- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности развития внимания у дошкольников с нарушенями речи
| Код работы: | K009744 |
| Тема: | Особенности развития внимания у дошкольников с нарушенями речи |
Содержание
министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
_________________________________________________________________________________
Институт детства
Дефектологический факультет
Кафедра дошкольной дефектологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Особенности развития внимания у дошкольников с нарушенями речи
Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль дошкольная дефектология
Выполнил студент группы 102 И.И. Зубрий
Форма обучения: очная
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Дата представления работы: «______» __________ 2016 г.
Оценка: _________________
Москва, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие внимания и особенности его развития в онтогенезе………………..5
1.2. Развитие внимания у дошкольников...............................................................7
1.3. Особенности развития внимания у дошкольников с нарушениями речи…..
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………....................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена исследованиям в области специальной педагогики и психологии. Она направлена на изучение развития внимания у дошкольников с нарушениями речи.
Развитие внимания является одним из основных моментов в развитии дошкольника, способствует развитие других познавательных процессов и является одним из наиболее важных показателей готовности ребенка к школе.
Проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи изучалась отечественными учеными Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковой, Т.Д. Барменковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, О.Н. Усановой, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотековой и другими. Они считают, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость.
Проблема развития внимания у дошкольников с нарушениями речи рассматривалась в специальной литературе, но изучена мало. Поэтому изучение развития внимания у дошкольников с нарушениями речи, а также определение путей коррекционно-педагогической работы обусловили актуальность данного исследования.
Объектом исследования является внимание у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель моего исследования – изучения особенностей развития памяти у дошкольников с нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы;
2. Формулировка понятий, касающихся данной темы;
3. Выявление особенностей формирования и развития внимания у дошкольников с нарушениями речи;
4. Посещение, анализ индивидуальных и групповых занятий в ГБОУ «Образовательный центр на проспекте Вернадского»;
5. Определение путей коррекционно-педагогической работы;
6. Проверка эффективности проведения данной работы.
В данной работе я использовала следующие методы исследования:
1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности и на занятиях;
за работой педагогического состава;
2. Беседа с детьми, педагогическим составом;
3. Анализ документации образовательной организации;
4. Изучение продуктов деятельности детей и их анализ.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие внимания и особенности его развития в онтогенезе
В настоящее время существует огромное количество мнений относительно внимания как феномена психики, но все они сводятся к тому, что внимание – это важнейший компонент в организации деятельности человека.
Т.К. Комарова пишет, что внимание – это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость»[2 стр. 5].
В данном определении под направленностью подразумевается проявление избирательности психической деятельности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность и отвлечение от объектов, не вовлеченных в нее. Получается, что внимание не является самостоятельным видом психической деятельности. Однако, оно способствует улучшению результатов остальных психических процессов (повышению эффективности восприятия, памяти и мышления).
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
1. Устойчивость (способность субъекта сохранять направленность и сосредоточенность психической активности на объекте внимания).
2. Сосредоточенность (способность субъекта сконцентрировать свое внимание на одном объекте).
3. Переключаемость (перевод с одного объекта на другой).
4. Распределение (способность субъекта рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности).
5. Объем (размер сохранения информации субъектом в сфере повышенного внимания).
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Внимание у человека формируется с рождения, в процессе формирования происходит развитие памяти, мышления, речи и так далее.
В своем развитии внимание у ребенка проходит через следующие стадии:
1. Первые недели-месяцы жизни. Проявление ориентировочного рефлекса, как объективного, непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.
Несмотря на то, что внимание не является самостоятельным видом психической деятельности, в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания проявляется в изменении четкости содержания, на котором основана познавательная деятельность.
1.2.
Развитие внимания у дошкольников
На протяжении всего дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок учится сознательно направлять свое внимание на определенный объект.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к внешним объектам окружающей действительности и к их действиям. Сосредоточенность ребенка сохраняется до тех пор, пока не угаснет интерес. Как только в поле зрения ребенка появляется новый предмет, ребенок сразу же переключает внимание на него. Именно поэтому в этом возрасте дети редко занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста развитие внимания приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 минут, то к пяти годам длительность игры увеличивается до двух часов. Это связано с тем, что в игре детей шести лет присутствуют более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается введением новых ситуаций.
Основные изменения внимания в дошкольном возрасте связаны с тем, что дети начинают сознательно управлять свои внимание, направлять его на определенные предметы и явления, удерживаться на них. «Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка»[6]. Получается, что развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного. Произвольное внимание формируется, благодаря взрослому человеку, которые активно включают ребенка в новые виды деятельности. направляют и организуют его внимание. Пи помощи взрослого ребенок усваивает ряд средств, посредством которых он сам начинает управлять своим вниманием.
Кроме ситуативных средств, организующих внимание в связи с поставленной задачей, существует речь. Часто речь называют универсальным средством организации внимания. Изначально для организации внимания ребенка взрослые используют словесные указания. Позднее ребенок способен самостоятельно обозначать словесно те предметы и явления, которые требуют внимания для достижения нужного результата.
На протяжении всего дошкольного возраста использование речи для организации внимания увеличивается. При выполнении задания по инструкции взрослого, дети 5-7 лет проговаривают инструкцию намного больше раз, чем младшие дошкольники. Получается, что в связи с возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка, формируется произвольное внимание.
Однако стоит сказать, что несмотря на то, что дети 4-7 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание в данном возрасте преобладает. Детям очень трудно сосредоточиться на малоактивной и монотонной деятельности. Именно поэтому на занятиях в детском саду можно наблюдать элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену деятельности. Все это позволяет поддерживать внимание детей на хорошем уровне.
Можно отметить, что устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности возникает к семи годам.
К концу дошкольного возраста произвольное внимание начинает интенсивно развиваться и становится непременным условие организации учебной деятельности.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на раздражители к сосредоточенности внимания на необычном и произвольное и произвольное внимание – от регулирования действий взрослым к саморегуляции. Оба направления внимания приведут к развитию внимания школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В.Лауткина. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173с.
2. Психология внимания: Учеб. – метод. Пособие / Авт.-сост, Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124с.
3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972г.
4. Л.С. Выготский. История развития высших психических функций (Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1983. – Т. 3. – С. 205 - 238).
5. Т. Б. Марцинковская. Диагностика психического развития, Москва, 1998 г.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
9
....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

