Также предлагается уйти от практики заключения федеративных нормативных договоров (соглашений) на предмет нормотворческой компетенции между центром и субъектами Федерации.

Предпринимательское законодательство необходимо относить к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Единство экономического правопорядка должно учитывать географические, климатические, национальные, этнические, лингвистические и культурно-исторические особенности регионов России. Нельзя согласиться с мнением О. Н. Садикова об отнесении корпоративного или транспортного права к подотраслям гражданского права. Нормы, регулирующие корпоративные отношения (например, управление «золотой акцией» в рамках Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы») либо транспортную деятельность (закрепление для маломобильных граждан гарантий Законом г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»), являются частью системы предпринимательского права и не вписываются в понимани федерального гражданского законодательства.

Согласно Указу Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов», заменившему Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства», с учетом специфики и предмета регулирования отдельных отраслей права в классификаторе правовых актов выделена «хозяйственная деятельность», наряду с гражданским правом.

В правовые акты о хозяйственной деятельности вошли акты, регулирующие: промышленность, геологию, геодезию и картографию, использование атомной энергии, захоронение радиоактивных отходов и материалов, строительство, градостроительство и архитектуру, сельское хозяйство, транспорт, связь, космическую деятельность, торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения (группа 090.000.000 кода классификации). Приведенный перечень подчеркивает специфику и обособление системы источников предпринимательского права, а также уникальный предмет правового регулирования — экономическую деятельность........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.