- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Форма государственного устройства, понятие и виды
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014592 |
Тема: | Форма государственного устройства, понятие и виды |
Содержание
Институт экономики и права (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе Кафедра теоретических и публично-правовых дисциплин «Форма государственного устройства: понятие и виды» Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» Выполнила: студентка 1 курса группы ЮДБ-3 Бакшаева Екатерина Сергеевна Проверил: ст.пр.Ястрембськая Светлана Викторовна Дата защиты __________________ Оценка _______________________ Севастополь – 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….......... 3 Глава I. Государственное устройство как элемент формы государства §1. Форма государства: элементы формы государства и их взаимовлияние……………………………………………………………. 5 §2. Государственное устройство: понятие и сущность……………….9 Глава II. Виды государственного устройства §1. Простая форма государственного устройства и ее виды………….13 §2. Сложные формы государственного устройства …………………..16 Глава III. Проблемы государственного устройства современных стран §1. Особенности государственного устройства России……………...21 Заключение……………………………………………………………………26 Список нормативно-правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики………………………………………………28 ВВЕДЕНИЕ В общественных науках изучается тема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью понимания происходящих процессов: что является государством, какова его природа и роль в общественной жизни. В современном обществе эти вопросы являются все еще спорными. В связи с тем, что государство – это политическая организация осуществления государственной власти, то при изучении государственного устройства необходимо выяснить, кому принадлежит та самая власть, какие социальные силы осуществляют ее, на каких принципах она построена. Каждое государство есть единство его сущности, содержания и формы. В разных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. При этом форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Цель работы – раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм. Практическая целесообразность работы определяется возможностью «положительных и сторон тех или иных форм государства в их к стране. Данная цель решением следующих задач: 1. Исследовать элементы формы государства ; 2. Выявить понятие и сущность государственного устройства; 3. Охарактеризовать виды простых форм государственного устройства; 4. Выявить особенности сложных форм государственного устройства; 5. Проанализировать особенности государственного устройства России. Объект исследования: форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление. Предмет исследования: государственное устройство и его составные элементы. Методологические подходы исследования, которые были применены в ходе работы – это обобщение, элементы исторического анализа, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой метод. Характеристика структуры работы: структурно работа состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка нормативно-правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики. Глава I. устройство как формы государства § 1. государства: элементы государства и их Представление формы является одним из главнейших содержательных характеристик Важно также и его значение: еще Кант форму в принципа упорядочения, материи суверенитета1. Как сказано в учебнике «Теория государства и права» Н. И. Матузова и А. В. Малько : « Научные разработки и практика недавнего свидетельствуют об недооценке данной Ученые отмечают, что строгость и формы государства (как и права), вытекающие из природы, могли бы ограничить субъективизм и в проведении политического курса»2. В. С. Нерсисянц в своем учебнике «Общая теория права и государства» утверждал, что: "В настоящее под формой понимают организацию власти и ее устройство»3 . Форма государства неразрывной связью с его Изучение государства дает нам , насколько организована власть в какими органами и представлена, каков взаимодействия и какими способами осуществление государственной власти, если содержание дает возможность установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет. Признаки государства, изначально выраженные в его в течение процесса развиваются в государства. По мнению С. Г. Дробязко и В. С. Козлова , авторов учебника «Общая теория права» : « Форма государства - это его выражающееся в политических взаимоотношений людьми, между и государством, государством и в процессе ими режим), в организации высших государственной власти правления) и в делении государства территориального устройства)»4. Согласно мнению тех же авторов ,известно, что: « Форма государства – организации политической охватывающий форму форму государственного и политический режим»5. Форма государства - общественное явление, и через характеристику элементов формы Форма существующих особенно современных, общие признаки, что дает определение элементу формы Такой подход позволяет сделать вывод, что форма состоит из 3-х , а 1. Формы – это способов организации власти (структура, образования высших государства, способы власти); 2. Формы устройства – это способов устройства власти, характеризующих между центральной и властью; 3. Политического – это способов осуществления власти, закрепляющих предоставляемых гражданам для их в политической, социальной, культурной государства 6. В своей книге «Теория государства и права» Н. И. Матузов и А. В. Малько утверждали : «Форма государства от конкретных условий его и развития, воздействие на неё сущность, исторический тип Ученые считают, что на форму влияют национальный исторические традиции, размеры страны и др.факторы»7. В научной сфере существуют два основых к форме государства. Так, соответственно первому подходу в основе формы государства лежат элементы, определяющие ее содержание. Этот подход принято называть элементный. «Согласно этому подходу форма государства - это трёх её элементов: формы формы государственного политический режим»8,- писал В. С. Нерсисянц в «Общей теории права и государства». Этот более удобен, так как он чёткостью, удобен для запоминания и анализа. Но все же он не даёт обобщенного представления о государства в общем. Вторым подходом является системный подход. государства, согласно этому подходу, это структура, которая не только элементы, но и между ними, а элементы функциональные деятельности) 9. В изученной мной литературе, общепризнанная классификация форм отсутствует. В последнее время в литературе предложена классификация форм опирающаяся на формы. Форма государства от конкретных исторических его возникновения и Решающее воздействие на нее сущность, исторический тип Так, феодальному типу соответствовала, как монархическая форма а буржуазному — Форма государства зависит во многом от политических сил в особенно в его возникновения. Начиная с 60 – 70 ХХ века и в науке утвердился согласно которому, государства складывается из трех формы правления, государственного устройства и режима. Ранее режим не при анализе государства. Однако и практика события середины ХХ века продемонстрировали огромное методов реализации власти на конкретного государства. В время такой является устоявшимся в и отечественной литературе10. Форма конкретного зависит от условий его и развития, влияние на нее сущность, исторический тип Так, феодальному соответствовала, как монархическая форма а буржуазному –республиканская 11. Соотношение политических сил в способно оказать влияние. Например, в исторически, в своеобразного компромисса буржуазией и возникла ограниченная монархия. На государства влияют состав, исторические (в Испании десятилетий республиканской правления была монархия как дань традициям), природные, условия, религиозные культурный уровень общества и т.п.12. по территории , чаще являются унитарными. В в силу состава населения и территорий больше для федеративного государства. Обобщая точки зрения, сказанные выше, следует сказать, что: « Форма государства - это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества»13,-считал В. А. Кучинский в своем учебнике «Общая теория государства и права». Формы государства довольно разнообразны. Основные причины разнообразия форм государства заключаются в исторической традиции развития национальной государственности, исторических особенностях становления самой национальной государственности, национальном составе населения данной страны. § 2. устройство: понятие и Термин государственного устройства рассматривался как в широком понимании, когда данный вопрос исследовался через призму формы государства вообще, но в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном, так и в узком. Поэтому говоря о государственном устройстве, следует уточнить, что речь идёт именно о территориальном устройстве государства. В учебной и научной литературе прослеживается единообразная характеристика данного термина. Так, В. М. Корельский под формой государственного устройства понимает: «…территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»14. А. Б. Венгеров, детализируя сам термин, указывает, что: « Форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а также связь центральных и местных органов власти и управления, распределение между ними полномочий»15. Юристы конца XIX - начала XX века выдвигали понятие формы государственного устройства, в которое они включали строение государства, организацию его территории, взаимосвязь между входящими в состав государства территориальными, административными, национальными и другими единицами. В 1949 г. М. А. Архаров писал: «Под формой государства имеется в виду характер и способ взаимоотношений между частями государства и целым, между центральными и местными органами власти»16. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при определении данного понятия существенных споров и расхождений не наблюдается, и в целом форму государственного устройства можно определить как организацию государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими государственными органами. Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно - организованного общества, в связи с тем, что люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - организовать социальный процесс, наладить жизнь на своей территории,а государственная власть и государственное управление строятся по территориальному принципу. Истории известны три формы государственного унитарное, федеративное и Унитарное — это цельное государственное состоящее из единиц, не политической самостоятельностью. В государстве существует система органов органы административно-территориальных подчиняются центральным У такого единая территория, гражданство, бюджет и.т.д. единицы, как части унитарного суверенитетом не В некоторых государствах имеются автономные образования, но они не суверенными 17. В. С. Нерсисянц в «Общей теории права и государства» сказал ,что : «Федерация в свою очередь представляет добровольное объединение обладающих определенной в союзное на основе договора. Для характерно наличие общефедеративных и федерации: территории, конституции, государственных бюджета и т. д.»18. Федеративное устройство служит сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства. Законодательные, судебные и исполнительные полномочия делятся между федерацией в целом и ее субъектами. Это деление должно быть осуществлено так , чтобы способствовать более тесному единству субъектов, развитию их взаимозависимости и взаимосвязи. Следует отметить, что большинство существующих в мире государств не являются средством решения вопроса. Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерация как объединения государств создавалась для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие являются переходной формой к более прочим федеративным связям. Такие федерации, как США, Швеция, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза 19. Конфедерация - не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государств - члены конфедерации создают объединённые органы. Последние функционируют лишь в строго определённых целях (экономические, военные, политические). Н. И. Матузов и А. В. Малько отмечали, что: «В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европейского союза (ЕС)» 20. Как уточняли С. Г. Дробязко и В. С. Козлов : «Известны следующие конфедерации: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзенская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1789 и 1815-1848), Нидерланды (1579-1795), США (1781-1787), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии - Объединённая Арабская Республика (1958-1961). И некоторые другие» 21. Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Глава II. Виды устройства §1. Простая государственного и ее виды Как говорилось ранее, форма государственного – это политико-территориальное государства, характер и взаимоотношений между в целом и его частями, центральными и органами власти. Существует две государственного устройства – простое () государство и сложные государства. Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Унитарное государство – форма государственного при которой целостное государственное состоящее из единиц, которые центральным органам и признаками не обладают 22. Отмечается, что в унитарном действует единая высших органов и управления, одна и единая законодательства, единая система, одно единые вооруженные проводиться общая политика. Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти. Признаки унитарного государства23: * Единая конституция, нормы которой принимаются на всей территории государства; * Единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти; * Единое гражданство; * Одноканальная система налогов; * Единая система права; * Единая судебная система. Унитарная форма получила распространение, прежде всего в мононациональных государствах, например во Франции, Швеции, Норвегии, Финляндии, Греции, Португалии, Японии, а так же в большинстве государств Африки и Латинской Америки. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные. В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами. Унитарное государство - это государство, части подразделения) которого провинции, округа, и т. д.) только административно - образованиями, не каких - либо прав.24 Для централизованного государства то, что самоуправление отсутствует, а во местных органов назначенные из чиновники. В унитарных государствах органы власти населением и значительной самостоятельностью.25 Исторически унитарная государственного устройства самой первой, с самим Все без государственные древности и веков обладали этой государственного устройства. тому могут Римская империя, Китай и средневековые европейские Позднее, с идей просвещения и появилось немало идей, что и к появлению в государственного строительства стран иных форм устройства - и конфедеративных союзов. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что « … унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции».26 Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств –мононациональные государства. Однако существуют и исключения. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. §2. Сложные государственного устройства Как отмечалось ранее, к сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Федеративное государство (федерация)27 - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них28: * территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.; * верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией; * субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; * существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; * основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.). Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи на чисто территориальном принципе29. Из существующих сейчас в мире федераций на этнической основе построены только две: Бельгия и Югославия. Большинство же федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные унитарные федерации. Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.30 Итак, в зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на: * территориальные (союзное государство); * национальные (союз государств); * территориально-национальные. Федеративная форма устройства может быть и воплощением видов общественных Так, например, США, ФРГ — это государства, не по а по признаку. Они своим возникновением и региональным интересам групп населения. Россия, Индия собой многонациональные госу Каждый народ представлен определенным федерации. И это так как в такой формы устройства лежат отношения. Как правило, возникает на нормативного до (образование СССР в 1922 г.) либо конституции (как это было в 1787 г. в Определенная государственная субъектов федерации чаще всего нормативным актом или союзного го При этом федерации свои системы свои конституционные но соответствующие законодательству. В настоящее в мире около двадцати феде государств.31 Как это достаточно государственные расположенные на всех мира (ФРГ, Малайзия, Нигерия, США, Мексика, Австралия и К современным государствам относится и что закреплено в ст. 1 ее Закона: «Российская — Россия есть федеративное правовое с республиканской правления»32. Следует отметить, что в трети ХХ в. с одной тенденция федерализации государств (Бельгия, и др.), с — распад построенных на основе (СССР, ЧССР). Одной из хотя и распространенной формой устройства является 33 (в переводе с — «сообщество») — не государство, а союз госу при котором образующие конфедерацию, стью сохраняют имеют собственные органы управления и Для координации действий государства конфедерации создают ные органы , которые функционируют лишь в определенных (экономических, военных, Конфедерация, как носит временный и не выступает промежуточным на пути государств к федерации (США, или распадается (Австро-Венгрия, Речь 34 В настоящее конфедерацией в плане считается Швей хотя фактически она федерацией. конфедерации у Содружества Государств (СНГ) и союза (ЕС). Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства35: * Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. * Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. * Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия. * Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций. * В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам. * В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства. * Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации. * Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти. * Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает. * Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. * Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения * Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам. В конфедерации нет союзного гражданства. Следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.36 Глава III. государственного устройства стран § 1. государственного устройства Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.37 Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы. Порядок образования Российской Федерации показывает то, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, потому как была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики. Не имея классических признаков федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Но главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не формальные признаки федерации, а воля ее народов, пожелавших воспринимать свое государство в качестве федеративного. Сейчас Российская Федерация в большей степени походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и края, области, города федерального значения. Вся территория Российской Федерации состоит из территорий ее субъектов. Российская Федерация по своему устройству — целостное, суверенное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их виды: края, республики, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя. Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации.38 Государственная целостность означает, что государственные образования, составляющие территорию Российской Федерации, не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств. В преамбуле нынешней Конституции РФ отмечается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация обладает всеми признаками государства, выступает субъектом международного права. Она имеет единую, общую территорию, которая охватывает территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предустановленны гарантии государственной целостности РФ. Важную роль здесь играет Президент РФ, на него возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. Предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер. В современном федеративном устройстве России развивается территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.39 Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется: А) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; Б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; В) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.40 Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что Федеративная природа Российского государства отличается следующими признаками: 1. Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования. При этом, республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают собственными конституциями, а иные субъекты своими уставами и законодательствами. В данных актах закрепляется правовой статус субъекта Федерации. 2. Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними. 3. Российская Федерация характеризуется наличием единого гражданства. 4. Российская Федерация имеет общие для всей страны органы государственной власти. 5. Российская Федерация имеет в своем распоряжении единую денежную и кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов. 6. Российская Федерация, как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, участвует в межгосударственных объединениях. Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации так же имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей. 7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами основываются на разграничении их предметов ведения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из поставленных целей и задач данной работы, мы можем сделать следующие выводы. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными являются унитарная и федеративная. Конфедерация как форма государственного устройства встречается намного реже по сравнению с дв....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: