VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные принципы финансирования инновационной деятельности и практика их применения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002685
Тема: Основные принципы финансирования инновационной деятельности и практика их применения
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Российский государственный педагогический университет им АИ Герцена»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и экономического образования

Курсовая работа по дисциплине «»
 «Основные принципы финансирования инновационной деятельности и практика их применения »
                                                                                                      
                                                                                     Учащегося  2 курса 
                                                      дневной формы обучения
                            ФИО Сивак Александр Дмитриевич
                                                                                          
                                                                                                Научный руководитель:
 доцент экономической теории и экономического образования 
Вахитова Лидия Рустамовна

                                              







                                                   Санкт-Петербург
                                                             2016


Оглавление:

Часть 1. Государственная политика в области финансирования инновационной деятельности в РФ.
Часть 2. Негосударственные источники финансирования инновационной деятельности.
Часть 3. Примеры успешных проектов, поддержанных институтами развития
Часть 4. Заключение.
Часть 5. Список использованной литературы.

Введение
     Актуальность темы исследования. В современном мире экономический рост не может быть обеспечен без использования последних достижений науки и техники то есть инноваций. Практика показывает, что источники финансирования инновационной деятельности очень разнообразны такие как: бюджетные ассигнования, выделяемые из различных бюджетных фондов,также из специализированных внебюджетных фондов и средства самого организатора инновационной деятельности и привлеченные им для реализации его деятельности. Порядок финансирования таких проектов зависит от его характера и  от источников финансирования. Благодаря всему вышеперечисленному проблема формирования системы финансирования инновационных деятельности приобретает высокую актуальность.
     Цель и задачи исследования. Цель моей работы состоит в определении основных источников финансирования инновационной деятельности в условиях рыночной  экономики.
     

Часть 1. Государственная политика в области финансирования инновационной деятельности в РФ.
      Основным принципом при формировании государственной политики России в области инвестирования инновационной деятельности является ставка на реализацию задач НТП, так как инновационная деятельность определяет степень восприимчивости российской экономики к научно- техническим достижениям.
      Потребность в государственном участии в стимулировании инновационной деятельности обусловлена следующими факторами:
• высокой степенью износа основных фондов и прежде всего оборудования;
• необходимостью предотвращения низкой конкурентоспособности продукции на мировых рынках путем повышения ее качества;
• потребностью государства в выявлении перспективных «точек роста» производства по выпуску конкурентоспособной продукции на мировом рынке с ориентацией на реально существующий в стране и за рубежом платежеспособный спрос;
• заинтересованностью государства в сохранении и развитии национального научно-технического потенциала и инновационного предпринимательства.
      Основными целями государственной поддержки инновационной деятельности предприятий являются:
• внедрение передовых отечественных и зарубежных научно- технических разработок;
• создание благоприятной инновационной сферы, стимулирующей технологическое обновление производства;
• создание новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства;
• концентрация бюджетных финансовых ресурсов, других форм финансирования за счет внебюджетных и негосударственных источников на приоритетных направлениях научно-технического развития и технологического перевооружения производства;
• создание условий для привлечения частных и иностранных инвесторов.
    Реализация основных целей государственной поддержки инновационной сферы определяет функции государства в ней, которые в области стимулирования инновационной деятельности являются следующими:
> создание правовой базы инновационных процессов;
> координация инновационной деятельности;
> регулирование международных, федеральных и региональных аспектов инновационных процессов;
> аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
> формирование инновационной инфраструктуры;
>    регулирование социальной и экологической направленности инноваций.
      Таким образом перед российским государством стоит задача создания благоприятных условий для привлечения финансовых средств в инновационную сферу, т.е. для финансового обеспечения инновационных процессов.
     В условиях отсутствия платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные инновации на внутреннем российском рынке государство обязано выступать координатором размещения заказов на выполнение НИОКР и инновационных проектов.
    Помимо прямого финансирования инновационной деятельности со стороны государства приоритетных направлений НТП и фундаментальных исследований в законодательном порядке были созданы целевые бюджетные фонды. Средства государственного бюджета, используемые для выполнения целевых комплексных программ, аккумулируются в Российском фонде фундаментальных исследований, Российском фонде производственных инноваций и Российском фонде фундаментальных исследований, а также в Российском фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В целях поддержки гуманитарных научных исследований был создан Российский гуманитарный научный фонд. Система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена на  рис 1
    
Рис 1 Система бюджетного финансирования инновационной сферы
    
      В условиях дефицита выделяемых средств на инновационную деятельность, возможно применение таких принципов: принцип быстрой отдачи и принцип распределения с временным лагом.
      Принцип быстрой отдачи предполагает, что денежные средства вкладываются в уже существующие инновационные проекты, но требующие небольшой доработки. При этом под отдачей понимается возврат инвестированных средств с приростом добавленной стоимости, в т.ч. и прибыли.
      Принцип с лаговым распределением во времени базируется на инвестировании инновационного проекта, реализация результатов которого впоследствии затронет многие сферы экономики. Формирование государственной политики, основанной на таком принципе в настоящее время весьма актуально.
      В целом роль государства в финансировании инновационной деятельности можно свести к следующим моментам:
      • в рамках большинства инновационных правительственных программ государство принимает участие по их финансированию либо путем прямого финансирования, либо посредством бюджетных средств целевых бюджетных фондов, хотя и в недостаточном объеме;
      • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР, обеспечивают начальный спрос на многие инновации, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
• государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных предприятий и университетов;
• государство в своей инновационной политике должно использовать как прямые, так и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности рис. 2.



Рис. 2 Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности.
      Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно- ведомственной и программно-целевой.
      Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законодательными актами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование государственных целевых программ, в том числе и в малом инновационном бизнесе. Также важным стимулятором инновационной деятельности являются косвенные методы государственного регулирования. В него входят налоговые льготы и льготная амортизационная политика.
      Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике нацелены как на стимулирование самих инновационных процессов, так и на создание благоприятного инновационного климата.
      Реализация косвенных методов в государственной инновационной политике получила название косвенного государственного финансирования. Его суть заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР заинтересованными в их результатах инвесторами на коммерческих условиях. Косвенное финансирование осуществляется через налоги, кредиты, амортизационную политику, различные льготы и стимулы. 
      Наиболее универсальный подход к формированию портфеля государственных инвестиционных заказов на реализацию инновационных проектов - проведение открытых тендеров - конкурсов и аукционов. В этом случае коммерческий характер инновационной деятельности будет отвечать коммерческим интересам инвесторов.
      Смысл данного подхода заключается в предоставлении возможности претенденту на основе бизнес-плана и отраженных в нем маркетинговых исследованиях доказать, что инновационная продукция найдет своего платежеспособного потребителя и быструю окупаемость вложений. Для развития заложенных в конкурс целей государственно-коммерческого финансирования инновационных проектов намечается реализация двух механизмов: сертификации проектов и государственных гарантий инвесторам.
      Еще одним важным направлением косвенного государственного стимулирования инноваций является мобилизация средств целевых внебюджетных фондов.
      В России субъектами образования внебюджетных фондов являются:
• Министерство промышленности, науки и технологий, формирующее Российский фонд технологического развития;
• федеральные министерства, создающие свои внебюджетные фонды;
• другие федеральные органы исполнительной власти, образующие свои внебюджетные фонды;
• корпорации, концерны и объединения, формирующие свои внебюджетные фонды объединений.
      Внебюджетные фонды, создаваемые самими предприятиями, формируются за счет их добровольных отчислений независимо от форм собственности в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции и включаются в себестоимость продукции.
      Не отчисляют средства во внебюджетные фонды предприятия и организации, изготавливающие продукцию для государственных нужд. Их производство финансируется за счет бюджетных средств.
      Федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, а также объединения ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды.
      Регистрацию внебюджетных фондов, ведение их реестра осуществляет Министерство промышленности, науки и технологий РФ. В настоящее время внебюджетные фонды НИОКР созданы более чем в 15 федеральных министерствах, ведомствах и госкомитетах. Внебюджетные фонды не имеют прав юридических лиц и функционируют от имени органов, в которых они созданы на основании положений, утверждаемых образовавшими их органами.
      Средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций направляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, повышения технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасности.
      Выделение из внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций средств на проведение НИОКР осуществляется на договорной основе.
      Но расходование части средств внебюджетных фондов плохо поддается учету и появляются широкие возможности для финансовых махинаций и использования финансовых средств не по назначению.
    Не менее важной задачей в области регулирования инновационной деятельности является участие государства в формировании инновационной инфраструктуры.
    Инфраструктура инновационной деятельности подразделяется на следующие функциональные сферы:
    - информатика и телекоммуникации;
    - кредитно-финансовая сфера;
    - фондовый рынок;
    - институт посредников;
    - транспорт и связь;
    - фирмы и компании, оказывающие услуги специального характера.
    Актуальными задачами в области создания современных информационных
систем в сфере инновационной деятельности являются:
? формирование базы данных технологических заделов как набора инновационных наукоемких технологий, превосходящих по своим технико- экономическим характеристикам традиционные, по которым выпускается основной объем продукции предприятий;
? функционирование и дальнейшее развитие электронных информационных систем.
    Что касается базы данных, то на сегодня в ней представлено свыше 190 технологий, соответствующих мировому уровню, их которых около 40% не имеют зарубежных аналогов.
    Кредитно-финансовая сфера и ее развитие предполагает наличие и функционирование сети коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов с акцентом на финансирование инновационной деятельности.
      Развитию инновационного предпринимательства в России способствует формирование инфраструктуры институтов ценных бумаг и других посреднических структур (инвестиционно-инновационных банков, фондов, страховых компаний).
      Транспорт и связь, коммуникационные и информационные системы имеют общехозяйственное назначение и обслуживают все отрасли национальной экономики. Резкое сокращение государственных дотаций, установление свободных цен и тарифов ограничивают доступность их услуг для инновационной деятельности.
      Важную роль в создании инновационной инфраструктуры играет формирование инновационных центров, научных и технологических парков и инкубаторов, благодаря которым реализуется стратегия стимулирования роста инноваций, соединяющая элементы федеральной и региональной инновационной политики государства.
      Целью создания инкубаторов является первоначальная помощь малым и средним инновационным предприятиям, отдельным ученым, изобретателям и специалистам в организации их собственного предприятия. Инкубатор на льготных условиях предоставляет им в пользование помещения, доступ к научному оборудованию, финансированию.
      В последнее время в западных странах получило широкое распространение создание инновационных центров. Инновационные центры призваны соединить достижения ученых и изобретателей с деятельностью предпринимателей. Они привлекают общественные и частные финансовые средства для проведения НИОКР и на производственное освоение инноваций.
      Зарубежный опыт показывает, что наукоемкое промышленное производство целесообразно сосредотачивать в городах - технополисах, что
способствует превращению страны из «имитатора» в технологического лидера, осуществляющего НИОКР в приоритетных направлениях НТП. Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы экономики на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня.
      На сегодня в России действует более 40 инновационно-технологических центров (ИТЦ), в которые входят 80 инновационных фирм и более 150 сервисных предприятий. Кроме того создана и функционирует Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами, Российский инновационный союз, Ассоциация поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Все эти структуры оказывают содействие в освоении и реализации на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.
       На основе данных о государственной политики в области финансирования и регулирования инновационной деятельности в стране можно определить функции государства в сфере инновационной деятельности (Рис. 3).




Рис. 3 Функции государства в области инновационной деятельности.

Часть 2. Негосударственные источники финансирования инновационной деятельности.
      Рассмотрев методы прямого и косвенного государственного финансирования инновационной деятельности, рассмотрим рыночные способы привлечения средств под инновационные проекты предприятий.
      Финансирование предприятиями создания научно-технической продукции осуществляется либо в рамках внутрифирменных отношений, когда исполнителями работ являются собственные научно-исследовательские и конструкторские подразделения, либо на основе заключенных договоров со сторонними исполнителями, в том числе совместно с другими заказчиками.
      Финансовые ресурсы предприятия, используемые для финансирования инноваций, могут быть подразделены на собственные и привлеченные. Основным источником финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий являются их собственные финансовые ресурсы, которые составляют около 85% средств, расходуемых на инновации.
      К собственным источникам финансирования инноваций относятся следующие:
? нераспределенная прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и дивидендов;
? амортизационные отчисления;
? акционерный капитал;
? добавочный капитал.
      Рассмотрим подробнее собственные источники финансирования.
      За счет нераспределенной прибыли в соответствии с учредительными документами предприятия создают фонды накопления и фонды потребления.
      Под фондами накопления понимают денежные средства, направляемые на инновационную деятельность, производственное развитие и развитие материально-технической базы предприятия (фонды развития производства).
      Операции по образованию фондов накопления и потребления отражают на основании решения годового общего собрания акционеров (участников).
      Однако изъятие денежных средств из хозяйственного оборота и направление их на инвестирование инноваций могут позволить себе лишь динамичные предприятия, находящиеся на подъеме своей производственной деятельности, имеющие стабильные и регулярные денежные поступления от продаж, т.е. устойчивые денежные потоки.
      Как показывает практика, финансирование из нераспределенной прибыли недостаточно при выполнении крупных, средних или долгосрочных проектов, поскольку оно связано с изъятием значительных денежных средств из хозяйственного оборота, что может нарушить стабильность производственного цикла из-за недостатка оборотного капитала.
      Исходя из всего этого данный источник  приемлем только для финансирования небольших по фондоемкости или краткосрочных инновационных проектов. В случае, когда необходимы значительные капитальные вложения, данный источник может иметь лишь вспомогательное значение.
      Амортизационные отчисления российских предприятий с 1991 г. имели тенденцию к сокращению. Эта тенденция не была прервана и проводившимися в 1992-1995 гг. разовыми переоценками основных фондов, которые проводятся и в настоящее время.
      Начисление амортизации может осуществляться двумя методами: линейным и нелинейным.При этом применение нелинейного метода позволяет в первые годы использования объектов амортизируемого имущества ускорить начисление амортизации в 1,5 раза, что положительно сказывается на формировании средств за счет данного источника.
      Практика зарубежных компаний свидетельствует, что акционерный (паевой) капитал является эффективным источником финансирования крупных и средних инновационных проектов, связанных с переходом на выпуск новых видов продукции.
      Российские предприятия, созданные в форме открытых или закрытых акционерных обществ, также могут увеличивать свой акционерный капитал путем дополнительной эмиссии акций при недостатке собственных средств для целей инновационной деятельности, привлекая в качестве инвесторов неограниченное количество юридических и физических лиц.
      Использование акций в качестве инструмента мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов широко используется в мировой практике. Фондовый рынок существенно расширяет возможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий и физических лиц для финансирования инновационных проектов.
      Однако данный путь не совсем прост и сопряжен со значительными трудностями. В случае варианта закрытой подписки увеличение акционерного капитала может оказаться проблематичным, если акционеры не намерены инвестировать в бизнес дополнительные средства. В случае открытой подписки актуальным для основного состава акционеров является сохранение контроля за возможной скупкой голосующих акций и их концентрацией в одних руках.
      При этом следует учитывать и временной лаг от принятия решения о дополнительной эмиссии акций до поступления финансовых средств - это примерно 8-10 месяцев, и при этом нет гарантий, что финансовые средства будут собраны за это время в полном объеме. К тому же публичное размещение акций - это сложный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают в основном крупные, успешно работающие предприятия. Малые и средние предприятия привлекают капитал посредством закрытого размещения акций.
      Специфические условия российской экономики, неразвитость фондового рынка, отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, нехватка свободных капиталов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение акций, высокий риск вложения денег в акции не позволяют в настоящее время рассматривать выпуск акций как серьезный источник финансирования инновационной деятельности. Большинство предприятий пока не в состоянии обеспечить своим акциям высокий уровень доходности, ликвидности и надежности, который мог бы заинтересовать инвесторов.
      Анализ использования акционерного капитала для целей финансирования инновационной деятельности позволяет выявить как положительные факторы, так и недостатки этого источника инвестиций (таблица 1).
Таблица 1
Положительные факторы и недостатки финансирования инновационной
деятельности за счет увеличения акционерного капитала



Положительные факторы
Недостатки
С помощью эмиссии акций капитал привлекается на неопределенный срок и без обязательств по возврату.
Выпуск акций в открытую продажу повышает их ликвидность.
Открытое акционерное общество обладает большими возможностями по привлечению капитала, чем закрытое.
Увеличение числа акционеров затрудняет управление обществом.
Выпуск акций приводит к дроблению дохода между большим числом участников.
Открытая продажа акций может привести к утрате контроля за собственностью

      В настоящее время у предприятий появился еще один источник собственных финансовых ресурсов, который при необходимости можно использовать для финансирования инновационной деятельности, - это добавочный капитал. Добавочный капитал увеличивает источники собственных финансовых ресурсов, которые являются средством увеличения и уставного капитала коммерческих структур. Образуется он за счет возрастания стоимости имущества при его ежегодной переоценке, а также дополнительного эмиссионного дохода при продаже собственных акций предприятия выше их номинальной стоимости. Балансовый счет, на котором аккумулируются средства добавочного капитала не подлежат закрытию на конец календарного года, он постоянно открыт, что позволяет при наличии средств на этом счете оперативно использовать их на финансирование инновационной деятельности.
    В случае недостатка собственных средств для финансирования инновационной деятельности предприятия вынуждены прибегать к использованию привлеченных средств .
    К основным источникам привлеченных финансовых ресурсов относятся следующие:
а)	эмиссия облигаций;
б)	эмиссия других долговых ценных бумаг;
в)	кредиты коммерческих банков;
г)	коммерческое кредитование;
д)	средства негосударственных инвестиционных и пенсионных фондов;
е)	иностранные инвестиции.
    Эмиссия долговых обязательств предприятия является одним из традиционных источников в мировой практике способов привлечения необходимых финансовых ресурсов для осуществления инновационного развития и реализации крупных инновационных проектов.
    В случае, если предприятие осуществляет эмиссию облигаций для целей финансирования инновационной деятельности, то срок облигационного займа не должен быть меньше продолжительности инновационного процесса с тем, чтобы погашение облигаций происходило после получения дохода от вложенных финансовых средств.
    Кроме того необходимо обеспечить достаточно выгодные условия для инвесторов, а также обеспечить ликвидность облигаций. Привлекательность для потенциальных инвесторов выпускаемых облигаций обеспечивается условиями их реализации, а также использованием их различных видов, для этого могут быть использованы облигации с фиксированной и плавающей процентной ставкой, с продлением или сокращением срока действия, конвертируемые и закладные.
     Однако, в российском хозяйственном обороте этот финансовый инструмент не получил еще должного применения по следующим причинам:
     - выпуск корпоративных долговых бумаг (облигаций) связан для инвесторов с большим риском, поэтому доходность их должна заметно превышать доходность аналогичных государственных ценных бумаг.
     Но для предприятий реализовать это непросто по причине специфической текущей конъюнктуры рынка государственных долговых ценных бумаг;
     - государственные долговые ценные бумаги, с учетом дефолта 1998 года, сроком более, чем на полгода еще не стали нормальным финансовым инструментом на рынке ценных бумаг. В связи с этим рисковые корпоративные бумаги с достаточно длинными сроками погашения, соответствующими инновационному циклу и без гарантий государства, могут не найти спроса на российском рынке. Тем не менее, по мере достижения финансовой стабилизации этот элемент инвестиций может стать перспективным на российском рынке ценных бумаг.
     б) эмиссия других долговых ценных бумаг;
     По мере расширения практики использования инструментов фондового рынка получают постепенное развитие производные ценные бумаги - деривативы, к которым, в частности, относятся варранты и опционы.
     Варранты обычно выпускаются вместе с облигационным займом предприятия. Этим достигается привлекательность облигационного займа, так как варрант - это свидетельство, выдаваемое вместе с облигациями и дающее право ее владельцу на дополнительные льготы по истечении определенного срока.
     Финансовый опцион - одностороннее обязательство, дающее своему владельцу право купить или продать финансовые инструменты в установленные сроки и по согласованной заранее цене.
     При исполнении опционного контракта возможны три ситуации:
     ? цена исполнения равна рыночному курсу, это опцион с паритетом;
     ? цена исполнения выгоднее рыночной цены, это опцион в деньгах;
     ? цена исполнения не выгоднее рыночной цены, это опцион вне денег.
     Продажа не самих корпоративных ценных бумаг, а лишь прав на их
приобретение может способствовать привлечению необходимых инвестиционных ресурсов.
    Кредиты коммерческих банков
    Особое место в силу своей специфики на российском рынке ссудных капиталов занимает предоставление кредитов инновационным предприятиям, разрабатывающим инновационные проекты, коммерческими банками.
    В общем объеме источников средств предприятий на финансирование инноваций привлеченные (кредитные и заемные) средства по данным экспертов составляют в настоящее время около 20 процентов, что можно рассматривать как верхнюю границу кредитования долгосрочных программ, в том числе и инновационных. При этом очевидно, что не все долгосрочные кредиты как инвестиции являются инновационными по своей сути. Коммерческие банки неохотно идут на долгосрочное кредитование инвестиционных промышленных проектов в том числе и инновационных. Это в определенной мере связано с отсутствием факторов, оказывающих стимулирующее воздействие на осуществление банками кредитования инновационной деятельности таких, как:
• освобождение от налогообложения или льготное налогообложение доходов банка, полученных от инновационного кредитования;
      • введение механизма реализации залогового права;
      • организация государственного страхования инновационных кредитов и предоставление государственных гарантий по стратегическим и приоритетным направлениям инновационной деятельности.
    Основной проблемой для предприятия при получении долгосрочного инвестиционно-инновационного кредита является предоставление банку адекватного обеспечения. Наиболее часто используемым в российских условиях обеспечением инвестиционных кредитов являются различные формы залога, переуступка прав, поручительство и банковская гарантия. Наиболее ликвидным залогом является залог денежных средств на депозитных или текущих счетах предприятия - заемщика, а также на специальных счетах, открываемых банком для аккумулирования средств на обслуживание и погашение задолженности. Достаточно ликвиден и залог ценных бумаг (особенно государственных) и своей дебиторской задолженности (возможно по схеме факторинговой сделки). Однако этих средств не всегда бывает достаточно, поэтому требуется дополнительное обеспечение.
    Одной из самых распространенных форм обеспечения является залог материальных активов предприятия - технологического оборудования, транспортных средств, производственных запасов, готовой продукции, недвижимости. Практически нельзя получить кредит под залог нематериальных активов как самых низколиквидных. Да и материальные активы не всегда обладают даже средней ликвидностью, поэтому банки предпочитают оценивать стоимость залога с большим дисконтом, доходящим до 50% и более.
    Основными формами стимулирования финансирования инновационных разработок со стороны коммерческих банков являются: дифференциация ставок налога на прибыль в зависимости от направлений ее использования (льготное налогообложение прибыли, инвестируемой в инновационные проекты) и дифференцированное установление нормативов обязательных резервов, средств на корреспондентских счетах в ЦБ РФ при финансировании таких проектов. Однако специфика реализации инновационного процесса предопределяет особенности анализа кредитоспособности заемщика со стороны коммерческого банка. Анализ инновационного потенциала призван определить, в какой мере предприятие-заемщик способно реализовать инновацию и добиться коммерческого успеха на рынке. Экспертиза инновационных проектов может проводиться экспертами банка или привлекаемыми на договорной основе консультантами, способными оценить перспективы осуществляемых инноваций с учетом мировых тенденций развития данной области науки и технологии.
      Привлекая на договорной основе высококвалифицированных специалистов, банк проводит комплексную экспертизу нововведений. При этом инновации оцениваются с научной, технико-технологической, экономической, экологической сторон.
      коммерческое кредитование 
      Еще одним методом использования привлеченного капитала является коммерческое кредитование, которое связано с предоставлением поставщиками своим покупателям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемого векселем. Вексель, одновременно является ценной бумагой, формой коммерческого кредита, средством обращения и платежа во взаимных расчетах предприятий по нескольким сделкам сразу.
 Средства негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов
    В финансировании инновационных проектов активную роль играют негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды.
    Одной из функций негосударственного пенсионного фонда является формирование и размещение самостоятельно или через управляющего собственных средств, включая пенсионные резервы. Пенсионные резервы образуются за счет пенсионных взносов и доходов от размещения пенсионных взносов.
    Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации, в том числе могут направляться на финансирование инновационных проектов.
    Деятельность этих фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов.
    В начале 2002 г. в России существовало 258 негосударственных пенсионных фондов. Совокупный пенсионный резерв этих фондов составил 15 млрд. руб.
    Инвестиционный фонд
    Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляет управляющая компания исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления. Существуют два вида инвестиционных фондов - акционерные и паевые.
    В состав активов акционерных и паевых инвестиционных фондов входят денежные средства, в том числе и в иностранной валюте, которые могут быть источником финансирования инновационных проектов.
    Иностранные инвестиции
    Развитие инновационной активности предприятий во многом зависит от привлечения иностранных инвестиций. Непосредственное вложение иностранного капитала в экономику страны более предпочтительно, чем предоставление кредитов, увеличивающих внешний государственный долг страны в совокупности с расходами по его обслуживанию.
    За счет иностранных инвестиций облегчается внедрение новых технологий, обеспечивается доступ к наиболее конкурентоспособной технике, появляется возможность создания или приобретения на основе договора уступки исключительных прав объектов интеллектуальной собственности, проводится коренная модернизация и совершенствование организации производства субъектов инновационной деятельности.
    Наиболее вероятным потенциальным источником иностранных инвестиций для российской экономики является частный сектор развитых капиталистических стран и новых индустриально развитых стран (в том числе при поддержке международных финансовых организаций, таких как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития). Однако, выдвигая перед собой задачу привлечения иностранных инвестиций, следует проанализировать:
    ? потенциальный источник иностранных инвестиций;
    ? условия, выдвигаемые потенциальными иностранными инвесторами;
? объекты, сферы инновационной деятельности, притягательные для иностранных инвесторов;
    ? механизм использования иностранных инвестиций;
    ? рынок сбыта и форму результатов инновационной деятельности.
    Однако, чтобы иностранное инвестирование действительно способствовало инновационности российской экономики, сопровождающий его научно- технический обмен должен способствовать укреплению о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44