VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Массовая газета для детей как тип издания. Специфика полиэтнического региона

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011895
Тема: Массовая газета для детей как тип издания. Специфика полиэтнического региона
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации



ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»



Филологический факультет



Кафедра журналистики









МАССОВАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ КАК ТИП ИЗДАНИЯ. СПЕЦИФИКА ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «Кэскил» и «Юность Севера».



	МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА



(специальность: «Периодическая печать»)







Выполнила: Студентка 2 курса                               

Группы М-ОЖ-15 ФЛФ СВФУ

Горохова Мария Михайловна

_________________________

(подпись)





Руководитель: 

доц. кафедры журналистики

ФЛФ СВФУ

Иринцеева Евдокия Семёновна

__________________________

(подпись)



















Якутск 2017

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

Глава I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДЕТСКИХ МАССОВЫХ ГАЗЕТ. (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ).

Типологические характеристики детских периодических изданий. 

Содержательная модель периодического издания для детей.

Глава II.  Хайдах формулировкалыырбын тобулбатым

2.1. История редакции детских газет «Кэскил» и «Юность Севера».

2.2. Типологические характеристики газет «Кэскил» и «Юность Севера»

2.3 Функции и специфика газет «Кэскил» и «Юность Севера».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

































ВВЕДЕНИЕ



        Как сказал известный французский поэт и писатель начала XX  века Антуант-де-Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». И большую часть наших знаний, навыков мы черпаем оттуда. Позже, мы, соответственно, углубляем наши знания, оттачиваем навыки, из года в год копится багаж нашего опыта и т.д. Но надо признать, что в детстве наш ум как и наше тело намного гибче, и вредных привычек меньше… Мы в начале нашего пути, и куда направим свой корабль, зависит от нас самих так же, и от нашей окружающей среды. 

     Актуальность исследования . Психологами установлено, что в детстве и отрочестве создается интеллектуальная база, на основании которой саморазвивается, самовоспитывается, самообразуется человек. В последнее время появилось много работ, изучающих воспитательный потенциал телевидения. Однако ещё в 1940-е гг., до появления массового телевидения, известный американский исследователь массовой коммуникации П. Лазарсфельд отмечал, что «если люди могут выбирать между радио и печатью, что бы отчетливо уяснить себе суть вопроса, то чем выше их культурный уровень, тем более, вероятно, что они будут читать, а не слушать»[Лазарсфельд, 2000, С.243-256]. Важно воспитывать эту «привычку» читать с самого раннего возраста, чему во многом содействуют детские газеты. Интернет-среда их заменить не может: пока не урегулировано законодательство в сфере распространения информации для детей в Сети, целесообразность размещения тех или иных ресурсов представляется сомнительной. Стремительное сокращение количества издающихся детских газет, отсутствие устойчивого интереса к данному типу периодики среди юного поколения приводит к потере читателя и у «взрослых» изданий. Практика показывает: чем моложе аудитория, приобщаемая к сотрудничеству, тем выше воспитательный эффект его воздействия впоследствии [Лебедева, 1989 с.1]. Проблема детского чтения сегодня активно обсуждается на всех уровнях, и нам кажется, что в этих условиях особенно актуально осмысление социального статуса детской газеты, её типологических и профильных особенностей. Значимость научного исследования темы обусловлена и уникальностью самого типа издания детская газета создаёт условия формирования гражданской позиции, отношения к какому-либо социальному явлению. Именно детская газета способна воспитать социально активного читателя, ввести его в круг «не детских» проблем. Это тем более актуально, что дискурс детской игровой культуры наш его времени полностью лиш?н просветительской периодики. Одновременно детская периодика вынуждена приспосабливаться к новым рыночным условиям и выживать в конкурентной среде. Существует актуальная потребность в определении места детской газеты в системе СМИ, в уточнении её положения в структуре детской прессы, в изучении тенденций процесса трансформации проблемно-тематического содержания, модификации способов и форм организации текстовых материалов, в описании основных форм работы с детской  подростковой аудиторией, в поиске новых, эффективных направлений развития детской газеты, а также в выяснении возможных моделей её функционирования в рамках «взрослой» полифункциональной культуры.

Состояние и степень научной разработанности темы.

     Детские СМИ сегодня изучаются с точки зрения педагогики, возрастной психологии, журналистики. Более подробно изучена тема типологии массовых периодических изданий для детей в трудах М.Е.Аникиной, Г.Л.Капустиной «Современная детская газета как тип издания», Н.Л.Кулаковой «Детские и подростковые издания в структуре медиахолдинга», И.А.Руденко и т.д. Проанализирован опыт функционирования детской газеты в полиэтническом регионе. Проведен социологический опрос и анкетирование редакции местной детской прессы.

  Объект исследования – региональная редакция газет «Кэскил» и «Юность Севера», выпускающие детскую прессу.

  Предметом исследования являются типологические особенности детских и подростковых изданий, федеральной и региональной периодической печати. 

Цель работы – выявить специфику детского периодического издания в полиэтническом регионе на примере газет «Кэскил» и «Юность Севера».

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи: - 

рассмотреть типологические характеристики детских периодических изданий; отечественный и зарубежный опыт. 

выявить особенности содержательной модели детских СМИ;

рассмотреть историю детской прессы в РС(Я)

выявить функционирующие проблемы детских периодических изданий.

Выявить специфику, плюсы и минусы детских газет РС(Я)

Основным источником магистерской диссертации стали опубликованные газеты в хронологическом порядке и исторические данные про детскую прессу РС(Я) из архива самой редакции.

Было проведено анкетирование редакции детских газет «Кэскил» и «Юность Севера»

Научная новизна состоит в том что было выявлена специфика детских массовых газет в полиэтническом регионе, где объектом исследования выступили газеты “Кэскил” и “Юность Севера”.

Гипотезой исследования является, что детские издания “Кэскил” и “Юность Севера” являются уникальным инструментом воспитания подрастающего поколения республики, в связи с определенными природными условиями и менталитетом народа Саха.

Теоретическая значимость работы.

Работа дает представление функционировании детской прессы в условиях крайнего Севера.









































Глава I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДЕТСКИХ МАССОВЫХ ГАЗЕТ. (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Типологические характеристики детских периодических изданий.

   Прежде чем охарактеризовать типологические особенности детских периодических изданий, рассмотрим понятие “типология”.

    Типология (от греч. –отпечаток, форма, образец и  -- слово, учение). В философском словаре приводится два варианта толкования этого понятия:

Метод научного познания, в основе в которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа

Результат типологического описания  и сопоставления.

    Обращение к категории “типология” возникает  во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств.

    Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.

    В современной науке существует несколько подходов к пониманию типологии. Один из подходов объединяет сторонников статистической модели, в основе которой лежит неизменяемый во времени, существующий как бы вечно “архетип”, “первотип”, “прототип”, “морфотип” или другие не подтвержденные времени первоосновы. Другой подход связан с представлением о типологии как изменяющейся модели.

    В теории медиа к числу наиболее авторитетных исследований в этом направлении можно отнести труды А.Н.Алексеева (А.Н.), А.И.Акопова, А.Г.Бочарова, Ю.А.Головина, Я.Н.Засурского, А.В.Западова, Э.А.Лазаревич, А.Г.Корниловой, С.Г.Корконосенко, Р.П.Овсепяна, Л.Л.Реснянской, Е.П.Соколовой, М.И.Шостак, М.В.Шкондина и др.

     Рассмотрим подход, который связан с представлением о типологии как отображении системы СМИ в ее историческом развитии. Исследователи А.Г.Корнилов и А.И.Акопов предлагают следующее определение типологии СМИ: “Типология – историко-теоретическое системное описание изданий по типообразующим факторам, их классификациям, анализ взаимоотношений, связей между подвергнутыми классификации изданиями в пределах данной системы”. Мы полагаем, что исторический исход к типологии СМИ способен достаточно полно представить картину преобразований в журналистике, системно изучиить развитие средств массовой информации в различные периоды их истории. Так же есть основания предположить, что этот подход ограничивает возможности типологии как метода научного познания, нередко сводя его функции к процедурам систематики и таксономии.

     Следующий подход связан с пониманием “типа” как особого методолгического средства, с помощью которого строится теоретическая картина действительности. Понятие “тип” выступает здесь не как что-то непосредственно взятое из реальности, а как результат сложной работы научного мышления, которое теоретически реконструирует наиболее существенные характеристики исследуемого множества объектов и объединяет их в понятие “тип”. Надо сказать, что “тип” трактуется как особый идеальный объект, а не прямой заместитель эмпирически действующих в журанилистике множеств различных объектов. В контексте сказанного сошлемся на Л.Л.Реснянскую, которая полагает , что для выстраивания типологии важно не только представить в научном исследовании мысленный аналог (модель) действующих в информационном пространстве средств массовой информации, а необходимо также сформировать их идеализированную модель на базе современного научного знания и сопоставить реальное с идеальным. По мнению М.В.Шкондина, этот подход дает возможность сформировать идеальную функциональную модель данной системы, а затем сопоставить ее с тем, как реально осуществляются эти функции в исследуемой типологической группе. Типология – это классификация предметов и явлений на основе определенных призанаков. Эти признаки не формальные, а определяющие, их изменения сказываются как на форме, так и на содержании СМИ. 

    Среди специалиство в сфере типологии СМИ нет единого мнения относительно признаков типологизации. Исследователи М.В.Шкондин, Л.Л.Реснянская, О.А.Воронова к основным признакам, которые обусловлены особенностями компонентов системы СМИ относят:

   Технологические: используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ как технологические системы); формат изданий и программ; тираж, объем издания, продолжительность вещания; периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал, ежеквартальное или ежегодное); время выхода (утренняя, вечерняя газета – для специальных СМИ в условиях учебного заведения либо детского оздоровительного лагеря, утренняя или вечерняя программа телевидения, радио и др.).

    Экономические: форма собственности (государственная, частно-государственная, частная, собственность организаций, иностранный капитал);

      Характер инвестиций, преоблаающих в редакционном бюджете: инвестиционные бюджеты: за счет государства – субсидии Роспечати, республиканских, региональных муниципальных бюджетов; спонсоров (в том числе родителей) и др.; рекламные бюджеты: за счет поступлений от рекламы; коммерческие: подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг, продажа брендов издания и др.;

        Результаты хозяйственной деятельности: доходные или убыточные СМИ;

       Аудиторные: по характеру различных аудиторных групп;

       Редакционные: характер редакционной организации и форма производимого ею информационного продукта: газета, журнал, бюллетень, альаманах, книга и брошюра, мультимедиа и др. Информационные, аналитические, художественные, образовательные, развлекательные и другие передачи телевидения и радиовещания. Различные по форме информационных продуктов, сайты в Интернете. Редакции газетные, журнальные, книжные, студии, иные редакционные формы других СМИ, объединяющие соответствующий авторский актив. Существуют типы редакционных организаций, ориентированные на определенный вид коммуникаций, в том числе на коммуникации массово-публицистические. Просветительские, художественные, образовательные, рекламные и др.;

     Характер, тип информации: образовательная, просветительская, воспитательная, развивающая, развлекательная;

    Целевое назначение СМИ: по характеру осуществляемых функций.

    Организационные: по характеру учредителей, издателей, владельцев СМИ.

     Исследователь С. Г. Корконосенко в качестве основных параметров выделяет регион распространения информации. Здесь речь идет о разделении на транснациональную, национальную, региональную и местную прессу. Следующим параметром типологизации	он считает характер аудитории которая может классифицироваться по возрасту, полу, профессиональным и конфессиональным признакам. К издательским характеристикам исследователь относит периодичность, тираж, формат и объем. Называются еще такие параметры, как легитимность (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность) и содержательное наполнение (качественная и массовая пресса).

      Из сказанного выше можно селать вывод о том, что, несмотря на некоторые различия в формулировках, исследователи единодушны в характеристике одного из основных параметров типологии СМИ – аудиторного. Это не случайно, так как именно аудитория определяет регион распространения. Издания могут быть общероссийскими, читатели которых включают все основные группы населения, которое проживает на территории РФ; межрегиональными – охватывающими население нескольких регионов; международными – объединяющими группы населения, которые проживают в разных странах; территориальными – краевые, областные, городские, районные СМИ. Характер аудитории является определяющим для дифференциации прессы по принадлежности читателей к той или иной социальной и возрастной группе, профессиональному сообществу, для мужчин и для женщин, для групп верующих.

      Исследованию типологии периодических изданий, адресованных детской и подростковой аудитории, посвящены труды М.И.Алексеевой, Л.А.Вяткиной, Г.Л.Капустиной, Д.И.Косолаповой, В.С.Лебедевой, Ю.А.Носова, М.Ф.Поповой, И.А.Руденко, М.И.Халлилуиной. Отметим, что детская пресса не однородна. Есть издания, созданные взрослыми для детей, и те, которые предназначены для детей и создаются самими детьми.

     Поэтому «детская пресса» включает два разных явления и характеризуется исследователями СМИ, исходя из разных критериев.

      Рассмотрим существующие на сегодняшний день подходы к типологизации прессы для детей и подростков.

       Исследованию прессы, создаваемой взрослыми для детей, посвящены работы И.А.Руденко. Она к основным типоформирующим признакам изданий для детей и юношества относит характер аудитории и вслед за психологом Жаном Пиаже выделяет четыре возрастные подгрупп дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет),  старшеклассников  (15-17  лет)  –  и  опираясь  на  эту  классификацию,

выделяет четыре типа изданий: для дошкольников («Веселые картинки», «Воробышек»), для младших школьников («Мурзилка», «Карапуз), для подростков («Пионер», «Чудеса и тайны планеты Земля»), для старшеклассников («Бумеранг», «Маруся», «До 16 и старше»). Кроме того, исследователь обращает внимание и на другие типоформирующие признаки: признак пола (издания	для мальчиков-юношей	 и девочек-девушек), мировоззрение (для различных групп верующих), социальный признак (для воспитанников детских домов, для детей с инвалидностью), а также анализирует издания для детей и юношества по территориальному признаку:

– распространяемые в России, странах СНГ и ближнего зарубежья;

– распространяемые в России и СНГ;

– распространяемые только в России;

– распространяемые в отдельных регионах на русском и национальном языках;

 – ориентированные на детское население отдельных территориальных единиц РФ (областные, краевые, республиканские издания), районные и городские; школьные издания.

       И. А. Руденко приводит анализ детских и юношеских изданий по характеру информации (универсально-тематические и монотематические) и по способу производства (издаваемые профессиональными издательствами и самодеятельные издания), затрагивает также интернет-издания для детей.

        Г.Л.Капустина предлагает свою типологию детской прессы. Ею выделены такие типологические характеристики:

1) функционально-целевое назначение: периодика для детей (требуется уточнение конкретной возрастной группы);

         2) читательская аудитория: возрастная адресация, психологические группы читателей, участие детей в выпуске газеты;

        3) проблемно-тематическая направленность: совокупность общественных отношений;

        4) социальные	функции:	приоритетными	являются	просвещение, воспитание, организация коммуникативного пространства;

         5) учредитель: государственные или общественные организации, не обязательно связанные с институтами образования и воспитания.

     Исследования М. И. Алексеевой посвящены прессе, создаваемой взрослыми для детей. Она выделяет из детской периодики 20-х годов XX века детский журнал и характеризует его как издание для детей, которое выполняет функции не только просвещения, но и социализации. В своих работах М. И. Алексеева подчеркивает, что суть перемен, произошедших в детской журналистике после «великих реформ», заключалась в том, что перед нею выдвигалась задача, ранее не известная: не просто служить «для сердца и разума», а стать руководителем юношества, наставником в жизни.

        Идея просветительства уступала место активному и деятельному формированию мировоззрения подрастающего поколения. Это соответствовало и педагогической переориентации, так как «из эпохи 60-х годов русская школа выходила существенно обновленной». Детская журналистика, чуткая к запросам современности, перестраивала свою работу, менялась по форме и содержанию, шла навстречу читателю. Новые журналы призваны были объединять детей, руководить их учебой, творческими занятиями, убеждать в правоте и значительности того, что делали взрослые, пробуждать интерес к общественной деятельности, к участию в жизни страны. М. И. Алексеева отмечает актуальность вопросов, поднимаемых в 20-е годы XX века детской печатью, и широту тематики публицистических материалов, по сравнению с журналами дореволюционной России. Они воспитывали в своих читателях активное отношение к жизни, стремились объяснить политическое и социальное устройство общества, объективно рассказать об окружающем мире, явлениях природы, научных открытиях.

