- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003662 |
Тема: | Методы оценки конкурентоспособности предприятия |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Институт интенсивного образования Кафедра «Менеджмент в бизнесе» Отчёт защищён с оценкой _______________ ______________________Е.Н. Болховитина_ (подпись руководителя от вуза) (инициалы, фамилия) «_____» __________20________г. ОТЧЁТ О преддипломной практике на ____________ИП Шолох Г.А.________________ наименование организации ПП 38.03.02.00.000 О Студент гр.__СМ-21 Ю.В. Воротникова___ индекс группы (инициалы, фамилия) Руководитель практики от организации________директор Г.А. Шолох _________ (должность, ученая степень) (инициалы, фамилия) Руководитель практики от университета___ доцент к.т.н. Е.Н. Болховитина___ (должность, ученая степень) (инициалы, фамилия) БАРНАУЛ 2017 Содержание Введение……………………………………………………………………………...........3 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия……………………5 1.1 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества: сущность и виды………………………………………….……………………………….5 1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………………...19 1.2.1 Факторы внешней среды…………………………………………………………20 1.2.2 Факторы внутренней среды ………………………………………………….…23 1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…….………………….…26 2 Оценка конкурентоспособности ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы»…………………………………………………………………...…31 2.1 Общие сведения о предприятии ……………………………………………..……31 2.2 Анализ организационной структуры управления ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы»…………………………………………………………………..…33 2.3 Анализ потребителей ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы»…….……36 2.4 Анализ ассортимента продукции ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы»..41 2.4.1 Анализ ценовой политики…………………………………………………….…44 2.5 Сравнительный анализ конкурентов………………………………….…………..44 2.6 Анализ внешней среды организации ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы»………………………………………………………………….…48 2.7 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………………52 3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы»……………………………………………………………………....59 3.1 Внедрение услуги бесплатной доставки по г. Славгороду и Славгородскому району………………………………………………………………………………....60 3.2 Совершенствование системы стимулирования сбыта…………………………….61 3.3 Сотрудничество с разными поставщиками на более выгодных условиях……….64 3.4 Заключение………………………………………………..……………………….…65 Список использованных источников………………………………………………….66 Приложение А Анкета для опроса покупателей………………………………………68 Введение В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной[5]. Достижение и удержание конкурентных преимуществ – основная стратегическая цель любой организации. Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий[6]. Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации[4]. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны: 1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары; 2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; 3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики. К числу негативных сторон можно отнести: 1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства; 2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения; 3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов[1]. Контроль за конкурентами, при грамотном подходе и быстрых и правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других. Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе[3]. Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис[7]. Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому много значимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность[5]. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы», занимающееся оптовой и розничной торговлей стройматериалов и инструментов. Целью данного отчета является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на примере ИП Шолох Г.А. магазин «Стройматериалы». Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические основы в области оценки конкурентоспособности предприятия; 2) провести бизнес-диагностику рассматриваемого предприятия; 3) дать аналитическую характеристику и выявить основные проблемы конкурентоспособности предприятия; 4) предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия и оценить их эффективность. 1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 1.1 Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества: сущность и виды Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках[9]. Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция[1]. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкуренция - это жесткое соперничество людей (предприятия), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, конкуренция - это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой - неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников[15]. В разных литературных источниках по-разному трактуется понятия конкуренции. Например, английский экономист Адам Смит предлагал понимать под конкуренцией поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Так же А. Смит считал, что конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность участников рынка и главной её целью является борьба за получение возможно большей прибыли. Известный отечественный экономист Фатхутдинов Р.А. в своем учебном пособие «Стратегический маркетинг» предлагает следующее определение: "Конкуренция-процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях»[9]. Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей». Современный американский экономист П. Хайгне считает: «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критерием доступа к редким благам». Одним из синонимов к слову конкуренция является слово соперничество. Как известно из психологии соперничество является одним из основных инстинктов человека. Соперничество побуждает человека к лучшему использованию своих способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получены именно путем соперничества, конкуренции[17]. Австрийский экономист Й. Шумперет определил конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями. Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции[9]. В некоторых литературных источников встречается упоминание о том, что конкуренция может быть поведенческой, структурной и функциональной. Под поведенческой конкуренцией понимают борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная конкуренции - это анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него[2]. Соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным можно обозначить как функциональную конкуренцию. Как было доказано многими экономистами и на практики как зарубежного, так и отечественного бизнеса, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Конкуренцию можно классифицировать по географическому признаку. Можно выделить местную, региональную, национальную, межнациональную и глобальную конкуренцию. Конкуренция является элемент рыночного механизма, который реализуется в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики. На рынке конкуренция может выступать в различных формах и осуществляться различными методами. Она может под разделятся на внутриотраслевую и межотраслевую. Под внутриотраслевой конкуренцией следует понимать соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит вследствие того, что предприятия одной и той же отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства, сырья, технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на данные различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей предприятий. Межотраслевая конкуренция - это конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе данного вида конкуренции находится стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, к поиску наиболее выгодной сферы вложения капитала[18]. Исходя из экономической теории, можно оценивать уровень конкуренции на той или иной отрасли рынка по семи признакам[7]: 1)число фирм-производителей; 2)различие ("дифференциация") товаров; 3)уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара); 4)способ формирования цены товара; 5)возможности для появления новой фирмы на данном рынке; 6)степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров; 7)в какой мере покупка осуществляется без принуждения. В промышленно развитых странах эффективность механизма конкуренции существует давно и ее механизм хорошо отлажен. Кыргызстан в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока неуправляемой. Поэтому важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями. Рассмотрим подробнее составляющие приведенного выше определения, отдельно каждое слово. Процессы могут быть[17]: -общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческими и производственными; обеспечивающими, преобразующими и завершающими; материальными и виртуальными; -объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т. д. Составляющими слова "управление" в понятии "конкуренция" являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества. В качестве "субъектов" в понятии "конкуренция" могут быть любые социальные, производственные или биологические системы[9]. Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др. В качестве целей системы могут быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т. д. Потребности могут быть[9]: - объективными (заданными природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления); - первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими; - сопряженными или несопряженными; - глобальными или личными; - отрицательными или положительными; - индивидуальными или общественными и т.д. В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, таможенная система, трудовое право и др. На современном этапе мирового развития конкуренция как Движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров. Считаем, что в XXI в. эта задача будет приоритетной, а в конце XX в. затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до 5 раз в промышленно развитых странах и до 20 раз - в развивающихся странах (техники этих стран)[18]. По степени интенсивности конкуренция может быть[11]: - привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте; - умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка; - ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента; - ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента; Формы конкуренции[16]: 1) предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность; 2) функциональная - конкуренция между товарами (объектами) - заменителями. «В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов»[17]. Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью[7]. В современном экономическом мире конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами[19]: -качество продукции и услуг; -наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; -уровень квалификации персонала и менеджмента; -технологический уровень производства; -налоговая среда, в которой действует предприятие; -доступность источников финансирования. Чтобы определить первоочередные меры по реформированию предприятия, следует определить причины потери его конкурентоспособности. Существуют и другие важные требования, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно - рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается - на отечественном или внешнем рынках. Во многом на цену товара или услуги сейчас влияет стоимость обязательной или добровольной международной сертификации. Далее конкурентоспособность менеджмента и продукции предприятия базируется на доступе к заемным средствам, успешной производственной и торговой деятельности, высокой квалификации персонала[9]. И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности. Что касается конкурентного поведения рыночных субъектов, то существует несколько их типов[4]: -креативное - поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками; -приспособленческое - учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников; -обеспечивающее - поведение, направленное на сохранение позиций.. С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков. Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей, и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам. Конкуренция может принимать разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции (Таблица 1). Таблица 1- Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренции В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы. В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа по ценам ниже себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов. Конкуренция сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь. Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды: -монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя); -олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей); -монополистическая - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами. Формы конкуренции и типы их рыночных структур показаны в таблице 2. Таблица 2 - Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций основные черты Совершенная конкуренция Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция количество фирм на рынке множество независимых одна крупная несколько крупных достаточно много тип продукта стандартизиро- ванный уникальный стандартизиро-ванный дифференциро-ванный контроль над ценой отсутствует полный контроль влияние ценового лидера влияние ограничено вход в отрасль относительно легкий очень трудный трудный вход и выход возможны Далее следует рассмотреть факторы оценки конкурентоспособности предприятия. Методы, конкуренции[6]: 1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая); 2) на основе критерия повышения качества сервиса товара; 3) на основе снижения цены (ценовая); 4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара; 5) на основе использования всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная). Конкуренция может происходить на следующих уровнях[8]: - местном (в группе, отделе, организации и т. п.); - региональном (районе, городе, области и т. п.); - национальном (в стране); - межнациональном (в нескольких странах); - глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран). Рынок[15]: 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки[9]. Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и др. делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг, недвижимости и др. Нами понятие "рынок" интерпретируется следующим образом. Рынок - условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия[16]: - все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно сопоставима с определенным товаром; - условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера; - прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Варианты изменения конкуренции между фирмами, как известно, следующие[9]: 1) конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм; 2) конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры; 3) конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно; 4) конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж; 5) конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики; 6) конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка; 7) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений; 8) конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры; 9) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу[18]: 1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты; 2) темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок; 3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен; 4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков; 5) цена; 6) уровень стандартизации товаров - покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой; 7) мобильные технологические модули; 8) требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода; 9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм; 10) экономия на масштабе - увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара; 11) быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Европейский форум по проблемам управления определил, что "конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов". Недостаток этого определения, на мой взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики[8]. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране[5]. Термин "конкурентоспособность" применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке. В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя [4]. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем – фирма, отдельное предприятие, отрасль или экономика в целом. Конкурентоспособность предприятия – "его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности"[8]. Конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию [5]. Белковский А.Н. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам [3]. Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами [16]. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги[25]. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров и услуг, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Таким образом, определим конкурентоспособность предприятия как его потенциальное качество, которое включает [29]: ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: