- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Функциональные возможности «Тактического тренажера»
| Код работы: | W001853 |
| Тема: | Функциональные возможности «Тактического тренажера» |
Содержание
Введение
Настоящее время – это время развития нефтяной, газовой, химической и других взрыво- и пожароопасных отраслей промышленности, применение в строительстве новых легкогорючих материалов, рост городов в высоту, время развития и прогресса. К сожалению XXI век характеризуется и увеличением числа природных и техногенных катастроф, террористических актов и бытовых аварий. Решение такого рода проблем требует высококвалифицированных специалистов способных действовать в экстремальных условиях, под воздействием комплекса опасных и вредных факторов.
Актуальность исследования. Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.
Во время подготовки кадров при формировании практических умений и навыков играют большую роль, а иногда и просто незаменимы, тренажеры. Тренажеры помогают формировать правильную последовательность действий при выполнении поставленных задач, а также развивают самостоятельную умственную и трудовую активность студентов.
Слабая изученность разработки и применения тренажеров на занятиях является одной из предпосылок для выбора темы работы. Исследование данной темы актуально не только в теоретическом, но и в практическом плане, так как использование тренажеров в учебном процессе влияет на процесс формирования практических умений и навыков, в том числе на эффективность учебной деятельности учащихся.
Целью данной выпускной работы является разработка методических рекомендаций по работе на оперативно-тактическом тренажере, а в частности, его использование для моделирования чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах и их ликвидации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Описание ОТТ
1.1 Общие сведения
Тактический тренажер – обучающий комплекс для тактической подготовки лиц, ответственных за организацию ликвидации последствий ЧС.
Моделируемые чрезвычайные ситуации:
- пожар (лесные, в здании) - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
- взрыв (конденсированных взрывчатых веществ, топливо-воздушных смесей) - процесс выделения энергии за короткий промежуток времени, связанный с мгновенным физико-химическим изменением состояния вещества, приводящим к возникновению скачка давления или ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов или паров, способных производить работу;
- наводнение - затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием;
- землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний;
- распространение АХОВ (РД-90)
1.2 Назначение «Тактического тренажера»
Оперативно-тактический тренажер предназначен для отработки следующих навыков:
а) оценка последствий произошедшего ЧС на основе исходных данных.
б) оценка имеющихся сил и средств на объекте для устранения последствий ЧС.
в) организация работы имеющихся сил и средств
г) работа с документами, правильность их заполнения
1.3 Функциональные возможности «Тактического тренажера»
Оперативно-тактический тренажер позволяет:
- оптимально оценивать последствия возникшей ЧС
- организовывать и управлять силами и средствами для локализации и ликвидации ЧС;
- моделировать аварийные ситуации
- использовать геоинформационные системы для принятия решений
- проводить анализ занятий
1.4 Описание интерфейса программы
1.4.1 Рабочее место инструктора (РМИ)
Программный модуль инструктора позволяет:
- задавать различные «сценарии ЧС» по усмотрению инструктора;
- задавать состав, количество и дислокацию сил;
- контролировать ход ликвидации ЧС;
- воспроизводить расчетные и нормативные параметры упражнения;
- вносить помехи в ходе занятий;
- разбирать ошибки выполнения задания;
- просматривать созданные при занятии документы;
Основное меню состоит из вкладок:
а) инструменты - позволяет обращаться к следующей справочной информации:
- настройки данных карты;
Рисунок 1 – Пункт меню «Настройки данных карты»
- справочники (горючих вещества, мероприятий, состояния сил и средств, зон радиоактивного поражения);
Рисунок 2 – Пункт меню «Справочник горючих жидкостей»
Рисунок 3 – Пункт меню «Справочник мероприятий»
Рисунок 4 – Пункт меню «Справочник состояния сил и средств»
Рисунок 5 – Пункт меню «Справочник зон радиоактивного поражения»
- редакторы (шаблоны ресурсов, коллекции карт, коллекции значков);
Рисунок 6 – Пункт меню «Редактор шаблонов ресурсов»
Рисунок 7 – Пункт меню «Управление коллекцией карт»
Рисунок 8 – Пункт меню «Управление коллекцией значков»
б) настройки
Рисунок 9 – Вкладка «Настройки»
в) справка - позволяет обращаться к следующей справочной информации:
- контрольные вопросы;
Рисунок 10 – Пункт меню «Настройки»
- учебное пособие ГО и ЧС;
Рисунок 11 – Пункт меню «Учебное пособие ГО и ЧС»
- информация о программе
Рисунок 12 – Пункт меню «Информация о программе
г) расчеты аварии на АЭС;
Рисунок 13 – Вкладка «Расчеты аварии на АЭС»
Рисунок 14 – Пункт меню «Определение зон радиоактивного заражения»
РМИ содержит закладки
- Основное меню приложения;
- «Упражнение» – служит для создания и редактирования упражнений;
Рисунок 15 – Закладка «Упражнение»
- «Пользователи» – служит для добавления, редактирования, удаления пользователей в/из тренажера;
Рисунок 16 – Закладка «Пользователи»
- «Тренинг» – служит для назначения, контроля и разбора ошибок упражнения.