       Детские СМИ, которые создаются детьми для детей, рассматриваются в исследованиях под разными названиями: “самодеятельная”, “самоиздатовская”, подростковая, юнкоровская, ювенильная.

       Так, Л.А.Вяткина в своих работах использует название “подростковая самодеятельная”. Ей принадлежит следующая классификация этой прессы:

– самодеятельные издания, в которых на всех уровнях производства информационного продукта работают сами дети при творческой, а главное – материальной поддержке взрослых, которые решают правовые, организационные и финансовые вопросы. Эти издания, как правило, имеют официальную регистрацию, установленную периодичность (чаще всего – 1 раз в месяц), типографское исполнение, тираж от 1000 экз., финансирование из бюджетных источников;

– школьный самиздат, который создается детьми без какой-либо поддержки взрослых (случается, что и вопреки их намерениям). Эти издания, чаще всего, не имеют официальной регистрации и строгой периодичности, исполняются  на  печатно-множительной  технике  тиражом  менее  100  экз. Могут быть не привязаны к конкретному учебному заведению;

 – школьная пресса как периодические издания, выпускаемые в рамках одного учебного заведения силами учащихся. Школьные газеты, журналы, альманахи	либо	издаются	на	средства	учебного	заведения (легальные, официальные, спонсируемые школой издания), либо выпускаются силами самих учащихся (нелегальные, независимые издания). Имеют условную периодичность и тираж от 1 до 100 экз.;

 – страница в газете. Ее, как правило, готовят юнкоровские объединения, пресс-центры, агентства. При газете организуется юнкоровский коллектив, которым, как правило, руководит штатный сотрудник редакции. 

    Обычно такие страницы выходят 1 раз в месяц (либо 1 раз в квартал), тираж, соответственно, тот же, что у всей газеты;

– домашние компьютерные издания: этот тип самодеятельных изданий стал развиваться, когда появилась возможность оснащать квартиры компьютерной техникой. Дети и подростки самостоятельно осваивают компьютерные технологии и выпускают свои странички или полноценные газеты, которые читают либо в домашнем кругу, либо в дворовой компании, либо в школе;

  – электронные газеты: издания, появившиеся при развитии Интернета. Исследователь Д. И. Косолапова характеризует прессу для детей как «ювенильную журналистику», которая определяется как коммуникативная и социально-адаптивная деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно окрашенной информации. В своих работах Д. И. Косолапова анализирует функции ювенильных СМИ  и определяет пять разновидностей ювенильных медиа по их основным функциям:

	образовательная, или просветительская: получение знаний об окружающем мире, о технологиях создания медиапродуктов, обучение коммуникативным навыкам (издания неформальных сообществ, юнкоровских объединений на базе учебных заведений, дополнительного образования, взрослых СМИ)

	пространство для самовыражения и творческих проб (литературные и художественные журналы в учебных заведениях, семейные издания);

	коммуникативная площадка для выражения альтернативного мнения (нелегальные и полулегальные ювенильные медиа в учебных заведениях);

		4) информационная/пропагандистская (ювенильные медиа, коммуникаторами которых формально являются дети и подростки, но они выступают не как самостоятельные субъекты, а действуют по указанию взрослых, определяющих содержание и идейное наполнение);

		5) игра как попытка освоения социальных ролей, попытка прикоснуться к взрослой жизни (медиапродукты, издаваемые неформальными детскими и подростковыми группами).

		    Представленная Д. И. Косолаповой классификация дает нам основание выделить следующие факторы типологизации детской прессы: тематическая направленность издания, целевая установка контента, подходы к выражению альтернативного мнения, идейное наполнение материалов, особенность ролевого поведения субъектов коммуникации.