Рисунок 17 – Закладка «Тренинг»
- «Журнал» - служит для отображения действий, осуществляемых пользователями в ходе выполнения упражнений.
- «Документы» - служит для создания документов на основе имеющихся шаблонов, их редактирования и просмотра.
- «Карты» - служит для управления коллекцией карт.
Рисунок 18 – Закладка «Карты»
1.4.2 Рабочее место обучаемого служит для оценки последствий произошедшего ЧС, принятию решений о необходимых для ликвидации ЧС мероприятий и организации работы, имеющихся сил и средств.
Основное меню состоит из вкладок:
Справка – позволяет обращаться к учебному пособию ГО и ЧС, к контрольным вопросам, к информации о программе.
Сервис - содержит пункт меню «Снимок карты», который позволяет сделать снимок и поместить его в буфер обмена.
Справочник – позволяет обращаться к информации о зонах радиоактивного заражения.
Штаб ликвидации ЧС – посредством создания документов позволяет осуществлять оповещение населения, сбор КЧС и ОПБ, организацию взаимодействия и управления, социальную защиту населения.
Рисунок 19 – Вкладка «Штаб ликвидации ЧС»
Расчеты – позволяет проводить расчет данных об аварии на АЭС.
Рабочее место обучаемого содержит закладки:
- Основное меню приложения.
- «Чрезвычайная ситуация» - включает в себя компонент отображения карты, панель отображения информации упражнения. Закладка служит для выполнения упражнения.
- «Документы» - служит для создания, редактирования и просмотра документов на основе имеющихся шаблонов.
2 ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ИНСТРУКТОРА
2.1 Создание упражнения
2.1.1 Мастер создания нового упражнения
Для создания упражнения следует:
1) На панели инструментов нажать кнопку создать ();
2) В открывшемся окне заполнить вкладки «Параметры упражнения», «Вводные параметры», «Данные о ЧС».