		    Исследователь С. В. Лебедева предлагает иные факторы типологизации школьной прессы: «тематическая география» публикаций, реализация принципа объективности, универсальность тем. Представим составленную ею классификацию:

		   – издания, в которых все материалы относятся только к данной школе, всесторонне исследуется всё, связанное с нею;

		   – газеты и журналы образовательных учреждений, которые, помимо жизни конкретной школы, освещают проблемы социума в целом, интересы подростков;

		  – «имиджевые» издания образовательных учреждений, наполненные исключительно позитивной информацией о них; 

		 --  газеты специализированных общеобразовательных учебных заведений, имеющие четкую духовно-религиозную направленность.

В основе типологии детских СМИ, составленной М.И.Халлиулиной, лежат жанровые предпочтения самодеятельной детско-юношеской прессы. В своих работах исследователь приходит к выводу, что существует прямое влияние психолого-возрастных особенностей юнкоров на стиль публикаций и контент издания в целом. Авторы демонстрируют различные уровни освоения действительности и умения оформлять публицистические тексты. Так, юнкоры-старшеклассники обращаются чаще всего к жанрам: заметка, отчет,  эссе.  Они  также  пробуют  свои  силы  в  создании  сложных  жанров (репортаж, фельетон, обозрение и др.). Как правило, эти жанры тяготеют к авторскому и личностному началу. Юнкоры – младшие школьники предпочитают жанры художественного творчества (стихи, сказки, рассказы).  

    М. С. Халиуллина к типологическим признакам детских СМИ также относит особенности ротации редколлегии, возрастную, интеллектуальную неоднородность контингента редакции, уровень профессиональной подготовки, опыта, навыков журналистской работы руководителя детского СМИ.

    Таким образом, анализ работ названных выше исследователей позволяет нам констатировать, что детская и подростковая пресса в целом соответствует типологической структуре периодических изданий в России, однако имеет особенности, связанные со спецификой организации редакционного процесса и тематическими предпочтениями детской аудитории.

    Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С её помощью юная аудитория познает мир.

         Специфика этого вида журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

          Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

           По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. На 1 января 1998 г. Роскомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 200 детских и юношеских газет и 300 журналов.

   Основным типоформирующим признаком всех рассматриваемых изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

    Психологи делят эту аудиторию на 4 возрастные группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет), старшеклассников (15-17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

     Условия распространения традиционной и юнкоровской прессы различны. Если «Пионерская правда» имеет тираж 60 тыс.экз. и распространяется по всей России, странам и СНГ и ближнему зарубежью, то у юнкоровских изданий тираж небольшой – от 2 тыс.до 20 тыс.экз. и сфера их распространения ограничивается отдельными районами, городами страны, реже – областями и краями, а иногда отдельными детскими учебными заведениями. Исключение составляют московские газеты «Глагол», «Юношеская газета» и новосибирская газета «Рост», распространяющиеся по России и государствам СНГ.

     Необходимо отметить наметившуюся в начале 90-х гг. тенденцию резкого падения тиражей традиционных изданий, обусловленную рядом причин: постоянным ростом типографских расходов и услуг Роспечати, общим снижением интереса детей к чтению периодических изданий, обновлением рынка детской прессы и т.д. Но главной причиной явилось появление районных и городских изданий, максимально приближенных к интересам и потребностям ребенка.

    Крен в сторону регионолизации информационного пространства прослеживается в динамике подписных тиражей последних лет. Еще в начале 1993г. тиражи центральных СМИ превышали совокупные тиражи миестной прессы, но начиная с 1995 г. доля региональных газет в общероссийской подписке приближается к двум третям и это соотношение достаточно устойчиво.

    Укрепление позиций региональной прессы на информационном рынке, усиление ее влияния на общественные отношения обусловлено целым рядом причин:

Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов упрочило позиции местной прессы. Толчок к усилению центробежных тенденций в нашей стране дали изменения в российской государственности и связанные с ними разломы вертикальных управленческих связей между центром и провинцией, произошедшие в начале 90-х гг.

Снизилась покупательная способность населения: потенциальный читатель вынужден делать выбор в пользу лишь одного издания, причем сравнительно недорогого, из выписываемого ранее набора. Таким изданием оказывается чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская).

Монополизм связистов, взвинтивших стоимость услуг по доставке прессы, сделал невыгодным распространение больших тиражей на большой территории.

Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политических так и коммерческих проектов, местная пресса воспринимается региональными элитами как канал влияния на аудиторию.

Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные. Усиливается идеология возрождения России через провинцию.

1.2. Содержательная модель периодического издания для детей.

      Содержательная модель издания – это то основание, что определяет его тип, наряду с композиционно-графической и организационной (бизнес-моделью). Она включает в себя тематические направления, модальность и жанровые и лексико-стилистические особенности материалов. Д. А. Мурзин считает, что «прежде чем пытаться формулировать содержательную модель издания, редакция должна собрать максимум информации о том, какую информацию желает видеть читатель в газете». Вторым важным условием, по мнению исследователя, является понимания совокупности функций и определение иерархии приоритетов в этих функциях.

       Говоря об особенностях содержательной модели детских СМИ, вслед за И. А. Руденко отметим, что по функциональной предназначенности выделяются универсально-тематические и монотематические периодические издания. Как считает исследователь, универсальность присуща в основном новой периодике на национальных языках (иногда это воссозданные на базе пионерских газет и журналов детские издания, иногда – созданные с нуля). 

      В эту категорию также попадает периодика зарубежных издательских домов, например, журналы-энциклопедии. Но большинство изданий носят монотематический характер, даже традиционные универсально-тематические газеты и журналы стремятся увеличить свою аудиторию через монотематические приложения. Это позволяет им, с одной стороны, расширять аудиторию за счет индивидуального подхода к своим читателям, а с другой – за счет увеличения совокупного тиража повышать к себе интерес рекламодателей. В то же время монотематические издания по своему содержанию делятся на социальные, просветительские и рекреативные. К социальным монотематическим относятся духовно-религиозные журналы, журналы для абитуриентов (подготовка будущих студентов) и частично – спортивные, так как в них через спорт решаются важные социальные задачи по оздоровлению подрастающего поколения. К просветительским относятся журналы о новостях науки,	о природе,	о путешествиях, журналы по искусству, о компьютерах, газеты и журналы для юных экономистов.

       Наконец, периодика рекреативного характера, с одной стороны, представлена литературными изданиями («Журнал сказок»), с другой – развлекательными (комиксы, сборники сканвордов), также в эту группу входят журналы-игрушки или с приложением игрушек. Имиджевые издания, представленные на рынке детской периодики федерального уровня ближе к периодике просветительского характера, но в рамках этой функции они обычно используют и приемы рекреативных изданий (творческие конкурсы по профилю бизнес-структуры, на имидж которой работает данный журнал).    

       Еще одним важным условием формирования содержательной модели издания является знание целевой аудитории, понимание мотивации выбора читательских предпочтений. По мнению В. В. Тулупова, «для редакции газеты, ориентированной на читателя и только на него, становится крайне важным не только определить свою информационную нишу, но и выделить целевую аудиторию, постоянно изучать ее потребности и таким образом выстраивать политику печатного органа, чтобы удовлетворять эти потребности и нужды». Л. Г. Капустина подчеркивает, что «подготовка и выпуск газеты, адресованной юной аудитории, требует понимания основных закономерностей и этапов психического развития ребенка, потому что характер аудитории является основным типоформирующим признаком для данного типа изданий». Дети – это специфическая аудитория печатного издания, так как в детском возрасте в организме человека происходят масштабные психофизиологические процессы и постоянно меняются интересы. Поэтому в подготовке периодического издания, адресованного детской аудитории, требуются знания возрастных особенностей и этапов психического развития ребенка.

      Характер аудитории является для детских СМИ основным признаком, базовым для определения содержательной модели. Аудитория детского печатного издания обладает специфическими особенностями, главным из которых является психическое развитие. По мнению Л. С. Выготского, «ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой». Гипотеза исследователя о детском развитии заключалась в том, что человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

    В силу психофизиологических изменений, которые происходят в детском возрасте, юные читатели одну и ту же информацию в 5, 7, 10 лет воспринимают по-разному, и периодические издания для детей должны учитывать возрастные характеристики своего читателя, чтобы выстроить верную редакционную стратегию.

    Под аудиторией детской и подростковой прессы рассматриваются потенциальные читатели вышеуказанной прессы, возраст которых ограничен интервалом от 1 года до 1.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44