Рисунок 20 – Окно «Параметры упражнения»
Рисунок 21– Окно «Вводные параметры»
Рисунок 22– Окно «Данные о ЧС»
2.1.2 Задание начальных условий для выполнения упражнения
Для задания исходных данных следует:
1) Открыть вкладку «Упражнение»;
2) В окне «Исходные данные» задать следующие параметры:
- название упражнения;
- тип ЧС (распространение АХОВ (РД-90), взрыв КВВ, взрыв ТВС, пожар, тушение пожара в резервуаре, тушение пожара на АЭС, лесной пожар, наводнение, землетрясение);
- время начала и окончания упражнения;
- информацию о ЧС;
- название объекта, на котором произошла ЧС и его местоположение на карте;
- данные о ЧС;
Рисунок 23– Окно «Исходные данные упражнения»
Набор полей для блока «Данные о ЧС» меняется в зависимости от типа ЧС:
а)Распространение АХОВ(РД-90):
- время после аварии (час);
- вещество;
- масса (тонн);
- агрегатное состояние;
б) Взрыв КВВ:
- вещество;
- масса (кг);
- характер подстилающей поверхности;
- место аварии (резервуар, трубопровод);
- данные о здании;
в) Взрыв ТВС:
- вещество;
- удельная теплота сгорания (МДЖ/кг);
- масса (кг);
- концентрация (кг/м3);
- стехиометрическая концентрация (кг/м3);
- смесь;
- облако на земле выбирается установкой флага;
г) Пожар:
- тип пожара;
- вещество;
- масса вещества (кг);
- площадь пролива (м2);
д) Наводнение:
- уровень воды (м);
- шаг сетки (м);
е) Лесной пожар:
- вид пожара. Выбирается из выпадающего списка;
- класс горимости лесных насаждений;
- начальная площадь (га);
2.1.3 Задание метеоусловий
Во вкладке «Метеоусловия» следует задать:
- Температуру воздуха (оС);
- Скорость ветра (м/с);
- Направление ветра;
- Облачность;
- Приземный слой;
- Осадки;
Рисунок 24– Вкладка «Метеоусловия»
2.1.4 Создание сил и средств
Создание сил и средств возможно осуществить несколькими способами:
- с использованием шаблона по умолчанию;
-с использованием уже сформированных шаблонов ресурсов;
Так же, силы и средства можно импортировать.
Действия по созданию сил и средств:
1) Открыть закладку «Упражнение», вкладку «Силы и средства»;
2) Нажать на кнопку «Добавить ресурс» ();
3) Выбрать из списка нужный ресурс
Рисунок 25 – Вкладка «Силы и средства»
4) Если есть шаблоны по данному виду ресурса, то откроется окно со списком шаблонов:
Рисунок 26 – Список шаблонов
5) После выбора шаблона откроется окно с заданными характеристиками ресурса:
Рисунок 27 – Окно с характеристиками ресурса
Рисунок 28 – Окно с характеристиками ресурса
Рисунок 29 – Окно с характеристиками ресурса
6) В открывшемся окне следует задать параметры, описание вкладок и параметров. Обязательно следует указать координаты местоположения ресурса, курс и скорость.
Рисунок 30 – Окно с характеристиками ресурса
7) Если по данному виду ресурса нет ни одного шаблона, или в окне выбора шаблона был выбран «Модель по умолчанию», то откроется окно:
Рисунок 30 – Модель по умолчанию
В данном окне необходимо заполнить поля «Организация», «Назначение», «Статус», задать местоположение ресурса на карте, указать курс, максимальную скорость, заполнить вкладку «Ресурсы».
2.1.5 Импорт сил и средств
В тренажере есть возможность осуществлять импорт сил и средств, что упрощает подготовку упражнений, позволяет многократно использовать подготовленный перечень ресурсов в разных упражнениях.
Для импорта необходимо:
1. Открыть закладку «Упражнение», вкладку «Силы и средства».
2. Нажать кнопку на панели управления списка сил и средств. Откроется окно, с помощью которого следует выбрать файл со списком ресурсов и нажать на кнопку ОК. Ресурсы появятся на вкладке «Силы и средства».
2.1.6 Создание мероприятий
Для создания мероприятий необходимо:
1) Открыть вкладку «Мероприятия», в закладке «Упражнения»;
2) Нажать на кнопку ;
После этого откроется окно со списком всех возможных мероприятий.
Создавать и редактировать мероприятия можно в справочнике мероприятий. Справочник мероприятий – инструмент для формирования и редактирования списка мероприятий. Список мероприятий описывает последовательность действия, приводящую к успешному решению задач.
2.1.7 Работа с документами
2.1.8 Работа с картой
2.2 Сохранение упражнения
Для сохранения упражнения необходимо:
1) Открыть закладку «Упражнение».
2) На вкладке «Исходные данные» нажать кнопку сохранить.
2.3 Редактирование упражнения
Экпорт и импорт упражнений
Задание маршрута
Назанчение упражнения, управление
Заврешение упражнения, разбор ошибок
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О пожарной безопасности"
ГОСТ Р 22.0.08-96 БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши.
23
....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

